Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. В чем специфика этапов развития и исторических систем римского права: цивильного (квиритского), магистратского, права народов

  • 3.Как римляне понимали jus naturale

  • 4. Благодаря каким обстоятельствам произошла рецепция римского права в средневековой Европе

  • 5. Каково значение римского права для современной юриспруденции и подготовки юриста

  • практическая 1. 1. В чем отличие частного и публичного права


    Скачать 16.93 Kb.
    Название1. В чем отличие частного и публичного права
    Дата19.02.2021
    Размер16.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическая 1.docx
    ТипДокументы
    #177730


    1. В чем отличие частного и публичного права?

    -Публичное Право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права, которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон.


    2. В чем специфика этапов развития и исторических систем римского права: цивильного (квиритского), магистратского, права народов?

    -нормы квиритского (цивильного) права, образование и развитие которого приходится на период с VI века по середину III века до н. э. Нормы древнейшего права регламентировали отношения лишь между квиритами – римскими гражданами. Развитие торговли, сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений и всей рабовладельческой системы хозяйства способствовали дальнейшему прогрессу римского частного права. Нормы квиритского права уже не могли урегулировать развитие системы торгово-денежных отношений.

    преторское право (магистратского) как вторая ветвь частного права. Данная система оформилась из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.В процессе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а только придавали положениям старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Производя защиту системы новых отношений, преторы реализовали следующий шаг. При помощи эдиктов они начали заполнять пробелы цивильного права, устраняя тем самым их недостатки. К основам преторского права относились принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве. Согласно естественному праву все люди равны и рождаются свободными. Из принципа справедливости устанавливалось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма предполагал уважительное отношение к личности.

    нормы «права народов» регламентировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Указанное право в сравнении с римским правом древнейшего периода характеризовалось простотой, гибкостью, отсутствием формальностей. Исконное римское частное право и «право народов» в течение долгого времени дополняли друг друга. При этом влияние «права народов» на квиритское право было значительным. В результате система квиритского права стала утрачивать свои характерные черты. С течением времени наблюдалось сближение всех трех систем права. Если в начале III века н. э. они ещё сохраняли ряд характерных отличий, то уже к середине IV века все три ветви объединились в единое римское частное право.


    3.Как римляне понимали jus naturale?

    -Естественное право римляне понимали как некий высший закон, как состояние порядка в природе и обществе. Законы (иные акты людей), устанавливаемое людьми позитивное право, не должны нарушать этот всеобщий порядок. Нарушение этого порядка, следовательно ius naturale, порождает бесправие, произвол, беззаконие (параномию). Напротив, соответствие человеческих установлений естественному праву порождает справедливость (aequitas), которая и является целью права. Философская конструкция справедливости являлась основанием для правотворческой деятельности преторов и юристов, которые в своих эдиктах и комментариях отстраняли закон, уже не соответствующий понятию aequitas и, таким образом, создавали новое, более совершенное право.

    Таким образом, естественное право должно пониматься не как система норм, как позитивное право, а как философское обоснование постоянного совершенствования позитивного права применительно к реальной действительности.


    4. Благодаря каким обстоятельствам произошла рецепция римского права в средневековой Европе?

    -Основными причинами рецепции было то, что римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. Короли находили в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, и использовали их в борьбе с церковью и фео- дальными сеньорами. Повышение интереса к римскому праву имело место и в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию. В странах Европы рецепция римского права прошла несколько стадий.


    5. Каково значение римского права для современной юриспруденции и подготовки юриста?

    -Римское право смогло приспособиться к товарно-денежным отношениям. Римское право является основой для современных отраслей права, таких как гражданское право, коммерческое, семейное, трудовое, административное и базой для подготовки квалифицированных юристов.


    написать администратору сайта