Главная страница
Навигация по странице:

  • П ластический

  • Спиральная техника (из жгутов)

  • Лепка декоративных пластин с использованием геометрических орнаментов.

  • Рельефный способ лепки.

  • Лепка путем наложения формы на основу.

  • Л епка путем выбирания глины

  • Лепка дэкаратыўных пласцін з выкарыстаннем раслінных арнаментаў. Изразцы

  • Лепка дэкаратыўных вырабаў з пласцін (падсвечнікаў, вазачак, скрыначак). ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТОВ ГЛИНЫ

  • Стадии лепки «Петушка». Стадии лепки «Павлина»

  • Стадии лепки «Ангелочка».

  • Стадии лепки «Слоника». Стадии лепки «Лисички».

  • Стадии лепки «Змея Горыныча». 2.5. Лепка белорусской игрушки .

  • Лепка беларускай народнай цацкі. на бытавы сюжэт.

  • па дысцыпліне Лепка.. 2 Основные методы и приемы художественной обработки глины и других пластических материалов


    Скачать 4.46 Mb.
    Название2 Основные методы и приемы художественной обработки глины и других пластических материалов
    Анкорпа дысцыпліне Лепка..doc
    Дата17.06.2018
    Размер4.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапа дысцыпліне Лепка..doc
    ТипДокументы
    #20400
    страница1 из 2
      1   2

    2.1. Основные методы и приемы художественной обра­ботки глины и других пластических материалов

    Способы лепки

    Если пытаюсь воссоздать что-то по памяти, например понравившееся изделие на выставке, то не задумываюсь о том, каким способом я это делаю, в лепке нет строгих правил и леплю так, как удобно. Важнее воображение, а способ - всего лишь средство к осуществлению замысла. Но в лепке традиционных игрушек следую особенностям лепки и в работе с детьми обращаю на это внимание. К тому же, интерес в процессе лепки изделий на свободную тему к разным способам лепки у всех избирательный.

    1. Конструктивный
      Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.

    2. Пластический
      Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Например, для филимоновской (птичка-невеличка, петушки и др. зверушки) и каргопольской игрушки (утка, кошка, собачка и др.) характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы игрушек предельно упрощены, имеют меньше налепных деталей, чем в дымковской игрушке. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.

    3. Комбинированный
      Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок. Из отдельного куска глины для петушка делается подставка. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

    4. Рельефная лепка
      путем нанесения рисунка;
      Из куска глины раскатывается скалкой пласт толщиной не меньше 0,8 см. (тонкий деформируется при высыхании), затем он приподнимается и роняется на фанерную доску (этот прием можно повторить несколько раз), чтоб плотность основания была одинаковой, для больших размеров основания следовать технике изготовления пласта, которая описывается ниже в п. 7. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Если глина мягкая, пластичная, то нанести рисунок сложно. Необходимо дать глине подсохнуть до кежетвёрдого состояния или по сырой через пленку (целлофан) нанести стекой рисунок (для мелких узоров можно использовать зубочистку). Рисунок может наноситься и отпечатком. Главное, чтоб он был четким, что обеспечивается равномерным надавливанием на поверхность изделия. После снятия пленки сгладить неровности, сделать доработку.
      путем наложения формы на основу;
      Основа – пласт любой формы, а рисунок наносится путем налепа шариков, жгутиков, полос и т.д. в зависимости от эскиза примазыванием к основе отдельных частей. Закрепление деталей к основе может быть и продавливанием насквозь стекой или иглой. Фактуру можно нанести наложением и отпечатыванием фактурной ткани (марля, капрон, тесьма и др.), синтетической или проволочной сеточки или использованием других различных оттисков (стержень авторучки, отвертка звездочкой и т.д.)
      путем выбирания глины
      Толщина пласта под основу должна быть не менее 2-3 см. Сначала стекой на поверхности или через пленку наносится рисунок, затем аккуратно снимается одинаковый слой с поверхности основы там, где нет рисунка. Таким образом, рисунок будет рельефным, выступающим на основе.

    5. Техника отщипывания
      лепка из шара
      Круглую форму чаши можно сделать из шара, вдавливая в него большой палец другой руки, при этом палец углубляется и одновременно расширяются стенки. Следует распределять глину так, чтоб толщина стенок была одинаковой. Придать форму стенкам можно движением указательных пальцев двух рук, расположив их навстречу друг другу с внешней и внутренней стороны.
      путем кругового налепа
      Этим способом стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы. Отдельно подготавливается основание, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать увлажненные последовательно, сглаживая внутренние швы деревянной стекой с использованием шликера постепенно поворачивая форму. Каждый последующий кусочек глины прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации и так по кругу в несколько рядов, затем небольшая просушка (при этом верх прикрыть пластмассовой формой) и снова наращение формы по кругу прилепом одинаковых по размеру кусочков (полосок).
      Такая же техника может быть использована в лепке на форме. Форма (чаша) накрывается с внутренней стороны х/б тканью и в ней шариками или кусочками выкладывается дно, затем стенки по спирали. С внутренней стороны все выравнивается.

    6. Спиральная техника (из жгутов)
      Предварительно лучше сделать эскиз задуманной формы жгутового сосуда. Далее работа будет заключаться в накручивании жгутов на воображаемую модель. Жгут изготавливается из заготовленных шариков одинакового размера, он должен быть как можно более длинным и ровным (приблизительно 20 см.). Размер жгута в диаметре зависит от толщины стенок сосуда. Если потребуется для высокой формы несколько жгутов, то их во избежание высыхания накрыть до использования целлофановой пленкой. Для основания сосуда сворачивается спираль их жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта) и разглаживается стекой (шпателем) с внутренней стороны от внешнего края к центру, затем смачивается его край и та сторона жгута, которая станет первым слоем сосуда (для более прочного сцепления можно сделать насечку с той стороны жгута, которая присоединяется к основанию). Кончик жгута срезается по диагонали, чтоб площадь соединения была больше, и второй слой ложился на первый без излома. Диаметр окружности, образованной первым слоем жгутов, должен быть чуть больше диаметра основания. Каждый следующий жгут промазывается шликером (дополнительно можно сделать насечку, она даст более плотное соединение) ложится на внешний край предыдущего. С помощью стеки (гончары для выравнивания поверхности изделий и сглаживания соединяемых элементов используют ребро коровы или синтетическое ребро, камни сглаженной формы, т.е. инструмент данный природой) слегка сдавливаются места соединения жгута и основания так, чтоб не повредить форму. Желательно, чтоб соединения жгутов не находились друг над другом (лучше удлинить полоску), чтоб исключить вероятность растрескивания в процессе сушки. Можно воспользоваться шликером для соединения стыков с внутренней стороны. Меняя диаметр очередного слоя, создается форма изделия (она может быть от симметричной до фантастичной, т.е. более сложной - с изгибами стенок, изменением угла наклона и т.д.). Работа с большими сосудами может быть поэтапной, чтоб следующие слои не раздавили предыдущие. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Готовое изделие должно досыхать вверх дном. Эта техника позволяет изготовить сосуд любой формы и сложности – вазы, бутыли, фляжки и др.
      Жгуты могут пересекаться хаотично (в этом случае боковая поверхность изготавливаются на плоскости и соединяется на цилиндре, покрытом бумагой).

    7. Ленточный способ
      лепка из полос
      Этим способом можно изготовить цветочные горшки, бочонки, шкатулки и прочие предметы интерьера.
      Сначала раскатывается пласт, который разрезается на полоски шириной не более 3 см (для круглых форм они должны быть узкими). Для изготовления пласта на стол сначала укладывается кусок х/б ткани, на нее с двух сторон деревянные рейки, которые служат линейкой и ограничителями. Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см (жгуты лепятся в руках, т.е. не требуется их ровное раскатывание, как в спиральной технике), затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой. От жгутов до линеек должно оставаться расстояние, чтоб глина не попадала на бруски и периодически пласт нужно приподнимать, чтоб он не прилипал к ткани. Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя ее сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, т.е трапецевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности. Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтоб соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом.
      Возможны варианты изготовления форм с использованием полос обрезанных только с одной стороны. Они укладываются на основу (цилиндр или другую форму) и соединяются в местах наложения одной на другую без заглаживания соединений. Конструкции из полос в зависимости от замысла могут быть самые разнообразные.
      лепка из пластин (пластов)
      Лепка изделий из пластин – цилиндрических и прямоугольных ваз, гротов, домиков, стен и др. конструкций основывается на тех же принципах, которые описывались выше. В работе могут быть использованы кроме пластин и полосы для закрепления, а для соединения в стыках - жгутики, возможно, понадобятся картонные шаблоны или внутренние формы, обернутые бумагой, которые послужат основой в задуманной конструкции. Формование
      путем ручного оттиска форм
      С этим способом знакомы все с детства по лепке изделий в песочнице. Гипсовая форма руками заполняется глиной. Лучше это делать отщипыванием и вдавливанием небольших кусочков, чтоб нижний слой и боковые слои не имели пустот, неровностей, затем выравнивается верхний слой и после высыхания изделие легко вынимается из формы (гипс быстро впитывает воду, изделие уменьшается в размере и образуется зазор между стенками формы), дальнейшее досушивание изделия осуществляется обычным порядком. Декорирование осуществляется по усмотрению (если тиснением, то после выемки из формы, т.е. до высыхания).

      путем шликерного литья в гипсовые формы
      Гипсовая форма, состоящая из двух частей с «замочками» (выступы на одной стороне и выемка для них на другой, чтоб обеспечить соединение при наложении одной на другую), закрепляется резиновым жгутом. Затем форма до верха заполняется жидким шликером (для ускорения процесса впитывания влаги форма ставится в теплое место). Уровень шликера в форме, с поглащением гипсом влаги, понижается, поэтому нужно своевременно и неоднократно подливать шликер, заполняя форму до верха (в противном случае горлышко сосуда будет ломким и хрупким, т.к. не будет иметь такой же толщины, как другие части изделия). При образовании у стенок формы затвердевающего слоя глины, весь оставшийся шликер сливается и в обычном порядке продолжается процесс сушки. Когда изделие подсохнет до состояния сохранения формы (не следует допускать полного высыхания, чтоб была возможность соединять части изделия), оно осторожно вынимается из двух частей и обе половинки соединяются шликером. На непросохшем изделии можно сделать прорези, изгибы, декорировать по усмотрению, после чего продолжить процесс сушки.


    2.2. Лепка декоративных керамических изделий

    Лепка декоративных пластин с использованием геометрических орнаментов.

    Декоративные пластины, созданные керамическим производством, ведут свое начало от изразца. Старину изразцами украшали печи и стены домов. Изразцы делали из глины, окрашивали ангобами и глазурью, они ярко блестели на солнце, отчего все становилось нарядным, праздничным.

    Для показа хороши удивительные по красоте изразцы XVII-XVIII веков, с лепным орнаментом и расписные без лепнины.

    Рельефный способ лепки.
    Изображение рельефа - декоративной пластины - выполняют следующим образом. Сначала на бумаге карандашом рисуют эскиз будущей пластины, например декоративный узор, силуэты животных или растений. Эскиз определяет размеры пластины и ее пропорции. Затем на доску кладут ком глины и расплющивают его до нужной толщины - примерно 1 см.
    После этого стекой обрезают края, влажной тряпкой выравнивают поверхность и на нее стекой наносят рисунок согласно эскизу. Если узор состоит из цветов и листьев, то из кусков глины выделывают детали, накладывают их на пластину соответственно рисунку на ней и края прочно примазывают стекой к основе (рис. 10).




    Лепка путем наложения формы на основу.
    Пластину можно изготовить и другим способом: выскоблить (выбрать) лишнюю глину на узоре с помощью стеки (рис. 11). В результате фон опустится, а рельеф останется приподнятым над плоскостью пластины. При такой технике рельеф более прочен.

    Лепка путем выбирания глины:

    а - узор на глине;

    б - выскабливание лишней глины стекой;

    в - готовый рельеф.
    Закончив лепку рельефа, его можно расписать ангобом. Густые пятна ангоба наносят мягкой кистью на непросохшую пластину. Покрытие получится ровным, если кисть с ангобом прижимать к поверхности и сразу же отнимать. После окраски пластину подсушивают, положив на ее углы комочки глины, чтобы она не покоробилась во время сушки. Когда пластина просохнет, ее можно обжечь в муфельной печи, предварительно обработав наждачной бумагой.

    Лепка дэкаратыўных пласцін з выкарыстаннем раслінных арнаментаў.
    Изразцы

    Изразцы впервые стали применяться для отделки архитектурных сооружений более четырех тысячелетий назад и до сих пор используются в архитектуре.

    Каждый изразец в отдельности уже самостоятельное произведение декоративного искусства. Но широко применялись также изразцы, которые были только частью большой орнаментальной композиции.

    Вы можете заняться изготовлением изразцов в домашней мастерской. Изразцовые вставки и панно можно удачно использовать при оформлении офисов, банкетных залов, общественных помещений и т.д. Отдельные изразцы могут служить настенными украшениями и в современной квартире.

    Поливные изразцы XVII века.




    ПОДГОТОВКА ГЛИНЫ.

    Для лепки модели и последующего оттиска изразцов в гипсовой форме необходима очищенная и хорошо промятая глина. Известно много способов подготовки глины для лепных и формовочных работ. Об одном из них мы расскажем подробно.

    Выходы глиняных пластов можно обнаружить в откосах оврагов и обрывов. Разумеется, искать глину и заготавливать ее лучше всего летом. Разложите глину небольшими комками на деревянном настиле и высушите на солнце. Затем высохшие комки ссыпьте на дно толстостенного деревянного ящика и разбейте трамбовкой — массивным кряжем с прибитыми сверху ручками. Образовавшуюся глиняную пыль просейте через мелкое сито. Так удаляются крупные примеси: камешки, щепки, крупные песчинки, остатки погибших растений. Но через сито все же вместе с глиняным порошком проходят мельчайшие песчинки и органические включения. От них надо избавиться тоже, а для этого глину надо отмутить. Глиняный порошок залейте большим количеством воды, перемешайте деревянной мутовкой и дайте отстояться. Затем осторожно слейте сверху высветленную воду. Но не так-то легко слить воду, не замутив ее. Поэтому в древности было придумано простое и остроумное приспособление, которое до сих пор применяют японские гончары. В деревянной кадке на небольшом расстоянии друг от друга сверлят по вертикали несколько отверстий. Каждое отверстие перед заполнением кадки жидким глиняным раствором затыкают деревянной пробкой. Более тяжелые частицы песка оседают на дно в первую очередь. Затем после продолжительного отстаивания вниз опускаются частицы глины. Постепенно вода сверху светлеет. Как только уровень светлой воды окажется чуть ниже верхнего отверстия, пробку вытаскивают, и осветленная отстоявшаяся вода выливается из бочки. Через какое-то время вынимают пробку, расположенную ниже. Так постепенно сливается вся отстоявшаяся вода.

    Вместо деревянной кадки можно использовать достаточно вместительную металлическую посудину. На разных уровнях в нее впаивают короткие трубки, которые затыкают пробками.

    Отстоявшуюся жидкую глину осторожно вычерпайте, оставляя нетронутым нижний слой, и вылейте в широкий деревянный ящик. Ящик поставьте на солнце, чтобы из глины быстрее испарилась лишняя вода. Как только подсохшая глина потеряет текучесть, время от времени перемешивайте ее лопатой. Постепенно глина приобретет консистенцию густого теста. Тщательно перемешайте ее руками в течение нескольких минут, чтобы она стала более пластичной и однородной.

    Последовательность приготовления глиняной массы:

    а — сушка; б — измельчение; в — просеивание; г — отмучивание; д — перемешивание.

    ЛЕПКА ГЛИНЯНОЙ МОДЕЛИ.

    Прежде всего необходимо слепить плинтус. Форма его может быть самой различной: в виде круга, прямоугольника, квадрата, овала и т.п. Учебный образец изразца, который вы видите на рисунке, имеет форму квадрата. Квадратный плинтус формуют следующим образом. Комок пластичной глины расплющите, получив круглую лепешку, потом ножом или широкой стекой вырежьте квадрат. Размеры выбирайте с учетом объема рабочей камеры муфельной печи. Верхнюю грань плинтуса тщательно выровняйте правильцем, вырезанным из листового металла или фанеры.

    Лепку производят в основном пальцами, но там, где необходимо получить более четкие формы или создать определенную фактуру, применяют скульптурные стеки. Стеки вырежьте заранее из древесины твердых пород (самшита, яблони, бука, клена, березы) и пропитайте горячей олифой. Для нанесения фактурных бороздок на поверхность глины применяют специальные стеки с зубчиками на рабочей части. Стеки-петельки используются для срезания лишней глины. Их выгибают из стальной проволоки или тонкой полоски (например, из пружины от старого будильника).

    На ровную поверхность плинтуса нанесите острым кончиком стеки контурный рисунок рельефа. Затем вдоль контуров проложите на высоту предполагаемого рельефа скатанные или нарезанные из глины валики. Заполните пространства между валиками в пределах контура и пролепите пальцами каждую деталь рельефа. Работая над деталями рельефа, нужно постоянно следить, чтобы конфигурация их позволяла гипсовой форме свободно отделяться от изразца. На рисунке показано, какие профили рельефа модели допустимы, а какие нет.

    Завершают лепку разделкой рельефа. Стеками-петельками выберите углубления. Одновременно с помощью стек придайте деталям более четкую и выразительную форму. Окончательно выгладите поверхность модели мягкой тряпочкой, смоченной водой.

    Стадии лепки модели изразца:

    1 — лепка плинтуса и нанесение контурного рисунка;

    2 — лепка валиков вдоль контуров;

    3 — лепка деталей рельефа;

    4 — окончательная разделка рельефа.

    ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГИПСОВОЙ ФОРМЫ.
    Модель разместите в деревянной опалубке и залейте гипсовым раствором. Его готовят из 7 частей гипса и 10 частей воды. В гипсовку, изготовленную из половинки резинового мяча, влейте вначале воду, затем, помешивая, всыпайте постепенно гипс. Напоминаем, что гипсовый раствор сохраняет необходимую текучесть только 2-3 минуты. Через 7-8 минут он теряет пластичность, а через 15-20 минут окончательно затвердевает. Поэтому работать нужно быстро.
    Смочите глиняную модель чистой водой из пульверизатора до появления легкого блеска. Нанесите на модель тонкий слой жидкого гипса, внимательно следя за тем, чтобы все ее участки были полностью закрыты. Затем вылейте оставшийся гипс, заполнив опалубку до краев. Как только гипс затвердеет, а это произойдет, как мы уже говорили, через 15-20 минут, снимите опалубку и просушите форму вместе с моделью в течение нескольких часов. При высыхании глина уменьшается в объеме и легко отделяется от гипса. Освобожденную от глиняной модели гипсовую форму промойте и окончательно просушите.

    Изготовление гипсовой формы и тиснение в ней изразца:

    1 — заливка гипса в опалубку;

    2 — набивка формы глиняной массой;

    3 — выравнивание тыльной стороны изразца;

    4 — проделывание отверстий в румпе.

    ФОРМОВКА ИЗРАЗЦОВ.
    Если осторожно обращаться с гипсовой формой, то в ней можно изготовить около 200 изразцов. Форму положите на стол и начните заполнять ее глиной. Вначале на все участки формы положите тонкий слой мягкой глины, вдавливая ее пальцами как можно плотнее в мельчайшие углубления рельефа. Затем постепенно накладывайте следующие слои, не переставая пальцами и ладонями уплотнять их. Когда форма будет заполнена глиной, правильцем выровняйте тыльную сторону изразца. Слепите из глины четыре прямоугольных бруска примерно одинакового сечения. На тыльную поверхность изразца нанесите стекой насечки и прикрепите бруски так, чтобы они образовали квадратный ящичек — так называемую румпу. В четырех местах румпы просверлите небольшие отверстия. Потом, когда изразец будет готов, в эти отверстия вы вставите проволоку, которая удержит изразец в растворе кирпичной кладки. Обычно изразец крепят в сыром растворе одновременно с укладкой кирпича.

    Итак, мы закончили формовку. Остается только подождать, чтобы изразец слегка подсох, и легким встряхиванием отделить его от гипсовой формы.

    Лепка дэкаратыўных вырабаў з пласцін (падсвечнікаў, вазачак, скрыначак).

    ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТОВ ГЛИНЫ
    Использование толстых листов глины для изготовления керамических изделий известно более 10 000 лет - это был один из способов, применявшихся в эпоху Дзёмон в Японии. Простая, но очень эффективная техника создания изделий из листов глины последовательно применялась для изготовления как повседневных предметов, так и декоративных вещей - например, изысканного китайского фарфора или скульптур народа тиви с островов у берегов Северной Австралии, который научился изготавливать керамические изделия лишь в конце XX века.

    Изготовление пластов
    Для изготовления пластов используются различные методы, часто в сочетании друг с другом. На первом этапе берут комок глины и бросают его на твердую поверхность. Люди из племени тиви повторяют это действие снова, а затем топчут его ногами. Чтобы получить плоский лист, гончары из мексиканского штата Оахака пользуются особым молотком, который называется азотадор, сделанным из обожженной глины.

    Далее, чтобы получить более ровную поверхность, листы раскатываются любым предметом цилиндрической формы — это может быть деревянный валик, бутылка, скалка. Для обеспечения одинаковой тол­щины под скалку с каждой стороны листа можно подложить по дощечке. Раскатка производится от середины листа к краям. Если нужно, лист можно переворачивать.

    В альтернативном способе получения листов используют приспособление, со­стоящее из проволоки, прочно закреплен­ной в металлической раме. Закрепив про­волоку на той или иной высоте, получают листы различной равномерной толщины, нажатием направляя рамку вниз до рабо­чей поверхности, при этом проволока про­резает глину.

    На этой стадии листы можно разрезать на плитки нужного размера или делать основа­ние для рельефной плиты. Для дощечек из глины на религиозные сюжеты, которые де­лались в индийском штате Раджастхан, лис­товая глина использовалась как для основа­ния, так и для закрепленных на нем фигурок богов и героев, которые выполнялись из раз­резанных и согнутых листов.
    Соединение листов
    После того, как нарезаны детали нужной формы, еще до соединения листов в изделие они подвергаются предварительной сушке до полутвердого состояния для обеспечения требуемой жесткости, хотя в ряде случаев листы должны оставаться мягкими (если в процессе сборки требуется сгибать или растягивать детали). Затем на соединяемых поверхностях наносятся борозды, которые обмазываются жидкой глиной и плотно прижимаются друг к другу. Соединять можно встык или срезав кромки под углом.

    Изделия из листовой глины обычно четырехгранные, хотя при использовании скошенных стыков можно выполнять многогранные изделия. Диапазон применения листовой глины довольно широк — от кубических ваз и шкатулок до полых римских каминных плиток для дымоходов, используемых в системах центрального отопления. Народ племени тиви делает скульптуры, разрезая два идентичных бруска глины и вставляя между ними несколько витков глины.

    Изготовление цилиндров

    Цилиндры делаются из пластичной глины в виде листов, которые сгибаются без образования трещин. Лист заворачивается вокруг шаблона, обернутого бумагой для предотвращения прилипания, и кромки аккуратно подрезаются и плотно прижимаются друг к другу.


    Лепим туловище в виде вытянутого шара; четыре ножки, шею, хвостик, два ушка в виде усеченных цилиндров; голову яйцевидной формы с лёгкими ямочками – глазными впадинами.



    В туловище делаем стекой четыре углубления с нижней стороны и два с верхней где должны быть расположены ноги, шея и хвостик, промазываем их шликером. Начинаем закреплять ноги, для чего острые кончики вставляем в углубления, заглаживаем место соединения и формируем форму ножек в виде цилиндров слегка сужающихся к низу.




    Таким же способом прикрепляем к туловищу шею и хвостик, а к голове ушки, при желании также рожки. Затем стекой делаем в голове снизу углубление, промазываем шликером и приделываем к шее. Все места соединений хорошенько заглаживаем и создаём формы соответствующие частям тела стилизованного козлика.








    Конкретизируем и обобщаем формы, заглаживаем неровности. Прорезаем стекой ротик в виде доброй усмешки. Делаем два маленьких шарика для глаз и приклеиваем их на шликер в глазные впадины, слегка их расплюснув. Тыльной стороной стержня шариковой ручки делаем зрачки, а острым кончиком на носике – две ноздри.





    2.3. Лепка птиц и животных

    Стадии лепки «Козлика».











































    Стадии лепки «Петушка».


    Стадии лепки «Павлина»


    Стадии лепки «Собачки».



    2.4. Лепка сказочных персонажей

    Наглядное пособие по лепке.

    Стадии лепки «Ангелочка».


    1. Раскатываем пласт глины при по­мощи скалки и двух реечек.







    1. Вырезаем стекой, используя картон­ные шаблоны, юбочку и крылышки. Две ручки изготавливаем из жгути­ков, слегка приплюснув их по краям, а голову раскатываем в виде шарика.







    1. Скручиваем юбочку в виде конуса и соединяем вместе две грани и склеиваим их вместе, при помощи шликера. Затем делаем стекой углубление в голове и присоединяем к конусу, далее закрепляем руки все соединения промазываем предварительно шликером.







    1. Припомощи чесночницы выдавливаем волосы, промазываем голову шликером, и аккуратно их закрепляем. Нимб изгатавливаем в виде коллечка и также закрепляем. Глаза делаем путём вдавливания кончика стержня. Носик в виде капелики закрепляем, предварительно сделав углубление, строгов центре лица. Ротик прорезаем стекой, здесь главное сделать красивую улыбку. На крылышка также стекой делаем эмитацию перьев и закрепляем их на спене.
































    Стадии лепки «Слоника».

    Стадии лепки «Лисички».



    Стадии лепки «Змея Горыныча».


    2.5. Лепка белорусской игрушки.

    На Беларусі самымі старажытнымі і пашыранымі былі гліняныя цацкі. Яшчэ ў жалезным веку з'явіліся бразготкі — пустацелыя гліняныя шарыкі, яйкі з каменным шарыкам унутры, фігурныя цацкі свістулькі. Верагодна, што такія цацкі ў даўнія часы мелі не столькі забаўляльнае прызначэнне, колькі рытуальнае: свіст ці бразгаценне павінны былі адганяць злых духаў. Фігуркі людзей, якія абазначалі продкаў, хатніх жывёл, ляпілі з надзеяй паўплываць на дабрабыт сям'і.

    Масавы выраб гліняных цацак пачаўся ў 11—13 стагоддзях разам з развіццём ганчарства. Свістулькі рабіліся ў выглядзе птушак і конікаў, фігурак людзей.

    У 19 — першай палове 20 стагоддзя гліняныя цацкі вырабляліся практычна ва ўсіх ганчарных цэнтрах Беларусі. Большасць цацак мела абагуленую, умоўную форму. Звычайна іх пакрывалі зялёнай, карычневай ці жоўтай палівай, а ў традыцыйных цэнтрах чорназадымленай керамікі цацкі мелі яшчэ і чорны колер.


    Лепка беларускай народнай цацкі. на бытавы сюжэт.

    Казачны свет народнай цацкі асабліва блізкі дзецям: коні, баранчыкі, свінні, качкі не могуць пакінуць іх абыякавымі. Цікава назіраць рэакцыю малодшых школьнікаў на народныя цацкі ў гарадской школе. Таму што менавіта ва ўмовах сучаснага горада дзеці адарваныя ад прыроды, яны радзей бачаць свийских жывёл. Якое захапленне напісана на тварах вучняў, калі ў класе на стале настаўніка з'яўляецца вясёлае, яркае грашкове глінянае статак. Димковську цацку нельга зблытаць з іншымі ляпнымі народнымі цацкамі, дзякуючы яе каларыту, прастаце і немудрагелістыя выявы. Гэта, перш за ўсё, снежнай белі фон, на якім напісаны просты ўзор геаметрычнага характару: гурткі, кропкі, палоскі. Як і Гарадзецкага майстра, димковськи наносяць ўзор ў свабоднай пензлевий манеры. Яны любяць насычаны колер: чырвона-пунсовы, малінавы, сіні, залаціста-жоўты, фіялетавы, асабліва святочна зіхатлівыя на белым фон грашок (див.мал.6). Ужо пры першым знаёмстве дзяцей з дымковских Гульні настаўнік імкнецца растлумачыць дзецям яе эстэтычную каштоўнасць, акцэнтуе сувязь формы з матэрыялам, ўзору – з формай прадмета.

    Для практычнай працы пасля гутаркі аб димковську цацку пеўніка – каталку выбіраюць не выпадковым. Каб развіць у дзяцей свядомае стаўленне да стварэння дэкаратыўных рэчаў на аснове перапрацоўкі рэальна формы, больш эфектыўна за ўсё за аснову ўзяць вобраз, які выклікае ў дзяцей выдатныя эмоцыі. Пеўнік – любімы герой многіх казак.
    Знаёмства з народнай цацкай і першыя ўяўленні вучняў аб дэкаратыўнае малюнак звяроў і птушак у лепцы замацоўваюцца на прыкладзе цацак – свістулек з наступным роспісам.
    Кожны з вучняў можа думках стварыць вобразы сапраўдных птушак або звяроў (ўяўленне памяці). Пра свистульци – свінні, коні – пампавалцы ў дзяцей няма гатовых уяўленняў. Каб скласці эскіз такіх цацак немаўлятаў трэба перарабляць свае ўяўленні памяці.
    Разглядаючы з дзецьмі народныя гліняныя свістулькі, трэба
    звярнуць увагу на змены знешняй уліку птушкі, або звера, каб грашкой можна было карыстацца як свістком.
    Настаўніку варта азнаёміць навучэнцаў з некаторымі прыёмамі лепкі народнай цацкі.
    2.6. Лепка дымковской игрушки
      1   2


    написать администратору сайта