политология. 1. Сущность, источники, основные ресурсы политической власти
Скачать 191.36 Kb.
|
1.Сущность, источники, основные ресурсы политической власти Термин «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти объективных законов развития общества, экономисты — о власти экономической, политологи — о власти политической, юристы — о правовой, государственной и судебной власти, военные — о военной власти, богословы — о власти Бога и т.д. Есть также понятия законодательной и исполнительной власти, власти массовых и профессиональных общественных союзов и организаций, политических партий и др. Все перечисленные разновидности власти, имея свои особенности и отличительные черты, обладают в то же время существенно общими признаками, которые раскрывают сущность самого понятия «власть» и придают ему объективно-закономерный характер. Таким образом, власть понимается в политологии, как минимум, в четырех смыслах. 1. Способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, убеждения, принуждения. 2. Политическое господство над людьми[1]. 3. Система органов управления (близко к понятию политической системы). 4. Лица, органы, обличенные соответствующими административными полномочиями (более узкое понятие по отношению к политической системе, поскольку не включает негосударственные структуры: общественные организации и объединения, часто Церковь). Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. По широко распространенным в западной политологии представлениям суть власти выражается следующей формулой: «А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б». В связи с этим представляется, что власть можно определить как возможность и способность заставить другого (других) реализовывать собственную волю, волю меньшинства. На примере отношений внутри волчьей стаи можно сделать вывод о том, что в ней власть есть (у вожака, у более сильного зверя). Но политической власти в волчьей стае нет прежде всего потому, что объектом политической власти является общество, либо какая-то большая его часть. Основными источниками власти в социуме являются: а) неоднородность положения людей в любом социальном образовании, дифференцированность их ролевых функций. Изначально (неважно даже по каким причинам) люди не могут быть абсолютно во всем равными друг другу; б) сила — и в физическом, и в социальном смысле; в) богатство — владение материальными ценностями в виде денег, собственности или средств производства; г) знания и информация. Информация, особенно в современных условиях, сегодня является одним из наиболее дорогих товаров (после торговли наркотиками и оружием), а рынок информационных услуг очень мобильно растет; д) человек как универсальный, многофункциональный источник власти, создающий все другие ее источники. Любая власть — это субъектно-объектное отношение, поэтому ее структурными элементами являются прежде всего субъект и объект. Властвующий субъект воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть как отдельный человек, так и общность людей. Субъект власти должен обладать рядом качеств: желанием властвовать, волей к власти; готовностью к ответственности за порученное дело; компетентностью; умением руководить подчиненными; обладать авторитетом. Но всегда субъектом власти является меньшинство — это важнейшее положение политологии. Объект власти играет немаловажную роль в системе властных отношений. Это обусловливается тем, что власть — всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие субъекта и объекта. Она невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствует подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти. Объект власти — это всегда большинство, это всегда либо все общество, либо какая-то его значительная часть. Вместе с тем структура власти и властных отношений не сводится только к взаимодействию субъекта и объекта. Она опосредуется и целым комплексом различного рода средств осуществления власти, которые в современной политологической литературе называются ресурсами власти. Итак, ресурсы власти — это средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями. К основным из них можно отнести: а) утилитарные — материальные и другие социальные блага, которые связаны с интересами людей; б) принудительные — меры административного воздействия со стороны субъекта власти на объект; в) нормативные — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Власть как социальный феномен, охватывая своим влиянием все сферы общественной жизни, имеет множество разновидностей. Их классификация возможна по разным основаниям. Приведем в качестве примера фрагмент такой классификации. 2.Специфика и структура государственной власти осударственная власть является сложным и многомерным является, которая затрагивает и влияет на все аспекты жизни общества. Как мы уже говорили, государственная власть – это инструмент или способ поддержания установленного порядка общественного бытия, основанный на принципах подчинения и субординации, возможности и праве одних людей подчинять своей воли других. Сущность государственной власти раскрывается в ее социальной, политической, идеологической и нормативно-правовой природе. Так, социальная природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия осуществляются в конкретно закрепленной форме: органов, учреждений, должностных лиц. Единственным источником государственной власти является легитимные и легальные институты управления обществом в рамках государства. Политическая природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия в данном случае публичны, затрагивающие интересы и распространяющиеся на всех и каждого. Идеологическая природа государственной власти отражает ее внутренний образ, именно она оправдывает и объясняет монопольное право государства на социальное насилие. Нормативно-правовая природа государственной власти заключается в наличие иерархии нормативно-правовых актов, закрепляющих легальность, легитимность и порядок осуществления властных полномочий. Структура государственной власти Структура государственной власти раскрывает ее внутренние строение и иерархию, она может значительно различаться в зависимости от формы государственного устройства, политического режима и формы правления. В наиболее общем виде, в соответствии с принципом разделения властей мы можем выделить следующую структуру государственной власти большинства современных государства: Законодательная власть – выборная власть, осуществляемая высшим законодательным органом на основе принципа профессионализма и коллегиальности. Исполнительная власть – назначаемая власть, осуществляемая высшим должностным лицом государства, правительством и иными органами государственной власти. Судебная власть – независимая власть, осуществляемая на основе принципа профессионализма специально уполномоченными на то органами и лицами. Судебная власть играет важную роль в системе сдержек и противовесов при осуществлении государственной власти, выступает в качестве гаранта законности и справедливости в государстве. 4.Понятие и сущность легитимности власти . Сущность и значение легитимности власти Понятие “легитимность” находит свое начало в XIX веке и выражает стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. В то же время этот термин приобрел и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии. На протяжении всей курсовой работы я буду придерживаться определения легитимности, данного Т. Алексеевой: “Легитимность - законность режима, политических деятелей и лидеров, отражающая качества, вытекающие не их формальных законов и декретов, а из социального согласия принятия их в качестве законных, т.е. соответствующих ценностным нормам со стороны самих граждан.” Указ. статья Алексеевой Т. - С.253. Этимологически слово “легитимность” ведет свое начало от латинского legalis - законность. См.: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995. - С. 180. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других - легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих - и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах. В настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий круг ее источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры. Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. См.: указ. книга Пугачева В.П., Соловьева А.И. - С.187.Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность - это не одно и тоже. Легальность власти - это юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам.Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии. Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны. Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в “чистом виде”. В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них. Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Один из крупнейших социологов конца 19 - начала 20 века. Преподавал во Фрайбургском, Гейдельбергском и Мюнхенском университете. Прежде чем перейти к легитимности Макс Вебер выделяет такую категорию как “господство” См.: Вебер М. Типы господства и их отношения к экономике. // Социологические исследования. - 1988. - №5. - С.3.. “Господством” он называет возможность встречать повиновение определенных групп специфическим приказам. В этом смысле, по М. Веберу, оно может основываться на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения. Любое господство, и как по-другому его называл Вебер “авторитет”, над большим количеством людей нуждается в штабе людей, которые бы заключали в себе надежную возможность обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Этот штаб людей может повиноваться своему господину в силу ряда причин: обычая, чисто аффективно, в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов. К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства. Каждое господство старается возбудить веру в свою "легитимность" и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства правильнее различать по типичной для них претензии на легитимность. Макс Вебер выделяет три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть: 1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); 2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях (традиционное господство); 3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство). В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму. Несомненно, что господствующие союзы, принадлежащие только к одному или другому из рассмотренных выше “чистых” типов, являются в высшей степени редкими. Вообще следует отметить, что основой всякой легитимности, а следовательно, и каждого подчинения является вера в статус господствующего или господствующих. См.: Громыко Ю. Легитимность и власть. // Российское аналитическое обозрение. - 1996. - №2 - С.1-3. При “легальной” легитимности она никогда не бывает чисто легальной. Но вера в легальность является “привычной”, а стало быть, даже связанной традицией - срыв традиции в состоянии ее уничтожить. Она также является и харизматической в негативном смысле: постоянные шумные неудачи любого правительства приводят его к гибели, ломают его статус. Чисто традиционные сообщества, пожалуй, существовали, но среди них никогда не было вечных. Это имеет значение и для бюрократического господства - редко встречались сообщества без личной наследственно-харизматической или чиновничье-харизматической верхушки (наряду с чисто традиционной). Обыденные экономические потребности удовлетворялись под руководством традиционных господ, внеобыденные (охота, военные трофеи) - под предводительством харизматических вождей. Только харизматическая легитимность также являются очень редкой. Из харизматической легитимности может - как при Наполеоне - вытекать самый настоящий бюрократизм или феодальные организации. При всех формах легитимности факт существования штаба управления и его действий, постоянно направленных на осуществление порядка и принуждение к нему, является жизненно необходимым для сохранения повиновения. В общем, типология легитимности Макса Вебера тесно переплетается и основывается на его типологии господства. До настоящего времени эта типология остается основной в классификации и понимании легитимности и пользуется широким признанием в общественных науках и неоднократно используется в различных исследованиях. Важно отметить, что Вебер дает не историческое описание, а концептуальную конструкцию типологического характера. Иными словами, он не претендует на описание принципов легитимности в каждой исторически развитой политической системе, а пытается свести их разнообразие к трем основным принципам: традиции, легальности и харизме. Речь идет об идеальных типах, то есть абстракциях, не существующих в политической действительности в чистом виде. В конкретных политических системах три эти типа переплетаются при преобладании одного из них, что позволяет нам характеризовать соответствующую систему как традиционную, легальную или харизматическую. 5. Показатели легитимности власти и основные направления легитимации власти Понятие «легитимность» ввел М. Вебер, и он же по критерию мотивов подчинения выделил три основных «чистых» типа легитимности политической власти (господства): - традиционная (патриархальная) легитимность. Здесь политическая власть основывается на религиозной вере в священность издревле существующих порядков, в божественное происхождение власти и по традиционной привычке подчиняться. Для данного типа легитимности характерны отношения: монарх – подданные; господин – слуги; т.е. отношения, присущие докапиталистическим (доиндустриальным) обществам аграрного типа, феодальным монархиям. М. Вебер подчеркивал, что патриархальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи, и именно это обстоятельство делает его особенно прочным и устойчивым; - харизматическая легитимность политической власти. Здесь политическая власть основывается на эмоционально - воодушевляющей вере в необыкновенные способности и качества личности правителя, дарованные ему природой, судьбой или Богом. К харизматическим качествам М. Вебер относит сверхъестественные способности, пророческий дар, выдающуюся силу ума, духа и слова. Харизматической властью обладают: пророки, основатели мировых религий – Будда, Иисус Христос, Магомет; великие полководцы – Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон; политические вожди – Ленин, Троцкий, Сталин, Гитлер и др. Для данного типа легитимности характерны отношения: пророк апостолы – последователи; герой – полководец – солдаты; вождь-демагог – масса, толпа, т.е. отношения, которым присущи большое напряжение, требующее подвигов, свершений, повседневного героизма, энтузиазма. Харизматическая власть чрезвычайно эффективна особенно в функции организации или мобилизации масс, но относительно кратковременна, исчерпываясь периодом жизни носителя харизмы. Она также обладает огромным революционно-преобразующим потенциалом и, как правило, отвечает потребностям эпохи великих перемен. - рационально-легальный тип легитимности политической власти. Здесь отношения господства и подчинения основываются на рациональном интересе и понимании необходимости политической власти, действующей на основе и в рамках правовых законов. Особенность данной легитимности в том, что политическая власть формируется посредством демократических процедур и подчинение адресовано не личности, а законам. Им подчиняются и управляемые, и управляющие. Аппарат управления состоит из специально образованных и компетентных чиновников (бюрократов), которые действуют в максимально строгом соответствии с юридическими законами и, невзирая на лица, подчиняются только служебному долгу. Рациональная легитимность характерна для демократических стран и возникает она как ответ на вызов аксиомы европейских буржуазных революций – «никто не вправе управлять народом без его согласия». Показателями степени легитимности политической власти являются: - уровень интенсивности мер принуждения и устрашения, применяемых властью в обществе для осуществления своей политики; - наличие или отсутствие реальных попыток свержения правительства или лидера; - интенсивность проявлений гражданского неповиновения; - результаты выборов, референдумов; - массовость демонстраций в поддержку власти или ее оппозиции. |