Главная страница
Навигация по странице:

  • Структурные составляющие мировоззрения

  • 4 вопрос- Основная специфика философского знания

  • мировоззренческая

  • Материализм.говорит о том, что материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром.

  • Всемирный день философии

  • Миле́тская школа, миле́тцы

  • Платоновский реализм

  • платоническим идеализмом

  • С

  • ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии

  • Буддийская этика

  • Конфуцианство

  • с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения

  • Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности

  • Неоплатонический этап

  • философия. 1 вопрос понятие мировоззрения и его стуктура


    Скачать 35.54 Kb.
    Название1 вопрос понятие мировоззрения и его стуктура
    Дата17.05.2022
    Размер35.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #535547

    1 вопрос -понятие мировоззрения и его стуктура= Под мировоззрением принято понимать целостную систему взглядов на природу, социум и человека, окружающую действительность и место самого человека в этой системе. Мировоззрение выражается через систему ценностей, через идеалы конкретной личности и определенной социальной группы. Структура мировоззрения многослойна.Структурные составляющие мировоззренияпознания;духовные идеалы;убеждения и принципы;жизненные ценности.

    Принято различать три основные формы:

    мироощущение — впечатления личности о происходящем в жизни, комплекс его чувств, мыслей, действий и настроений. С него начинается становление мировоззрения. Чувственное осознание отвечает за формирование образов;

    мировосприятие. Само понятие включает ответ: речь идет о восприятии мира, его видении и отражении через призму субъективных впечатлений и ощущений. Мировосприятие может быть враждебным или дружественным;миропонимание — образы, сформированные и закрепленные в голове об окружающем мире.

    Факторы формирования:социальное окружение, в котором находится человек;условия социума, в которые помещена личность;государственный строй.

    2 вопрос круг проблем в философии = касаются выяснения отношения между человеческим сознанием и внешним миром между мышлением и окружающим нас бытием. Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения философского сознания.

    3 вопрос исторические типы мировоззрения мифы.религии.философии= Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.

    4 вопрос-Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием — предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

    5 вопрос - Основ-ные функции философии следующие: мировоззренческая, мето-дологическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, социальная, воспитательно-гуманитарная, прогностическая.

    6 вопрос основные разделы философского знания Основные разделы философии: онтология – учение о бытии; гносеология – учение о познании; диалектика – учение о развитии и всеобщей связи; общая теория развития и общая методология познания; философская антропология - философское учение о человеке; социальная философия; формальная логика; аксиология – учение о ценностях; этика; эстетика; философия истории; история философии, важность данного раздела обусловлена тем, что без знания узловых пунктов развития философской мысли трудно понять саму философскую проблематику и разобраться во всех остальных составляющих философской науки.

    7 вопрос материализм и идеализм как основные направления в философии
    Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно Материализм.говорит о том, что материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром.
    Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Как мы уже знаем, идеальное в философии - это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него.

    8 вопрос- международный день философии Всемирный день философии — в 2005 году Всемирная организация ЮНЕСКО объявила о проведении ежегодно в третий четверг ноября Дня философии. Этот день отмечают более чем в 70 странах-членах ЮНЕСКО во всем мире

    9 вопрос - Миле́тская школа, миле́тцы — первая древнегреческая научно-философская школа[1][2], основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. Представители — ФалесАнаксимандрАнаксимен. Миле́тская школа, миле́тцы — первая древнегреческая научно-философская школа[1][2], основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. Представители — ФалесАнаксимандрАнаксимен. Для Милетской школы характерны следующие черты:

    поиски первоначала

    само первоначало мыслится монистически

    оно представлено как первичное вещество

    первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи)

    10 вопрос – философия и этика сократа

    Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в да­лекие времена местопребывание.

    Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

    Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбина­циям, которые называются пользой, счастьем. Это — аксиома человеческого существования. Сократ говорит:«Благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как страда­ние».

    Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

    В чем же заключалось в таком случае то новое, что было внесено Сократом в понятия «философия» и «философ», - то новое, что сделало его воззрения одним из поворотных пунктов истории греческой философии? Сократ концентрировал свое внимание на че­ловеке и его поведении, считая эти проблемы важ­нейшими для философии. Это и дало возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» филосо­фию с «неба на землю» (иначе говоря, Сократ под­нял философию «с земли на небо»). По свидетель­ству Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что «благо­честиво и что нечестиво, что прекрасно и что безоб­разно, что справедливо и что несправедливо».

    11 вопрос - идеализм платона. Учения об идеях Платоновский реализм-это философская позиция, согласно которой универсалии или абстрактные объекты существуют объективно и вне человеческого разума. Он назван в честь греческого философа Платона, который применил реализм к таким универсалиям, которые он считал идеальными формами. Эту позицию двусмысленно также называют платоническим идеализмом, но не следует путать с идеализмом, представленным такими философами, как Джордж Беркли: как платоновские абстракции не являются пространственными, временными или ментальными, они несовместимы с акцентом позднего идеализма на ментальном существовании. Платоновские формы включают числа и геометрические фигуры, что делает их теорией математического реализма; они также включают Форму Добра, что делает их, кроме того, теорией этического реализма.

    Платоновская идея — объективированное понятие, которое существует само по себе. Например, идея — не просто прекрасное как качество вещей и явлений видимого мира, а «прекрасное само по себе» 

    12 вопрос - Всего Платон выделял 5 типов государственного устройства:
    Аристократия – это идеальное государство где власть принадлежит элите – справедливому меньшинству, из лучших философов, подготовленных для управления обществом. Тимократия – это первая ступень разложения идеального государства. Из-за недостатка «разумных душ» власть переходит к сословию стражей. Все государство становится военным, сила, смелость, военная смекалка становятся наиболее ценными навыками, определяющими положение человека в обществе. Власть все еще закреплена за уважаемым меньшинством, однако справедливость уже нарушена. Олигархия складывается в результате дальнейшего падения общества. Частная собственность разлагает стражей и вскоре мерилом власти становится одно лишь богатство. Государство по сути делится на два – государство богачей и бедняков, которые живут отдельно друг от друга фактически в разных мирах. При этом сами богачи не являются ни мудрецами, ни воинами, а способны лишь увеличивать свое богатство за счет эксплуатации других. Пресс неравенства олигархии вызывает к жизни народный гнев, который в ходе бунта или революции избавляется от олигархов и устанавливает демократический порядок. Главные ценности демократии – равенство, свобода, привлекают людей, однако в них нет справедливости. Становясь абсолютными они отрицают сами себя, и демократическое общество в своей пестроте и разнообразии становится серой массой, которая не подчиняется ни законам, ни традициям и не способна к управлению самой собой. Апофеоз демократии возносит на престол государства тирана – человека с разумной душой, не получившего, однако должного воспитания и образования, а потому ставшего наихудшим и несчастнейшим из людей. Тиран обращает общество в жесточайшее рабство, уничтожая всякого, кто превосходит его и может представлять опасность

    13 вопрос учение материи и формы по аристотелю- «Материя», по Аристотелю, возможность «формы»: в самой природе «материи» коренится возможность принять «форму», стать «формой», измениться в «форму». Изменение не результат внешнего положения тел (или их частиц) в пространстве (как это считали атомисты). Согласно Аристотелю, вещество, будучи возможностью, стремится к своей «форме».  Осуществление этого стремления и есть цель движения.

    14 вопрос - школа киников (сократические школы)

     С падением ценности добродетели пришло и разочарование в общественной жизни. Поэтому философы и занялись поиском новых способов жизни, вне падшего общества. Считающийся её основателем Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

    • простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;

    • умение с твёрдостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;

    • верность, храбрость, благодарность.

    Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пёс). От этого слова происходит название школы, кинизм. (По другой версии, название школы происходит от названия места, где находился гимнасий, в котором Антисфен вёл беседы с учениками — Киносарг, Κῠνόσαργες, «Зоркий пёс».) Эта программа Антисфена послужила основой программы всей школы, а на могиле Диогена Синопского был установлен памятник

    паросского мрамора со скульптурой собаки (в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни»[2]).

    15 вопрос - школа софистов (досократики)

    Платон указывал на высокие гонорары за обучение у софистов, их самовосхваление и не всегда честные приёмы полемики. В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении. Однако основоположники направления осуждали подобное, что признавал и Платон, который от имени Горгия высказался о софизме в контексте наличия тех, кто «пользуются своей силою и своим искусством неправильно — употребляют их во зло» таким образом: «учителей нельзя назвать негодными по этой причине; негодяи, по-моему, те, кто им [искусством софистики] злоупотребляет» . Известный софизм как пример: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога».

    16 вопрос - школа стоицизма

    Стоици́зм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. Стоицизм процветал во всем римском и греческом мире до III века нашей эры. Видными представителями стоицизма в Древнем Риме были Луций Анней СенекаЭпиктет и император Марк Аврелий[2]. Стоицизм пережил упадок после того, как христианство стало государственной религией в IV веке нашей эры. С тех пор он пережил пробуждения, особенно в эпоху Возрождения (неостоицизм) и в современную эпоху (современный стоицизм)[3].

    В переносном смысле стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях

    17 вопрос скептицизм

    Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

    На русский язык «скепсис» часто переводят как «сомнение», но при этом теряются важные оттенки смысла: желание познания искажается до самодовольного неверия; если и не невежества, то интеллектуального бессилия. 

    18 вопрос – школа эпикурейцев = Основателем еще одной философской школы — гедонистической (эпикурейской) был Эпикур с Самоса, а его последователями — Лукреций Кар, Метродор из Лампака, Зенон из Сидона, Федр и др. Родился Эпикур на острове Самос, в возрасте 35 лет переселился в Афины и основал свою школу на окраине Афин. Назвал ее «Сад». Школа просуществовала более восьми столетий, стала центром античного материализма и атеизма.

    19 вопрос космоцентризм,теойентризм,антропоцентризм как историченские формы мировоззрения =

    Антропоцентризм – система, рассматривающая человека как центр и высшую форму мироздания. Космоцентризм – система взглядов, согласно которой мир воспринимается как одушевленный и гармоничный космос, а человек, как его малое подобие – микрокосм. Теоцентризм – система взглядов, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

    20 вопрос – философия индии =Формирование индийской философии происходит в конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до н.э.

    Отличительными чертами древнеиндийских философских учений являются:

    • близкая связь философии и религии

    • слабая связь с наукой

    • нацеленность на гармоничное отношение человека и пpиpоды

    Первые философские системы Индии связаны с появлением Вед. Это религиозно-мифологические тексты, заимствованные у народов древней Арии. 

    21 вопрос- основные школы индии = С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философииОртодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед»

    22- Буддийская этика — система нравственных предписаний буддизмаНравственность является одним из «совершенств» (парамит) — качеств бодхисаттвы, рекомендуемых адептам буддизма как психопрактики для духовного совершенствования и освобождения[1][2]. Буддизм относится к так называемым этическим религиям[3]Будда и его учение оказали огромное влияние на духовную жизнь Востока.

    23- Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии

    24 - Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии Истоки религия берет в шаманской практике и магии, поэтому она считается одной из древнейших в мире. У учения Дао свои обряды, формы проявления и постулаты. Желающим познать эту религию понадобятся десятилетия, чтобы изучить все ее тонкости

    25 - Конфуцианство — философско этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием (Кун цзы); одна из китайских религий, отстаивающая незыблемость установленных небом общественных порядков, социального неравенства;
    26 - Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности. Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. А
    27=Основными принципами философии Средневековья являются:

    теоцентризм – центром мира является Бог

    монотеизм – единобожие

    теодицея – оправдание бога-творца в наличие зла на земле

    супранатурализм – все в мире имеет сверхъестественную природу

    сотериологизм – ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души

    ревеляционизм – принцип богооткровенности

    креационизм – сотворение мира Богом из ничего

    антропоцентризм – человек есть центр Вселенной, венец творения Бога

    провиденциализм – божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека

    эсхатология – учение о конце мира

    символизм – нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства

    экзегез – толкование религиозных текстов

    герменевтика – толкование любых текстов
    28=Примерно с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.

    • Гуманистический этап — середина 14 века – 1-я половина 15 века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма.

    • Неоплатонический этап – 2-я половина 15 века – 1-я половина 16 века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов

    • Натурфилософский этап – 2-я половина 16 века – 1-я половина 17 века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира.

    29=Одной из главных черт античной философии было стремление понять проблемы бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – основная черта греческой философии. Человек рассматривает себя как элемент космоса. При этом рассуждения о космосе были основаны на умозрительной основе.


    написать администратору сайта