Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Проанализируйте роль православной церкви в эволюции воспитания и обучения в Киевской Руси.

  • 3. Охарактеризуйте литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли этой эпохи.

  • 4. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском государстве (XIV–XVII вв.)

  • ИОиПМ семинар 3. тема 3, семинар 3. 1. Проследите преемственность и взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием Византии и остальной раннесредневековой Европы


    Скачать 21.81 Kb.
    Название1. Проследите преемственность и взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием Византии и остальной раннесредневековой Европы
    АнкорИОиПМ семинар 3
    Дата19.11.2020
    Размер21.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатема 3, семинар 3.docx
    ТипДокументы
    #151896

    1. Проследите преемственность и взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием Византии и остальной раннесредневековой Европы.
    Восточное христианство оказало благоприятное воздействие на развитие образования в Древней Руси. Характер просвещения оказался в прямой зависимости от византийского влияния, православия, которое с 988 г. стало официальной религией. 
    Киевская Русь по-новому взглянула на просвещение и воспитание через книги, законы, иконопись, духовную музыку, книжное знание Византии. Разумными и сведущими стали почитаться люди «книжные», владевшие научно-литературным образованием. Важным передаточным мостом восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции воспитания стала для Киевской Руси Болгария. Из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги: «Азбучная молитва», «О письменах», «Шестоднев» и др.
    Из Византии на Русь пришли новые нравственные понятия. Понятно, что с принятием христианства, нравы восточных славян стали гораздо более цивилизованными.
    Философско-педагогическая мысль Киевской Руси органично включала в себя труды христианских отцов Церкви, византийских богословов и философов. Вниманием пользовались труды Василия Кесарийского (ок. 330–379). Наилучшим средством нравственного воспитания там считались молитвы и пост, также предлагалось не пренебрегать земным, светским обучением. Укоренялись также идеи Иоанна Дамаскина (ок. 675–753) о необходимости универсальной, энциклопедической образованности.
    Под влиянием византийской культуры и образованности были усвоены педагогические идеи общеэтической направленности.
    Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. Так, у византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания. Из "житий святых" известны переводные патерики (Синайский, Египетский, Иерусалимский), а также многократно переписывавшийся Печерский патерик. "Жития..." прославляли аскетический идеал воспитания.

    2.      Проанализируйте роль православной церкви в эволюции воспитания и обучения в Киевской Руси.
    Педагогическая мысль и школа Киевской Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица).
    Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.
    Идеалы воспитания в православной Руси были ориентированы на Библию – собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей: Ветхого Завета (наиболее ранние тексты – XI в. до н.э.), откуда восходит христианская традиция воспитания, и Нового Завета (I–II вв.), где сформулированы христианские цели и содержание воспитания.
    Языческие корни были очень глубоки, поэтому церковь избрала тактику приспособления языческих традиций к христианской идеологии. В тоже время сюжеты Библии вошли в фольклор народа: «Не судите, да не судимы будете», «нет пророка в своем Отечестве», «не хлебом единым», «Фома неверующий», «хлеб насущный», «манна небесная» и т. д.
    Церковно-религиозная педагогика этого периода характеризуется господством церкви в деле просвещения народа. Церковное образование было единственным как для богатых и бедных, мальчиков и девочек, детей и взрослых. 

    3.      Охарактеризуйте литературные памятники Киевской Руси как источники сведений о педагогической мысли этой эпохи.
    Дошедшие до нас около 500 древних рукописей—лишь малая толика богатства, которым располагали книжники Киевской Руси. Свидетельством этого богатства является замечательный памятник древнерусской куль-туры—Слово о полку Игореве (конец XII в.). Он поражает не только литературными достоинствами, но и пронзительной силой любви к отечеству. Это дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси.
    Книжная мудрость осваивалась по “изборникам” (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, Изборник Святослава(1073). Один из главных пунктов «Изборника» Святослава – восхваление учения книжного. «Изборник» был первой попыткой изложить византийский курс свободных искусств: поэтики, риторики, истории, философии, естественных наук. Это, по сути, программа семи свободных искусств, где давались материалы для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.
    Едва ли не первым педагогическим сочинением на Руси было «Слово о чтении книг», составленное в 1076 г. киевским книжником Иоанном. В «Слове» указано, что вера – не единственный критерий воспитанности человека: «вера без дела мертва есть, так же как и дело без веры». В изборнике порицаются «неизучающиеся», считаются благочестивыми не те, кто непрестанно молится, соблюдает посты, посещает храм, а те, кто творит богоугодные дела.

    Об уровне обучения свидетельствуют, например, законодательный памятник XI–XII вв. Русская Правда и сочинение Кирика Новгородца “Учение ведати человеку числа всех лет” (1136). Из этих документов можно узнать, чему и как учили на занятиях математикой.

    4.  Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском государстве (XIV–XVII вв.)
    Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали он иноземного нашествия. Именно здесь в XIV-XV вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного.
    Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела" (XIV-XV вв.), "Домострой" (XV-XVI вв.), "Послание Геннадия" (1550) и др.
    Важным свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси служит "Домострой". Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические ("воспитати во всяком наказании").
    Вплоть до конца XVI в. действовала система, при которой регулярная школа попадала в положение необязательной, и обучение происходило по преимуществу в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Грамотность рассматривалась как некий элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и промыслами.  Начальные знания, позволявшие включаться в общественную жизнь, приобретали также у приходских священников и мастеров грамоты (мирские люди различных профессий, владевшие грамотой: книжные писцы, иконописцы, государственные и площадные подьячие и пр.).
    Во второй половине XVI в. обозначился положительный поворот в организации обучения. Стоглавый собор (1551) постановил "учинити училища" в домах священников, дьяконов и дьячков. В Москве и других исконно русских городах, а также во вновь завоеванных землях (Казань, Астрахань) при монастырях открывались школы грамоты. В школах учились только мальчики. Они сначала усваивали азбуку, заучивали слоги; затем читали по букварю отдельные слова и фразы; после этого приступали к чтению Часослова и Псалтыря. Обычно учились по рукописным книгам. Например, использовался богато иллюстрированный Псалтырь Федора Климова (XV в.). В нем было множество рисунков, отражавших реальную жизнь. По манере исполнения рисунки напоминали детский лубок. Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510–1583). По "Азбукам" Федорова могли заниматься дети и взрослые. В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты. К концу XVI в. образование делается достоянием не только знати и духовенства, но и зажиточных городских слоев. Однако основная масса населения по-прежнему была невежественной.


    написать администратору сайта