Главная страница

101 акушерам. 2. Андроновская культура. Хозяйство в эпоху бронзы. Общественный строй


Скачать 26.75 Kb.
Название2. Андроновская культура. Хозяйство в эпоху бронзы. Общественный строй
Дата09.09.2021
Размер26.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла101 акушерам.docx
ТипЛекция
#230979

Лекция 2. Племена Казахстана в эпоху бронзы (2-1тыс. до н.э.)

План: 1. Особенности эпохи.

2. Андроновская культура.

3. Хозяйство в эпоху бронзы.

4. Общественный строй.

5. Культура.

Во 2тыс. до н.э. произошло важное событие - была изобретена технология получения бронзы - сплава меди и олова, поэтому эта эпоха получила название бронзовый век и делится на три периода: 1.раняя бронза-18-16вв.до н.э. 2.средняя бронза-15-13вв.до н.э. 3.поздняя бронза-12-8вв.до н.э..

1. Особенности эпохи: 1.Производственное освоение металла, втом числе и золота. 2.появление новых форм пастушеского хозяйства и постепенный переход к кочевому скотоводству. 3.развитие мотыжного земледелия. 4.зарождается первое общественное разделение труда. 5.на смену матриархальному роду приходят патриархальные семейно-родовые отношения.

2. Андроновская культура. Она одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. В 1914г. экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник этой культуры у села Андронова, под г. Ачинском в южной Сибири. В 1927г. экспедицией М.П.Грязнова были обнаружены подобные захоронения в зап. Казахстане.

Памятники Андроновской культуры. Центр.Казахстан: 30поселений и 150могильников. Нуринский, Атасуйский и Бегазы-Дандыбаевский периоды культуры. Сев.Казахстан- 80 поселений и могильников- Алексеевское, Садчиковское, Петровка, Боголюбово, Аркаим-предшественник древних городов, на границе Кустанайской и Челябинской областей. Вост.Казахстан-Канай, Трудниково, Малокрасноярка. Зап.Казахстан- Тасты-Бутак, Ахметаул, Бесбай, Киргельды. В Семиречье-Тамгалы, Каратау. В Приаралье(Сырдарья)- Тегискен, Таутары.

3. Хозяйство в эпоху бронзы. Важную роль играло скотоводство. Разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов. Здесь зарождается яйлажный (полукочевой ) тип скотоводства для увеличения поголовья и продуктивности скота. В Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80км. В зап.Казахстане кочевки тянулись на сотни км, пересекая степи и пустыни. Так постепенно из придомного выросло отгонное, а затем и кочевое скотоводство. Это привело к уменьшению количества крупного рогатого скота и к увеличению числа овец и лошадей. В 10-9вв.до.н.э. у андроновцев преобладает коневодство. Земледелие было мотыжным, сеяли ячмень, просо и пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпа-ми. Важную роль играла в жизни племен металлургия. Основным сырьем была бронза-сплав меди и олова. Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имеются в основном в центр.и вост. Казахстане. Это: Жезгазган, Зырянов-медь. Атасу, районы Калбинского и Нарымского хребта-олово. Степняк, Акжал, Балажал-золото. Рыхлые руды добывали методом «кайлования» с помощью отбойников и молотков из камня.

Плотные породы – методом «огневой проходки», разжигали костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой. При глубоких породах использовали «подкоп» или шахтный метод. Из полученного металла изготавливали орудия труда, оружия, ювелирные украшения.

Посуда изготавливалась ленточным способом, вручную. Вначале изготавливалось дно, затем кольцо туловища, кольцо плечика, кольцо венчика. При такой технике образовывалось ребро-уступ, характерный для андроновской культуры. Основной орнамент - геометрический. Гончары не только украшали свои изделия, но и придавали орнаменту магический смысл: а)налепной поясок-валик символизировал наполненность сосуда; б)налепные шишечки- сосцы коровы-кормилицы, дающей молоко; в)узоры в виде свастики- символ солнца; г)менандры- олицетворяли воду и ее движение. Орнамент оберегал содержимое сосуда от сглаза и порчи.

Ювелирное искусство. Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством. В качестве амулета носили клыки диких животных. В андроновской семье могли делать все необходимое для жизни - прясть, ткать, выделывать кожу, шить одежду и обувь, расшивая их узорами, аппликацией, бисером.

4. Общественный строй. Андроновское общество не было однородным. Все дела решало народное собрание. Оно избирало и смещало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций. В особую группу выделяются воины - свидетельство богатые захоронения. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями традиций и знаний. Их отличительным признаком были чаша и особая шапка. Об имущественном расслоении свидетельствуют могильники.

5. Культура. Основным жилищем андроновцев были землянки и полуземлянки прямоугольной и овальной формы. Строительным материалом были дерево, камень-плитняк. В эпоху поздней бронзы появляется юрта, а также древние города. Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города. Человек поклонялся силам природы, солнцу, огню, культу предков. Существовала сложная система представлений о загробной жизни. В раннем периоде эпохи бронзы покойника сжигали на костре (кремация), и его прах вместе с личными вещами помещался в каменный ящик. В честь бога огня Агнии приносят в жертву козу и молитвами обращаются к богу смерти Яме. В средней и поздней бронзе умершего клали в каменный склеп в скорченном положении на боку головой на запад или юго-восток. Строительство дома начиналось с жертвоприношения. В жертву приносили быка или барана. Главный опорный столб дома символизировал связь людей с небом. Домашний очаг был семейной святыней. Раз-рушать очаг считалось самым страшным поступком. Очагу приносили жертву, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. На камнях специальных религиозных святилищ появились рисунки, которые отражали представления людей об окружающем мире (петроглифы). Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является Семиречье (урочище Тамгалы). Наиболее распространенные рисунки - это быки-туры, с согнутыми рогами. Они - символы могущества, силы и плодородия. Изображаются сцены поклонения богу солнца-Митре. Изображения колесниц, в наскальных рисунках Каратау -49 двухколесных охотничьих и боевых колесниц. Рисунки на камнях - это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, о его мировоззрении.

Антропологический тип андроновцев - европеоидный. Язык - индо-иранская языковая группа.

Бегазы-Дандыбаевская культура - археологическая культура эпохи поздней бронзы Цент-рального Казахстана. Первые раскопки были проведены археологической экспедицией во главе с Маргуланом А.Х.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры: а) хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве; б) строительство особого типа надгробных сооружений; в) своеобразный погребальный обряд; г) появление новых форм глиняной посуды; д) наличие большого количества шахт по добыче меди.

Лекция 3. Племенные союзы саков и сарматов.

План:

1. Племенной союз саков.

2. Племенной союз сарматов.

В истории Казахстана в 1тысячелетии до н.э. начинается новый рубеж. В 8-7вв. до н.э. эпоха открытия и широкого использования железа. В этот период орудия изготавливаются из железа, племенами осваиваются пространства, развивается экстенсивное скотоводство, объединяются крупные рода и племена в племенные союзы, зарождается госуд. строй у кочевых племен.

1.Племенной союз саков (7-4вв. до н.э.).

Расселение. С сер. 1тыс.до н. э. саки расселялись на все территории Казахстана. В южных районах и Семиречье жили массагеты и даи, на северо-востоке - аримаспы, их называли «стерегущие золото», в юго-восточном Приуралье – аргипеи, в центр.районах – исседоны, на западе - сарматы (савроматы). Основные группы сакских племен:



Название племен

Смысловое значение названия

Район расположения

1.

Саки- тиграхауды

Носящие остроконечные шапки

Сырдарья, Семиречье, дворец Ксеркса в Персеполе

2.

Саки-хаомоварги

Изготавливающие напиток хаом

Мургаба (Туркменистан)

3.

Саки-парадарайи

Живущие за морем

Приаралье, Сырдарья, Амударья, побережье Черного моря

В письменных источниках саки встречаются с разными названиями: «Отец истории» древнегреческий историк Геродот саков называет «азиатскими скифами»; по свидетельству древне-персидских источников - этноним «сак» означает «могучие мужи»; иранские источники саков называют «туры с быстрыми конями»; а греческий писатель 2в.до н.э. называет их «из всех стрелков в мире самыми искусными, не пускающих стрел на удачу».

Хозяйство саков. Скотоводство - основной вид хозяйства, в сочетании с земледелием. Коневодство - одно из важных направлений скотоводства. Кроме этого разводили овец, верблюдов, крупный рогатый скот. Земледелие развивалось в сочетании со скотоводством. Саки выращивали просо, ячмень, пшеницу. В долинах рек широкое распространение получило рыболовство. Высокого уровня достигли основные направления ремесел: а) Металлургия - из бронзы отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжки, украшения, зеркала, котлы, жертвенники. б) гончарное дело - сакская керамика небольших размеров, округлых шаровидных форм;. в) ювелирное искусство - изделия из золота, серебра, бирюзы украшали одежду, сбрую коня, предметы быта. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы, из камня – алтари, блюда. Из драгоценных и поделочных камней - сердолика, халцедона, агата, бирюзы изготовляли бусы. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока.

Существовали отдельные участки Великого шелкового пути: А) «Лазуритовый путь» - из Памира в Иран и Месопотамию; Б) «Нефритовый путь»- из Кашгарии в Китай; В) «Степнойпуть»(сер.1тыс.до н.э.)-начиная с р. Хуанхэ через степи Казахстана и Причерноморья до земли греков и этрусков.

Общественный строй. 7-4вв. сакские племена объединяются в племенные союзы. Во главе- царь. Царя избирают военным советом вождей племен. Гос. дела обсуждались на народном собрании. Племенами управляли военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени.Сакское общество было равноправным. Мужчины и женщины обладали равными правами. Известны в истории имена сакских цариц - Томирис и Зарины. В обществе выделялись три группы со своими традиционными цветами: 1. Воины-красный. Из них происходили цари и вожди. 2. Жрецы-белый. 3. Общинники-желтый и синий. Существовало рабство. Геродот и другие авторы повествуют о войнах саков с персами. В 6 в.до н.э. против саков выступил царь ахеменидов Кир,. подчинивший страны от Ирана до Средиземноморья. Армия персов была разгромлена войском царицы массагетов Томирис, а сам царь Кир был убит. В 519-518гг. до н. э. против саков-тиграхаудов выступил Дарий 1. Ему удалось покорить часть саков, которые приняли участие в Греко-персидской войне. В 4 в.до н.э. против саков выступил Александр Македонский, который начал завоевание Средней Азии. Саки остановили продвижение Александра на Восток.

Культура саков. Религия имела ярко выраженную военную окраску. Главными были культ вождя и царя. Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. Кочевые племена поклонялись солнцу, огню, оседлые - священной земле. В святилищах приносили жертвы богам. С 7 в.до н.э. у населения обширной зоны Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы возник в искусстве так называемый «звериный стиль».-изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные изделия, одежду, конскую сбрую, котлы и жертвенники. Саки принадлежали к европеоидной расе, говорили на восточно-иранском языке. Ярким представителем сакской духовной культуры является мыслитель Анахарсис, живший в 6в. до н. э. «Звериный стиль» исчез в 3-2вв. до н.э.

Археологические памятники. В 1969-70гг. археологической экспедицией Акишева К.А. произведены раскопки Иссыкского кургана близ Алматы. В нем были обнаружены останки молодого сакского вождя. Ученые реконструировали его одежду и головной убор из высокопробного золота. Украшения «Золотого человека» - своеобразная энциклопедия сакской мифологии и миропонимания. Всего в кургане Иссык найдено свыше 4тысяч золотых предметов. В долине р. Или раскопан Бесшатырский курган, состоящий из 31 могильников. Памятниками Приаралья являются городище Чирик-рабат, мавзолеи Баланды, Бибиш-муллы. В вост. Казахстане раскопан Чиликтинский курган, названный «царским курганом» и Барельский курган.

2 Племенной союз сарматов. Он занимал районы зап. Казахстана. Термин «сармат» употреблялся в античных источниках 3в. до н.э. – Геродота, Диодора, Плиния, Полибия. В состав племенного союза входили племена роксоланы, аорсы, сираки, аланы. Роксоланы и аланы расселились севернее Аральского моря, дошли до северного Причерноморья и вместе с хунну до Испании. Важную роль в жизни сарматов играло кочевое скотоводство, разводили коней и овец. В долинах рек занимались земледелием. Общество сарматов носил характер «военной демократии». Господствующее положение занимало военное сословие. Существовало равноправие, женщины могли войти в состав военного ополчения. На развитие сарматской культуры огромное влияние оказала культура Греции. Антропологический тип - европеоидный, язык- индо-иранский. С переселением хунну в среду сарматов проникают тюркские языки и монголоидные черты. Сарматы хоронили умерших под земляными курганами. В ранний период усопшего клали на спину головой на юг, в средний период - в скорченном положении, в поздний период - на спине головой на север. В сарматских погребениях находят много керамики. Часто в женских погребениях находят бронзовые зеркала в виде диска с ручкой.

Богатые захоронения сарматов обнаружены в Чингирлауском районе Западно-Казахстанской области, вблизи села Лебедевка. Курганы Целинный, Сынтас, Бесоба обнаружены в долине реки Елек в Актюбинской области. В курганах в основном женские захоронения, где найдены золотые украшения: серьги, бусы, подвески, бронзовые круглые зеркала. Кроме этого в могилу положены оружие, орудия труда, керамические сосуды, бронзовые котлы. Усопших ложили головой на юго-запад.


написать администратору сайта