Главная страница
Навигация по странице:

  • Огромное значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и научное наследие К.Д. Ушинского [1824-1870]. Основные положения педагогической этики по К.Д. Ушинскому следующие

  • · учитель должен быть образованным, теоретически подготовленным в области педагогики и психологии человеком;

  • · учитель должен искренне любить детей.

  • Содержанием профессиональной этики являются

  • - обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.

  • Структура профессиональной этики определяется наличием следующих элементов

  • - мотивация трудовой деятельности (общественное благо, заработок, устройство личной жизни и др.; антиподы - карьеризм, тщеславие, корыстолюбие и др.);

  • - средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авторитет руководителя и др.);

  • - теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением разделения труда, возникновением новых видов деятельности.

  • Профессиональная этика изучает

  • - взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

  • основы политической деяьельности и культуры. 6 заданипе опэк. 1 Профессиональная этика наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих отношения между людьми,


    Скачать 21.84 Kb.
    Название1 Профессиональная этика наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих отношения между людьми,
    Анкоросновы политической деяьельности и культуры
    Дата31.10.2022
    Размер21.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6 заданипе опэк.docx
    ТипДокументы
    #764520

    1) Профессиональная этика – наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих отношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

    2) Большой вклад в развитие педагогической этики внесли русские и белорусские просветители, философы, писатели, педагоги. Богатым источником этико-педагогических идей является наследие Ф. Скорины, С. Полоцкого, М.В. Родевича, А.Е. Богдановича, Я. Коласа и многих других прогрессивных мыслителей белорусского народа.

    В центре внимания Ф. Скорины [1490 - 1541] находился духовный мир человека и этика его поведения. В основе его этической концепции заложена мысль о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы, о том, что от этого зависит совершенствование общественной жизни. В своих творениях он восхваляет людей, которые стремятся к познанию, к духовности, любят свой край и родную природу. Самая характерная особенность этико-гуманистического мировоззрения Скорины - патриотизм. Он был основателем национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры, на которой выросло не одно поколение учителей и воспитателей.

    На чрезвычайно важную роль школы и учителя в обучении и воспитании учащихся указывал известный белорусский просветитель Симеон Полоцкий [1629-1680]. Его педагогическая концепция основывалась на убеждении, что ребенок не рождается с определенными чертами и свойствами личности. Многое в становлении ума и характера человека зависит от тех, кто осуществляет его обучение и воспитание - от родителей и учителей [7,c. 103]. В связи с этим он предъявлял к учителям самые высокие требования. В стихах «Учитель», «Учитися и учити», «Учяй, а не творяй» С. Полоцким дана подробная характеристика тех нравственных качеств, которыми должен владеть педагог. На первом месте - владение искусством обучения и воспитания, профессиональное мастерство, честность и любовь к воспитанникам. Педагогическая деятельность Полоцкого в качестве преподавателя братской школы в Полоцке [1656-1664 гг.] подтверждала справедливость и жизненность этих требований, необходимость их соблюдения в работе с детьми.

    В XIX веке вопросы этики педагога разрабатывал белорусский педагог, литературный и театральный критик М.В. Родевич [1838-1917]. Он считал высоко профессиональным и нравственным педагога, который умеет наладить хорошие взаимоотношения с учениками, разумно организовать свою жизнь и поведение. М.Ф. Родевич отрицал всякого рода физические наказания в школе и видел потенциал совершенствования педагогического процесса прежде всего в умении учителя сформировать сознательное отношение ребенка к учению.

    Белорусский этнограф и лингвист, замечательный педагог А.Е. Богданович [1862-1940], отец талантливого белорусского поэта М. Богдановича, высказывал мысли, что «учителю необходимы основательная научная подготовка, знание дидактики, а также глубокое понимание психологии детей» [1, с. 233]. По его мнению, именно обширные профессиональные знания являются основой педагогического авторитета и положительного личного примера наставника, которые нужно рассматривать как категории педагогической этики.

    Известный белорусский поэт и прозаик Я. Колос в XX столетии талантливо раскрыл нравственный облик народного учителя в романе «На росстанях», подчеркнул, что основа нравственности педагога - его патриотизм, любовь к родине и своему народу, стремление отдать всего себя служению делу просвещения простых белорусских людей.

    Развитие педагогической морали в Беларуси происходило в тесной связи с развитием этики учителя в России. Качественно новый этап в формировании педагогической морали связан с именами русских мыслителей, писателей и педагогов XVIII - XIX веков. Одним из таких ученых-педагогов был М.В. Ломоносов [1711-1765], с именем которого непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII столетия. Воспитание ученый считал главным фактором развития человека, а его целью - формирование человека-патриота, стержневыми качествами которого, по его мнению, должны быть высокая нравственность, любовь к познанию, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Отчизны. Такие же требования он предъявлял и к нравственному облику учителя, призванного профессионально осуществлять дело просвещения, воспитания.

    Идея особых нравственных требований к тем, кто обучает и воспитывает детей на профессиональной основе, получила широкое распространение в России того времени. В частности, ей отводилось важное место в программных документах и педагогической деятельности декабристов и русских революционеров-демократов.

    Отличительными особенностями педагогической деятельности декабристов являлись уважение к личности ребенка и удовлетворение потребностей его подвижного, быстро развивающегося организма, забота о здоровом и радостном настроении воспитанников как необходимом условии их духовного роста; протест против деспотизма родителей и учителей по отношению к детям, против телесных наказаний; свобода в обучении, воспитание гуманного отношения к людям, сочетаемое с формированием чувства глубокого патриотизма, преданности идеалам свободы, отношения к человеку как к высшей ценности бытия, гармонизации личных интересов человека с общественным благом.

    Впервые в философской литературе наиболее правильное для своего времени толкование вопроса этики педагога и роли его авторитета в нравственном воспитании дал А.И. Герцен [1812-1870]. В романе «Былое и думы» он в художественной форме повествует и размышляет о становлении души юного человека, о взаимоотношениях его с учителями и воспитателями, о роли нравственного примера учителя в воспитании.

    Значительное внимание нравственности личности учителя уделено в трудах Н.Г. Чернышевского [1828-1889] и Н.А. Добролюбова [1836-1861]. Они считали, что доверять воспитание детей можно лишь всемерно образованным людям, имеющим глубокие знания, твердые прогрессивные убеждения и идеалы. В «Очерках политической экономии» Н.Г. Чернышевский на вопрос «Кого можно назвать образованным человеком?» отвечает следующим образом: «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова» [13, с. 549]. Это высказывание представляется педагогическим и нравственным кредо Н.Г. Чернышевского. Он считал, что действовать на учащихся следует мерами убеждения, а не принуждения и пользоваться при этом средствами, которые пробуждают у детей интерес к учению.

    Большое внимание вопросам педагогической этики уделял Н.А. Добролюбов. В статье «О значении авторитета в воспитании» он подчеркивал, что истинным воспитательным авторитетом среди учеников пользуется высокообразованный и всесторонне развитый педагог, представляющий собой образец моральной чистоты, любящий детей и уважающий их права.

    Огромное значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и научное наследие К.Д. Ушинского [1824-1870]. Основные положения педагогической этики по К.Д. Ушинскому следующие:

    · учитель должен быть образованным, теоретически подготовленным в области педагогики и психологии человеком;

    · педагогу необходимо иметь твердые и ясные гражданские и профессиональные убеждения, без которых невозможен вдохновенный и творческий педагогический труд;

    · учитель должен искренне любить детей.

    В России XIX века было много последователей выдающегося педагога, которые продолжали развивать его этико-педагогические идеи. В частности, В.И. Водовозов [1825-1886] говорил о необходимости преодоления учителем нравственного недостатка, обусловленного недостаточной мобильностью педагога в собственном духовном развитии адекватно времени. Этим недостатком является «старчество», догматическое представление об окружающей действительности, мешающее учителю понимать молодежь в контексте современности, положительно влиять на ее духовное становление.

    Н.Ф. Бунаков [1837-1904] развивал этику взаимоотношений педагога с родителями учащихся. Д.Д. Семенов [1834-1902] подчеркивал влияние на воспитание детей господствующих в учебных заведениях нравов и придавал большое значение профессиональной солидарности и сплоченности учителей, духу их единства, основанного на любви к детям, к школе, педагогическому деле.

    Много высказываний этического характера имеется в сложном и противоречивом комплексе педагогических идей Л.Н. Толстого [1828-1910]. Нравственность учителя, по мнению писателя и педагога, выражается прежде всего в его умении сделать ребенка свободным в учении. А мера свободы ученика зависит от свободы личности учителя и высокого уровня ее развития. Важнейшим нравственным качеством личности педагога в понимании Л.Н. Толстого предстает любовь: любовь к жизни, бытию в целом; любовь к педагогическому делу, призвание к работе с детьми; любовь к детям. Нравственным и профессионально-педагогическим кредо писателя и просветителя является высказывание о том, что, «если учитель имеет только любовь к делу - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и к ученикам, он совершенный учитель» [12, с. 289 - 292].

    Заслуга белорусских и российских просветителей, педагогов в развитии идей педагогической этики в том, что они выдвинули как важнейшие требования к нравственному облику педагога гражданственность и преданность Отчизне, гуманность, высокую образованность и теоретическую подготовку к осуществлению обучения и воспитания.

    3) Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Профессиональная этика — совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации — занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая неотъемлемой составной частью подготовки и деятельности специалиста.

    4) В системе этического знания важное место занимают различные виды прикладной этики, определяющие и разрабатывающие нравственные нормы общения людей применительно к различным сферам деятельности. В процессе исторического развития общества, особенно в XX в., возникли многие специальные виды морали, в числе которых видное место занимает профессиональная этика.

    Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и от того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества.

    Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

    Содержанием профессиональной этики являются:

    - нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;

    - обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.

    Профессиональная этика как составная часть морали основывается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовой деятельности.

    Структура профессиональной этики определяется наличием следующих элементов:

    - отношение людей к труду, а через его характеристики к другим людям (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккуратность, самоотверженность и др.; антиподы - леность, недобросовестность, халатность и др.);

    - мотивация трудовой деятельности (общественное благо, заработок, устройство личной жизни и др.; антиподы - карьеризм, тщеславие, корыстолюбие и др.);

    - управленческо-производственная регламентация трудовых обязанностей (постановка цели производственной деятельности, организация труда в коллективе, поощрение добросовестных работников и др.);

    - средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авторитет руководителя и др.);

    - оценка результатов деятельности (экономическая, хозяйственная, управленческая, моральная и др.), их общественной значимости;

    - теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением разделения труда, возникновением новых видов деятельности.

    Профессиональная этика изучает:

    - качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

    - нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (педагог - ученик, врач - больной, продавец - покупатель);

    - взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

    - цели и методы профессионального обучения и воспитания.

    Профессиональная этика:

    - является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т. е. свободной, деятельностью людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг;

    - существует в обществе со сложившейся моралью и отражает отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения. В этой связи профессиональную этику подчас называют профессиональной моралью;

    - затрагивает область человеческих отношений, развивается в особенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Особое внимание уделяется моральным качествам тех работников, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей (это представители управления, транспорта, сферы услуг, здравоохранения, воспитания). Безответственное отношение работников этих сфер к своим обязанностям опасно для окружающих, наносит вред коллективу и приводит к деградации личности;

    устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг;

    - конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов. Принципы профессиональной этики высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образованной и компетентной части общества, которая берет на себя ответственность за положение дел на предприятиях.

    Профессиональную этику в некоторых случаях именуют профессиональной деонтологией, или учением о долге. Термин «деонтология» первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали и наконец как один из разделов этики. Но профессиональная этика - более широкое понятие, поскольку наряду с деонтологическими аспектами предполагает также определенные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вне работы.

    Основная функция норм профессиональной этики состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Нормы формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим.

    Профессиональная мораль не может рассматриваться вне единства с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможны обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов профессиональной морали, преодоление отживших правил и оценок. В свою очередь нарушение трудовой этики сопровождается нарушением и общих моральных установок. При наличии несоответствия между системой морали и содержанием профессиональных кодексов, возникновении коллизии между ними предпочтение должно быть отдано общим принципам нравственности, поскольку они глубже и основательнее определяют перемены в условиях жизнедеятельности людей, в том числе в сфере профессиональной деятельности.


    написать администратору сайта