Главная страница

этика. 2. Понятие этики как науки и явления духовной культуры


Скачать 20.33 Kb.
Название2. Понятие этики как науки и явления духовной культуры
Дата21.05.2022
Размер20.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэтика.docx
ТипДокументы
#541706

Тема 2. Понятие этики как науки и явления духовной культуры.

1. Изучить сущность морали и этики.

2. Раскрыть структуру и функции морали.

3. Осветить особенности формирования механизма нравственного поведения дошкольников.

4. Объяснить место и роль этики в педагогике и психологии.

  1. Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии

  1. Структура морали:

1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

2. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.

3. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Функции морали:

1.Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

2.Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3.Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

4.Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5.Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6.Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

7.Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

  1. Осветить особенности формирования механизма нравственного поведения дошкольников.

Человечность означает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, сочувствие. Поэтому показателем сформированности личностного качества является характер отношения к людям, природе, к самому себе. В основе человечности ребенка-дошкольника лежит способность понимать другого, переносить опыт другого на себя. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается в раннем детстве. Систематическая работа, направленная на воспитание у дошкольников гуманного отношения к людям и окружающей природе, ведет к формированию у них гуманизма как нравственного качества. Другими словами, гуманизм — это качественная характеристика личности. В то же время развитие гуманистических чувств и установок — сложный и противоречивый процесс. Способность сопереживать, сочувствовать, радоваться, не завидовать, искренне и охотно делать добро развивается особенно в дошкольном возрасте.

Коллективизм — это нравственное качество детей дошкольного возраста, основанное на формировании положительных, доброжелательных, коллективных отношений. Главная и единственная функция детского коллектива — воспитательная: дети вовлекаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них. Для формирования коллективных отношений появление такого явления, как дружба, имеет существенное значение. Дружба как самая тесная связь между детьми ускоряет процесс эффективного восприятия социальных отношений. Взаимная поддержка и отзывчивость — неотъемлемые черты коллективных отношений. Взаимоотношения детей определяются моральными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает вхождение ребенка в мир себе подобных, в мир людей.

Патриотизм и гражданственность еще не полностью сформированы в дошкольном возрасте, а только заложены их основы. Поэтому воспитание начал патриотизма и гражданственности является одной из важнейших частей нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к родине связано с чувством любви к родине. Эти чувства связаны с общей основой — привязанностью и чувством безопасности. Таким образом, если мы воспитываем в детях чувство привязанности как таковой и чувство привязанности к дому, то при соответствующей педагогической работе это в конечном итоге будет дополнено чувством любви и привязанности к своей стране.

Ценностное отношение к труду — это осознание важности трудовой деятельности в жизни человека. Отличительной особенностью ценностного отношения к труду является то, что это нравственное качество дошкольника, которое интегрирует такие моральные качества, как терпимость, эмпатия и услужливость. Отношение к труду у дошкольников включает в себя уважение к другим.

Диалогичность — готовность дошкольника взаимодействовать с другими людьми, слушать и понимать их.

  1. Объяснить место и роль этики в педагогике и психологии.

Роль морали и этики понимается как усвоение общественно выработанных средств овладения собой и организации своего поведения. Казалось бы с этой точки зрения моральное развитие должно выступать как усвоение моральных норм, которые становятся средством осознания и формирования морального поведения. Именно этот подход реализуется в настоящее время в большинстве программ дошкольного воспитания, где главным методом морального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки и качества персонажей, осваивают правила морального поведения и моральные нормы. Предполагается, что понимание и принятие моральных ценностей вызовет соответствующее поведение ребёнка: узнав «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок будет совершать хорошие поступки и избегать плохих. Однако, жизнь показывает, что это далеко не так. Большинство детей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и дурные поступки других персонажей; они знают, что хорошо уступать слабым, делится сладостями, помогать другим и пр., однако, в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от этих знаемых норм.


написать администратору сайта