Главная страница
Навигация по странице:

  • Третий этап.

  • Основные приемы осмысления текста

  • Выделяют несколько типов пересказа: - подробный; - близкий к тексту; - выборочный; - краткий; - творческий.

  • При чтении любого текста необходимо обращать внимание на использование приемов работы с книгой.

  • II этап. Работа с текстом во время чтения

  • III этап. Работа с текстом после чтения

  • Заглавие и ключевые слова как опорные элементы текста

  • Приёмы работы над смысловым чтением. 2 Основные приёмы и этапы работы по технологии продуктивного чтения Технология продуктивного чтения


    Скачать 75 Kb.
    Название2 Основные приёмы и этапы работы по технологии продуктивного чтения Технология продуктивного чтения
    АнкорПриёмы работы над смысловым чтением
    Дата22.05.2022
    Размер75 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПриёмы работы над смысловым чтением.doc
    ТипДокументы
    #542850

    2.3. Основные приёмы и этапы работы по технологии продуктивного чтения

      Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.

    Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

    Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

    Третий этап. Работа с текстом после чтения.

    1).Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2). Знакомство с писателем.

    3). Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

    Итак, в младшем школьном возрасте не нужны ни дополнительные, ни факультативные занятия для овладения техникой чтения. В этом возрасте достаточно уроков, на которых знакомство с каждым новым текстом проводится с помощью различных упражнений:

    1. Чтение «разведка»;

    2. Чтение в парах, групповое чтение;

    3. Чтение с отрывом взгляда от текста;

    4. Чтение с диктором;

    5. Чтение с убыстрением  темпа;

    6. Чтение с переходом на незнакомый текст;

    7. Жужжащее чтение;

    8. Чтение в темпе скороговорки;

    9. Зрительные диктанты;

    10. Артикуляционные зарядки;

    11. Работа с числовыми таблицами.

    По мнению Светловской сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.

    Мы считаем, что показателями чтения и обученности читателя является его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:

         Что я чувствую, когда читаю?   Почему именно так я чувствую, переживаю?     Что дает мне возможность именно так оценить произведение?

    Проверку осознанности чтения обычно провожу входе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

    1 уровень – фактическое содержание.

    2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.

    3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.

    1. В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. При чем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.

    2. Широко использую «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.

    3. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Использую в работе 56 видов работы над, описанные в журнале «Начальная школа» (Козырева А. С. 56 видов работы над текстом, Начальная школа. – 1990 г. - № 3, - с. 27).

    Элементы учебного программного материала

    Традиционные

    Инновационные

    учебный текст исторический источник

    • листы опорных сигналов (ЛОС)

    • планы: простой (информативный) развернутый картинный смысловой стереотипный

    • тезисный таблицы: сравнительно-обобщающие конкретизирующие синхронистические многоуровневый

    • анализ текста

    • ключевые слова

    • перепутанные логические цепочки

    • кластеры

    • инсерты

    • денотатные графы

    • синквейны

    • фишбоуны

    • кейс-стади

    • бортовой

    • журнал шляпы мышления


    Однако, самое первое задание всё расставило по своим местам и помогло увидеть очевидное. Чаще всего мы скользим глазами по тексту. Особенно если он не структурирован, "тяжело" написан, мы устали, да и просто по привычке. Это было задание "Читаем текст в три этапа": 



    1. Первое прочтение: Во время чтения текста, выделите шрифтом или подчеркните показавшиеся Вам важными ключевые слова. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку: признак предмета, состояние или действие. При этом не обязательно должно быть ключевое слово в каждом предложении.

    2. Второе прочтение: вернитесь к тексту, прочтите его еще раз. Объедините ключевые слова в смысловые ряды. Для удобства выпишите (или напечатайте) их отдельно. Возможно вы увидите, что некоторые слова выделили как ключевые ошибочно, а какие-то пропустили. Скорректируйте свои ключевые слова при необходимости. Смысловой ряд – это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста. Запишите все полученные смысловые ряды на листочке.

    3. Третье прочтение: прочитайте смысловые ряды и при этом попытайтесь сформулировать смысл, доминанту текста. Смысл текста – это те образы, которые должны быть помещены в Вашу образную память (память для образов, внутренний «экран», воображение).

    Основные приемы осмысления текста:

    • Деление текста на части, его смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.

    • Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка.

    • Реципация — мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.

    • Сжатие текста.

    • Выделение ключевых слов.

    • Анализ структуры текста.

    • Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

    • Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путем воспоминания, рассуждения и умозаключения или путем обращения к учителю и сверстнику).

    • Постановка вопроса-предложения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ на него.

    • Критический анализ и оценка (находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции (мнения) и отстаивания её.

    Предлагая детям пересказать какой-либо текст, следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребенка, пересказывать текст ''просто так'' бессмысленно. Можно предложить обучающимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой.

    Выделяют несколько типов пересказа: - подробный; - близкий к тексту; - выборочный; - краткий; - творческий.

    • Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

    • Чтение с сокращением текста. (Убрать предложения или слова, которые можно опустить.)

    • Сжатый пересказ.

    • Чтение цепочкой по предложению, абзацу.

    • Чтение вполголоса, жужжащее чтение.

    • Нахождение отрывка к рисунку, иллюстрации.

    • Ответы на вопросы.

    • Составление диафильма по прочитанному.

    • Инсценирование, т.е. чтения текста по ролям.

    • Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

    • Чтение самого красивого места в произведении.

    • Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

    • Чтение «выше нормы» (когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).

    • Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

    • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.

    • Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

    • Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

    • Беседа с сопровождением выборочного текста.

    • Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.

    • Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

    • Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

    • Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать?

    • Чтение по ролям.

    • Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

    • Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

    • Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе) .

    • Нахождение и чтение образных слов и описаний.

    • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

    • Чтение стихотворения, расстановка пауз.

    • Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

    • Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

    • Нахождение в рассказе самого длинного слова.

    • Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

    • Чтение, пометка непонятных слов.

    • Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

    • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

    • Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

    • Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.

    • Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).

    Одна из главных задач при обучении смысловому чтению состоит в том, чтобы сформировать приемы понимания текста, которые ребенок сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст. Это позволит растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

    При чтении любого текста необходимо обращать внимание на использование приемов работы с книгой.

    1. Предварительный просмотр книги – это первоначальное знакомство с книгой. Он важен потому, что иногда чтение этим и ограничивается. Просмотр аннотации, оглавления, предисловия и послесловия, некоторых разделов, абзацев главы, титульного листа позволяют составить общее представление о языке, стиле, содержании книги. При этом обучающиеся оценивают книгу в смысле возможности её использования, т.е. нужно ли читать её или поискать что-то другое.

    2. Систематическое чтение с карандашом в руке – широко используемый приём. Возвращаясь потом к книге, можно по пометкам восстановить в памяти прочитанное, быстро извлечь ту информацию, которая необходима.

    3. Выписки из книг и статей, собственные записи (дневники, записки, книжки); дословные (цитаты) или свободные, когда мысли автора читатель излагает своими словами. Яркие и важные места из произведений лучше всегда приводить дословно. Всегда полезно давать точные ссылки на источники: записывать, из какой книги взята цитата, с какой страницы.

    4. Чтобы отметить нужные места, полезно пользоваться закладками. Они могут не только отмечать страницы книг, но и нести разную информацию. Больше того, закладки помогут организовать труд, - на них можно делать и заметки.

    5. План – это коротко записанные мысли и заголовки, это «скелет» произведения. Запись в виде плана учит чётко формулировать свои мысли.

    Достоинства плана перед другими формами записей:

    • самая короткая запись;

    • план нагляден и обозрим;

    • восстанавливает в памяти прочитанное;

    • помогает составлению записей.

    Виды планов:

    • Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)

    • Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)

    • Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)

    • Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)

    • Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)

    • Картинный

    Требования к формулировке пунктов плана:

    • В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.

    • Пункты плана должны быть связаны по смыслу.

    • Пункты плана должны быть краткими, чёткими.

    Работа над планом.

    1. Прочитать текст.

    2. Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.

    3. Разделить текст на части.

    4. Озаглавить каждую часть.

    5. Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.

    6. Тезис – это запись, которая вбирает в себя суть текста, т.е. основную суть произведения. Тезисы представляют собой развёрнутый сложный план. Это самые важные, главные положения, мысли автора, которые носят характер выводов. Как составляют тезисы? После предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают его на отрывки. Далее находят в каждой части главное и кратко формулируют мысль. Это и будут тезисы.

    7. Конспект – краткое изложение, краткая запись чего-то. Такая запись даёт возможность изложить весь материал, но в небольшом объёме. Конспект – это план, переходящий в краткий пересказ. В отличие от краткого пересказа, конспект может не содержать плавных переходов.

    Как составить конспект?

    • Отобрать существенную информацию.

    • Сохранить отобранную информацию.

    • Записать полученный текст ( при составлении конспекта употребляется лексика данного текста).

    Существуют и другие способы и формы работы с книгой.

    Например,

    • отзыв – выражение собственного отношения к прочитанному;

    • рецензия – отзыв, разбор и оценка нового произведения;

    • эссе – прозаическое произведение, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по какому-либо вопросу;

    • реферат ( в переводе – «пусть он доложит») – краткая запись идей из многих источников, доклад на какую-то тему, сообщение.

    Одним из основных приемов понимания текста является самостоятельная постановка вопросов учащимися и поиск ответов на них.

    Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, пробелы, стремясь их заполнить.

    Типы вопросов для осмысления текста:

    1. Простые вопросы Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.

    2. Уточняющие вопросы Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.

    3. Объясняющие вопросы Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

    4. Творческие вопросы Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

    5. Оценочные вопросы «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

    6. Практические вопросы «Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

    

    Начало формы

    Конец формы

    Начало формы

    Конец формы



    Результаты · Архив опросов

    Всего ответов: 182

    Конец формы

    Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

    I этап. Работа с текстом до чтения

    1.            Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

    2.            Постановка целей урока с учетом общей  готовности учащихся к работе. 

            II этап. Работа с текстом во время чтения

    1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

    1.           Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 

    2.           Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 

    3.           Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 

    4.           Выразительное чтение. 

           III этап. Работа с текстом после чтения

    1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 

    3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

    1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 

    Заглавие  и ключевые слова как опорные элементы текста

      Для  более полного  восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению  основных элементов текста, таким как заголовок и ключевые слова.  Заголовок  концентрирует основную идею, тему произведения,  является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей. Заголовок в высшей степени   предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его   суть,  является своеобразным кодом, дешифровка которого  открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением. 

    Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.). 

         В процессе понимания текста происходит разбивка материала на части, которая вместе с тем есть и группировка материала.  Текст разбивается не по внешним каким-либо признакам, а по  его смысловому содержанию. Разделение  материала на «смысловые куски» основывается на единстве смыслового содержания каждого куска, при этом каждая часть текста объединяется  в своеобразный «смысловой пункт». Смысловые пункты выполняют двоякую функцию: «они являются «носителями смысла», к ним относится содержание каждой части, и это улучшает понимание. Вместе с тем  они облегчают запоминание. Выделение учениками ключевых, опорных слов, составление вопросов различной степени сложности  способствует формированию умения воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект). 

           Формирую  у школьников способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, или оценивать героев произведения, о которых прочитал. Речь идет о том, чтобы научить школьника вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, научить строить свой, авторизованный текст, свой речевой постулат. С этой целью  предлагаю  обучающимся   участвовать в дискуссии, составлять характеристики героям, делать аннотацию любимой книги. Наши ученики и сами сочиняют стихи и загадки, пишут  лингвистические  и  волшебные сказки, готовят сообщения  и интересные доклады, участвуют в читательских конференциях и заочных экскурсиях.

           На уроках русского  языка и литературы  школьники учатся  задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы и  обобщения, делать выписки, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию), составлять план (простой или сложный), перекодировать полученную информацию в графических схемах, выделяя и определяя все взаимные логические связи и операции между единицами информации, описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации.

             Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.





    Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

     эрудированность,

     уровень образования,

     интуиция,

     чуткость к слову,

     интонации,

     умение эмоционально переживать,

     духовная тонкость.

    «Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы:  разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных  особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).


    написать администратору сайта