Главная страница

арбитражный процесс. 1. Преступное деяние 1 Понятие преступного деяния


Скачать 37.64 Kb.
Название1. Преступное деяние 1 Понятие преступного деяния
Анкорарбитражный процесс
Дата07.05.2023
Размер37.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла754161.docx
ТипРеферат
#1113342

Введение

Содержание

1. Преступное деяние

1.1 Понятие преступного деяния

1.2 Структура преступного деяния

2. Классификация (категоризация преступлений)

2.1 Преступления категории худуд

2.2 Преступления категории кисас

2.3 Преступления категории тазир

Заключение

Список литературы

Введение

В последнее время исследователи все чаще обращаются к изучению мусульманского права, в том числе и уголовного. Интерес к этой проблеме представляется вполне закономерным, если учесть, что в течение последних 10 лет ислам превратился в мощный фактор международной общественной и политической жизни. Ныне более чем в 30 странах мира из 100 мусульманских ислам объявлен официальной государственной религией и основным источником права.

Мусульманское уголовное право для человека, воспитанного в европейской правовой традиции представляет особый интерес еще и вследствие значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами: романо-германской и англо-саксонской.

Основное различие и, вместе с тем, основная черта, характеризующая мусульманское право вообще, и мусульманское уголовное право в частности, заключается в его религиозной природе. Мусульманское право - религиозная правовая система, основанная на исламе. Но, следует отметить, что мусульманское уголовное право и уголовное право мусульманских стран - это не одно и то же, что четко подчеркивает Р.Давид в своей работе «Основные правовые системы современности».

Поэтому уголовном праве определяется е тем, что в системе мусульманского права отсутствует самостоятельный раздел об уголовном праве, и уголовно-правовые нормы «разбросаны» среди других частей мусульманского права.

Изучение мусульманского уголовного права было построено на анализе учебников, научных статей монографий философов, ученых-юристов. В этих работах раскрывается понятие преступления, его структура,основные виды преступлений. К ним относятся труды таких ученых как Сюкияйнена Л.Р.Чернокова А.Э., Максуда Р., Сайида Муджтаба Мусуави Лари и др.

Предметом исследования Коран, Сунна Абу-Дауда, книга 38 «О наказаниях худуд», хадис, Уголовный кодекс Объединённых Аравбских Эмиратов 1987, ст.1

Целью данной курсовой работы является исследование учения о преступлении в мусульманском уголовном праву. В соответствии с поставленной целью на решение выдвигаются следующие задачи:

1. Раскрыть понятие преступления в мусульманском уголовном праве.

2. Рассмотреть основные структурные элементы преступления.

3. Проанализировать основные критерии для классификаций преступлений.

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики, а также комплекс общенаучных и специальных методов познания: сравнительно-правовой, логико-аналитический, системно-структурный.

Структура и содержание исследования обусловлены её целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении работы определены: наименование, предмет, объект, актуальность темы, а также ставятся цели и задачи исследования.

В первой главе исследуются понятие преступного деяния с позиции мусульманского уголовного права, в том числе раскрывается его структура

Во второй главе приводятся критерии классификации преступлений, а также основные виды преступлений.

В заключение работы даются основные выводы, полученные в ходе исследования.

В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы. Здесь излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.

1. Преступное деяние

1.1 Понятие преступного деяния

При изучении мусульманского уголовного права многие учёные в приложении к общему понятию преступлению сталкиваются с двумя сложностями.

Первая из них сводится к практически полному отсутствию в уголовно-правовой доктрине сколь-нибудь общего учения о преступлении. Вторая сложность сводится к чрезвычайной преплетённости, взаимосвязанности в мусульманском уголовном праве вопросов преступления, с одной стороны, и наказания. А также процессуального доказывания преступления, с другой.

В исламе под грехом понимают совершение запрещённого и несовершение обязательного действия. За грех положены либо каффара либо наказание. Под киффарой понимается именно религиозное покаяние.

Соответственно преступление по мусульманскому уголовному праву можно определить, как грех, посягающий на чьи-либо права, за который последует соответствующее наказание.

«Принципиально важным моментом является рассмотрение правонарушения как непослушания воле Аллаха. Поэтому по мнению мусульманских юристов, любое неправомерное в юридическом смысле поведение не просто представляет собой отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая,, земная” санкция, но в то же время выступает как религиозный грех, влекущий потустороннюю кару».

«Все деяния человека, согласно мусульманскому праву ( шариату ), делятся на пять категорий:

1. Обязательные ( фард ) либо для всех мусульман без исключения ( пятикратная молитва ), либо в зависимости от должностных обязанностей (действия муэдзина в мечети).

2. Желательные ( мандуб ) - это похвальные деяния, которые вознаграждаются в следующий жизни, но неисполнение которых не наказывается ( добровольная молитва сверх всяких предписаний ).

3. Дозволенные ( джаиз ) - поступки, не влекущие за собой одобрения или порицания.

4. Недостойные ( махрух ) - неприемлемые поступки, но и ненаказуемые ни в этом мире, ни на том свете ( небрежность в отправлении обязанностей верующего )

5. Запретные ( махзур ) - наказуемые деяния и помыслы в обеих жизнях ( на земле и на небе)».

К обязательным относятся действия, необходимость совершения которых прямо предписывается шариатом, а к запрещённым относятся такие действия, совершение которых не дозволяется либо никогда, либо без каких-либо условий.

1.2 Структура преступного деяния

мусульманское право преступный религиозный

Изложение общего понимания преступного деяния по мусульманскому праву

Представляет из-за отсутствия сколь общего учения о преступлении.

В современном исламском мире уголовное право во многих странах можно отнести к «гибридным» уголовно-правовым системам, для которых характерно смешение мусульманской уголовно-правовой традиции и традиции континентального (реже -- общего) права. Соответственно, в таких странах абстрактное учение о преступлении сравнительно развито, покоясь на постулатах континентальной правовой традиции.

В мусульманском уголовном праве можно выделить несколько элементов одним из таких элементов является внешний, объективный, физический его элемент. В отсутствие обобщенных конструкций точность и подробность изложения объективного компонента преступления имеет важно значение, так как мусульманское уголовное право подробно формулирует соответствующие правила, которые в свою очередь тесно переплетаются с рядом доказательственных норм.

Другим элементом преступного деяния по мусульманскому уголовному праву является психический элемент, элемент намерения, 'амд, в совершении преступления

Соответственно каждое преступное деяние связывается с определенным ему намерением. При этом неосторожно совершённое деяние либо вовсе не рассматривается как преступное, либо (как в посягательствах на жизнь и здоровье) карается исключительно денежным наказанием.

Стоит также отметить то, как оценивается, доказывается намерение по мусульманскому уголовному праву. В особенности этот аспект мусульманской уголовно-правовой доктрины разработан ханифитским мазхабом. В соответствии с его учением всякое намерение должно оцениваться объективно, по внешнему стандарту, т. е. исходя из того, было ли бы деяние намеренным в иной аналогичной ситуации. Если ответ будет положителен, то и в данной ситуации намерение можно считать доказанным независимо от реальных устремлений виновного.

В частности, к намеренному убийству по мусульманскому уголовному праву (согласно учению ханбалитского и ханифитского мазхабов) относятся все случаи убийства, совершенного с использованием орудия, способного убить, независимо от того, намеревался ли виновный в реальности причинить смерть потерпевшему или же просто хотел напугать его либо просто нанести рану. Такой объективный стандарт оценки намерения, 'амд, позволяет квалифицировать как намеренное убийство в том числе и случаи неосторожного (в привычном понимании этого слова) причинения смерти.

2. Классификация (категоризация преступлений)

Согласно мусульманскому уголовному праву преступление может относиться к одной из трёх категорий: худуд, кисас, таазир.

Критерий для отнесения преступления к одной из данных категорий по сути своей двойной: он связан, с тем, чьи конкретно права нарушаются данным деянием, и насколько определено предписанное за последнее наказание

В мусульманской юриспруденции выделяются три группы прав, которые могут быть нарушены в результате совершения преступного деяния. К ним относятся следующие: права Аллаха, права индивида, права Аллаха в сочетании с правами индивида.

Соответственно из данного деления на 3 группы прав можно увидеть определённую закономерность:

1) к преступлениям худуд относятся те, что посягают на права

Аллаха либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида (где доминантой являются интересы божественного);

2) к преступлениям кисас относятся те, что посягают на права индивида либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида (где доминантой являются интересы человека);

3) к преступлениям тазир относятся те, что посягают на права индивида.

«С процессуальной точки зрения различие сводится к тому, что единственным инициатором уголовного преследования в случае совершения уголовного - правового деяния худуд выступает государство; в случае совершения преступлений категории кисас таким лицом выступает сам потерпевший или его родственники, а в случае преступлений тазир - только государство».

2.1 Преступления категории худуд

Смысл понятия худуд можно представить как «границы дозволенного и запретного, установленные Аллахом». К преступлениям данной категории относятся такие деяния, наказание за совершение которых, точно, определено в Коране или Сунне и изменить которое правоприменитель не вправе.

С содержательной точки зрения к преступлениям худуд относятся те, которые посягают на права аллаха либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида, где доминантой являются интересы божественного.

Вопрос о том, какие преступления относятся к данной категории до сих пор, является дискуссионным. Например, представители школ маликитской Ибн-Джази и Мохаммедом мусадом и шафиитской Аль-Газали предлагагают относит к преступлениям данной категории следующие: ересь, восстание, прелюбодеяние, кража, грабёж, пьянство и клеветничество

Согласно точки зрения другого представителя маликитской школы, Ибн-Рушида, преступлений худуд пять : прелюбодеяние, кража, грабёж, пьянство и клеветничество.

Юрист шафиитской школы Аль-Маварди предлагает относить следующие преступления: прелюбодеяние, кража, пьянство и клеветничество.

Одним из первым следует рассмотреть такое преступление как ересь (вероотступничество).

Ересь (ридда) имеет место тогда, когда мусульманин отвергает ислам или её догматы. Такое отвержение может иметь место с обращением мусульмана в другую религию, в случае поклонения идолам и т.п.

Вероотступнику предоставляется время одуматься и вернуться в Ислам ; его упорный отказ влечёт уголовное наказания вероотступника: «Но если кто из вас от веры отречётся / И примет смерть неверным (Богу), / Деяния их станут тщетой. / И в ближней жизни, и в далёкой; Они все станут обитателями Ада и в нём останутся навечно»

Вторым по серьёзности преступлением выступает восстание. Данное преступление имеет место лишь в том случае, когда человек сам или в группе лиц пытается умышленно и насильственным путём свергнуть главу мусульманской общины - имама.

Основание к наказуемости восстания смертной казнью усматривается в Коране, в айатах которого содержатся достаточно расплывчатые указания на необходимость решительной борьбы с сеющими смуту в общине (т. е. вплоть до их физического уничтожения при безуспешности иных мер): «И если ты в войне их одолеешь, / То, (проявив к ним должную суровость за измену), ты от себя прогонишь тех, / Кто может следовать по их стопам (измены)...»

Прелюбодеяние (зина) по мусульманскому уголовному праву - это вступление в половое сношение с лицом другого пола, не являющимся его законным супругом. Применительно к мужчинам допускается половое сношение с наложницей, находящейся в правомерном обладании. Это преступление имеет две разновидности: собственно прелюбодеяние ( половая связь между женатыми лицами) и блуд (половая связь между лицами, не являющимися супругами).

В соответствии с преданием, для доказательства совершения прелюбодеяния необходимы показания четырех свидетелей. Причем последователи ханифитского толка принимали показания только мужчин и лишь в течение года с момента преступления. Интересно отметить, что в настоящее время в Саудовской Аравии практически не встречаются случаи прелюбодеяния, доказанного свидетельскими показаниями, и суд применяет наказание за это преступление только на основе признания.

Кража (сарига) представляет собой тайное похищение чужого имущества. При этом виновный и потерпевший не должны находиться в родственных отношениях, а похищенное, в свою очередь, должно быть способно, принести пользу преступнику (т. е. его можно продать и обогатиться). Нельзя также украсть свою собственную вещь у другого (например, находящуюся в залоге) или вещь, в которой у виновного есть доля. В любом случае для образования кражи стоимость похищенного Должна превышать установленный минимальный предел (нисаб).

Грабеж (хараба) наказуется в зависимости от тяжести совершенного: если ему сопутствовало убийство, то наказанием является смертная казнь через обезглавливание с последующим выставлением тела распятым на кресте (такое выставление имеет место только в случае удачности грабежа самого по себе); грабеж без убийства влечет отсечение правой руки и левой ступни; грабеж, прерванный до его совершения, карается заключением вплоть до раскаяния.

Пьянство (или употребление алкоголя)

Запрет на употребление алкоголя основывается на общемусульманской доктрине о том, что единственно Аллаху принадлежат наши тела, а потому все вещества, причиняющие им вред и зло, являются не только хамром, но и харамом (нечестивым).

В исламе не сразу был установлен запрет на употребление алкоголя. Сначала было установлено, что от хамра исходит и добро, и зло. Ведь из одних и тех же плодов можно приготовить как полезные снадобья, так и одурманивающие вещества. «Из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток, пьянящий и хороший удел. Поистине в этом - знамение для людей разумных», - сказано в Коране (Сура 16, аят 69).

По истечению определенного времени было установлено, что мусульманам не следует одурманиваться перед совершением молитвы, т.к. помутненный разум человека не готов к восприятию высоких откровений. Такой подход вытекал из следующего коранического наставления: «Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны, так как не понимаете того, что говорите» (Сура 4, аят46).

«Не может быть сомнений в том, что волевые действия и поступки людей во всем их многообразии проистекают из внутренней мотивации. Все наши усилия суть отражения наших намерений и идей, попыток их осуществления; они подобны утвердительным ответам на наши наклонности и пожелания… Мы несем исключительную ответственность за наши поступки, ибо человек волен поступать в этой жизни, как ему заблагорассудиться, не считая себя простым винтиком общества или истории».

Разум, т.е. способность человека понимать, логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания - также одна из ценностей ислама. В исламе разуму придается исключительное значение. Ведь нести обязанности, отвечать за совершенные поступки может только лицо, находящееся в здравом уме. Инкриминировать лицу можно лишь деяние, которое он совершил в состоянии свободной воли. Разум - исключительный дар, которым наделен человек. Среди факторов, пагубно воздействующих на разум, особо выделяются одурманивающие вещества, потребление которых в исламе запрещено. Всякое одурманивающее вещество и средство, запрещенное исламом, называется хамр (запрещенное). К хамру в исламе отнесены наркотики и алкоголь.Воздействие алкоголя на общество очень хорошо известно, как и число совершаемых в состоянии опьянения преступлений, начиная с вождения автомобиля в нетрезвом виде, публичных беспорядков и семейных конфликтов и закачивая случайным поджогом собственного жилища, потерей чувства ответственности и грубым поведением.

Последнее преступление из категории худуд -- клеветничество (кадф). Оно заключается в ложном обвинении женщины в совершении прелюбодеяния или в указании на сомнительность отцовства ее ребенка. В дальнейшем юристы расширительно истолковали кораническое установление, сочтя, что потерпевшими здесь могут быть и мужчины. Что касается требования четырех свидетелей в подтверждение истинности обвинения, то здесь клеветничество граничит с прелюбодеянием: обвиняемый, представивший четырех свидетелей в подтверждение истинности своих слов, оправдывается, тогда как потерпевший становится, в свою очередь, обвиняемым и осуждается за прелюбодеяние; и наоборот, при недостаточности свидетелей в подтверждение прелюбодеяния все эти свидетели осуждаются за клеветничество.

2.2 Преступления категории кисас

Слово кисас (возмездие) происходит от слова хаос, которое означает «следовать по чьим-то следам», то есть «поступить с обидчиком или преступником так же, как он», «пролить его кровь, отомстив за преступление»

В эту группу правонарушений входят преступления, за которые шариат устанавливает точную санкцию - кисас, означающую возмездие, т.е. наказание, равное по тяжести совершенному противоправному деянию. В Коране сказано: «Кто же преступает против вас, - то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас…» (II, 190/194). «И воздаянием зла - зло, подобное ему» (XLII, 38/40).Преступления данной группы, преимущественно, посягают на жизнь и здоровье.

Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что государство вправе по своему усмотрению установить санкции за эти правонарушения. Это открывает возможность принятия современного законодательства, не затрагивающего первые две категории преступлений.

Убийство - это умышленное или неосторожное причинение смерти другому человеку. Причинение смерти другому человеку - это лишение его жизни.

Убийство считается тяжким грехом и осуждается в Коране. Например, в нем говориться: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (V, 35/32).

Объектом убийства является человеческая жизнь. Началом жизни, в соответствии с украинским законодательством, считают начало физиологических родов.

У мусульман по поводу аборта существуют две крайние точки зрения. Некоторые мусульмане, выступая в защиту искусственного прерывания беременности на ранней стадии, утверждают, что внутриутробный плод, не достигший 16-недельного возраста, душой не обладает и поэтому, в случае крайней необходимости, аборт может быть сделан до истечения этого срока. Другие же утверждают, что никому не дано знать, чем по сути своей является дух или душа, ибо когда Пророка спросили об этом. Он по велению Аллаха ответил, что знание об этом всецело принадлежит только лишь Богу. Следовательно, внутриутробный плод, начиная с самого момента зачатия, наделен уже потенциальной жизнью, а потому его надлежит защищать, предоставив ему все права человеческой жизни.

Конечный момент жизни является биологическая смерть. Закон в равной мере защищает жизнь любого человека, независимо от его жизнеспособности, возраста и т.д. Следовательно, украинское законодательство, равно как и мусульманское запрещает эвтаназию. Мусульмане верят, что никто не имеет автоматического права на жизнь, это Божий дар. Если Бог пожелает иначе, то живое существо прекратит свою жизнь или же ему вообще не будет дарована жизнь. Даровать жизнь и отнимать ее -- привилегия Бога.

В священной книге мусульман сформулирован строгий запрет совершать противоправное убийство, а также установлено, хотя и в абстрактной форме, суровое наказание за него: «Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке... А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему -- геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его и уготовал ему великое наказание!.» (IV, 94/92--95/93). «И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву» (XVII, 35/33). В теории мусульманского права считается, что данные общие положения Корана конкретизируются преданиями о Пророке, в которых зафиксирована точная мера наказания за убийство. В частности, Пророку приписываются такие слова: «За умышленное убийство -- возмездие». В соответствии с другим преданием Пророк допускал «законное» пролитие крови в трех случаях, включая умышленное убийство. Такое предписание сунны толкуется мусульманскими правоведами как установление за умышленное убийство строго определенной санкции -- смертной казни в качестве наказания, эквивалентного преступлению.

Шариат запрещает самолично вершить суд. Право кровной мести может быть реализовано лишь после вынесения официальным судебным органом обвинительного приговора, подтверждающего преднамеренный характер совершенного убийства.

Лишение человека жизни по недозволенным обстоятельствам шариатом отнесено к грехам первого порядка, т.е. к смертным грехам. Именно дела человека, связанные с кровопролитием, в Судный день будут рассматриваться в первую очередь. Лицо, лишившее человека жизни не в оплату за другую жизнь, будет прибывать в аду вечно.

О форме этого искупления в Коране говорится следующее: «А кто убьет верующего по ошибке, то -- освобождение верующего раба и пеня, вручаемая его семье, если они не раздадут ее милостынею. А если он из народа враждебного вам и верующий, то -- освобождение верующего раба. А если он из народа, между которым и вами договор, то -- пеня, вручаемая его семье, и освобождение верующего раба. Кто же не найдет, то -- пост двух месяцев последовательных как покаяние перед Аллахом» (IV, 94/92).

Телесные повреждения

Телесное повреждение - противоправное причинение вреда здоровью другого человека, выражающееся в нарушении анатомической целостности или физической функции органов и тканей человеческого тела.

Объектом телесного повреждения является здоровье человека. С объективной стороны телесное повреждение может быть причинено действием либо бездействием виновного. Виновный может использовать различные орудия и средства, факторы природы и т.п. При нанесении телесного повреждения путем бездействия речь идет о несовершении виновным действия, предотвратившего бы причинение вреда чужому здоровью, при условии, если он обязан был его совершить и имел возможность осуществить это (например, выгуливание злой собаки без намордника, в результате чего она покусала прохожего, причинив ему телесные повреждения).

2.3 Преступления категории тазир

Преступления та'азир образуют последнюю категорию преступлений по мусульманскому уголовному праву. На арабском слово та'азир (множественное число от тазир) имеет много значений, из которых применительно к уголовному праву наиболее точными будут «исправление», «назидание».

К числу преступлений та'азир относятся деяния, за которые ни Коран, ни Сунна пророка не предписывают определенного наказания, так что право выбора вида и меры наказания принадлежит судье.

В целом в категории та'азир выделяются четыре разновидности преступных деяний.

Первая разновидность охватывает преступления худуд и преступления кисас, за которые не может быть наложено соответствующее наказание из-за того, что отсутствует какой-либо существенный признак такого преступления. Так, как преступления из категории та'азир наказуются случаи покушения на преступления категории худуд или кисас: например, предшествовавшие прелюбодеянию действия сексуального характера, не связанные непосредственно с половым сношением, караются плетьми, а не соответствующим прелюбодеянию наказанием худуд; точно так же покушение на намеренное убийство (катлъ аль-`амд) наказывается как преступление та'азир, а не как преступление кисас.

Вторая группа преступлений та'азир также охватывает преступления худуд и преступления кисас, которые не могут быть наказаны соответственным образом из-за того, что доказаны они недостаточно либо связаны с исключительными обстоятельствами. Так, если прелюбодеяние доказано, допустим, тремя и меньшим числом свидетелей-мужчин либо двумя мужчинами и четырьмя женщинами, то наказание худуд за прелюбодеяние (т. е. радж или плети) исключается, однако возможно наказание та'азир.

Третью, самую большую группу преступлений та'азир образуют преступные деяния, за которые ни Коран, ни Сунна не предписывают определенного наказания (т. е. наказания худуд или кисас). К примеру, как преступления та'азир наказуются употребление свинины, лжесвидетельство, взяточничество.

Наконец, четвертой разновидностью преступлений та'азир являются такие действия, которые нарушают исламские нормы морали. Как указывается в литературе, «ничто в шариате не исключает возможности для мусульманского кадия (судьи по шариату) объявить преступным и, как следствие, наказуемым деяние, нарушающее общественное благосостояние мусульманского общества, даже хотя бы шариат и рассматривал такое деяние как правомерное (т. е. как дозволенное (мубах или джа'из). -- Г. Е.)»'. Примером деяния, которое может быть наказано как преступление категории та'азир, служит ношение вызывающей одежды при внешнем соблюдении исламских правил одеяния.

В современном мусульманском уголовном законодательстве преступления та'азир в основном кодифицированы. К примеру, в Иране в 1996 г. был принят закон из 231 статьи, посвященный преступлениям та'азир и составленный на основе шиитских правовых текстов. Преступность и наказуемость преступлений та'азир (в отличие от преступлений худуд и кисас, остающихся незафиксированными в законодательных актах) определяется по уголовному кодексу Эмиратов и иным уголовно-правовым актам. Исключение составляет лишь Саудовская Аравия, где перечень преступлений та'азир и предписанные за них наказания содержатся в трудах ученых-юристов и лишь часть преступлений 'та'азир (связанных с такими современными сферами жизни, как налогообложение, денежно - кредитное регулирование и т. д.)

Заключение

Уголовное право ислама - довольно сложная, запутанная и противоречивая отрасль мусульманского права. Теоретически оно не знает принципов судебного прецедента, в силу чего со временем превратилось в собрание огромного множества самых разнообразных норм, возникших в различные исторические эпохи.

Итак, под преступлением по мусульманскому праву понимается любое неправомерное в юридическом смысле поведение, которое не просто представляет собой отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время выступает как религиозный грех, влекущий потустороннюю кару. Выделяя три категории преступлений: против Аллаха, против отдельных лиц и мелкие правонарушения категории тазир, Пророк с исключительной суровостью относился к религиозным правонарушениям, оберегая зарождавшуюся религию. Таким образом, можно отметить тесную связь мусульманского уголовного права с религией ислама, но это вовсе не означает, что они сливаются друг с другом. Поэтому мусульманское уголовное право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе (мусульманское право в узком, собственном смысле). Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения - их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское уголовное право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.

Исходя из вышесказанного, представляется возможным сделать следующий вывод: мусульманское уголовное право, а именно содержание его важнейших институтов: преступления и наказания, по всем своим характерным особенностям не соответствует общей направленности развития человеческой цивилизации.

Список литературы

1). Коран, сура 2 «Корова», айат 217; сура 8 «Военные трофеи», айат 57

2). Сунна Абу-Дауда, книга 38 «О наказаниях худуд», хадис

3).Уголовный кодекс Объединённых Аравбских Эмиратов 2007, ст.1

4). Боронбеков С.Основные ценности ислама - объекты охраны шариата.//Государство и право, 2003, №2, с.92-100.

5). Бурхануддин М. Хидоя. Комментарии мусульманского права. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 656с.

6). Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности : Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.; Изд-во Междунар. Отношения, - С. 26.

7).Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть : учеб-ник для бакалавров / В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. -- М. : Издательство Юрайт, 2013. -- 22 с. -- Серия : Бакалавр. Углубленный курс.

8). Общие принципы исламского права Жолымбет Башиев Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказания. - Алматы: Жети жаргы, - 80 с.

9). Сайид Муджтаба Мусуави Лари. Воскресение умерших. Наказание и жизнь после конца света. Лекции по исламской догматике. Кн.3, Баку, С.156

10). Сюкияйнен ЛР. Мусульманское право. С. 183

11).Уголовное право зарубежных стран. Есаков Г.А., Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. М.: 2009 - 336 с

12).Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. - Спб., 2012.С. 119

13).Максуд Р. Ислам//http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/maksud.htm


написать администратору сайта