Главная страница

Практическая работа. Практическое занятие 2. 2. Особенности творчества М. Твена. Проблематика рассказов М. Твена 9


Скачать 146.5 Kb.
Название2. Особенности творчества М. Твена. Проблематика рассказов М. Твена 9
АнкорПрактическая работа
Дата12.11.2022
Размер146.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрактическое занятие 2.doc
ТипРассказ
#784373

СОДЕРЖАНИЕ


1. Творческий метод О. де Бальзака. Тема денег, буржуазного стяжательства в повести «Гобсек»: особенности композиции повести; образ рассказчика: его нравственные качества и роль в повести; – внутренняя противоречивость образа ростовщика: «скряга и философ», «подлое существо и возвышенное». 2

2. Особенности творчества М. Твена. Проблематика рассказов М. Твена 9

3. Особенности творчества Ч. Диккенс. Жанр рассказа в творчестве Ч. Диккенса 18

4. Творчество Г. Флобера. Философская основа рассказов Г. Флобера 21

5. Выводы 24

Список литературы 28


Практическое занятие 2: Реализм в европейской литературе.
1. Творческий метод О. де Бальзака. Тема денег, буржуазного стяжательства в повести «Гобсек»: особенности композиции повести; образ рассказчика: его нравственные качества и роль в повести; – внутренняя противоречивость образа ростовщика: «скряга и философ», «подлое существо и возвышенное».
Оноре де Бальзак — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе. Творчество Бальзака – вершина в развитии европейского романа XIX века.

В сложном творческом развитии Бальзака исследователи различают три этапа.

1. 1820-е годы (близость писателя к романтической школе);

2. 2-ая половина 1830-х годов – период творческого созревания Бальзака-реалиста (в этот период выходят в свет такие произведения как «Гобсек», «Шагреневая кожа», «Отец Горио» и др);

3. середина 30-х годов (начало этапа связано с работой над «Утраченными иллюзиями», первый том которых вышел в 1837 году) – расцвет творческих сил писателя. 1837-1847 – воплощение замысла «Человеческой комедии».

Бальзак в литературе огромный новатор. Это человек, открывший новые территории в литературе, которые до него никем никогда по-настоящему не обрабатывались. В какой области, прежде всего его новаторство? Бальзак создал новую тематику. Конечно, у всего на свете есть предшественники. Тем не менее, Бальзак создал совершенно новую тематику. С такой широтой и смелостью его тематическое поле до него еще никем не обрабатывалось.

Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на творчество таких крупных писателей, как Чарльз Диккенс, Фёдор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других [4].

В творчестве Бальзака критический реализм поднимается на свой наивысший уровень. В его творчестве отражен вымирающий класс аристократизма, его характер, паразитизм и его жажда к деньгам и богатству. Бальзак родился в городе Тур 20 мая 1799 года. Его отец, вначале бывший простым крестьянином, разбогател торговлей и покупкой дворянских земель, которые были конфискованы в годы Первой Французской Буржуазной Революции (1789–1794).

В 1806 году Бальзак поступает в колледж Вандом. Его не интересовали школы церковного стиля, и он постепенно начинает читать произведения таких просветителей, как Дидро, Руссо и др.

Родители Бальзака требуют от него, чтобы он стал юристом, поэтому, несмотря на свои пристрастия к литературе, ребенок был вынужден слушаться своих родителей. В 1814 году после переезда в Париж, Бальзак поступает в Университет юриспруденции и оканчивает его в 1819 году. Родители Бальзака относились к профессии писателей очень отрицательно, но Бальзак занимался литературой. Он пишет свою лирическую трагедию «Кромвель», однако произведение терпит неудачу. Несмотря на это, Бальзак еще сильнее привязывается к литературному процессу.

Он не сразу достигает славы, теперь Бальзак начинает издавать произведения классиков (таких как Мольер, Лафонтен), создает типографию, занимается продажей бумаги, но эти его дела не помогли ему разбогатеть, а наоборот, умножили его долги. Теперь Бальзак, бросив все эти занятия, начинает писать много произведений. Его книги начинают привлекать все больше и больше читателей, издатели разбогатели от продажи его произведений, но Бальзак до конца своей жизни не смог избавиться от своих долгов, да и в личной жизни тоже он не был счастлив. Его брак с польской графиней Эвелиной Ганской в 1850 была неудачной. Бальзак, долго ждавший этот брак, женится в Бердичеве (Белоруссии) и уезжает в Париж, но умирает спустя 6 месяцев (Графиня Эвелина Ганская была полячкой, она выходит замуж за Байрона после женитьбы своего сына и замужества своей дочери, так как она была замужем за старого графа и дожидалась его смерти. Бракосочетание состоялось в марте 1850 года, а Байрон умер в августе того же года и графиня осталась его единственной наследницей).

В 1834 году Бальзак думает о соединении всех своих произведений под одну большую книгу — так, у него рождается мысль о создании «Человеческая комедия». Главное создание его творческого гения – многотомная «Человеческая комедия» дала масштабное изображение жизни Франции на протяжении нескольких десятилетий. Не только сама тема произведения, но и ее воплощение в литературе составили тот огромный вклад в обновление новой художественной системы, благодаря которому Бальзака называют «отцом реализма».

Причиной этому служит его беседа с одним другом о «Божественной комедии» Данте и Бальзак тоже решает назвать свою книгу «Человеческая комедия». В 1841 году составляет план «Человеческая комедия» и пишет для нее введение. По его словам, он желает писать историю народов Франции и и неоднократно твердит, что французское общество является историком, а он — его секретарем.

В одном месте своего Введения он говорит: «Человеческая комедия» должна изображать всю социальное бытие, не пропустив ни одного момента в жизни человека. Здесь не должен быть пропущен ни один тип, ни характер одного какого-нибудь мужчины или женщины, ни одна профессия, ни одна какая-либо форма жизни, ни одна социальная группа, ни одна область Франции, ни молодость, ни старость, ни политика, ни военное дело и ни даже право.

Самое главное — не должна быть пропущена история человеческого сердца, история социальных отношений, здесь должны присутствовать не выдуманные факты, а события, происходящие всегда и повсюду».

Бальзак свое произведение делит на 3 части:

«Этюды о нравах» – «Гобсек» (1830), «Тридцатилетняя женщина» (1829–1842), «Полковник Шабер» (1844), «Отец Горио» (1834–35) и пр.

«Философские этюды» – «Турский священник» (Le curé de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugénie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (1837–43) и пр.

«Аналитические этюды» – «Шуаны» (1829) и «Страсть в пустыне» (1837).

Гобсек — ростовщик. Он с детства накапливает деньги и богатство несмотря ни на какие обстоятельства.

У него нет никого кроме денег и золота, сам он живет в убогой хижине. Он — человек, навсегда отвернувшийся от счастья, от радостей жизни, по его мнению «Из всех радостей на земле человечеству нужен лишь один и он так нужен людям, что даже стоит бегать за ним — и это есть золото». Несмотря на свою старость, он не расстается с мыслью о накоплении золота, он дает людям взаймы и берет процентами, банкротство должников радует этого человека.

Гобсек живет в одиночестве, в плохих условиях, в подвале лежат его просроченные продукты, но он не сможет, есть их из-за своей жадности. Только иногда он спускается в подвал и немножко наливает себе просроченного пива. Он кладет и оставляет свои золота в мешке и временами наслаждается их звуком тряся мешком.

В его хижине была, есть и маленькая библиотека, но он никогда не читает книг, а только рассматривает бесчисленные векселя, положенные среди книг. Гобсек был вот таким низким, негодным, подлым человеком, он останется таким же до конца своей жизни. Бальзак в этой повести создал обратившего на себя внимание всего Парижа человека паразитного типа. Когда деньги становятся самой главной силой, люди, похожие на Гобсека держат под своей властью всех коммерсантов, министров, аристократов, писателей и артистов. Смеяться над судьбою этих людей, контроль над их жизнью, насильно диктовать им свои условия и стать свидетелем их унижения — вот главная цель людей, похожих на Гобсека.

«Я настолько богат, что могу подкупить совесть министров, даже их любовниц, разве это не считается настоящей властью? Я могу иметь даже самых красивых из женщин, слушать их ласки, разве не это ли настоящее наслаждение?» — говорит Гобсек.

Бальзак не жалеет красок для преувеличения образа Гобсека. Образ Гобсека воплощает в себе характер самого крайнего ростовщика эпохи буржуазии. Гобсек владеет большим умом, он очень рассудительный. В его мировоззрении лежит философия целой эпохи: «В золоте — говорит Гобсек, — распределена вся сила и мощь человечества».

Писатель в своей повести показывает не только характер Гобсека, но и неравенства в жизни буржуазии, тяжелую жизнь, бедность трудящихся.

Самым основным романом в «Людской комедии» Бальзака является произведение «Отец Горио». И в этом романе Бальзак показывает мир денег, жизнь одного семейства в буржуазном обществе, свойство золота убивать в личности все его человеческие качества.

Главные герои романа: отец Горио, две его дочери — Анастаси и Дельфина, бедный студент — юрист Евгений Растиньяк и каторжник Вотрен.

В одной из улиц Парижа, в пансионе мистера Воке живут люди разных профессий, среди них есть и отец Горио, Растиньяк и Вотрен.

Отец Горио раньше работал владельцем вермишельной фабрики, заработал очень много денег и имел огромное богатство. Старик выдает свою дочь Анастаси за графа де Рострога, а Дельфину — за банкира Нюсингена. Он тратит очень большие денги для их приданого и после свадьбы дочери растратили его оставшиеся средства. Его зяти не пускают старика в его собственный дом. Отец Горио, обедневший и забытый своими дочерями, живет тяжелой жизнью в пансионе Воке. Парень по имени Растиньяка, здесь же проживающий, стремится проникнуть в общество высшего сословия Парижа. Взяв деньги, отправленные своей матерью, сестрами и тётей, и купив себе хорошую одежду, при помощи своей давней родственницы виконтессы де Боссан знакомится с Дельфиной и становится ее любовником. И виконтесса де Боссан, и Дельфина учат его как проникнуть в общество высшего сословия. Каторжник Вотрен тоже дает ему советы для достижения своих целей. Вотрен говорит, что задачей каждого молодого человека является добытие денег любым путем. Он говорит: − Если вы убьете наследника-сына Тайфера, его наследство на миллионы останутся его единственной дочери Викторине, вы с легкостью женитесь на этой девушке и станете владельцем огромного богатства… Вы что, боитесь? В этом деле нечего боятся, убить человека для меня легко как сплюнуть. Но вы не должны забыть обо мне после того, как завладеете богатством и дадите мне часть этого богатства [2].

Но Растиньяк не слушается его, так как в то время у него было все хорошо и с дочерью отца Горио Дельфиной. В конце концов отец Горио умирает от болезни, и ни его дочери, ни зяти не приходят для того, чтобы увидеть его в последний раз. Старика хоронят Растиньяк и его друг студент. Бальзак в этом романе мастерски показывает, что для буржуазного общества деньги стоят выше — выше убийства и выше родителя.

Отец Горио любил своих дочерей, но дочери любили своего отца только ради его денег и богатства и отвергаются от него, когда у отца не остается денег. Обе дочери старика были избалованными, щеголеватыми, любили блистать на балах, в театрах и салонах. Для этого надо было много денег и они отнимают у отца все его деньги и когда у отца заканчиваются деньги, бросают его. Их мужья тоже являются эгоистичными, низкими, подлыми лицами.

В романе образ Растиньяка считается особенным и характерным. Он, желая занять свое место в буржуазном обществе, проникается в законы и правила этого общества, приспосабливается им. По происхождению Растиньяк — аристократ (поэтому виконтесса де Боссан является их дальним родственником), но по социальному положению он обедневший. С одной стороны Вотрен, с другой стороны де Боссан «дают уроки», объясняя ему законы буржуа.

Вотрен говорит Растиньяку:

«Сколько будете хладнокровно размышлять, столько и продвинетесь дальше. Будьте жестоким к чужим, вас будут бояться. Относитесь к мужчинам и женщинам как к лошадям почтовой тележки, только тогда вы достигнете своего».

Сходство в словах Вотрена и виконтессы де Боссан удивляют Растиньяка. Если Вотрен говорит, открыто и прямо (он тем и отличается от представителей буржуа), то де Боссан говорит скрыто, как бы пряча свои намерения.

Таково и есть «школа» формирования Растиньяка.

Вотрен — типичный образ, вырастивший в буржуазной сфере. Он беспринципный человек, призывающий к идеологии грабежа и жестокости. Особенности, свойственные представителям буржуа свойственны и ему, но разница в том, что Вотрен может откровенно излагать проступки буржуа, так как другие представители буржуа стараются скрывать свои недостатки. Вотрен — преступник, сбежавший из каторги, которого ищет полиция. Бальзак называет Вотрена «королем каторги». Он торгуется совестью человека и не останавливается перед никаким зверством при необходимости, он сам убивает Гайде.

«Он воплощает в себе все несовершенства общества вместе с его жестокостью» — говорит автор. Так как он является типичным образцом, выросшим в буржуазной сфере, он говорит следующие слова, принадлежащие буржуазии: «Если ты давишь других, сам будешь хорошо жить», «Жизнь — это кухня, если ты хочешь вкусно есть, тебе придется испачкать свои руки, но если ты знаешь, где после этого хорошенько вымыть руки — все, это и есть весь этикет нашего времени», «Плюньте на свои убеждения и идеологии, и если надо, продайте их».

Буржуазное общество, поэтому не любит Вотре и преследует его, так как он хорошо разузнал все козни этого общества. Образ Вотрен становится служащим полиции в романе «Блеск и тусклость куртизанки». Таким образом, он откровенно раскрывает буржуазные законы и теперь начинает проявлять их в себе. Из этого Бальзак заключает следующее:

− Между законом и беззаконностью буржуазии не существует принципиальной разницы.

Бальзак, взявший под беспощадную критик у, в конце произведения показывает и гибель этого общества в будущем, показывая, как отец Горио, умирая, говорит, что если дочери отвергаются от своих отцов, то и жизнь идет вспять.

А Растиньяк, усваивая жестокие правила этого общества, взбирается на самую высокую ступень и в конце концов становится министром. В заключение надо отметить, что Бальзак в этом романе раскрывает все мерзкие стороны буржуазного мира.

Можно ли Бальзака назвать французским Гоголем? Два автора в своих творениях обращают внимание на духовную составляющую человеческой жизни. Смысл символов, используемых авторами, заключается в том, что Гоголь, и Бальзак отображают вечную борьбу против пороков, превращающих человека в раба материальных ценностей, уничтожающих лучшие моральные качества людей, приводящих даже талантливого и одаренного человека к нравственному падению.

2. Особенности творчества М. Твена. Проблематика рассказов М. Твена



Творчество Марка Твена, великого писателя и сатирика IX века, внесло огромный вклад в развитие американской и мировой литературы. В его произведениях творческое мастерство сочетается с простотой естественностью повествования. Его произведения, близкие и понятные читателям самых разных народов, прочно закрепились не только в американской, но и мировой литературы. М. Твен — художник, преобразовавший национальную традицию на новой, реалистической и последовательно демократической основе. Трагедия буржуазной цивилизации в его истолковании стала не только национальной,но и социальной трагедией. С решительностью подлинного новатора он повернул эту тему в глубь Америки. Первый сборник рассказов Марка Твена «Знаменитая прыгающая лягушка из Калавераса и другие рассказы» (1867) был выдержан в духе небылиц фронтира.

Великолепный знаток устного рассказа, Марк Твен выявляет его технику в очерке «Об искусстве рассказа»: «Нанизывание несуразиц и нелепостей в беспорядке и зачастую без всякого смысла и цели, простодушное неведение того, что это бессмыслица, — на этом, сколько я могу судить, основано американское искусство рассказа».

Эти приемы устного рассказа с блеском использованы Твеном в «Прыгающей лягушке». Здесь рассказчик — Саймон Уилер — загоняет слушателя в угол и доводит его до отчаяния своими бесконечными рассказами о нелепых проделках некоего Джима Смайли — азартного игрока, спорщика, любителя держать пари по всякому поводу и без повода. Сначала идет рассказ о чахоточной кобыле Смайли, страдавшей к тому же астмой, которая на скачках всегда ухитрялась приходить первой к финишу: «Дадут ей, бывало, двести-триста шагов форы, а потом обгоняют, но к самому концу скачек она, бывало, до того разойдется, что удержу нет, и брыкается, и становится на дыбы, и бьет копытами, и закидывает ноги кверху, и направо, и налево, и такую, бывало, поднимет пыль, и такой шум — и кашляет, и чихает, и фыркает,— зато всегда ухитряется прийти к столбу почти на голову вперед, хоть меряй, хоть не меряй» [2].

Затем следует рассказ о дрессированной лягушке Джима Смайли, которая делала сальто мортале, ловила мух и была чемпионом по прыжкам в длину. Джим Смайли не раз держал на нее пари и неизменно выигрывал, но однажды был одурачен незнакомцем, незаметно насыпавшим в рот лягушке дроби.

В «Разговоре с интервьюером» (1875) Твен остро высмеивает нравы американских репортеров, назойливо любопытных, падких на сенсацию и наивно-невежественных. Твен дурачит репортера своими эксцентричными ответами, каждый раз ставя в тупик интервьюера. И когда последней пытается оспорить ответы, противоречащие здравому смыслу, Твен обескураживает, его контрвопросом: «Ну, если вы знаете обо мне больше, чем я сам, зачем же вы меня спрашиваете?»

«Укрощение велосипеда» еще один юмористический рассказ, основанный на гиперболизме «небылиц». Рассказчик, купив бутыль свинцовой примочки и велосипед и прихватив инструктора, начинает учиться езде на велосипеде. Инструктор сказал, что «труднее всего, пожалуй выучиться соскакивать, так что мы это оставим напоследок. Однако он ошибся. Я соскочил с невиданной быстротой, несмотря на полное отсутствие опыта».

В рассказе «Как меня выбирали в губернатор» (1870), используя традиции небылиц, Твен остро разоблачает Политические нравы Америки, испытанные буржуазные методы проведения предвыборных кампаний, когда в ход пускается ложь, клевета и другие средства компрометации политических противников.

В «Послеобеденном спиче» (1875), произнесенном 4 июля (день рождения США), Твен под видом мнимого прославления добродетелей капиталистической Америки высмеивает ее пороки он славит армию США, одержавшую победу над горсткой индейцев; он гордится законодателями Америки, «которые продаются по более высоким ценам, чем где бы то ни было на свете»; он восхищается ловкостью американских монополий, грабящих народ, и т. п.

В рассказе-утопии «Удивительная республика Гондурас» (1875) Марк Твен, показав банкротство американской демократии, ищет пути оздоровления республики, предлагая дать преимущество образованным и неимущим.

В сатирическом «Рассказе коллекционера» (1876) зло высмеивается маниакальная страсть американских миллионеров к накоплению собственности, доходящая до нелепости, абсурда — один делец скупает эхо по всей стране и создает «эховый рынок»!

Проникшись отвращением к современной Америке, Марк Твен в книге «Приключения Тома Сойера» (1876) уходит в прошлое, к временам детства. Он рисует Америку 40-х г., не знавшую деспотизма монополий, кризисов и безработицы, не знавшую разнузданности печати и сенаторов Дильворти.

Ценность книги надо искать, поэтому не в обличительных тенденциях: детство Тома Соиера окутано золотой дымкой, а безрадостная действительность довоенной Америки показана в приглушенных тонах. Ценность этой книги — в ее великой нравственной чистоте, в поэзии детства, в глубоком проникновении во внутренний мир ребенка.

До появления «Тома Сойера» американская литература изобиловала книгами о детях. Но их авторы, проводники «традиции благопристойности» преподносили читателям приторно-слащавые, сентиментальные истории о «хороших», благовоспитанных мальчиках, которых бог награждает счастьем и богатством, и «дурных» мальчишек, которые наказаны небом.

Отвергая подобную литературу, Твен создает книгу о нормальных американских детях, души которых не изуродованы буржуазной моралью, не искалечены американским образом жизни. Со всей страстностью и непосредственностью детской души герои Твена отвергают ханжество, черствость и эгоизм взрослых людей. Том Сойер не терпит церковных проповедей, не любит учить молитвы и заявляет: «Церковь — это дрянь». Он выпускает жука-щипача во время нудной проповеди в воскресной школе, на которого нечаянно садится собака, начавшая с визгом носиться по церкви, как только жук в нее вцепился, на потеху задремавшим прихожанам. Отвергая монотонное мещанское существование, Том Сойер и его друзья жаждут приключений, играют в благородных разбойников, индейцев и пр. Лучшим другом Тома является уличный мальчишка Гек Финн.

Автором «Тома Сойера» сделано немало психологических открытий. В качестве примера тонкого понимания психологии детской души можно указать на знаменитый эпизод с покраской забора.

Глубоко поэтична и в то же время овеяна мягким юмором детская любовь Тома к дочери судьи Бекки. Книга Твена учит читателя любви к ребенку, уважению к его внутреннему миру, пониманию его. Она дает богатый материал учителю для педагогических выводов. Заканчивается книга, казалось бы, счастливым концом: дети находят в пещере клад, и судья Тэтчер помещает деньги в банк на имя Тома и Гека. Но этот финал используется автором для развенчания идеалов буржуазной Америки.

После «Тома Сойера» Марк Твен создает рассказ «Великая революция в Питкерне» (1879), содержащий большие обобщения и явившийся важной вехой на его творческом пути.

Писатель снова обращается к современности. Он хочет показать зловещие черты «американского образа жизни», несущие в себе угрозу другим народам.

В рассказе описывается жизнь английских поселенцев острова Питкерн. Спокойно текла патриархальная жизнь обитателей острова, пока здесь не появился американец Стэйвли, которого автор дважды называет «сомнительным приобретением» для Питкерна.

«Великая революция в Питкерне» — первый удачный опыт создания сатирического рассказа с широким замыслом и большими обобщениями, и в этом плане этот рассказ — первый шаг на пути к созданию «Человека, который совратил Гидлиберг» — вершины политической сатиры Твена [2].

Большое значение для распознания сущности современной Твену капиталистической Америки сыграл его памфлет «Плимутский камень и отцы-пилигримы» (1881).

Известно, что колония Новый Плимут была первой колонией, созданной в 1620 г. на американском континенте английскими пуританами, бежавшими от религиозного и социального гнета феодальной Англии. Главари этой колонии, «отцы пилигримы», сосредоточили в своих руках церковную и светскую власть, а их потомки накопили огромные состояния, гордясь своим происхождением и считая себя «первыми гражданами» Америки. Буржуазные историки США, безудержно идеализируя колониальный период, называют плимутскую колонию «колыбелью свободы», «колыбелью американской республики», и т. п.

В своем памфлете Твен выступил против фальсификации и идеализации исторического прошлого Америки. В «Плимутском камне» Твен показывает, что «земля свободы» начала с изуверства и преследования инакомыслящих. Он говорит о «тяжелом нраве» «отцов-пилигримов» и их последователей, насаждавших в Америке дух нетерпимости, религиозного фанатизма, посылавших невинных людей на казнь по обвинению в «колдовстве» (пресловутые «охоты за ведьмами» в Салеме и других городах в XVII в.). В то же время «отцы-пилигримы, — замечает Твен,— блюли свои интересы неусыпно», т. е. накапливали богатства за счет жестокой эксплуатации трудового населения колоний и грабежа индейцев.

В первом историческом романе-сказке «Принц и нищий» (1882) Марк Твен изображает Англию XVI в. История оборвыша Тома Кенти, случайно поменявшегося ролями с принцем Эдуардом, позволила автору показать как придворную жизнь с ее интригами, лицемерием и подлостью, так и картины народной жизни. Писатель-гуманист противопоставляет хижины дворцам, он ставит в центре повествования судьбу народа, народные бедствия. Но все-таки важнейшей задачей формирующегося критического реализма в США оставалось правдивое и глубокое отражение современной американской действительности.

Книгой, отвечающей этим задачам времени, стал роман Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Правда, и в этом своем лучшем романе Твен по-прежнему уходит в прошлое, к 50-м гг., отделенным от современности грозным шквалом Гражданской войны. Но здесь довоенная Америка показана уже по-иному, чем в «Томе Сойере». В романе нет идиллических картин, тень грозных событий послевоенной Америки легла на него. Изменилась тематика, изменились герои. На смену детским забавам и игре в приключения пришла настоящая жизнь с ее жестокостью и реальными опасностями. В качестве главного героя на смену мальчику из буржуазной среды — Тому Сойеру — пришел сирота, дитя улицы Гек Финн.

Замечательна антибуржуазная направленная идейность книги. Гек не узнал бы столько опасностей и лишений, если бы остался у вдовы Дуглас. Если бы он был «хорошим мальчиком», он прожил бы всю жизнь в довольстве и комфорте, но он не стал бы настоящим человеком!

Гек рожден для вольной жизни. Он не выдерживает мещански-размеренного существования. Уже в «Томе Сойере» Гек бежит от богомольной вдовы Дуглас, и Том находит его, довольного и счастливого, поселившегося в пустой бочке за городской бойней. В ответ на уговоры Тома вернуться к вдове, этот маленький американский Диоген с презрением отвергает те ценности, которыми так дорожит буржуазная Америка. «Нет, Том, не хочу я быть богатым, не желаю жить в гнусных и душных комнатах... быть богатым вовсе не такое веселое дело. Богатство — это тоска и забота...». С легким сердцем отдает Гек свою половину клада судье Тэтчеру.

В романе «Приключения Гекльберри Финна» герой, став жертвой притеснений со стороны своего отца-пьяницы, люмпен-пролетария, покидает город и бежит в широкий грозный мир.

Эти противоречия мировоззрения Твена сказались в его историко-фантастическом романе «Янки при дворе короля Артура» (1889), в котором нашло отражение новое направление художественной мысли писателя, наметившееся в хартфордской речи.

На первый взгляд, роман этот не имеет ничего общего с американской действительностью. Герой романа мастер-оружейник, американец XIX в., в драке получает удар по голове и теряет сознание, а очнувшись, находит себя... в Англии VI в. и попадает ко двору короля Артура. В отличие от неоромантиков, идеализировавших средневековье, Твен выносит грозное обвинение феодальному строю. VI в. предстает в его романе как век господства невежества, жестоких феодалов, как царство мракобесия церковников, как эпоха чудовищной эксплуатации народных масс.

Янки честен и бескорыстен. Вооруженный знаниями человека XIX столетия, он вызывает феодализм и церковь на страшный бой. Все силы и знания он отдает техническому и культурному прогрессу страны. Он издает газеты, строит фабрики, проводит телефон, он заставляет странствующих рыцарей, без дела слоняющихся по белому свету, рекламировать мыло и велосипеды. По сравнению с грубыми и невежественными рыцарями янки выглядит подлинным рыцарем без страха и упрека.

Сатирический прием «Письма ангела» позволяет Твену показать кричащее противоречие между лицемерной набожностью американских миллионеров, их мнимой заботой о благе ближних и звериной жестокостью в борьбе за личные блага. Ангел-хранитель углепромышленника Эндрью Лэнгдона поставлен в тупик молитвами своего подопечного. В молитвах, произносимых вслух, на людях — в церкви, на банкетах, дома за столом — Лэнгдок печется о «благе ближнего», бросает 10 центов в кружку для бедных, просит бога о теплой зиме, чтобы бедняки не мерзли и т. д.

В тайных же молениях углепромышленник требует от небес похолодания, чтобы повысить цены на антрацит; безработицы, чтобы снизить рабочим заработную плату; циклона, который разрушил бы шахты конкурента; увеличения прибылей и т. д. Никогда еще ханжество американских «деловых людей» не получало столь убийственного разоблачения. Во время испано-американской войны Твен создает свой лучший сатирический рассказ «Человек, который совратил Гедлиберг» (1898). Вынужденный прибегать к аллегории, писатель снова срывает маску с американского империализма. Зазнавшийся Гедлиберг — это, безусловно, собирательный образ империалистической Америки. Бахвальство Гедлиберга, его претензии на роль самого честного города в мире, замечание о том, что Гедлиберг «начал внушать понятие о честности даже младенцам в колыбели» — все это намек на хвастливую буржуазную пропаганду в США,которая на весь мир трубила,что Америка — самая свободная в мире страна, самая демократическая. Именно эта легенда и высмеяна в рассказе. Убедительно доказывается, что «Гедлиберг — мерзкий, черствый, скаредный город».

Твен рисует многие примечательные черты в жизни этого города: деспотизм общественного мнения, дух нетерпимости и ненависти к «инакомыслящим», царящий в нем. Любопытна в этом плане история Берджеса, которого именитые граждане города хотели вывалять в смоле и перьях и протащить через весь город не шесте... за преступление, которого он не совершал (важная деталь, характеризующая капиталистическую Америку — вспомним Хеймаркетскую трагедию, дело Сакко и Ванцетти, дело супругов Розенберг). И когда Берджес бежал из города, «патриоты» решают учинить расправу над единственным честным и смелым человеком Гедлиберга — Гудзоном, обвинив его в «предательстве» за то, что он предупредил Берджеса [1].

История с мешком, наполненным мнимыми золотыми монетами («греховные деньги», выигранные в карты и предназначенные любому горожанину, который докажет на них право) показывает истинную цену честности и порядочности именитых гедлибержцев. Самые именитые граждане Гедлиберга лгут, клевещут, идут на клятвопреступление, лишь бы заполучить заветный мешок с золотом. Но кроме разоблачения ханжества и алчности американской буржуазии, в рассказе Марка Твена выдвинута и другая проблема — проблема отпора силам реакции, проблема выполнения гражданского долга. Твен восхищается Гудзоном и Джеком Холидеем, сохраняющими честность и мужество перед лицом общественной истерии. Великолепен Гудзон, принимающий делегата именитых граждан города, готовящих расправу над ним: «Гудзон оглядел его с головы до пят, точно отыскивая место погаже, и сказал: «Так вы, значит, от комиссии по расследованию?», Солсбери отвечает, что примерно так оно и есть. «Гм! А что им нужно — подробности или достаточно общего ответа?» — «Если подробности понадобятся, мистер Гудзон, я приду еще раз, а пока дайте общий ответ».

«Хорошо, тогда скажите им, пусть убираются к черту. Полагаю, что этот общий ответ их удовлетворит». Сцена эта — предсказание того террора и «контроля над мыслями», которые будут осуществляться пресловутой комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в 40-х и 50-х гг. нашего века. В целом рассказ этот можно рассматривать как призыв к отпору силам империалистической Америки, как апеллирование к гражданским чувствам Америки демократической. Владея могучим оружием смеха, Марк Твен в свой жестокий «позолоченный век» боролся против лжи и лицемерия, разрушая иллюзии соотечественников, будил их совесть. Подобно Салтыкову-Щедрину, он разрушал своим смехом «гигантскую ложь», под которой мы подразумеваем весь капиталистический строй. В этом — тлавная заслуга Марка Твена как писателя.

3. Особенности творчества Ч. Диккенс. Жанр рассказа в творчестве Ч. Диккенса


Диккенс нашёл себя, прежде всего как репортёр. Расширившаяся политическая жизнь, глубокий интерес к дебатам, происходившим в парламенте, и к событиям, которыми эти дебаты сопровождались, повысили интерес английской публики к прессе, количество и тираж газет, потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил на пробу несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подыматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка. Диккенс лихорадочно схватился за газетную работу, и все то, что расцветало в нём ещё в детстве и что получило своеобразный, несколько мучительный уклон в более позднюю пору, выливалось теперь из-под его пера, причём он прекрасно сознавал не только, что тем самым он доводит свои идеи до всеобщего сведения, но и то, что делает свою карьеру. Литература — вот что теперь являлось для него лестницей, по которой он подымется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и прежде всего и больше всего во имя угнетённых [1].

Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал "Очерками Боза", были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была в некоторой степени беллетристическая декларация в интересах разоряющейся мелкой буржуазии. Впрочем, эти очерки прошли почти незамеченными.

Эстетика Ч.Диккенса: идейная философия искусства – поддержание в человеке веры в неизменную победу добра над злом (так называемая «рождественская философия»): утверждение простых, не подлежащих сомнению общечеловеческих ценностей (по Достоевскому, «Диккенс – носитель обще человечности»). Но в его творчестве эта манера трансформируется. Многие романы Ч. Диккенса построены в форме жизнеописания героя. Диккенс углубляет критику буржуазного общества. Его интересует проблема взаимоотношений личности и общества, личности и окружающей её социальной среды. Особенности романов: остросоциальная направленность; правдивость социальных характеристик; идеализация образа главного героя; идеализированное изображение образов добрых богачей; тяготение к счастливому финалу. Большую роль в создании образа играет речевая характеристика героев, поэтика заглавия, повторяющиеся детали и мотивы, гипербола и гротеск, символические образы.

Для первого периода творчества Диккенса характерны оптимизм и веселый юмор. Однако уже в это время в его романах появляются ноты недовольства английскими законами (изображения, в частности, губительных для людей работных домов, воровских притонов, «дна» Лондона). Положительным же героям счастье даруется за изначально присущую добродетель. Ранний Диккенс был убежден в том, что идея добра всегда в конечном итоге побеждает. Сороковые годы ознаменовались новым этапом в понимании Диккенсом проблемы добра и зла. Общий тон повествования романов иной, чем в его ранних произведениях. В большинстве романов этого периода нет места его раннему безграничному оптимизму, в них преобладают печальные ноты. Но писатель все же сохраняет в себе веру в победу добра над злом. Финалы этих романов («Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», 1844; «Домби и сын», 1848) назовем относительно счастливыми.

Герои, воплощающие в себе негативное начало, приобретают в романах этого периода некоторую многоплановость: Чезлвит-старший — злой богач и в финале добрый дедушка; Домби - «холодный» человек и в конце романа любящий отец и дед. В романах пятидесятых годов с наибольшей силой выразились опасения Диккенса за будущее человеческих отношений и будущее страны. Он начинает убеждаться, что победа моральных истин, нравственных правил, наконец, идеи добра над миром эгоизма и расчета достигается ценой больших лишений.

Отсюда и мрачный тон романов этого периода. Юмор чаще сменяется горькой иронией и сатирой. Даже сами названия романов свидетельствуют об этом: «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854). Неблагоприятно в это время обстояли дела и с личной жизнью писателя. Сложные отношения с женой, связь с Элен Тернан нанесли серьезный удар по главной этической ценности Диккенса - семье. Теперь ему было трудно верить в спасительную роль «домашнего очага». С таким настроением он создает произведения 50-х годов. В романах последнего десятилетия (60-е годы) писатель размышляет о возможной нравственной гибели не только отдельного человека, но и страны в целом.

Основные особенности творчества Ч.Диккенса:

1) обращение к проблемам современности;

2) внимание к нравственной проблематике;

3) дидактизм;

4) критический пафос в сочетании с утверждением идеала;

5) ориентация на демократического читателя;

6) распространение прозаических жанров;

7) умение средствами гротеска, сатиры юмора, иронии изобразить иногда простые, а чаще очень сложные социальные конфликты;

8) способность воспроизвести исторически правдивый, пространственно точный пейзаж и колорит.

4. Творчество Г. Флобера. Философская основа рассказов Г. Флобера



Свою главную цель Флобер и видит в том, чтобы защитить «интересы духа», оградить литературу от тлетворного влияния буржуазии. Отсюда ставший теперь хрестоматийным его образ «башни из слоновой кости», возвышающей художника над хозяевами жизни – буржуа.

Творчество Гюстава Флобера (1821-; 1880) - связующее звено между бальзаковским этапом реализма первой половины XIX в., реализма, вышедшего из недр романтизма и поднявшегося на принципиально новую ступень в эстетическом освоении действительности, и этапом так называемого натурализма, представленным во второй половине XIX в. Э.Золя и его школой. Одним из известных произведений Г. Флобера является «Искушение святого Антония». Эту философскую драму писатель дорабатывал в последствии всю свою жизни.

«Госпожа Бовари» - именно этот роман принес писателю известность. Это произведение Г. Флобер начал писать еще в 1951 году, опубликовано оно было через пять лет в 1856. Автор предпринял попытку сделать роман максимально реалистичным и психологическим. В последствии сам писатель и редактор журнала, в котором было опубликовано произведение были привлечены к суду за чрезмерную откровенность этого романа. Именно эта работа является своего рода предвестником возникновения такого литературного направления как натурализм. Другое известное произведение Г. Флобера - это «Саламбо». Роман повествует о восстании наемников в Карфагене, для получения более подробной информации о этих событиях писатель специально совершил путешествие на Восток и Север Африки.

В 1969 году выходит в свет роман «Воспитание чувств». Это роман посвящен событиям 1848 года в Европе, а также содержит личные любовные переживания автора. Однако публикой произведение было принято достаточно холодно.

В 1881 году в публикацию выходит роман «Бувар и Пекюше». Этот роман был опубликован уже после смерти писателя, однако работать над ним он начал еще в 1872 году. Этой своей работой писатель хотел обличить тщеславие людей того времени.

В этом романе писатель попытался собрать все свои знания о природе человека. Писатель хотел обличить человеческую глупость. Читателями это произведение не понравилось. Роман не приобрел популярности. Отличительной чертой романов Г. Флобера является их стилистические особенности. Флобер дорабатывает своей слог до идеального состояния. Сложно переоценить влияние Гюстава Флобера на развитие европейской литературы 19 века. Г. Флобера очень любили в России. Критики практически всегда положительно отзывались о его творчестве. Многие русские деятели искусства, например, А. А. Блок, М. А. Волошин, М. П. Мусоргский были лично знакомы с писателем и имели с ним дружеские отношения.

«Госпожа Бовари». Благодаря роману «Госпожа Бовари» Г. Флобер стал знаменитым на весь мир. Это произведение считается шедевром мировой литературы, без него, возможно, представить развитие литературного творчества Европы и всего мира в 19 веке. После того как роман был опубликован, Флобер и редактор журнала, где впервые появилось произведение были осуждены за «оскорбление морали», но вскоре оба были оправданы.

Роман имеет ряд отличительных характеристик, ранее к приемам, которые использовал в своем романе Г. Флобер писатели не прибегали. Во-первых, в его романе отсутствует положительный герой. Во-вторых, в романе идет очень подробное описание характера персонажей. Эти зарисовки помогают лучше понять характер и мотивы главной героини.

В-третьих, самая важная особенность этого роман заключается в использовании писателем очень откровенный и натуральных сцен. Это произведение по своей сути является предвестником натурализма. Сюжет произведения не замысловатый, достаточно простой, но ценность произведения заключается в особом описании деталей и подаче сюжета [3].

Один из героев романа молодой человек Шарль Бовари. Не очень способный студент медик, который благодаря стараниям своей матери устраивается на работаю врачом, а затем женится на вдове. Однажды он знакомится с дочкой фермера Эммой Руо. У молодых людей возникают друг к другу чувства. Вскоре они сыграли пышную свадьбу, но девушка вскоре понимает, что вовсе не любит своего мужа. Она начинает изменять своему мужу и залезет в огромные долги. Желая как-то выбраться из долговой ямы, она ищет помощи у своих многочисленных любовников, но никто не желает ей помогать. Тогда, отчаявшись, она решается на самоубийство. Ее муж узнает о догах и изменах, но все же не перестает любить ее. Вскоре он умирает, его дочка остается жить с его матерью, позже, когда и мать умирает, девочка вынуждена идти на работу, на прядильную фабрику. По мотивам романа «Госпожа Бовари» было снято несколько фильмов французскими, американскими и российскими режиссёрами.

5. Выводы



Реалистический стиль начал формироваться в 18 веке в сфере романа. Именно роман стал ведущим жанров реализма 19 века.

Основы европейского реализма 19 столетия были заложены В. Скоттом, чьи исторические романы сыграли значительную роль в формировании реалистического стиля в литературе 19 столетия и в формировании исторического миросозерцания в науке. Как литературное направление, реализм начал формироваться в 1830-1840-е годы и развивался на протяжении следующих столетий. Реализм 19 века называют критическим за склонность к анализу, или классическим, так как наиболее значительные черты этого направления формируются именно в 19 веке.

Реализм относится к «незамкнутым» литературным системам. Это означает, что он, обладая индивидуальными чертами, усваивает и перерабатывает творчески наиболее значимые достижения других литературных систем. Так, в начале 19 века реализм воспринимает некоторые черты романтизма, а в конце века – достижения символизма и натурализма.

В литературе 19 века реалистическим может считаться то произведение, в котором отображается сущность этого социально-исторического явления, когда герои произведения обладают типичными чертами того или иного социального класса или круга, а условия, в которых действую персонажи, являются отражением закономерностей политической и социально-экономической жизни эпохи, а не плодом воображения автора.

Реалисты при создании художественных образов изображали героя в развитии, показывали эволюцию характера, определявшуюся сложным взаимодействием общества и личности. Этим реалисты отличались от романтиков и просветителей.

С реализмом ХIХ ст. связаны имена Стендаля, О. де Бальзака, П. Мериме, Г. Флобера, В. Теккерея, Ш. Бронте, Ч. Диккенса, И. Гончарова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л.Толстого, А.Чехова, М. Некрасова, Т. Фонтане, Марка Твена и других писателей.

В творчестве многих выдающихся писателей 40-х годов, которое принято было относить к реалистам (Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс, Н. Гоголь и прочие), мощно ворвалась романтическая струя, а их индивид. стили каждый на свой порядок синтезировали реалистические, романтические и другие элементы. Писатели сами не сознавали себя реалистами, вместе с тем признавая принадлежность к «современному искусству», противоположного «старому», классического, к искусству, которое объединяло реалистические и романтические тенденции.

Выделение реализма как художественного направления и размежевание его с романтизмом состоялось уже во второй половине XIX в. Романтизм расцвел в буревые времена, центром которых была Великая франц. революция 1789-1799 гг., и стал мощным художеств. воплощением этих пор, ее идеальных надежд и горьких разочарований. Реализм возник в «прозаичную эпоху», которая настала после великих потрясений конца XVIII - начала XIX ст. В этот период стабилизации и «мирного» развития нового буржуазного общества, когда на 1 плане - утилитарно-практической ценности, составлялся другой тип взаимоотношений между людьми, другая мораль и психология. Такие изменения требовали новых средств и форм художеств. выражения, новой художеств. системы, внутренне соответствует современности, ее духа и стиля жизни, способной наиболее адекватно ее постигнуть и высказать. Такой художеств. системой и был реализм 80-х годов XIX ст.Романтики изображают жизнь давно прошедших эпох, реалисты – современная буржуазная действительность. Реализм I этапа: Бальзак, Стендаль: имеет еще черты романтизма (художник вовлечен в художественный мир, им описываемый). Реализм II этапа: Флобер: окончательный разрыв с романтической традицией. На смену ярким индивидуальностям приходят обыкновенные люди. Художники декларируют полную отстраненность от неприемлемой ими действительности.

Писатели основывают свои художественные открытия на научном изучении явлений и фактов. Произведения реалистов оказываются ценным источником сведений об изображаемой эпохе.

В истории развития критического реализма 19 века выделяют два периода:

1830-1840-е гг.- ранний реализм;

1850-1870-е гг. – поздний реализм.

Для раннего реализма является характерной связь с рационалистической эстетикой, где движение чувств рассматривается в соответствии с развитием мысли, герой обусловлен средой, но практически не изменяется под ее воздействием (Стендаль, Диккенс).

Однако наивысшая ступень развития раннего реализма – творчество О. Бальзака. Писатель обращает внимание на современность, трактует ее как историческую эпоху. Для его творчества характерно наличие романтических черт, но они легко отделяются от ядра. А некоторый гиперболизм образов, перенятый от романтизма, усугубляет их реалистический характер.

Для позднего реализма характерными являются сложные характеры героев, которые возникли и изменяются под влиянием множественных влияний окружающего мира, а также психических особенностей самого персонажа. Автор стремиться устраняться от прямого анализа персонажей, произведение становится более объективным.

Общими чертами позднего реализма являются:

Пессимизм;

Отказ от оценочного отношения к персонажам;

Ослабление сюжетного стержня;

Отказ от героя и злодея;

Пассивизм, который рассматривает людей как «результат обстоятельств».

Ряд критиков делит поздний реализм на два течения:

Реформистское (Э. Золя);

Эстетское (Г. Флобер).

Реформистский реализм при ярком описании недостатков капитализма характеризуется сочувствием к народу – с одной стороны, и страхом перед ним – с другой.

Эстетский реализм изображает типично-буржуазный разлад между «идеалом» и реальность, однако в отличие от романтизма он утверждает отсутствие идеала. Поэтому единственный путь – заставить искусство преображать действительность, превращать уродство в красоту, преодолеет безобразное содержание прекрасной формой.

Расцвет реализма в XIX в. станет возможен благодаря социально-историческому детерминизму. Отсюда и реалистическая типизация социальной действительности, т.е. изображение взаимодействия человека со средой, воздействия общественных условий на судьбы отдельных людей, общественных групп, классов, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей.

Критический реализм в европейской и русской литературе стал судом над обществом. Задача искусства - воспроизведение действительности и вынесение ей приговора.

Возникает жанр социально-психологического романа, изучающего внутренний мир героя и актуальные вопросы современности.

Творчество О. Бальзака - вершина французского критического реализма первой половины XIX века. Замысел «Человеческой комедии» возник у него как параллель «Божественной комедии» Данте. Образы этого произведения стали символами мировой литературы: Гобсек и отец Горио.

Критический реализм, натурализм и «объективный реализм» нашли отражение в творчестве великих европейских писателей Ч. Диккенса, Г. Флобера, М. Твена.

Список литературы



1. Андреев Л.Г. История французской литературы / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – Москва : Высшая школа, 1987. – 542 с.

2. Венедиктова Т.Д. Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой / Т.Д. Венедиктова– Москва : НЛО, 2018. – 280 с – URL: https://znanium.com/catalog/product/977565

3. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы XIX века / Б.А. Гиленсон. – Москва : Академия; 2012. – 384 с.

4. Луков Вл.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней : учебное пособие. - М., 2009. - С. 309-326

5. Нажмиддинов, Т. Х. Творчество Бальзака / Т. Х. Нажмиддинов. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 2 (6). — С. 20-23.

6. Пронин В.А. Искусство и литература. Ч. 1. Искусство и литература за рубежом : учебник. - М., 2009.-321с.





написать администратору сайта