Главная страница

Устное народное творчество. УНТ Пр. 1. в самом широком смысле слова заговор это словесная формула, имеющая магическое значение


Скачать 187.5 Kb.
Название1. в самом широком смысле слова заговор это словесная формула, имеющая магическое значение
АнкорУстное народное творчество
Дата19.10.2022
Размер187.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУНТ Пр.doc
ТипДокументы
#741180

1. В самом широком смысле слова заговор - это словесная формула, имеющая магическое значение.

заговор есть традиционная

ритмически организованная словесная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей. Заговору приписывали безусловную силу

принудительного воздействия на людей и природу прежде всего в силу того, что он особым образом ритмически организован.

Заговор не только ритмически организованная словесная формула с выражением какого-либо пожелания

или требования, но одновременно и обрядовое действие, преследующее ту же цель. Таким образом, в целом заговор есть безусловное выражение особенного, в том числе и религиозного, сознания в

его практическом выражении. Отсюда проистекает недопустимость

отождествления заговоров с поэтическим творчеством.

Однако в заговоре налицо и несомненные проявления неосознанного художественного отражения мира, только элементы такого творчества всегда

предстают в тесном сплаве с религиозно-магической мыслью.

Заговор (или заклинание) — произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир,

его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. Заговоры — составная часть колдовства. Произнесение заговора

часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными предметами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные

заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных

трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.

заговор к обрядовой поэзии, потому что словесная формула заговора обычно сосуществует с действием, причем действие и слово оказываются взаимообратимыми и тождественными по функции. Предполагается, что одной и той же цели можно достичь и с помощью слова, и с помощью действия. Часто словесная заговорная формула представляет собой только словесное выражение, словесное описание, изображение совершаемого действия.

Заговоры — "малые" фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах. Исполнение заговора носит окказиональный и сугубо индивидуальный характер. Заговоры отличаются ярким своеобразием семантики, структуры и языка; в жанровом и функциональном отношении ближе всего стоят к заклинаниям и народным молитвам.

2.

Облачение заговоров в символическую форму связано и с тем, что символ, имея внешнее конкретное выражение, более легко преодолевает порог человеческого сознания, чем некая абстрактная идея, изложенная логически. Эту мысль высказал Г. Прайс [6, с. 258–259]. Он основывает свое суждение на том, что символ воспринимается скорее чувством, нежели разумом. Поэтому символ можно назвать жанровой доминантой заговоров, средством, выполняющим главную функциональную нагрузку – магическое воздействие на сознание человека.

Конкретный символ, хотя и связан с идеей мировой целокупности, отражает эту идею с определенной стороны, что позволяет для каждого символа выделить доминирующий смысл или ряд смыслов.

Через всю историю заговоров прошло прогрессировавшее развитие в них словесного текста. Первоначальное синкретическое единство слова, пения и обрядового действия со временем распалось.

Слово теснило пение, заменяло собой и обряд, хотя замена обрядовых действий словом не была такой решительной, как вытеснение

нения. Заговор до самых последних времен остается тесно связанным с обрядовыми действиями.

Важные элементы заговорных формул — эпитеты, сравнения, символы.

Важный признак заговора — вера в магическую силу слова.

Это отразили его народные названия: заговор, наговор, шептание, слово, молитва. Нехитрыми заговорами от ушиба, пореза, чирья и т. п. владел каждый человек. Однако еще А. Н. Афанасьев подчеркивал, что заговоры — это "предмет тайного ведения знахарей, колдунов, лекарек и ворожеек. <...> Они непригодны для забавы и, как памятники вещего, чародейного слова, вмещают в себе страшную силу, которую не следует пытать без крайней нужды; иначе наживешь беду"

Наиболее сакральные понятия, релевантные для адресанта заговора маркируются. Они размещаются на ключевых метрических позициях — в начале строфы или

краткой строки: Heill dagr, heilir dags synir, // heil nótt ok nift! «Невредимым будь,

день! Невредимыми будьте, дня сыны! // Невредимой будь, ночь с сестрою!»; Heilir

æsir, heilar ásynjor, // heil siá in fi¸olnýta fold! «Невредимые асы, невредимые асиньи, //

да будет невредимой многополезная земля!».

В исчерпывающих перечислениях называются все элементы из семантического поля ‘день’ — синонимы и антонимы — или ‘асы’ — ‘асиньи’ как пары из семантического

поля ‘ас (бог)’, отражающие тенденцию заговора к полноте и универсальности описания, его энциклопедичность. Ср. 3–4: Heill dagr, heilir dags synir, // heil nótt ok nift! «Будь

невредимым, день! Будьте невредимыми, дня сыны! // Будь невредимой, ночь с сестрою!»; Heilir æsir, heilar ásynjor «Невредимые асы, невредимые асиньи;

3.

Общность в содержании и форме при всем том не

скрадывает жанрово-видового различия заговоров и календарных

заклинаний. Можно предполагать, что исконные песенно-ритмические элементы заговор с течением времени переработал в новое

качество, став видом чисто словесного творчества, между тем как

календарные заклинания сохранили и развили песенно-ритмические

свойства.

которые исполняются в связи

с важными семейными событиями: рождением, женитьбой и смертью человека. У славян каждая из этих

ступеней человеческой жизни сопровождалась особыми

обрядами.

Семейно-бытовые обряды и их поэзия, как и календарные, отражают труд, быт и интересы земледельца.

Семейно-бытовые обряды и их поэзия отразили историю общества, его формы и судьбы,

историю семьи. В них можно обнаружить следы весьма

древней культуры человечества, элементы древних воззрений на природу и общественные и личные отношения, которые связаны с ранними формами брака и

семьи.

Древние славяне обожествляли природу, обращались к ней с просьбами о хорошем урожае

и приплоде скота, о здоровье и благополучии. Они

представляли себе силы и явления природы как живые

существа и старались умилостивить их, задобрить, упросить, используя для этого магические действия и

слова.

В них есть просьбы к природе

и духам, величания хозяев дома, пожелания счастья и

богатства, социальные мотивы, отражающие труд и

быт народа, его тяжелое положение,

высокий образец словесного искусства, творчества, возникшего в

результате страстного стремления народа преодолеть власть стихий,

болезни, житейское зло.

Такие произведения не просто сопровождают обрядовые действия, но и составляют часть их и без них не

исполняются.

обряд — это традиционная, передающаяся от

поколения к поколению, узаконенная обычаем совокупность условных, нередко символических действий. В обрядах выражаются

религиозные и нерелигиозные, общественно-бытовые представления

и понятия.

Календарный фольклор является частью праздничных обрядов, он

исполнялся в определенное время года.

4.

«Тут тебе не стоять и не распухать, сырью не сыпать, чиряками не кидать и в голову не бить. Я тебя выговариваю, я тебя выкуриваю за дым, за ветрами в пустыню».

Выкуривание и выговаривание функционально однозначны: это два способа удалить болезнь — заставить ее уйти — одинаково при помощи действия или же словесного обращения. Иногда, как отмечено, выговаривание соединяется с выкуриванием, но эта связь словесной формулы и действия — связь по тождеству функции. Выкуривание — такой же способ удалить болезнь, как и выговаривание, совершенно равноценный, последовательно вытекающий из соответствующего взгляда на болезнь как на существо и личность.

В этом заговоре словесная формула является словесным выражением, изображением совершаемого действия. Знахарь описывает, рассказывает о том, что он делает, — содержание словесной

формулы не выходит за рамки описания применяемого действия.

Однако обычно представление о смывании болезни водой перекрещивается с рядом других фольклорных представлений и

верований.

Больному дают напиться, умыть лицо, руки, грудь около сердца. Его обрызгивают водою изо рта. Обрызгивая больного водою, говорят: «С гуся вада, с тибе худаба»

Вода должна быть «непочатая», «непитая», «зачерпнутая из трех колодцев». Чтобы, смывая болезнь, возбудить в болезни отвращение, сделать ей неприятным пребывание в больном, в воду бросают сор. При христианизированном варианте приема смывания в воду кладут ладан пли же берут «освященную» воду, воду, в которой «крест умочали», над которой «евангелию читали, бесы-диаволы заклинали». Так как не только болезнь, но и вода представляется как личное существо, то к воде

обращаются с просьбой: «Красная дявица, сама чистая вадица,

ты йшла з марскога ключа, из зимлянога нутра, ты размувала

желтый пяски, ты падмувала крутыи биряжки, — змыи в раба

божьего (имя) скулу урюмую и усю балесть»

2) Попрошу тебя, батюшко черный дым:

Разыщи раба Божьего Ивана

И нанеси на его тоску тоскущую,

Сухоту сухотущую,

Плачь неумолимую –

В ясны очи,

Черны брови,

Легкие, печени и сердце,

Кровь его горячую,

Чтобы кипела его кровь горячая

Слово полностью характеризует действие, на которое направлен заговор. Следовательно, слово неотделимо от действия в этом случае.

Рекут на дым от Огня

3) В чистом поле,

На синем море

Лежал белый камень.

На том камне

Стояла гробница.

В той гробнице

Лежал покойник,

Без (имя).

Того покойника

Зубы заболей,

Закостеней и не болей.

Аминь, аминь, аминь

Слово полностью характеризует действие, на которое направлен заговор. Следовательно, слово неотделимо от действия в этом случае.

Говорить три раза утром и вечером поздно, поглаживать щёки:

4) Щука-белуга, окуси – не отпусти, кусай – не отпускай

У младенца грыжу пуповую, пудовую, костяную, кильную, суставную и рассыпную.

Аминь.

Слово – интерпретирет действие.

В этом заговоре словесная формула является словесным выражением, изображением совершаемого действия. содержание словесной

формулы не выходит за рамки описания применяемого действия.

Поглаживание живота малыша. Делаете на словах вид будто выгрызаете грыжу.

Не всегда слова четко обозначают цель заговора, иногда они ее изображают объективно. Однако слово не может быть отстраненно от действия.

инструкцию к заговору и безоговорочно следуйте ей. Время и место проведения заговора, предметы, необходимые для выполнения ритуала, – все должно быть четко соблюдено. Поверьте, за долгие годы работы с заговорами современные целители по возможности адаптировали их к современной жизни.

5.

Заговоры были универсальны в бытовом применении: хозяйственные (земледельцев, пастухов, охотников, на удачную торговлю...); лечебные; любовные (их называли присушки или отсушки); социально-бытовые {на царские очи, как отпереться от

пытки, на суд идучи, от пули на войне...). Наиболее многочисленны лечебные заговоры. Направленность заговоров, как и всякого колдовства, могла быть не только доброй, но и злой, что выражалось в стремлении нанести кому-то урон, наслать порчу.

Поэтому различали "белые" и "черные" заговоры.

Заговоры бывают двух видов:

белые – направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы (знахарство)

черные – направленные на принесение порчи, вреда, употребляемее без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой)

По категориям: лечебные, детские, любовные, свадебные, житейские

«На море на океане, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руду желтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я раба (такого-то) от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань».

цель – от истечения крови, от порезов

сфера – при ранениях телесных покровов, впоследствии появления крови.

«Воззовиши всем старцам со старцем грозным-грозно, начали ломать тоску, бросать тоску за околицу. Кидмя кидалась тоска от востока до запада, от реки до моря, от дороги до перепутья, от села до погоста; нигде тоску не приняли, нигде тоску не укрыли; кинулась на остров на Буян, на море на окиан, под дуб мокрецкой».

цель – от тоски

сфера – повседненость ( житейское)

«Завяжу я по пяти узлов всякому стрельцу немирному, неверному, на пищалях, на луках и всяком ратном оружие. Вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги, замкните все пищали, опутайте все луки, повяжите все ратные оружия…»

цель –Заговор от всякого оружия

сфера –Если вам предстоит опасное дело, при опасности - житейские

Батюшка-светлый месяц, был я в гостях у тебя,

Видел мертвого мертвеца,

У мертвого мертвеца белые зубы не ноют, красны десны не болят

Никогда, вовеки так у раба божьего (имя рек)

Белые зубы не ноют,

Красны десны не болят никогда вовеки.

цель – от избавления зубной боли

сфера – лечебная

Враг, сатана, отщепись от меня,

Отшатнись от меня

На триста верст, на четыре тыщи.

В руках я несу ангела спасителя,

В дверях несу ангела-хранителя,

В окно несу Мать святую Богородицу,

Несу я цепи железные,

Несу я ворота медные,

Запираю себя, раба Божьего (имя рек),

На двенадцать замков от рудого, от белого, от черного,

От своей худой думы.

Аминь.

цель – от болезней

сфера – лечебная, житейская

«И как с того сырого дуба щепа летит, тако ж де бы и от меня (имя рек) валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час».

цель –Выходя из дому, человек свободнее дышит, смотрит на поля и на леса, слушает голоса их. По древнему обычаю, он испытывает силы в кулачной борьбе и заговаривает свои силы

сфера – житейская

«Гой еси, солнце жаркое, не пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой (имя рек), а жги и пали куколь и полынь траву»

цель – на хороший урожай

сфера – житейская, земледелие

«Как вода огонь заливает, так и слова мои бурю утишают»

цель –Заговор для утоления вихря - Заговоры на природу (на явления природы)

сфера – природная

Батюшка домовой!

Свой домовой на свой широкий двор,

Чужой домовой со двора долой.

Своему домовому хлеб да соль,

А чужому домовому осиновый кол.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Аминь.

цель – Задабривание своего домового и изгнание чужого.

сфера – житейская

«Ангел навстречу, Господь на пути, Божья мати тебя благослови, Николай Чудотворец в путе и в службе (учебе) помоги».

цель – на дорогу

сфера – житейская

В печь пироги сажаю, скажу: “Печка-матушка, пеки, не сожги, моих деточек накорми. Аминь, аминь, аминь”.

цель – на благополучие дома

сфера – житейская

“Клопы вы, клопы, меня не кусайте. У вас зубы репяные, а у меня тело кремянное”.

цель –от клопов, От паразитов

сфера – житейская

С тратегией мы условимся называть наиболее общий «план»

действий в отношении той или иной болезни, точнее — общий план

борьбы с ней, осуществляемый средствами заговора как вербального

текста.

Стратегии обычно имеют общелечебный характер, т.е. реализуются в заговорах от разных болезней. Таковы изгнание, уничтожение,

отрицание, заговаривание болезни; обмен; навязывание болезни определенного поведения; отсылка к прецеденту и некоторые другие.

Вместе с тем даже при всей своей обобщенности стратегии применяются с учетом особенностей отдельных болезней (телесные и душевные, физические и насланные, детские и взрослые, персонифицированные и неперсонифицированные и т.д.). Например, такая стратегия,

Сюжетика восточнославянских заговоров 31

как обмен, применяется чаще в тех случаях, когда тот или иной недуг

персонифицируется в некоем конкретном образе (например, демонического персонажа). Так происходит в заговорах от детской бессонницы,

где обмен предлагают в основном лесным духам, которых считают причиной этой болезни.

Кроме обобщенных, в заговорах реализуются также специализированные стратегии, обусловленные особенностями конкретной болезни (или группы болезней), на избавление от которой они направлены,

например, «закрывание раны» или «останавливание крови» в заговорах от кровотечения

6. Текст 1.

Субъект речи: лирический герой/повествователь. Исполняет роль призывателя высших сил, повествует, обращается.

Объект воздействия: Заговор от призора, наговора и нечисти

Исполнитель: белая птица, с «железным носом», «булатными когтями», которая должна защитить человека от тёмного колдовства. о том, птица, посланная высшими силами, направленная против призоры, наговоры и немочь.

6. Текст 2.

Субъект речи: повествователь,рассказывает о деятельности тринадесят старцев со старцем Пафнутием.

Объект воздействия: заговор от лихорадки представлены двунадесяти девицами

Исполнитель: тринадесят старцев со старцем Пафнутием, изгоняющие причины болезни.

7. Текст 1: «из избы дверями, из сени воротами», «чистое поле к синему морю», «морской пуп», «белый камень Олатырь», «по городам и пригородам, по селам и приселкам, по деревням и придеревням».

Текст 2: «На горах афонских», «под тем дубом»

8.

Загово́р на добрый путь

Утро. Весь день впереди. Утро характеризуется началом нового дня и новых свершений.

Иду я из поля в поле,

В зеленые луга, в дальние места,

По утренним и вечерним зорям,

Умываюсь ледяною росою,

Утираюсь, облакаюсь облаками,

Опоясываюсь чистыми звездами.

От окиян-моря узрела и усмотрела,

Глядючи на восток, красного солнца, в чисто поле.

А во чистом поле узрела и усмотрела:

Стоит семибашенный дом

9.

Крестьянин-язычник поклонялся дневному светилу, верил в его власть над миром, не

сомневался в его всеведении: «Красное солнышко-батюшка, ходишь

высоко, видишь далеко, за высокими горами, за крутыми холмами,

за черными грязями»

существо, на состояние здоровья «Отче наш…»

болезнь +

МИФОЛОГИЧЕСКИМ СУЩЕСТВАМ - Когда-то наука, в лице мифологической школы, считала заговоры остатками молитв, обращенных к стихийным Божествам. Так, например, заговор на остановление руды (крови), по мнению Афанасьева, относился к Богу-громовнику, как властителю небесной влаги – крови, истекающей из ран, наносимых стрелами Перуна облачным демонам.

ХРИСТИНСКИМ персонажам – Вопрошаю я к Господу, «Пресвятая богородица мать Божия спаси и помилуй от бырету бу…тъ нова отручеи моих гумажных небылобы нескорбости не болести нешопотъ неломо…

ПРЕДМЕТАМ – Дай кольцо силу животу, чтобы излечить боль головы моей.

Эпическая часть – описание. При всем разнообразии содержания в эпической части варьируются основные мотивы: ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ВОСТОЧНУЮ СТОРОНУ К САКРАЛЬНОМУ ЦЕНТРУ (……мотив некоего Латырь-камня: «В чистом

поле лежит бел-горюч камень» и т. д. Иногда камень лежит в море-океане. Вокруг камня нередко группируется чудесная символика,

составляющая эпическую часть заговора: «Под тем белым Алатром-камнем лежат доски, а под теми досками три тоски тоскучие,

три рыды рыдучие»…………… Или на камне Латыре стоит церковь, а в церкви находится

престол, на престоле восседает некая бабушка, которая и остановит

кровь.……… "Иду, перекрестясь, на четыре стороны поклоняясь. Спереди красное солнце, к Господу оконце, сзади месяц ясный, но путь не опасный. По сторонам хранители мои, избавители от всяких властей и их мудростей, от всяких чинов и их подчинов, от всех мундиров и их командиров.…), ПОИСКИ САКРАЛЬНОГО ЦЕНТРА(Помимо волшебной горы и Алатырь-камня, центр сакрального мира может быть представлен в заговорах лестницей или столбом, соединяющими небо и землю (« столоб от земли до неби» ), и священным градом, и храмом, и мировым древом, и крестом. ) (……За дальными морями есть Океан-море железное,//На том море есть столб медный.// На том столбе медном есть пастух чугунный,//А стоит столб от земли до неба,// От востока до запада…………), ЧУДЕСНОЕ «ОДЕВАНИЕ» (удесное одѣваніе, напр., Аѳанасьеву говоритъ о томъ, что человѣкъ, читавшій заговоръ, отдавалъ себя подъ защиту высшихъ силъ ……………… (одевания светом зарей, солнцем, месяцем, облаками с последующим обретением сверхъестественных способностей и наделением космической мощью). Конечной точкой на этом маршруте становится место средоточия земных сил — остров в океане, на котором произрастает «древо всех семян» — символ мирового плодородия и источник жизненных сил (дуб, кипарис, кедр, виноград и др.), в корнях которого плетутся мировые судьбы, откуда вытекает мировая река, образующая океан, и откуда весь мир «начал быть». …… Чудесное одевание происходит подчас на

горе Сионе, как бы между небом и землей; соответственно протагонист одевается

«небесною высотою» В другом тексте имярек просит Богородицу: «преоблаки меня... облаком небесным,

высотою небесною» …) ("Освечусь я светлым месяцем; осияюсь красным солнышком; препояшусь буйны ветры, отычусь часты звезды. Солнце деснует, луна в теле ходит; по главе моей звезды ходят",) УНИЧТОЖЕНИЕ ЗЛА (…………«Завяжу я по пяти узлов всякому стрельцу немирному, неверному, на пищалях, на луках и всяком ратном оружие. Вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги, замкните все пищали, опутайте все луки, повяжите все ратные оружия…»…………………), ОБРАТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (……заговоры на отворот Забудь о сопернице моей — чёрной змее (имя), о своей похоти к ней. Глаза её не видят, уста с ней не говорят, душа к ней не тянется, тело по ней не соскучится! Только меня видишь, только меня слышишь, только со мной быть желаешь! Как ложка эта в моём доме останется, так и ты Раб Божий (имя), никогда не покинешь этих стен. ………………………………………).

Лирическая часть – просьба. Так условно называется та часть, в которой высказывается цель заговора. Чаще всего это пожелание оформляется в виде СРАВНЕНИЯ-ПОЖЕЛАНИЯ (……«Поди во темны леса, на

сухи дерева, где народ не ходит, где скот не бродит, где птица не

летает, где зверь не ходит»5. Зло и болезни отсылались «туда, куда

крылатая птица отлетает, на черные грязи, на топучие болота»……………………………), но оно может звучать как УГРОЗА (………Верста, повернись, не я, а ты мне поклонись ……………………………..), может быть в форме ПРИКАЗА (………………………Верста, повернись, не я, а ты мне поклонись ……………… Пусть будет дом большой, запас золотой, шуб десятка три, такого мне Луна сыщи! ……………………).

Закрепка:

НЕРУШИМАЯ ЗАПОВЕДЬ - "Слово мое крепко!",

"Слово мое не прейдет вовек!",

КРЕПКОСТИ - Будьте, мог слова, крепки и лепки, тверже камня, лепче клею и серы, сольчей соли, вострей меча-самосека, крепче булата; что задумано, то исполнится!", "Голова моя — коробея, а язык — замок", "Тем моим словам губы да зубы — замок, язык мой — ключ; и брошу я ключ в море, останься замок в роте"

или:

"Мои уста — замок, мой язык — ключ: ключом замкну, ключом запру, замок в море спущу, а ключ на небеса заброшу",

"Замыкаю свои словеса замками, бросаю ключи под бел-горюч камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои словеса метки",

"Ключ моим словам в небесной высоте, а замок в морской глубине — на рыбе-ките, и никому эту кит-рыбу не добыть и замок не отпереть кроме меня; а кто эту рыбу добудет и замок мой отопрет, да будет яко древо, палимое молнией",

"Замкну аз за тридевять замков, выну из тридевять замков тридевять ключей, кину те ключи в чистое море-океан; и выйдет из того моря щука златоперая, чешуя медная, и проглотит тридевять моих ключей, и сойдет в глубину морскую. И никому той щуки не поймать, и тридевять ключей не сыскать, и замков не отпирать, и меня не испортить".

ПОКРОВИТЕЛЕЙ РОДА - Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

10.

Языковые средства

ПОВЕЛИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (……Заговариваю …………), несущая интонацию приказа, воздействия. СРАВНЕНИЯ (Бросать тоску за околицу.

Кидмя кидалась тоска от востока до запада,

От реки до моря, от дороги до перепутья,

От села до погоста;………… Кинулась на остров на Буян,………………), ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (На море на окиане, на острове на Буяне,

На полной поляне, под дубом мокрецким…От реки до моря, от дороги до перепутья,

От села до погоста;…Нигде тоску не приняли,

Нигде тоску не укрыли.…………), возникшие в результате антропоморфизма, давали возможность не только провести параллели между природой и человеком, но более зримо увидеть описываемое явление, расширить образное представление. Именно сравнение породило один из излюбленных поэтических приемов художественного или психологического параллелизма. УСТОЙЧИВЫЕ ЭПИТЕТЫ (На полной поляне, под дубом мокрецким

Сидит раб Божий (имя рек).

Тоскуя, кручинится в тоске неведомой,

В грусти недознаемой, в кручине недосказанной.

Идут восемь старцев со старцем,

Незванных, непрошенных:……… От наносной тоски……… Не мил свет ясный …) появились в результате необходимости точно передавать и запоминать текст заговора. Они закрепились и в других жанрах и стали одной из главных особенностей фольклорного языка, по которой часто он дешифруется, узнается. ПОВТОРЫ (…Нигде тоску не приняли,

Нигде тоску не укрыли.……… По сей день, по сей час, по сию минуту …………………) необходимы были для более внушительного воздействия текста, выделения значимых слов, создания особого стиля, размеренного, подчеркивающего значимость и даже эпичность происходящего. Связь с мифами о миротворении (Бог создал человека, и перечисляются все элементы творения, отсюда все подробные перечисления). ТАВТОЛОГИЯ (…море-окияне ……Грозным грозно …………… восемь старцев со старцем …………………) – это разновидность повтора синонимических групп слов. Создавая тот же художественный эффект, тавтология демонстрировала неисчерпаемые синонимические богатства языка, усиление значения. ПАЛИЛОГИЯ (…Начали ломать тоску,

Бросать тоску за околицу.

Кидмя кидалась тоска от востока до запада,…………………….) от греч. «палис» – назад – прием повтора конца предыдущей строки в начале последующей, создает особый ритмический рисунок, передает ощущение единства мира. АНАФОРА (На море на окиане, на острове на Буяне,

На полной поляне, под дубом мокрецким (…От реки до моря, от дороги до перепутья,

От села до погоста;

Нигде тоску не приняли,

Нигде тоску не укрыли.……………… По сей день, по сей час, по сию минуту.

Слово мое никто не превозможет

Ни аером (воздухом), ни духом. Аминь.

……………………….), АНАФОРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ (……..…Гой ты еси, раб Божий (имя рек),

Со утра до вечера кручиный ты,…………

……………………). РИФМА (…смежная…………………………………………………), АССОНАНСЫ (На море на окиане, на острове на Буяне,

На полной поляне,………………… Тоскуя, кручинится в тоске неведомой,

В грусти недознаемой, в кручине недосказанной.

Идут восемь старцев со старцем,

Незванных, непрошенных:…… На острове Буяне, на море-окияне …«Нашла беда среди околицы,

Залегла во ретивое сердце:

Щемит, болит головушка,

Не мил свет ясный, постыла вся родушка».………), ФОРМУЛЫ НЕВОЗМОЖНОГО (……По сей день, по сей час, по сию минуту.

Слово мое никто не превозможет

Ни аером (воздухом), ни духом. Аминь ……………………………..). Заговор нужно было говорить точно, чтобы легче было запоминать. Для этого использовалась и рифма. Все эти средства служили функциям заговора: внушить, запомнить, перечислить.

11. Сверхъестественные помощники (в том числе - "закрепители" слов) - это персонажи, чьи магические способности мобилизуются субъектом ради исполнения какого-либо желания (кроме противодействия агрессии) или помощи в некотором деле, занятии. Помощь может касаться сферы личных и общественных отношений, хозяйственной сферы, самой заговорно-магической деятельности (закрепление).

Защитники - персонажи, чьи способности мобилизуются для нейтрализации посторонней агрессии, магического или немагического воздействия (разделить эти виды воздействия, впрочем, весьма трудно), уже происходящего или только возможного. Защита может касаться сферы общественных отношений, хозяйственной, лечебной и др. сфер. Частный случай защитников - персонажи-целители. Не следует забывать, что не только возникновение большинства болезней приписывалось народом факторам почти исключительно сверхъестественно-магическим, но и сами болезни обычно персонифицировались, представлялись в виде некоторых демонических существ, нападающих на человека. Потому целитель, снимающий результаты вредоносной магии (порча, отсушка и т. п.) или невольного негативного воздействия (сглаз [урок, призор] 11) либо отгоняющий демонов болезней, оказывается объективно прежде всего защитником.

Существует также небольшая группа функционально универсальных персонажей, способных выступать в большинстве функций помощи и защиты. Обычно это высшие, наиболее сакральные и могущественные фигуры христианского пантеона.

Противники - персонажи, от которых исходит агрессия: ведьмы, колдуны, бесы и др. демонизированные и демонические существа, в том числе болезни. Переходными типами оказываются персонифицированные ветры (будучи явлениями природы, они выступают в демонической функции присушивания любви в "черных" заговорах, но при этом снабжаются вполне христианскими именами), а также змеиные цари и царицы, вынуждаемые силой заговора помогать от укусов своих подданных - противники по сути, объективно они оказываются защитниками. И те и другие рассмотрены в отдельных разделах (соответственно, "Животные" и "Ветры").



написать администратору сайта