Главная страница

1. Риторикакак учение о мысли и речи. Определение риторики


Скачать 104.29 Kb.
Название1. Риторикакак учение о мысли и речи. Определение риторики
АнкорRitorika1 (1).docx
Дата24.04.2017
Размер104.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаRitorika1 (1).docx
ТипДокументы
#4346
страница1 из 3
  1   2   3

РИТОРИКА

Лозбенева Татьяна Борисовна
1.Риторика-как учение о мысли и речи. Определение риторики.

Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так:

риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука, об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае. Слово «риторика» происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Однако в истории этот термин никогда не отличался однозначным толкованием. Аристотель писал: «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно данного предмета». Риторика Аристотеля – это наука и мастерство доказательной речи, искусство убеждения. Цицерон считал риторику систематизацией

ораторского опыта, Квинтилиан – наукой о способности хорошо говорить и силе убеждать.

М.В. Ломоносов, признанный «отец российского красноречия», определил риторику как науку о красноречии.

Однозначного определения современной риторики тоже нет. Все многообразие взглядов можно систематизировать, выделив два направления: первое связано с риторикой как красноречием. Второе понимает под риторикой определенный способ воздействия на различные группы людей посредством

слова.

Риторика – наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и законы построения речи, предлагает практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах. Русские классические ученые писали: «Предмет риторики есть речь» (Зеленецкий, 1851); «Риторика есть искусство изобретать, располагать и выражать мысли» (Н.Ф.Кошанский, учитель Пушкина, 1829).

Обучение речи (языку, слову) невозможно без обучения мыслить, формулировать мировоззрения, выражать свою жизненную позицию в слове.

Соврем. риторика – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общ-ва, предлагающее овладение всеми видами речевого возд-я.

Риторика, как наука, изучает законы и правила влад-я речью в разных жанрах соврем. словесности.

Риторика, как искусство, предлагает умение эффектно говорить и писать.
2.Связь риторики с другими областями гуманитарного знания

Соврем. риторика – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общ-ва, предлагающее овладение всеми видами речевого воздействия.

Курс риторики является многоаспектным и аккумулирует в себе сведения различных отраслей знания по вопросам эффективной речи.

В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи связано с грамматикой (учение о правильности речи); логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний); поэтикой (учением о художественной речи и «вымыслах»); стилистикой (учением о средствах речевого воздействия); культурой речи (учением о нормах литературного языка).

Современная риторика рассматривается в парадигме речеведческих дисциплин. (психолингвистика, социолингвистика)

Риторика сопоставляется с множеством не-речевых наук: философией, этикой, психологией. Публичная речь выходит на исполнение (произнесение), поэтому риторика использует те компоненты сценического мастерства, которые обеспечивают качество подачи публичной речи и её успех у аудитории. Это работа над произношением, голосом, речевым дыханием; управление мимикой, жестами, позой и т. д.

Новые теории, рожденные в XX веке вследствие развития речевых технологий, исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются её терминологией: теория коммуникации, связи с общественностью, менеджмент и администрирование, представляющие собой аналог деловой риторики и т. п.
Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в глобальном, философском ключе-это значит придавать ей общечеловеческое значение, поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень, повышать ценность речи.

Соотношение риторики и логики – логика-это наука о законах правильного мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель вам поверил, нужны точная последовательность и безупречность доказательств.

Связь этики и эстетики с риторикой-Этика-наука о законах нравственности и морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты.

Использование методов психологии в риторики – это наука изучающая законы психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики, законы психического поведения человека, все, что связанно с нервной деятельностью человека, его душевным состоянием.


  1. Предмет и задачи учебной дисциплины

Соврем. риторика – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общ-ва, предлагающее овладение всеми видами речевого возд-я.

«Риторика» как учебная дисциплина предполагает изучение психологических, философских, лингвистических, литературоведческих, кинетических и других особенностей воздействующей речи. Необходимость владение риторикой современному специалисту объясняется сущностью самого предмета этой науки. Риторика – теория и искусство речи (умение владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения); искусство «мыслить»(мысле-речевая деятельность человека); теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т. д.; учение о речевом воспитании личности (его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию Словом); теория и практика речи развитого информационного общества, предполагающая изучение большого разнообразия текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации.

Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности их для того, чтобы сделать речь эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонирующей).

Таким образом, главной задачей дисциплины «Риторика» является формирование коммуникативно грамотной личности, обладающей высокой лингвориторической компетенцией, этической ответственностью за слово, широкой экстралингвистической эрудицией общекультурного и профессионального характера, установкой на гармонизирующий диалог.



  1. Основные понятия дисциплины «Риторика»


Возрастающие потребности человека и человеческого коллектива в выражении всё более и более сложных понятий и мыслей обусловило развитие языка.

Речь – центральное понятие курса «Риторика». Речь – линейно организованный в пространстве и времени процесс говорения (выраженный в звуковой форме – устная речь, выраженный при помощи буквенных знаков – письменная речь). Индивидуальный характер речи – основной признак, который проявляется в том, что речь всегда осуществляется конкретным лицом. Речь всегда отражает опыт адресата (говорящего или пишущего, т. е. автора речи).

Термин речь характеризует как саму речевую деятельность, так и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речевая деятельность – это деятельность общения, конечным результатом которого является текст. Текст (дискурс)– это речевое произведение, продукт речевой деятельности, который характеризуется общим замыслом, темой, структурой, грамматической и смысловой связностью его компонентов.

Основной функцией речи является общение. Слово общение обозначает связь, контактирование людей, пользующихся речью. Общение обеспечивает организации норм коллектива, вхождение в коллектив, социализация, обмен информацией.

Общение может протекать в официальной и неофициальной обстановке. Речь, произнесенная в официальной обстановке, где оратор несет ответственность за каждое произнесенное слово, где аудитория может быть знакома и незнакома, где предмет разговора четко определен общей темой, где выступающему важна реакция каждого слушателя, называется публичной речью. Традиционно риторика занималась публичной речью. Только риторика XX века начала подчеркивать значимость всякого общения .

Риторика – воспитание личности через Слово. Языковая личность – субъект, обладающий совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность.

Коммуникативная компетенция – совокупность условий, закономерностей и правил, учет и выполнение которых обеспечивает эффективность речевого общения (отношение к людям, к самому себе, в особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать, продуктивно выходить из конфликтной ситуации)

Таким образом, современная риторика становится средством познания действительности и её совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.



  1. Предмет общей и частной риторики


В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека.
Общая риторика в традиции восходит к Цицерону и Квинтилиану. Включает 5 разделов в подготовке и реализации речи:

  1. Изобретение (инвенция) – что сказать?

  1. Расположение (диспозиция) – где сказать?

  1. Выражение (элокуция) – как сказать?

  1. Память (мемория)

  2. Произношение и телодвижение


Предметом частной риторики является рассмотрение правил и рекомендаций к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности –

Традиционно риторика занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием «прекрасное»), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием – «справедливое или несправедливое».

Современная риторика включает в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности:

  1. Устная словесность: фольклор, судебная речь, проповедническая, сценическая

  1. Письменная словесность, где в зависимости от писчих/неписчих орудий выделяют: сфрагистику (наука о печатях), нумизматику (надпись на монетах)

  1. Печатная словесность: худож., научная, журнальная лит-ра,

  1. Массовая коммуникация (СМИ)

Таким образом, современная рáзвитая языковая личность должна быть знакома со всеми существующими в современной цивилизации видами словесности, знать и понимать законы речевого воздействия в различных формах речи (например, роль телевидения как коллективного органа речи в управлении общественным сознанием), а если необходимо, то и самому становится исполнителем речи. Знание законов управления речью позволяет понять законы управления обществом.



  1. Ораторское искусство Древней Греции

Первые систематические работы по теории оратор.исск-ва появ-сь в Др.Греции. их возникновение было связано с Платоном точно и красиво выраж. мысли в философс. беседах и суд. Деятельности, в выступлениях гос.деятелей.

В серед. V в. до нэ появ-сь первые риторич. ..

Возникновение и разв-е риторики обусловлено рядом обстоят-в:

  1. Высокий уровень духовной культуры др/греческого общ-ва (бурное развитие иск-ва, суд. Д.)

  1. Сод-ие политико-правовой жизни др/греч. городов – полисов.

Политическая карьера, защита прав опр-ся умелым владением речью, способностью воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать наиболее правил.образом, привлекая их внимание.

  1. В основе античного судопроизводства лежит состязательность: и обвинитель и защищающийся произносили речи, стараясь убедить судей и присяжных в своей правоте.


Политику приходилось выступать в разл.советах и народ.собраниях.

Возникновение теории красноречия связ-т с Сицилией (V-IV в до нэ)

Первый известный риторический трактат Кораксу из Сицилии (467 г до нэ), обладал блестящими речевыми данными. Открыл школу красноречия.

Др/греческий оратор Лисий (459 г до нэ), писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец суд. Красноречия того времени. Они отлич-ся убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка

Основоположник софистики – др/греч.оратор Горгий из Леонтин в Сицилии (485 г до нэ). Его считали создателем «украшенной прозы» и одного из первых учебников по риторике. В период расцвета афинской демократии софистами стали называть себя появляющиеся платные преподаватели философии, этики, политики, а в особ-ти риторики.

И сократ (436 г до нэ) В начале своей Д. заним-ся составлением судеб. Речей, открыл школу риторики в Афинах.

Софисты не представляли одной школы. Они соперничали друг с другом, но заложили прочные основы риторики ,как науки об оратор.искусстве. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может только искусно составленная речь!!!!

«Софизм» представляет рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащую д/представления видимости истинности ложных заключений.

Сократ (род. ок. 470 г до нэ). Во главу угла ставил логическое док-во и искусство оперирования истинами рассужд. «Верная мысль рождает верное деяние». Именно с Сократом связано развитие диалога, принимаемого форму то спокойной беседы, то напряженной полемики.

Сократ своим вопросно-ответным методом, беспощад. логикой и диалектикой способен разв.(рожд.) прав.мысли, поиску истины и формирование высокой риторики. Сократ обладал знамен. иронией (нравств. Д.)

Платон (род.ок.430-427 г до нэ) противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии. В ранних диалогах Платона отраж-ся стиль и хар-р бесед Сократа.

Аристотель (384-322 г до нэ). Сочинения Аристотеля предст-т нам образ человека с глубокой искренней любовью к правде, отчетливым пониманием дейст-ти со всеми сложными противоречивыми взаимоотношениями. Риторика, по убеждению Аристотеля, это искусство, также творчество, выросшее из диалектики бытия

Демосфен (род.384 г до нэ). Он действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строил разв.мысли, уместно и неопровержимо приводя примеры, доводы. Его успех держался не на эффектах, а на благородстве мысли, нравственности, высоком патриотизме.

Со второй половины V века до н. э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин – грек). Эллинистическая риторика анализировала большое число стилистических явлений.

Сторонники противоположного направления – аттического – стояли за классические образцы, чистоту и строгость речи, проповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи.


  1. Ораторское искусство Древнего Рима

Вся громкая слава римской риторики может быть обозначена одним звучным именем Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Выдающийся оратор и политический деятель, писатель, философ, автор трактатов о морали и воспитании, он стал олицетворением целой эпохи в римской истории и самой значительной фигурой в латинском красноречии.

Марк Гуллий Цицерон (106-43 до нэ). По его мнению риторика предст-т собой практически полезн.систематизацию ораторского опыта.

Цицерон считал наиболее полезным для оратора разделы Философии: «этику и логику. Знание логики помогает построить содержание речи и способст-т выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, кот. вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.

Глубиной разработки теории ораторского иск-ва, знанием и мастерским владением им, Цицерон в значительной мере обязан своей практич. Деятельности

Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского иск-ва

-учить

-услаждать

-побуждать

Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю.

Марк Фабий Квинтилиан (ок 36-96) знаменит.ритор, адвокат, автор сочинения «Образование оратора». Он не сводит красноречие к сумме риторич. правил, призыв. к всесторон. воспитанию оратора, кот. д.б. мудрецом, высокопросветит. и образов. человеком.

Цицерон Квинтилиан

1. оратор-прежде всего мыслитель 1. Оратор-мастер стилистики

2. основа риторики-философия 2.основа риторики-стилистика

3.против школярства, за практич. 3. Центр образов. системы-

образование на форуме (площадь- риторическая школа

центр полит. и культ. жизни римского

города, место для народного собр-я,

отправления правосудия)

4.обращается со своими речами к 4.ориент-ся на узкий круг

народу на форуме образованных жителей

Опыт классич. Риторики. Квинтилиана обобщен в 12 его книгах «Риторические наставления». Он рассматривал Р., как науку о способности хорошо говорить и аргументированно убеждать. Разраб. стройную систему подготовки оратора.

Если для греков главное в риторике – искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве.

Интерес представляет риторика средних веков и эпохи Возрождения. Основным видом было духовное красноречие.

C появлением средневековых университетов в XI – XII веках зарождается университетское красноречие. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. scholastikos – школьный, учебный), религиозная философия.

Начинается новый этап в развитии мировой культуры – Возрождение. Главным становится гуманизм. Начинает развиваться судебное судебное, торговое, парламентское, военное красноречие. Риторика отходит от латинских учебных пособий, обогащается живой национальной речью.


Образ оратора в трактовке диалектиков и софистов.

Диалектики

Софисты

Тот, кто говорит правду

.Льстивый угодник

настоящий знаток

тот, кто силен красноречием

тот, кто знает существо дел

не знает существа дела

тот, кто силен правдой

Тот, кто не зная, кажется знающим

Человек разумный, пользуется доверием знатоков

не находит доверия у знатоков

стремясь к правде, опровергает ложное положение на деле

стремясь к правде, выигрывает

в споре

охотно опровергает другого, охотно выслушивает опровержение в свой адрес

охотно опровергает другого, смущается, когда его опровергают

человек справедливый

кажется справедливым Ради собств.выгоды совершает несправед-ть

заботится, как поселить в душах граждан справ-ть, воздержанность

Обращ-ся с народом, как с ребенком, только бы ему угодить

содержит в уме общее благо

Содержит в уме личное благо

кратко отвечает на вопросы

Растягивает свою речь



  1. Русское красноречие XI-XIX вв

Термин «Риторика» впервые появился в переводе греч.рукописи. об образах в 1073 г. Но вплоть до начала XVII в. отсутствовали какие-л учебники на русском языке.

Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам религ.-торжеств. и поучительного красноречия.

После Смутного времени с восст. русской государственности, появ-сь необх-ть в разгов. науках – «свободных мудростей». Созд. краткий трактат «Сказание о седми свободных мудростях».

Первым вариантом русской Р. был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617 или 1619). В нем подчеркивалась особая роль слова, кот. «делам придает и прибавляет силы». Потом были учебники, кот. переводились с латинского языка.

Петровские преобразования вызвали расцвет русских рукописных риторик.

М.В.Ломоносов (1711-1765) –глава первой филологической школы. Создание Ломоносовым учебника риторики – событие большого исторического значения. Р. Ломоносова –свод правил, кот. предлаг. следовать в тех устных и письменных произведениях, в кот. затрагив. преимущ. госуд., обществ.,религ-философские темы.

1744г. «Краткое руководство к красноречию». Р., показыв. общие правила обоего красноречия.

Ломоносов опред. Р., как науку о письм. и устной речи, а также как иск-во убеждать и даже переубеждать.

В своих трудах он разделял Р.:

-учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов

- ораторию, как наставление к сочинению речей в прозе и поэзии.

Ломоносов выделил 4 части собственно Риторики:

  1. Изобретение

  1. Украшение

  1. Расположение

  1. Произношение

Заслуга-обоснование необходимости исп-я нац. языка во всем стилистическом разнообразии через худ. речь.

Расцвет русской ученой риторики 1800-1860 гг

Выд-ся наиболее влиятельные авторы: Рижский, Мерзляков, Кошанский, Давыдов, Греч, Зеленецкий.

  • 1. Общая. Занимается правилами изображения, расположения и самовыражения, распространяется на все роды и виды словесности.

2. Частная. Описывает построение речи в отд.видах словесности.

В XIX в написаны много книг, по которым велось преподавание в уч. заведениях. Практические требования предъявляются и к основному ср-ву достижения этих целей – слогу, а след-но, к фигурам,употреб. кот. д.б.весьма осторожным и «сообразно с целью автора».

1850-1920 гг – вытеснение риторики. Престиж Р. падает, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда входят речи изв. юристов.

Осн.фигурами в обществен.-речевом процессе становится литерат. критик и поэт. Ритор, как человек прозаического слова и дела отступает на второй план.

В 1918 г в Петрограде усилиями Бонди, Мейерхольда, Луначарского и др.откр-ся первый в мире институт живого слова - появление серии теорет.работ по Р.

В 20-е г Риторика снова реформир., т.к. сам успех революции во многом был обеспечен словесной пропагандой, риторической Д.

С нач. 70-80-х гг XX в. нач-ся рост интереса, восстановление и развитие отеч. риторических традиций. Появляются Новые авторы, пытающ. представить сов-ть риторич.фигур в предельно упрощенном виде для доступного восприятия.

Усилия, предприним. в области соврем. рос. неориторики дают положит.резул-ты:

-изучение деловой прозы

-восст. риторич. педагогика, созд-ся новые теории и история словесности.

-активно изуч-ся опыт отечеств. и зарубеж. риторик

-отлаживается функционирование книжного рынка, комп. речи.


  1. Теория и практика Р. в России в XX-нач XXI вв

1917/20-1985/90 гг. – советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков. В 20-е годы у России существовал огромный интерес к теории и практике ораторского искусства, но он закончился в 30-е годы со временем сталинских репрессий. В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи.

Демократизация общественной жизни в конце 1980-х - начале 1990-х гг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике.

С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, интернет).

Значительную часть XX века риторика в нашей стране оказывалась невостребованной. Ситуация изменилась в конце 80 – 90-ые годы: появилось большое количество солидных теоретических публикаций, а также весьма значительное число антологий и хрестоматий.

Основные направления в разработке проблем риторики на рубеже XX – XXI вв - разработка проблем культуры речи как научной дисциплины, ведутся риторические исследования и др

Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ, университеов. Выходят учебники по этой дисциплине.

10.Ритор – оратор – автор. Индивидуально-речевой стиль оратора.

Всякого участника речи, стремящегося убедить кого-либо в чем-либо, называют ритором.Слово риторраспространяется и на говорящего и на пишущего, при этом создателя устной публичной речи обыкновенно называют оратором, а создателя письменной речи – автором. Итак, ритор – это речедеятель (человек, действующий в речи), или человек «общающийся».

Классические значения слова ритор, восходящие к античной традиции таковы: 1) мастер красноречия, человек, действующий словом, владеющий искусством убедительной и эффективной речи; 2) учитель риторики. Слова ритор ивЂтия (встречаются уже с XI века) имели в Древней Руси два основных значения: 1) человек, искусно действующий словом, говорящий и пишущий; 2) знаток, мудрец.

Таким образом, ритор – это и мастер речевого искусства, и теоретик науки риторики, и учитель благоречия. Для современной речевой жизни ритор– это человек, умеющий строить публичные высказывания с целью доказательства своей точки зрения. От ритора требуются соответствие нравственным нормам жизни, которые являются основой речевого искусства.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов.

Цицерон в труде «Об ораторе» назвал три типа. К первому типу он относил ораторов «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». Ко второму типу принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие». Третий типораторов Цицерон охарактеризовал так: «…средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых».

В современной литературе по ораторскому искусству также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство риторики – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателя своей эмоциональностью. Эта классификация опирается на психологические особенности личности человека. Эту классификацию использовала в дальнейшем С. Ф. Иванова в книге «Специфика публичной речи» (М.,1978): рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический, или художественно-образный типы.

Собственно-риторический критерий был положен в основу классификации С. А. Минеевой: умение (и желание) оратора держать тезис. Вспомним мысль Аристотеля: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается…». Ответив на вопрос, какой из этих трех элементов кажется оратору наиболее важным, получим следующую типологию ораторов: 1) конструктивный оратор; 2) демагог; 3) популист.

11.Понятие риторического идеала. Требования к оратору

Центральной категорией риторики является языковая личность – ритор. Речь человека должна соответствовать той системе ценностей, которая принята в данном обществе. Отсюда следует, что риторика призвана воспитывать гражданина в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и нравственности.

В каждую историческую эпоху ценятся разные качества людей в зависимости от идеологии этой эпохи, стиля жизни. Так, в античных риториках достоинства людей: справедливость, мужество, щедрость, великодушие,бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (Аристотель, «Риторика»).

Зарождение христианства связано с новыми требованиями к человеку, предполагающими в нем на основе веры в Бога смиренномудрие, кротость, скромность, терпение, трудолюбие, милосердие, послушание, внимание к бедам и переживаниям других людей, отчего всякий человек назывался «ближним».

А. К. Михальская связывает категорию риторического (речевого) идеала с православной философской и церковной традицией: система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему её ценностей – эстетических и этических (нравственных)

Ритор в первую очередь должен быть развит духовно, нравственно, что утверждалось и Сократом, и Платоном, и Аристотелем, было частью системы воспитания оратора в речевой педагогике Квинтилиана: «Хочешь быть хорошим оратором – стань сначала хорошим человеком».

Профессор А. П. Сковородников предлагает модель, включающая компоненты:

1) этико-эстетический (знание основ этики и эстетики речи и следование им); 2) методологический (овладение основами аналитического мышления); 3) информационный (предметные знания в определенной области);

4) проектировочный (умение формулировать цель речи);

5) логико-аргументативный (нахождение и формулирование аргументов);

6) жанрово-стилистический (выбор речевого жанра и соответствующего ему стиля речи); 7) конструктивный (умение выстраивать аргументацию и другие содержательные элементы речи в соответствии с целеполаганием и жанровыми особенностями текста);

8) экспрессивный (знания и умения в области средств и приемов языкового воздействия); 9) коммуникативно-прагматический (знание психологических закономерностей и правил эффективного речевого общения и умение пользоваться ими);

10) социально-этно-культурный (знание социальных и этнических факторов, в том числе традиций, языковых вкусов, их учет в процессе речевого общения);

11) перцептивный (умение слушать, анализировать и интерпретировать речь собеседников); 12)рефлексивный (умение анализировать свои речевые поступки с точки зрения их успешности или неуспешности и делать из этого анализа практические выводы)
Всякому оратору требуется определить собственные идеалы: с одной стороны, они должны вписываться в рамки общественно-национальной традиции, с дугой стороны, каждый ритор несет в себе индивидуальное начало, связанное с творческой новизной собственного облика.


  1. Взаимодействие оратора с аудиторией. Типы аудиторий.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – установление контакта со слушателями, аудиторией. Немаловажным является сознательное формирование оратором образа аудитории, то есть определенной группы лиц, которой он (оратор) руководит и стремится направить в нужную сторону.

Оратору в общении с аудиторией необходимо учитывать основные её параметры: формально-демографические характеристики (пол, возраст, национальность, общий уровень образования и культуры); мотивация слушателей (моральная, эстетическая и т. д.); готовность к восприятию речи (уровень знания предмета, общая заинтересованность); эмотивную характеристику (общий настрой аудитории к предмету речи, возможное отношение некоторых групп к предмету, к самому оратору).

С точки зрения отношения к мыслям оратора, в аудитории могут быть выделены следующие группы: 1) конструктивная; 2) конфликтная; 3) соглашательская; 4) инфантильная.

Главные показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Важно также и эмоциональное сопереживание: отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность, которые передаются слушателям, вызывая у них ответную реакцию; искреннее уважение к слушателям, признание в них партнеров по общению.







Перед оратором стоит очень трудная задача – заинтересовать аудиторию, настроить её на восприятие речи, удержать внимание слушателей до конца выступления. Поэтому выступающему необходимо знать приемы управления аудиториейи умело пользоваться ими в процессе речи: зрительный контакт; прямое требование внимания от слушателей; обращение к аудитории с неожиданным вопросом; тайна занимательности; вопросно-ответный ход; юмор; прием сопереживания; голосовые приемы (тон голоса, громкость, темп речи); пауза и др.

Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления.


  1. Законы современной общей риторики.

С необходимостью для говорящего учитывать «фактор адресата» связаны четыре общериторических закона современной риторики, которые отражают общериторический идеал: речевое поведение и речь участников общения должны обеспечивать гармонию речевого события.

Принцип гармонии речевого события означает, что компоненты речевой ситуации, т. е. автор речи, её адресат, речевые намерения (цели) участников общения, его условия и обстоятельства, – и сама речь должны соответствовать друг другу, составлять гармоническое единство, что означает – элементы целого (в данном случае – речевого события) не должны быть случайны, а должны определять друг друга, должны быть соразмерны. Законы риторики показывают, каким образом обеспечивается эта гармония между основными участниками речевой ситуации – говорящим и адресатом.

1) закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.

2) закон продвижения и ориентации адресата, так как он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

3) закон эмоциональности речи. Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, что о чем он сообщает или беседует. Этот закон реализуется с помощью специальных экспрессивных (изобразительных и выразительных) средств, а также с помощью особых принципов их использования в речи.

4) говорит о том, что речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Этому служат и движение в речи, и юмор (смена серьезности шуткой). Принцип разнообразия касается и акустики речи – её темпа, высоты голоса, ритма.
Итак, современный ритор – это человек с высокой речевой компетенцией, умеющий строить публичное высказывание, опираясь на законы современной риторики. От ритора требуется соответствие нравственным нормам жизни, которые являются основой речевого искусства.



  1. Этапы классического риторического канона

Со времен античности риторика рассматривает весь процесс создания речевого произведения в определенной последовательности. Риторический канон – образец, модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему.

1. Изобретение (лат.inventio) – рождение замысла, создание идей, содержания речи. А) Предварительная подготовка – серьезное изучение предмета речи, вся интеллектуальная работа, связанная с получением и переработкой необходимой для выступления информации. Б) Изобретение речи – разработка проблем определенной темы (о чем?), предмета (что выделяется для подробного рассмотрения).

2. Расположение материала (лат.dispositio). Изобретенный материал необходимо разумно, в определенной последовательности расположить. В таком случае будут рассматриваться различные способы, характеры и стили воспроизводства речи.

3. Выражение (лат.elocuto) –словесное выражение речи (выбор языковых средств, речевого стиля, который бы соответствовал типу речи и целевой установке, ориентированной на образ аудитории).

4. Память (лат.memoria) –запоминание написанного текста. «Память есть совершенное и крепкое в разум взятие вещей словесных», – записано в «Риторике» 1620 года [Аннушкин 2002: 24].

5. Произнесение (лат.akcio)исполнение речи в аудитории. Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Необходимо обращать внимание на темп или ритм, паузацию, интонацию, громкость, тембр голоса, логическое ударение, артикуляцию, постановку дыхания.

Риторический канон включает в себя систему последовательных действий по подбору материала, расположению его, облечению мысли в слова. Уникальность его состоит в том, что выполнение последовательного ряда операций ведет к созданию текста в определенном жанре.


  1. Античный канон и неориторика.

Современная, обновленная риторика получила название Rethorika nova, или неориторика,представляющая собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия и в содержании, и в методах. В наши дни цель неориторики определяется как поиск наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения, воздействия, убеждения.

В неориторике, как и в традиционной, выделяется пять этапов подготовки речи. Современная риторика уточняет:докоммуникативная фаза подготовки речи (выбор темы, определение цели и вида речи, подбор материала, логическая аргументация речи, доказательства и аргументация, работа над языком и стилем); коммуникативная фаза(поведение оратора, управление аудиторией, техника произнесения речи, искусство спора, ответы на вопросы); посткоммуникативная фаза (этап рефлексии: анализ выступления, совершенствование материала речи, прогнозируемые вопросы).

Таким образом, риторический канон включает в себя систему последовательных действий по подбору материала, расположению его, облечению мысли в слова. Уникальность его состоит в том, что выполнение последовательного ряда операций ведет к созданию текста в определенном жанре. Это проверенная веками схема построения речевого произведения, лежащая в основе создания любого текста (устного или письменного). Знание этой модели необходимо выступающему, поскольку позволяет оперативно и эффективно решать задачи построения текста.
16. Тема речи. Содержание речи. Тезис и аргументация.

Изобретение(лат. inventio)нахождение, обретение мыслей и идей, которые должны быть представлены в речи.

Первая задача ритора – найти что сказать.Процесс создания речи начинается с вопросов, которые оратор задает себе с тем, чтобы выявить проблему, подлежащую обсуждению в речи. Проблема представляет собой положение, содержание которого отражает важную практическую или теоретическую задачу, требующую исследования, разрешения». Изучив предполагаемую проблему, выбираем в её рамках предмет будущей речи – конкретный фрагмент, подлежащий обсуждению.

В процессе подготовки речи определяется 
  1   2   3


написать администратору сайта