Главная страница

ИП. док. 2. Классификация ощущений. 2


Скачать 29.48 Kb.
Название2. Классификация ощущений. 2
Дата20.10.2021
Размер29.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладок.docx
ТипДокументы
#252106

Содержание

1.Определение ощущений и восприятия, что общего у этих процессов, в чем принципиальное отличие. Для чего ощущения и восприятие. 2

2.Классификация ощущений. 2

3.Физиологическая основа ощущений - рефлекторная дуга. 3

4.Что такое чувствительность, пороги ощущений. 4

5.Виды адаптации. 5

6.Сенсибилизация. 5

7.Синестезия. 6

Cписок использованных источников 9

  1. Определение ощущений и восприятия, что общего у этих процессов, в чем принципиальное отличие. Для чего ощущения и восприятие.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Восприятие - психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения и восприятие – это процессы с помощью которых человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства, различает признаки вещей, ощущает состояние собственного организма.

Общее у этих процессов:

  1. Ощущение и восприятие – познавательные психические процессы.

  2. Ощущение и восприятие образуют чувственную ступень познания.

  3. Общими являются условия возникновения ощущения и восприятия (непосредственное воздействие окружающих предметов на органы чувств).

Отличия этих процессов:

  1. В процессе ощущения отражаются отдельные свойства предметов. При восприятии предмет отражается целиком, во всем многообразии свойств.

  2. В результате ощущений возникает более или менее смутное чувство (сладости, яркости, громкости и т.п.). В результате восприятия складывается целостный образ предмета. Восприятие включает в себя комплекс разнообразных ощущений, но восприятие не сводится к сумме ощущений, т.к. в образе восприятия достраиваются с участием воображения те качества предмета, которые в данный момент могут не ощущаться.

  3. Ощущения привязаны к конкретному анализатору, к конкретной сенсорной системе. Восприятие связано с комплексной работой анализаторов. Может быть выделена лишь модальность преобладающего объема переработанной в процессе восприятия сенсорной системой информации. Построение образа происходит на основе синтеза ощущений от разных модальностей.

  1. Классификация ощущений.

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы:

  1. Экстероцептивные ощущения - это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Экстероцептивные ощущения возникают в результате воздействия на рецепторы, которые находятся на поверхности тела. Все экстероцептивные ощущения можно разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые) ощущения.

  2. Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны и, за исключением болезненных, почти не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Они сигнализируют о том, что происходит в организме. К этой группе относят ощущение голода, насыщения, жажды, комплексы болевых и половых ощущений. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Нам обычно трудно выразить их словами и точно локализовать. Роль интероцептивных ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Тревожность, страх - это отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными ощущениями: "сосет под ложечкой", "сжимается сердце", "мурашки" по коже и т.п. Радость может сопровождаться ощущением невесомости, легкости. Контроль над эмоциями - это во многом контроль над интероцептивными ощущениями.

  3. Проприоцептивные (кинестетические и вестибулярные ощущения) информируют человека о его собственных движениях и положении в пространстве. Кинестетические ощущения - это неосознаваемые ощущения в мышцах и сухожилиях. На основе кинестетических ощущений строится знание о взаимном расположении частей тела, что абсолютно необходимо при перемещении тела в пространстве. Вестибулярные ощущения обеспечивают устойчивость зрительных ощущений. Когда мы двигаемся (ходим, бегаем, прыгаем), наша голова тоже приходит в движение. Если бы не было каких-либо компенсаторных, корректирующих механизмов, мы видели бы мир так, как это бывает в видеозаписи, когда оператор снимает на ходу или на бегу: изображение прыгало бы, дрожало, металось из стороны в сторону. За счет существования вестибулярных ощущений, которые компенсируют движение головы противоположными по направлению движениями глаз, перед человеком предстает стабильная картина мира.

  1. Физиологическая основа ощущений - рефлекторная дуга.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П.Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:

  1. периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);

  2. проводящих нервных путей;

  3. корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты.

Рефлекторная дуга — это путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к исполнительному органу.

Структурную основу рефлекторной дуги образуют нейронные цепи, состоящие из чувствительных, вставочных и двигательных нейронов. Именно эти нейроны и их отростки образуют путь, по которому нервные импульсы от рецептора передаются исполнительному органу при осуществлении любого рефлекса.

Рефлекс — ответная реакция организма на изменения внутренней и внешней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы.

  1. Что такое чувствительность, пороги ощущений.

Чувствительность человека — характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную чувствительность (сенситивность).

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

Пороги ощущений индивидуальны для каждого человека и изменяются на протяжении его жизни. Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.

  1. Виды адаптации.

В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации:

  1. физиологическая (взаимодействие различных систем организма), например, сенсорная адаптация - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Сенсорная адаптация может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темповая и световая адаптация). Она характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого процесса, избирательностью (селективностью) изменений по отношению к адаптирующему воздействию.

  2. Как вариант сенсорной адаптации выделяют адаптацию визуальную — приспособление чувствительности глаза к различным условиям освещения; дифференцируют адаптацию к темноте, сумраку, к нормальной иллюминации, которые могут происходить - длиться, в течение одной или нескольких минут, или же в течение более длительного времени.

  1. биологическая - изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий;

  2. психологическая - приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний (например, повышение чувствительности глаза в темноте);

  3. социально-психологическая - приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе.

  1. Сенсибилизация.

Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя.

Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов.

Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:

  1. Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;

  2. Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;

  3. Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;

  4. Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.

В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.

Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.

  1. Синестезия.

В классическом варианте определение синестезии такое: это феномен возникновения ощущения определенной модальности при стимуляции другой модальности (стимулируется одна модальность, а ощущение одновременно возникает в другой). Слово «синестезия» переводится как «соощущение», одновременное ощущение, совместное чувство. Например, раздражается слуховая модальность, а возникают и слуховые образы, и зрительные. Чаще всего встречаются звуко-цветовые и, наоборот, цвето-звуковые синестетические образы.

Наиболее распространёнными являются следующие виды синестезии:

  1. Графемно-цветовая. Это смешение образов из разных видов зрительного восприятия. При графемно - цветовой синестезии буквы, цифры и другие знаки получают дополнительную окраску. Это самая распространенная форма синестезии. Нередко благодаря ей люди обладают феноменальной памятью и могут запоминать длинные последовательности цифр, букв или слов.

  2. Хроместезия. Данный вид синестезии иногда называют «цветным слухом», поскольку для человека звуки окрашиваются в определенные цвета. Хроместезия практически всегда сопровождается музыкальным талантом. Многие выдающиеся композиторы обладали (или обладают) такой особенностью восприятия.

  3. Кинестетико - слуховая. Такие синестеты слышат звуки, наблюдая за движущимися предметами. При этом возникающие в их голове звуки обычно никак не связаны со звуками, которые мог бы издавать данный предмет.

  4. Вкусовая. Это очень распространенная форма синестезии, позволяющая человеку чувствовать вкус слов, которые он слышит или произносит, и объектов, которые он видит или к которым прикасается.

  5. Акустико-тактильная. Слыша звуки человек ощущает почти реальные прикосновения к своему телу. Интересно, что обладатели данной формы синестезии часто даже не догадываются, что являются синестетами. Им кажется, что все люди чувствуют нечто подобное.

  6. Пространственная (локализация последовательностей). У таких людей определенные последовательности (чаще всего числовые) выстраиваются в виде определенных пространственных фигур, иногда плоских, а иногда и объемных. Обладатели пространственной синестезии могут отождествлять дни недели, месяцы и некоторые другие понятия с определенными точками вокруг себя. К примеру, четверг – это где-то сзади, а понедельник – справа вверху.

  7. Эмпатия зеркального прикосновения. У людей с данной формой синестезии настолько развита эмпатия, что они физически ощущают воздействия, которые видят со стороны. Это могут быть тактильные чувства, ощущение вкуса, температуры, боли или щекотки. Данная форма синестезии встречается очень редко, но многие люди, даже не будучи синестетами, хотя бы однажды чувствовали нечто подобное.

  8. Мизофония. Данный вид синестезии считается неврологическим расстройством, поскольку оказывает существенное влияние на качество жизни. Проявляется мизофония в том, что определенные звуки вызывают у человека негативные переживания: гнев, отвращение, ненависть и прочее.

Причины синестезии:

  1. Перекрестные связи между разными отделами ЦНС. Наш мозг представляет собой сложную сеть из миллиардов нейронов, между которыми формируются связи, имеющие разные «веса». Иногда такие связи могут возникать между участками, которые не должны быть связанными. И тогда вместе с образами одного чувства в мозгу начинают активироваться образы другого чувства.

  2. Особенности миелиновой оболочки. Миелин – это изолирующее вещество, покрывающее нервные волокна и препятствующее нежелательному взаимодействию нейронов. Если на каких-то участках появляется брешь в миелиновой оболочке, независимые отделы мозга могут контактировать между собой.

  3. Врожденная способность. Согласно этой теории, все чувства человека взаимосвязаны от рождения. Но по мере развития разные отделы мозга приобретают специализацию и обосабливаются, в результате чего взаимосвязи между ними ослабевают и полностью исчезают у большинства людей.

Cписок использованных источников

  1. Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб.пособие для студ.вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков - М.; Харьков; Минск; СПб. : Питер, 2000. - 582 с

  2. Радугин А.А. Психология : Учебное пособие для вузов / А.А. Радугин  — М - Центр, 2002. — 256 с.

  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону – 2000. - 672 с.

  4. Московский государственный университет печати : Психология и педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook660/01/part-001.htm#i25 – Дата доступа: 01.05.2021.

  5. Пост наука [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/50745 – Дата доступа: 01.05.2021.


написать администратору сайта