Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение. Филосо́фия

  • Сократ. Биография. Сокра́т

  • Детство и юность Сократа.

  • Последние моменты жизни.

  • Проблема человека в философии Сократа.

  • Майевтика — «метод повивальной бабки».

  • Концепция философии Сократа.

  • Философия Сократа. Философия Сократа.. 1. Введение Сократ Биография


    Скачать 37.74 Kb.
    Название1. Введение Сократ Биография
    АнкорФилософия Сократа
    Дата07.06.2022
    Размер37.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Сократа..docx
    ТипБиография
    #574664

    Содержание

    1. Введение……………………………………………………………….3

    2. Сократ Биография…………………………………………………….4

    2.1. Детство и юность…………………………………………………...4

    2.2. Личная жизнь……………………………………………………….5

    2.3. Последние годы…………………………………………………….6

    3. Проблема человека в философии…………………………………...7

    3.1. Основные положения………………………………………………8

    3.2. Майевтика – «Метод повивальной бабки»………………………10

    3.3. Этика Сократа……………………………………………………..11

    4. Концепция философии Сократа……………………………………12

    5. Заключение………………………………………………………….14

    6. Список литературы…………………………………………………15

    Введение.

    Филосо́фия- особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности, а также бытия человека, об отношении человека и мира.

    К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы: «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?», «В чём смысл жизни?» и другие.

    Философия существует в виде различных областей и направлений, которые могут противостоять и дополнять друг друга. Сейчас к философии относят: метафизикуэпистемологиюэтикуэстетикуполитическую философию и философию наукифилософию дизайна и философию кино.

    Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины. Например: из древней философии выделилась физикабиология и психология.

    Сократ. Биография.

    Сокра́т- древнегреческий философ. Его учение разделило древнегреческую философию на «досократический» и «сократовский» периоды. В отличие от предшественников, которых интересовали вопросы сотворения космоса и всего сущего, Сократ стал изучать внутренний мир человека. С Сократом и его учением связаны разнообразные парадоксы. Один из них состоит в том, что нашим современникам ничего достоверно не известно о деталях учения Сократа. В то же время не вызывает сомнения «разворот» направления развития философии, который связан с именем Сократа.

    Детство и юность Сократа.

    Первый мыслитель, который искал ответы в собственной голове, родился в Афинах, примерно в 470 году до нашей эры. Будущий гений родился в семье каменщика Софроникса и акушерки Фенареты. Сократ рос в семье не один, а со старшим братом — Патроклом. Родители позаботились о том, чтобы дети получили достойное по тем меркам образование. Так, будущий философ знал азбуку и умел писать, читал современные философские труды Анаксагора и ходил на лекции. При рождении Сократ получил статус фармака. Люди, становившиеся фармаками, в тяжёлые времена, войны, голод могли быть казнены, изувечены или изгнаны из города. Так народ Греции словно приносил жертву для улучшения ситуации.
    С юности молодой человек стал изучать различные виды искусства, чтение и письмо. Чуть позже стал, было, скульптором, повторяя жизнь своего отца, Софроникса. Тем не менее, спустя недолгое время, стало ясно, что талант ораторского искусства Сократа затмевает даже его успехи в скульптуре. В споре с Сократом было бесполезно тягаться – он не проигрывал никогда. Он быстро приобрел славу мудреца. Жизнь вёл бедняцкую, отказываясь от подношений и подарков, особенно, если они, по его мнению, были дорогими. Новой одежды или обуви не приобретал – ходил в поношенной, старой. Во времена военных действий активно участвовал во многих сражениях, защищал права невиновных и ошибочно осужденных.

    На предмет личности мудреца ведутся споры не только среди историков и философов. Многие психологи также пытались в разные времена разобрать, кем же был Сократ, и чему он обязан был своей устойчивой силой воли. Также философ закалял своё тело физическими упражнениями, подобно тому, как держал в строгости он свой дух. Возможно, именно благодаря этому Сократ пережил эпидемию в Афинах.

    Личная жизнь философа.

    История Сократа была бы неполной, если в ней нет места женщинам. Он не являлся аскетом или монахом, а женат был дважды. О первом браке мудреца мало что известно. Супругу его звали Мирто, и она была то ли внучкой, то ли правнучкой подвергнутого остракизму Аристида Справедливого. Девушка была в крайне затруднительном положении, когда мудрец взял ее в свой дом. Она родила ему двоих сыновей: Софрониска и Менексена. Есть предположения, что женщина была не женой, а наложницей, взятой в дом философа, чтобы родить ему детей. По иным сведениям, Мирто вообще не имела к Сократу никакого отношения, а просто жила в его доме из милости.

    Уже после завершения Архидамовой войны, когда мудрецу уже было далеко за сорок, он женился на девушке из хорошей семьи – Ксантиппе. Она была достаточно обеспеченной, чтобы не голодать, пока ее муженек, вместо работы, рассказывал молодежи басни, в которых она совершенно не разбиралась. Из-за ее вздорного и сварливого характера, имя ее вошло в историю и стало нарицательным. Она подарила супругу сына Лампрокла, всю жизнь хранила ему преданность и была верной подругой в последние дни его жизни.

    Последние моменты жизни.

    Обвинили Сократа в неуважении к богам и развращении молодёжи. На тот момент ему было 70 лет. Его смерть таит ещё больше загадок, чем его жизнь.

    Одно из предположений было, что Сократ оказался "козлом отпущения", что его смерть была слабительным лекарством от зол Афин.

    Сократ сказал, что ни один истинный философ не боится смерти.

    Завершение земного пути философа описано Платоном и Ксенофонтом. В обоих сочинениях описывается суд, приговор и смерть великого мудреца древности. Началось все с того, что раздражение властей по отношению к нему постоянно росло – толпы учеников у его ворот, среди которых были дети знатных и богатых граждан, пугали. Его обвинили в развращении молодежи, но главным образом – в богохульстве. Сам Сократ этого никогда не признавал и считал себя невиновным.

    Процесс затянулся, слушались свидетели, и все могло закончиться хорошо, если бы мыслитель поступил так, как ему говорили окружающие. В те времена было принято просить у судей милосердия, но он не стал этого делать. Все дела тогда делили на две категории – неценимые и ценимые. По первым решение о наказании принимал суд, а вторые подразумевалось в законодательстве. Для тех, кому мера пресечения назначалась судьями, предлагалось самому выбрать и предложить компенсацию, к примеру, размер денежного штрафа или даже физическая порка.

    Однако Сократ наотрез отказался выбирать для себя наказание, так как считал себя невиновным. Он считал унизительным делать это, приравнивал это к признанию своей вины. В итоге ему была назначена кара – смерть через отравление ядом. Многие считают, что мудреца отравили пресловутой цикутой, но обстоятельства, описанные Платоном в «Федоне», этому не соответствуют. У Сократа не было судорог, пены изо рта или длительной агонии, его тело стало постепенно неметь, начиная от ног. Когда же онемение достигло сердца, он скончался.

    Случилось это приблизительно в 399 году до нашей эры. Где именно похоронили великого человека, доподлинно неизвестно. Несколько раз в прессе всплывали сообщения, будто найдена его гробница, однако оказывалось, что это либо шутка, либо мистификация, которая реальной подоплеки под собой не имеет.

    Проблема человека в философии Сократа.

    Сократ всю свою сознательную жизнь являлся врагом познания природы. Основной его задачей было обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, а натурфилософию считал не нужной. По мнению Сократа, к самопознанию должно было вести сомнение. Дух для него являлся первичным, природа же — это нечто вторичное и даже несущественное. Сомнение – предпосылка к собственному Я.

    Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.
    Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ ссылается на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах — знаменитый “демон” Сократа. Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.
    Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз — видеть, ушей — слушать, носа — обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени.
    Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора.

    Основные положения.

    Сократ, опираясь на элейскую школу и софистов, впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления.

    Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика»- по форме, «индукция» и «определение»- по содержанию. “Сократический” метод- это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония». Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины».
    Основная задача «сократического» метода — найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей.
    Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и «определения». «Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» — это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» — это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».
    Истина и нравственность для Сократа — понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его…
    Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
    Тремя основными добродетелями Сократ считал:
    1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
    2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
    3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих)
    Только “благородные люди” могут претендовать на знание.

    Майевтика — «метод повивальной бабки».
    Далеко не все сограждане Сократа относились к нему с любовью, ведь он постоянно затевал философские беседы, задавал странные вопросы и умел выставить своего собеседника, мягко скажем, не очень умным человеком.
    Но делал Сократ это не со зла, его целью было заставить людей задуматься о высоком, оторваться от повседневных проблем и приземленных мыслей. Сам себя философ сравнивал с оводом, который постоянно досаждает лошади, мешая ей полностью погрузиться в поедание травы.
    Сократ считал, что узнать истину можно при помощи диалога, который должен состоять из двух частей.
    В отличие от софистов, которые затевали дискуссию, чтобы доказать свою правоту и показать умение жонглировать словами, Сократ стремился только к одному — найти истину.
    Первую часть беседы Сократ называл иронией. Он задавал множество вопросов, рассматривая утверждение с разных сторон, в итоге человек начинал сомневаться в том, что он прав.
    Вторая часть беседы, майевтика, означает «рождение знания».
    Сократ называл это «методом повивальной бабки» — скорее всего, потому, что сам был сыном повитухи. Он считал, что истина уже находится в уме человека, ее нужно лишь извлечь оттуда, помочь ей родиться. После всех исправлений и уточнений создается правильное утверждение.

    Этика Сократа.
    Сократ, как и все античные философы, считал, что человек состоит из двух противоположных начал: души и тела.
    Душа стремится ввысь, к познанию блага, обретению мудрости и добродетели. Тело, напротив, направлено на достижение максимального комфорта, для него важно низменное и материальное. Так как два этих начала имеют разные цели, между ними неизбежен конфликт. Как же философ предлагал преодолеть это противоречие? Он считал, что мудрый человек будет заботиться о душе и отбросит потребности тела.
    Сам он так и поступал.
    Философ был уверен, что, если человек умеет отличать добро от зла и понимает, что такое нравственность, он будет следовать по пути добродетели. Идеал в любом случае выше любых благ. Даже если следование идеалам будет угрожать жизни, мудрый человек сохранит верность своим взглядам.
    Сам Сократ доказал верность идеалам.

    Концепция философии Сократа.
    Сократ — представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму.
    Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно- научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «линии Платона» в античной философии.
    Сократ — великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений.
    Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
    Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал — окружили его имя притягательным ореолом легендарности.
    Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества.
    И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
    Сократ — принципиальный враг изучения природы.
    Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин.
    Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

    Заключение.

    Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой - искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.

    В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил переворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Главная цель его философии - восстановить авторитет знаний, поколебленный софистами. Софисты претендовали на всезнания, а Сократ твердил: он знает только то, что ничего не знает.

    Он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

    Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

    Список литературы.
    1. https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=--ViCwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&dq=философия+сократа&ots=FZmvudSbCV&sig=i7cc7YIb2McrLjHeVt7w8EquwCU&redir_esc=y#v=onepage&q=философия%20сократа&f=false

    2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Философия

    3. https://www.nur.kz/family/school/1813253-sokrat-biografia-filosofia-citaty/

    4. https://perstni.com/magazine/biografii/zamechatelnaya-istoriya-zhizni-filosofa-sokrata-sporshhik-bessrebrenik-i-voin.html#zeny-i-deti




    написать администратору сайта