История народа и общин Крыма. Доклад История народа и общин Крыма. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования республики крым крымский университет культуры искусств и туризма
Скачать 37.26 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВ И ТУРИЗМА» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРА ТУРИЗМА Доклад на тему “История народа и общины Крыма” Выполнил: студент 4 курса по направлению 43.02.10 Туризм Мурашкин В.С. Симферополь, 2022 г. Народы Крыма в разные исторические временаКрым — один из удивительных уголков Земли. В силу своего географического положения он находился на пути исторических перемещений разных народов. Древняя Таврия находилась на стыке древнейших торговых путей, ведущих с севера на юг — путь из «варяг в греки» и в портах полуострова заканчивался сухопутный торговый «шёлковый путь», идущий с востока на запад и начинался морской путь в страны Средиземноморья. С древнейших времён в Крыму сталкивались интересы целых цивилизаций и многих стран мира. Всем известно, что тот, кто владеет Крымом владеет Чёрным морем. За шесть тысяч лет легендарной истории Черного моря известно несколько его названий. Море называли Понт Аксинский (др.-греч. Πόντος Ἄξενος -«Негостеприимное море»), Скифское море, Киммерийское море, Понт Эвксинский (др.-греч. Εὔξενος Πόντος, лат. Pontos Euxinus -«Гостеприимное море»), в период средневековья с IX-X веков — Русское море, Синее, Святое море. Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций. Древних кочевников на полуостров привлекали обширные пастбища, землепашцев — плодородные земли, охотников — леса с множеством дичи, мореходов — удобные морские бухты и мелководные заливы, где много рыбы. В разные исторические времена на Крымском полуострове оседали многие народы, выбирая себе место по душе, и становясь участниками всех исторических событий на полуострове. На территории древней Тавриды жили по соседству люди разных этносов, отличающиеся разным укладом жизни, традициями, обычаями, вероисповеданием. На такой небольшой территории сталкивались интересы многих племён, иногда им удавалось договориться мирным путём, но случались и кровопролитные столкновениям. Междоусобная вражда прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении. В течении всей истории полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, в которых участвовали западно-европейские государства. За свою долгую историю Крым входил в состав нескольких государств и империй. Итак, народы, населявшие Крым на протяжении всей истории Крымского полуострова. Киммерийцы Чёрного моря — Боспора Киммерийского Киммерийцы — воинственные кочевые племена, населяли Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики в IХ-VII вв. до н. э. Во многих древних источниках есть упоминания об этом народе. К сожалению памятников их материальной культуры в Крыму очень мало. В VII веке до н. э. скифы вытеснили киммерийцев за пределы Северного Причерноморья. Но память о них надолго сохранилась в географических названиях — античный город Киммерик, Керченский пролив назывался Боспор Киммерийский (греч. Βόσπορος -Боспорос) — «Коровий брод», Боспор или Босфор. Царские скифы. Племена кочевников — скифов появились в равнинном Крыму и Северном Причерноморье в VII веке до нашей эры. Со временем они перешли к оседлому образу жизни и вобрали в себя часть живших местных племён. Геродот оставил нам свидетельства и описание внешнего облика скифов, описывая их, как светловолосых людей с голубыми или зелёными глазами. Бородатые, русоволосые, в длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках — скифы для древних греков представлялись дикими варварами. В III веке до нашей эры под напором родственных племён сарматов, скифы потеряли свои владения в северном Причерноморье и При-Сивашье, и осели в равнинном Крыму. Именно здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (ныне Симферополь). Царские скифы активно вели борьбу с греческими Боспором и Херсонесом за влияние на полуострове. В III веке Неаполь Скифский пал под ударами сарматов, а затем на полуостров вторглись готы, предки прагерманских племён, которых позднее вытеснили кочевники гунны. Оставшиеся на полуострове скифы постепенно смешались с таврами, сарматами и готами и аланами. Тавры. Этнос с именем ‘Рос’ в античной Таврии Начиная с I тысячелетия до н. э., племена тавров жили в горной и предгорной части Крыма и на всём южное побережье Таврии (Крыма). Самоназвание племени тавров дошло до нашего времени от античных греков, эллины называли их «Ταύροις» — звучать как *Ταυρο-ρως ,что-то вроде «тавро-росы» (греч. Ταυρος — «бык», русск. тур, слав. *turь), *tur-ros– или *tur-rus-, от корня *ros/*rus– «белый», в том числе в составе сложения *tur-rus– «Тур светлый», греческого ξανθός -«светлый», «светловолосый». Весь крымский полуостров «Χερσόνησος Ταύροις» — Херсонесом Таврическим, то есть «полуостровом тавров», возможно, тавро-русы были коренными жителями Тавриды. Азовско-Черноморская Русь. Древнейшие памятники материальной культуры тавров на полуострове датируются около X века до нашей эры, хотя их культура прослеживалась и в более ранних археологических памятниках Крыма. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников — каменных «таврских ящиков». Тавры занимались земледелием, скотоводством, охотой, иногда промышляли морским пиратством. С началом новой эры тавры постепенно растворились в среде скифов, в результате чего появился новый этноним — «тавроскифы», существовавший до II-III века н.э. Античные Греки Колонисты из древней Греции появились в Крыму в VI веке до н. э. Они постепенно заселили морское побережье полуострова, основали целый ряд городов и поселений (Керкинитида, Пантикапей, Херсонес, Феодосия и другие). Позже греческие города объединились в Боспорское царство (480 г. до н.э.) и греческий полис-государство Херсонес Таврический (422 г до н.э). Греки, чеканили собственные монеты, занимались земледелием, виноделием, ремеслами, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении веков оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Таврии. В первых веках нашей эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем — Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими народностями, передавая им язык и культуру. Сарматы и саки. Кочевые племена, родственные скифам, сарматов (саки, роксоланы, русы, аланы, языги, аорсы, сираки и другие) появляются в Крыму в IV — III веках до нашей эры, тесня скифов. Кочевники то сражаются со скифами и боспоритами, жителями Боспорского царства, то вступают со скифами в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами, племенами родственными скифам, в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешались с праславянским населением. Аланы Аланы — одно из сарматских племён, зафиксированное впервые письменными источниками середины I века н. э. Проникли в Крым во II веке нашей эры. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. В III-IV веках, из-за гуннской угрозы, они переместились в юго-западный регион полуострова, где приняли христианство и вместе с готами, и сформировали этническую общность «готаланы». Готы Германские племена готов вторглись в Крым в III веке нашей эры. Роль готов в жизни Крыма была весьма значительной. Под их ударами пало поздне-скифское царство — Неаполь Скифский. Остготы в Тавриде быстро захватили и подчинили себе весь полуостров, кроме Херсонеса. В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии. Отряды готов нанимались на службу к Римским императорам, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство. К середине IV века после упадка Боспора, готы стали главной политической силой на полуострове. В византийских средневековых источниках Крым называли Готией. Античные и раннесредневековые наименования готов. Готский язык принадлежит к индоевропейской группе языков. Остготские поселения сохранялись в Причерноморье в западной горной части Крыма, заселенной греками и подчиненной Византии, а также с V века в Приазовье на Таманском полуострове остготы в конце IV века оказались отрезанными нашествием гуннов, от вестготов. Готы в Северном Причерноморье и на Балканах в IV веке. Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму линию оборонительных укреплений для защиты поселений остготов (восточных готов) от набегов кочевников. В 6 веке крымские готы приняли арианское христианство и покровительство из Византии. Связи Тавриды с христианской Византией. При поддержке Византии в Таврии строились укрепленные готский город-крепость Мангуп, Эски-Кермен. В XIII веке на территории крымской Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 года. Княжество Феодоро и Дорос — город торговцев готов-трапезитов, живущих на «столовой горе» (близ Алушты) были хорошо укреплёнными горными крепостями. В Крыму долгое время сохранялся крымско-готский язык , восходящий к остготскому диалекту племён восточных готов, пришедших в Причерноморье и в Приазовье в 150 – 235 гг., и живших в соседстве с греческими переселенцами и скифами. Соседствуя с христианами-аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно слились с ними, образуя этническую общность «готаланы», которая объединилась с крымскими греками-христианами. Готы — участники варварских вторжений в Римскую империю Римляне (Римская империя) Римские войска впервые появились в Таврии в I веке до нашей эры после победы над Боспорским царем Митридатом VI Евпатором. Во второй половине I века н. э. римские войска помогли отбить натиск скифов по просьбе херсонеситов Херсонеса Таврического. С этого времени Боспорское царство со столицей Пантикапей, и Херсонес Таврический попадают в зависимость от Римской империи. Римский войска находились в Херсонесе около 200 лет, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова. Сохранилась римская дорога из Херсонеса в крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, военная крепость в Балаклаве, Альма-Кермене и другие. В IV веке, с развалом Римской империи, римляне окончательно покидают Крым. Гунны Гунны — союз племён, образовавшийся во 2-4 веках н.э. в Приуралье из тюркоязычных хунну, перекочевавших во 2 веке из Центральной Азии и местных угров и сарматов. В течение IV — V веков в Крым неоднократно вторгались полчища кочевников гуннов из Центральной Азии. Среди них были различные племена — тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорной и горной части полуострова. Повелителем союза племён гуннов в 445 году стал Аттила, державший в своей власти не только гуннов Паннонии, но и племена, жившие в Причерноморье, которые служили военным резервом для его войск, ходивших военными походами в Западную Европу. Войско гуннов, состоящее из болгар, остготов, герулов, гепидов, скифов, сарматов, и других племён и народов, под предводительством Аттилы (434 — 453 г.г.) было разбито в 454 году в битве при реке Недао в Паннонии, и гунны вытеснены в Причерноморье. Славянский характер народов, оказавшегося под властью гуннов, доказывается ещё известием Иордана о погребении Аттилы. Иордан описывает большое поминальное пиршество, называемом среди тамошних славян «страва», и «эти два слова – «страва» и «медъ» – служат достаточным доказательством того, что на среднем Дунае и нижней Тиссе во времена Аттилы, то есть в первой половине V века, обитали славяне, подчинённые гуннам». ( Любор Нидерле. Славянские древности. Книга первая. История древних славян. Часть II. Происхождение южных славян. Глава V. Теории южного движения славян.) После распада союза гуннских племён в 453 г. часть гуннов осела на Керченском полуострове и в степном Крыму. Какое-то время гунны были угрозой жителям горной Таврии, но вскоре исчезли в среде готаланов, более культурного населения. Печенеги, половцы. В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами, народами тюркского племени. Печенеги впервые появились в Крыму в 882 году и к середине X века заняли весь Крымский полуостров, разгромив большинство селений, кроме Херсонеса и городов на Керченском полуострове. Крым запустел, население ушло в горы. Археологические раскопки свидетельствуют, что большинство крымских поселений этого периода погибли в пожарах. Печенеги быстро стали посредниками в торговле между Херсонесом и Древнерусским государством. Они служили проводниками торговых караванов, сами привозили награбленные товары в Херсонес. Печенеги — тюркоязычные кочевники — довольно часто вторгались в Крым в X веке. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму. Половцы (кипчаки, команы) — тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова. Хазары Хазары — собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. Хазары и болгары родственно близкие этнические группы, в конфедерацию хазарских родов входили и многочисленные болгарские роды. К VII в. образовалось государство — Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII века хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако ещё долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения. Византийцы (Византийская империя) Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточной Римской (Византийской) империи. На протяжении многих веков Византия играла доминирующую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно. Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укреплён Херсонес и Боспор. После падения Константинополя в XIII веке влияние Византии на крымском полуострове практически прекращается. В современном Крыму сохранилось большое количество византийских храмов. Восточные Славяне (Киевская Русь). Этнос с именем ‘Рос’ в античной Таврии. Название Русь получилось из древнего *Rutsь, образовавшееся на Юге, в Причерноморье. Первые исторические известия о славянах и их наименования. Киевская Русь, в период с IX по X век, утверждаясь на мировой арене, постоянно конфликтовала с Византийской империей и Хазарским каганатом. Военные дружины Киевских князей периодически вторгались в Крым, захватывая немалую добычу. В 988 г. киевский князь Владимир Мономах и его дружина приняли в Херсонесе крещение и христианство стало официальной религией Древнерусского государства После падения Хазарского Каганата, на территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано славянское Тмутараканское княжество, во главе с киевским князем оно существовало до XI — XII веков. После ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, но торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать. Крымские греки. В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавро-скифов, гото-алан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византии от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества — Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. С XV века, после разгрома турками генуэзских колоний и готтского княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым. Венецианцы и генуэзцы. Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские — в ХII веке. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию — от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев в Крыму было немного — администрация, охрана, купцы. Владения генуэзцев в Крыму существовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. — даты падения Константинополя и крушения Византийской империи. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения. Евреи в Крыму. Были в истории Крыма и иудейские страницы. Малочисленный тюркоязычный народ — караимские евреи появились в Крыму ещё с начала нашей эры, быстро адаптируясь в среде местного населения. Известно, что крымский полуостров входил в состав Хазарского каганата, официальной религией которого был иудаизм. К средневековым предкам караимов можно отнести племена кыпчаков, балкар (или булгар), куманов, половцев, печенегов, торков. Все эти племена в средние века жили на обширных территориях прикаспийских степей, между Чёрным морем и Поволжьем, между Дунаем и рекой Сыр–Дарья. Среди обломков Хазарского каганата, появившихся после распада этого мощного государственного образования, было и часть народа иудейского вероисповедания, основавшегося на крымском полуострове небольшое княжество караимов Чуфут-Кале (çufut — еврей, qale — крепость —«Еврейская крепость»). Караимские Евреи исповедовали иудаизм в форме — караимизма. Численность караимских евреев в Крыму значительно увеличилась в V-IХ веках, когда они подверглись гонениям в Византии. Евреи проживали в различных городах Крыма, занимаясь ремеслом и торговлей. Они принесли в Крым свою религию — иудаизм талмудического толка. После присоединения Крыма к России евреи составляли до 8% населения Крымского полуострова к началу XX века, поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться. Армяне переселились в Крым в XI—XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат/Старый Крым, Кафа/Феодосия, Карасубазар/Белогорск), а затем и в других городах. Армяне занимались в Крыму торговлей и различными ремеслами. К XVIII века значительная часть армян не отреклась от христианской веры, принимая православие монофизического толка (от греческого monos — один; physis — природа, естество), вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. После присоединения Крыма к России на полуостров переселились многие армяне из стран Европы. В конце ХIХ-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселилось в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым. Татаро-монголы (татары, ордынцы) Татары — одно из тюркских племён, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников. В 1218 году монгольская орда Чингисхана двинулась на запад, имея в своем составе преобладающие тюркские племена. Славяне называют население Золотой Орды татарами. В середине 13 века был образован Крымский улус Золотой Орды со столицей Солхат (Старый Крым). К середине 14 века ордынцы приняли ислам и постепенно перешли к оседлому образу жизни. Крымский юрт. Татары. Мусульманское тюркоязычное население Крыма (самоназвание «къырымлы» — крымцы, жители Крыма). Народ сформировался на полуострове в результате сложных исторических процессов, на основе слияния тюркских народов (потомки тюрко-булгар, печенегов, половцев, и другие) и исламизированных не тюркских народов (потомки готоалан, греков, армян и другие). В 1443-1783 годах существовало Крымское ханство, основным населением которого были крымские татары. Массовая эмиграция крымских татар в Турцию началась после ослабления Турции, которая уже не поддерживала их в Крыму. Крымские татары исповедуют ислам суннитского толка. В феврале 1856 года Турции, вышел указ султана Абдул-Меджид I, в котором провозглашалось равенство граждан независимо от национальности и свобода религии. После присоединения Крыма к России и трёх волн миграций, к концу 19 века крымские татары стали составлять в Крыму этническое меньшинство. В 1944 году крымские татары были депортированы из Крыма. В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымско-татарского этноса. Турки (Османская империя) Вторгнувшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак — турецкие владения в Крыму с центром в Кафе (Феодосия). Турки составляли 1/10 часть полуострова, они занимали самые стратегически важные территории и крепости. В результате многочисленных русско-турецких войн Крым был присоединён к России и турки, занимавшие, в основном, военные гарнизоны, и служившие в администрации крымских городов, покинули полуостров. Ясский мирный договор между Россией и Османской империей был подписан в Яссах 29 декабря 1791 г. (9 января 1792 г.) и закрепил итоги выигранной Россией русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Ясский мир закрепил за Россией всё Северное Причерноморье, включая Крым, усилив геополитические позиции России на Кавказе и Балканах. Понтийские греки и болгары Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселились в Крым в конце XVIII — начале XX века. Болгары расселились в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки («новогреки» и «понтийские греки») — в приморских городах и селениях. После освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году, греки, болгары и армяне были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из депортированных народов вернулась в Крым, а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию. Крымчаки Крымчаки — тюркоязычный малочисленный народ, сформировавшийся средние века из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня. Немцы. Этнографический центр немцев – Кроненталь в Крыму. После присоединения Крыма к России в начале XIX веке немецкие переселенцы 1861 г., пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Немецкие переселенцы занимались на полуострове, в основном, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны они жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX века немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки были депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым, большинство эмигрировало в Германию. Эстонцы. Как эстонцы попали в Крым? Появление эстонцев в Крыму, связано с окончанием Крымской войны 1853—1856 гг. и решением Российской империи заселить пустующие земли Крыма. С 1861 года по 1863 год в Крым приехали более тысячи эстонцев, а к 1865 году здесь было уже четыре моноэтнических эстонских деревни. Поляки, чехи. Реестровые казаки в Речи Посполитой. Переселенцы из Польши и Чехии появились в Крыму в середине XIX века, занимались они, в основном, сельским хозяйством. К середине XX века поляки и чехи ассимилировались в среде преобладающего местного славянского населения. |