Главная страница

Контрольная работа. Философия человека2. 2 Проблема человека в истории философии 6 3 Основные вопросы в современной философии человека 12


Скачать 52.41 Kb.
Название2 Проблема человека в истории философии 6 3 Основные вопросы в современной философии человека 12
АнкорКонтрольная работа
Дата17.11.2021
Размер52.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия человека2.docx
ТипДокументы
#274158

Содержание


1 Понятие сущности человека. 4

2 Проблема человека в истории философии 6

3 Основные вопросы в современной философии человека 12

Заключение 18

Список литературы 20


Интерес к человеку в философии начал проявляться еще в древние времена. Европейские философские и антропологические традиции, как известно, заложены древнегреческим философом Сократом, сделавшему поворот в философии в сторону человека. С тех пор, начиная с пятого века до нашей эры, философы различных направлений и школ искали ответы на сложные вопросы о человеческом существовании, пытаясь дать ответ на вопрос: что такое человек?

На сегодняшний день поиск ответа на этот вопрос не потерял своей актуальности. Наоборот, ситуация современного мира все чаще заставляет с людей задаваться данным вопросом. И для этого интереса есть весомые причины, главная из которых это сам человек. Ведь он выступает и как создатель культуры и как ее же разрушитель. С одной стороны человек способен творить добрые дела, создавать прекрасное, будь то произведения искусства, архитектура музыка и пр. И одновременно мы стали свидетелями ухудшения качества природной среды от загрязнения промышленными отходами и распространения серьезных заболеваний, способных уничтожить Землю. Все это еще больше заставляет понять природу человека, что им движет, что составляет его сущность.

Целью данной контрольной работы является изучение философии человека. Для достижение поставленной цели обозначены следующие задачи:

  1. Рассмотрение понятия сущности человека;

  2. Изучение проблемы человека в истории философии;

  3. Рассмотрение основных вопросов в современной философии человека.

1 Понятие сущности человека.


Ярким представителем античной философии, которого считают родоначальником философии человека является Сократ. Он осуществил поворот философии в сторону человека, к антропологической теме.

Философская антропология направлена на постижение феномена человека. «Антропология, – отмечает известный феноменолог Э.Финк, – не какая-то случайная наука в длинном ряду прочих человеческих наук. Никогда мы не становимся для себя «темой», предметом обсуждения как природное вещество, безжизненная материя, растительное и животное царства... Все обращенные вовне науки укоренены в антропологическом интересе человека к самому себе. Субъект всех наук ищет в антропологии истинное понимание самого себя, понимание себя как существа, которое понимает». Человек начал задумываться о том, кто он на самом деле, как только научился выражать свои мысли и чувства с помощью знаков и символов.

Возможно, эта глубокая, трудно удовлетворяемая потребность раскрыть свою тайну и есть сущность человечества. Однако рождение философской и антропологической мысли является отражением окончательной зрелости философского мышления.

Проблема человека, как теперь ясно, – безграничная сфера гуманитарного познания.1

Прежде чем начать рассмотрение проблем человека в философии следует определить главное понятие, относящиеся к человеку – сущность или, другими словами, природу человека.2 Как отметил французский философ Б. Паскаль, «человек не теряет своей человеческой сущности теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда он теряет перья.». Что объясняет важность изучения сущности человека. В таблице 1 рассмотрим взгляды различных философов о человеке.

Таблица 1

Сущность человека, представленная различными философами

Философ

Сущность человека

Западный философ А. Гелен (1904-76)

Гелен рассматривает человека как ущербное существо. Он считает, что человек уступает животным в силу своего физического несовершенства. У человека не так развиты органы чувств, отсутствуют органы нападения и т.д. Это обстоятельство

обстоятельство будто бы предопределяет деятельную и культурную природу человека.

Один из основателей биологизаторского направления (социобиологии)

Э. Уилсон (1964–1972)

Он утверждает, что человек является и не творцом и не продуктом общества, а всего лишь биологический индивид, представитель «человеческой» популяции. Предполагается, что между человеком и зверем нет существенных барьеров, а поведение животных носит социальный характер и характерно для многих особенностей поведения человека, например, стадный инстинкт, появление агрессивности, альтруизма и т. д. Все это по мнению Уилсона является основой подтверждения того, что человек не уникален.

Основоположник современной философской антропологии немецкий философ М. Шелер (1874-1928)

Человек обладает уникальной способностью мыслить, благодаря которой и существует его духовный мир, духовная жизнь. Шиллер называл «дух» и «духовность» решающим свойством человека, формирующим его сущность. Шиллер понимал понятие «дух» более широко, включая не только разум как важнейший элемент, но и разнообразные сложные эмоционально-волевые действия.

Русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948)

Отмечая множественный состав человека, выделял в нем в качестве главного, стержневого то, что поднимает человека над собой, то, что выше человека – это человеческий дух, духовность.

Если произойдет ослабление духовности человека, то это приведет к разложению личности, ее распаду. Бердяев считал, что назначение человека – творчество, так как дух – это прежде всего свобода, т.е. творчество.

Следует отметить, что сущность человека не может рассматриваться без его этнической стороны.

Сформулируем ряд тезисов, характеризующих сущность человека:

  1. Во-первых, человек – это сокровищница, которая хранит в себе несметные богатства и тайны, каждый раз она поражает своей новизной и оригинальностью;

2) Во-вторых, человек – уникальное существо, которое рождено природой, но формируется в обществе;

3) В-третьих, человек – это совокупность, состоящая из пяти начал: природного, духовного, социального, родового и космического.

Рассмотрим каждое из пяти начал, формирующих человека.

Природное начало (или, другими словами, биологическое начало) – это то, что заложено природой в человеке при рождении. К ним относятся определенные задатки, физиологические особенности, некоторые инстинкты (например: инстинкт самосохранения).

Духовное начало. Отражением внутреннего состояния человека, его способности к постижению чего-то высшего, что находится за пределами обыденности, является его духовность. Примером может послужить искусство.

Социальное начало – это окружение человека, в котором он живет

Родовое начало определяется общечеловеческим генофондом.

Космическое начало - это система различных циклов, которым следуют все объекты и явления, находящиеся не только в пределах нашей планеты , но и за ее пределами. Примерами космических начал являются планеты, растения, звезды.1

Наличие каждого из этих пяти принципов является обязательным. Несмотря на то, что они очень разные, они взаимосвязаны, одно не может существовать без другого. При отсутствии одного из компонентов человек перестает быть личностью. Вместе они создают уникальную личность. Поэтому среди них нет ни главных, ни второстепенных, все имеет первостепенное значение.

2 Проблема человека в истории философии



В истории человека в философии современным немецким ученым Э. Кассирером выделено четыре периода:

1) Первый период – это античность, которое представлено изучением человека метафизикой;

2) Второй исторический период – средневековье. Представлено изучением человека теологией;

3) Третий исторический период – период Нового времени. Представлен изучением человека математикой и механикой;

4) Четвертый исторический период - изучение человека биологией.

В таблице 2 представим данные исторические периоды и их представителей.

Таблица 2

Проблема человека в истории философии

Период

Философы

Представления о человеке

Античный период. Античная философия сформировала основные

западноевропейские подходы к выделению человека

в качестве отдельной и специальной философской

проблемы. Западная философия берет начало в

Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской

натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята

первая попытка определить место человека в мире.

Алкмеон Кротонский – древнегреческий философ, врач и учёный, живший в V в. до н.э.1

Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

Протагор из Абдер (ок. 480–410 до н.э.) – древнегреческий философ, один из инициаторов софистического движения.2

По мнению Протагора, человек от природы голый, босой, раздетый и безоружный. Он может поддерживать себя только через огонь Прометея, искусную мудрость, дарованную Афиной, и социальный порядок, изданный Зевсом, основанный на смирении и справедливости.


Сократ (ок. 469 –399 г. до н.э.) – древнегреческий философ

Сократа справедливо считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником морали. Его в первую очередь интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократ в своих трудах приходит к выводу, что «добродетель есть знание», поэтому человеку необходимо знать сущность добра и справедливости, и тогда он никогда не поступит плохо.



Продолжение таблицы 2




Платон – (между 429 и 427 до н.э., Афины – 347 до н.э., там же) – древнегреческий философ

Великий ученик Сократа, Платон, считает, что человек – это не просто единство души и тела, а то, что душа – это субстанция, которая делает человека человеком. Общая характеристика человека зависит от качества его души. По его мнению, существует «иерархия душ», где душа философа находится на первом месте, последнее место в иерархии занимает душа Тирана. Такая иерархия душ объясняется тем, что душа философа ближе всего к мудрости и восприимчива к знанию. А это главные и основные черты человека, отличающие его от животного.

Аристотель (384 до н. э. – 322 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона.

У него этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: «Человек есть общественное животное.» Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

Средневековье.

Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более – на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья.

Аврелий Августин Иппонийский (13 ноября 354 года – 28 августа 430 года) – христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ.

Блаженный Августин сказал: «Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине... Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу». Нельзя допустить, чтобы человек жил «по человеку». Это неизбежно уничтожит его, потому что попадет во власть дьявола. Темная бездна скрыта в человеке, и духовник обязан помочь заблудшим душам найти верный путь, направляя их строго по авторитету Библии.1



Продолжение таблицы 2

Новое время.

Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности.

Иммануил Кант (22 апреля 1724 – 12 февраля 1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Иммануилом Кантом был сделан самый интересный и важный вклад в философское понимание человека. С его именем связано формирование одной из антропологических программ, впервые в истории философии И. Кант исходил из понимания человека как объекта, принадлежащего одновременно двум мирам – миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он различает антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношениях. Антропология в «физиологическом» отношении рассматривает то, что делает человеческая природа, а в «прагматическом» отношении – то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.1

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской

антропологии.

Макс Шелер (22 августа 1874 – 19 мая 1928) – немецкий философ и социолог.

М.Шелер писал: «Вопросы: «Что есть человек и каково его положение в бытии?» - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос».

Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна сочетать конкретно-научное изучение различных аспектов и сфер человеческого бытия с всесторонним философским их осмыслением.




Плеснер Хельмут (4 сентября 1892 – 12 июня 1985) – немецкий философ и социолог.

Философская антропология строится у Плеснера на основе «научной философии жизни», дающей феноменологическое описание «ступеней органического». Живое отличается от неживого тем, что само определяет свою границу, переступая через себя вовне, и определяет себя внутри этой границы, идя внутрь к себе как таковому, т.е. полагает само себя. Отсюда основная характеристика живого – «позициональность». Традиционным образом Плеснер различает растительную, животную и человеческую организацию. В отличие от растения животное включено в

Продолжение таблицы 2







окружающую среду опосредствованно: у него есть органы для контакта с ней и сугубо внутренние органы. Для их взаимоопосредствования нужен центр. Позициональность животного – центрическая: центр как бы дистанцирован от живого тела, которое воспринимается центром как плоть. Но этот центр не осознает себя как центр. Чтобы это стало возможным, нужно «зашедшее за себя Я» человека, «необъективируемый полюс субъекта». Эта эксцентрическая позициональность – главная характеристика человека.




Арнольд Гелен (29 января 1904 – 30 января 1976) – немецкий философ и социолог.

Продолжая традицию Шелера и Плеснера, Гелен в то же время более радикален. Он стремится полностью порвать с метафизической традицией. В этом сказывается влияние, оказанное на Гелена американским прагматизмом. Подход Гелена во многом биологичен. Описывая человека при помощи Гердеровской метафоры «человека ущербного», Гелен задается вопросом: как вообще такое существо как человек способно выжить? По мнению Гелена, человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»). Из этой недостаточности Гелен стремится вывести все феномены человеческого существования. «Избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку». Эту задачу выполняют социальные институты, обеспечивающие, по Гелену, выживание человека. Институты являются заменой редуцированных инстинктов. Человек – действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создает культуру, как средство собственного выживания.1

3 Основные вопросы в современной философии человека



Человек не улавливаем телесностью, ибо он существует в повороте к самому себе. А в этом повороте существуют не тела, а видения.1

Рассмотрим основные вопросы, которые подлежат раскрытию в философии человека:

1) Галлюцинации.

Все мы можем видеть сны. У нас у всех галлюцинации. Может ли это означать, что человек потерял чувство реальности? Ответ: нет. Наоборот, благодаря снам мы приобретаем чувство реальности. Если люди перестанут галлюцинировать, они потеряют чувство реальности и окажутся в совершенно другом, невообразимом мире.

Галлюцинация и как бы говорит нам: вы делаете то же, что и я. Я развернута по отношению к себе, и вы развернуты к себе. И кто кого из нас повторяет, неясно. Это уже не разобрать. Я не принадлежу вам. Мной нельзя распоряжаться. Меня нельзя отнести к субъекту, но меня нельзя отнести и к объекту. Меня не надо искать в мире. Но это не значит, что меня нет. Я есть. Потому что, когда меня не будет, не будет и вас. Я изначальна. Я гуляю сама по себе и прихожу к вам не тогда, когда вы захотите, а когда я захочу.

2) Тело.

Сознание возможно не в границах тела индивида, а в границах субъективности, которые определяются отношениями человека и его среды. Французский философ Мерло-Понти допустил ошибку, взяв за основу отношения разума и тела. Сознание – это не внутреннее тело, а тело – не внешняя граница сознания. Между сознанием и телом нет никакой связи. Граница сознания – это субъективное. Граница тела – это другое тело. А восприятие существует не для того, чтобы внешнее вошло во внутреннее и структурировалось там. Восприятие человека – это воображение.

3) Другим вопросом современной философии является вопрос: чего боялся Кант?

Кант боялся, что воображение человека возьмет верх над разумом, над здравым смыслом, и тогда окажется, что человек изначально болен каким-то неистовством. Что человеком управляет не логика, а случай, не память, а воображение. Другими словами, правила соотношения между памятью и воображением таковы: тот, кто помнит, еще не воображает, а тот, кто воображает, уже не помнит.

Канта интересует прежде всего человеческий способ познания предметов, а не какой-то иной, нечеловеческий. Человеческое Кант связывает с трансцендентальным.

4) Ницше.

Что заставило Ницше смеяться над философией Канта? Открытие кантом синтетических суждений априори, или доопытной продуктивной способности кантовского воображения, было поддержано Шеллингом, открывшим в человеке способность к сверхчувственному. И Ницше смеется над методологией этого открытия. Ницше спрашивает: почему опиум действует как снотворное? И он отвечает: следуя методике Канта, так и надо говорить-из-за его способности создавать сновидение. «Мы, говорит Ницше, – стали старше – сон улетел. Мы стали тереть себе лоб: мы трем его еще и поныне. Все грезили – прежде всего старый Кант. «В силу способности» – так сказал или, по крайней мере, так думал он. Но разве это ответ? Разве это объяснение?»1. И Ницше предложил заменить кантовский вопрос «Как возможны синтетические суждения априори?» другим вопросом – «Зачем нужна вера в такие суждения?». Эти суждения, по мнению Ницше, вообще не должны быть возможны. Это, по его мнению, совершенно ложные суждения, на которые мы не имеем права. Нам нужна вера в иллюзию, которая является частью перспективной оптики жизни.

Но отличием жизни человека от жизни животного как раз и является то что жизни человека присущи иллюзии, которые существуют «не для того, чтобы, не потому что». Иллюзии человека бессмысленны. Однако люди относятся к ним как к чему-то реально существующему. Мы придаем им смысл. В конце концов, осознать что-то-значит придать смысл. Это и есть цель изобретенного нами сознания. Ведь осознать что-либо – значит придать смысл. Таково назначение изобретенного нами сознания.

Открытие же философа Иммануила Канта состояло в том, что он обнаружил априорные иллюзии. Априорные иллюзии существуют, даже если мы не рассматриваем их как нечто реально существующее. Они являются результатом продуктивной способности воображения априори, благодаря которой мы живем и знаем что-то о жизни, не обращаясь к каким-либо размышлениям. Смешно не то, что человек грезит, а то, что его грезам Ницше захотел найти жизненное обоснование. Но Ницше ошибся, жизнь, к сожалению, не грезит. Ницше ошибался. В европейской философии идея трансцендентности была переосмыслена так, что она больше не приводит к вопросу «Что такое человек?». И Ницше стоит здесь первым. Он – настоящий убийца человека в европейской философии. И французский философ Делез с немецким философом Хайдегерром являются его верными помощниками.

5) Французский философ Делез.1

В своей работе «Имманентность: жизнь…» французский философ Делез задает вопрос: «Что есть трансцендентальное поле?». При ответе на данный вопрос, Делез не упоминает ни об априорном знании, ни о том, что дает наша познавательная способность познанию от себя самой. Трансцендентальное поле, по его мнению, это поток бессубъектного сознания. Но что движет этим потоком, это Делез не объясняет. Делез в своих работах говорит о том, что трансцендентальный поток безличен. Иными словами, трансцендентальное в трактовке Делеза ничего не говорит о человеке. Делез не позволяет ему заговорить, представляя его как движение без начала и конца. Но и о движении он больше ничего сказать не может. Такая неопределенность в понимании трансцендентального нужна Делезу, видимо для того, чтобы сказать, что трансцендентальное – это вообще не сознание, и к человеку оно не относится. А относится к жизни в целом и может быть даже к космосу.

6) Дети.

Делез говорит о том, что все маленькие дети похожи друг на друга, в них нет индивидуальности. Им присущи единичности: все они улыбаются, корчат одинаковые гримасы и совершают одинаковые жесты. Но Делез упорно не хочет замечать, что эти единичности указывают не на то, что дети пронизаны какой-то имманентной жизнью, а на то, что они сами по себе есть не что иное, как самоаффектирующая самость, субъективность без субъекта. Когда дети немного подрастут, научаться говорить, то благодаря языку будет разрушено их единочество. И каждый из этих детей будет видеть уже свой сон, подчиняясь существованию неустранимой множественности языков. Исходя из этого следует, что никто кроме детей не знает, как устроен мир на самом деле. И Делез не знает, ибо все мы забываем, что жест у детей отсылает к сознанию, а улыбка – к продуктивной способности воображения априори.

7) Априори.

Человек устроен таким образом, что в его знании всегда есть априорное знание, которое отличается от всякого другого знания тем, что позволяет человеку узнавать это знание до всякого опыта. Иными словами, если мы в сознании, то мы не можем чего-то не знать. Фрейд рассматривает сознание как часть психики, для Канта сознание - вне психического. Априорное знание не психическая данность сознания. Субъективность, представленная априори, объективна. Между собой и внешним миром человек помещает трансцендентальную реальность.

8) Фантазии.

Воображение создает образы непроизвольно, ибо никакой воли еще нет. Поэтому образы естественны, а не субъективны. Субъективен человек, подчинивший себя образу. Кант страшится непроизвольности воображения. С помощью воображения человек может принять сон за реальность, небытие – за бытие. Внутреннее влияние может пересилить силу внешнего, и человек может стать невольной игрушкой своих образов. Кант боится этого и называет непроизвольность фантазией. Фантазию, которая согласуется с понятиями, Кант называет гениальностью. Гений - оригинал. Он не подражает. Первоначально он изображает объект. Но что делать с фантазией, которая не согласуется с понятиями? Если ее убрать, то вместе с ней исчезнет согласование и исчезнут гении. Если ее оставить, то нужно принять безумие человеческого существования как плату за существование гениев.

9) Бытие человека.

После древнегреческого философа Парменида принято было считать, что бытие есть, а небытия нет. Кант также полагает, что ничто не возникает из ничего. У того, что есть, должен быть исток в том, что существует или существовало.

10) Произвол.

Предмет – это произведение, если оно основано на произволе воображения. Человек без трансцендентального двойника может представить себя субъектом по отношению к предмету, умножая позитивность объективного. Но по отношению к мышлению нельзя быть субъектом, ибо оно приходит не тогда, когда мы этого хотим, а когда оно этого хочет, умножая позитивность субъективного. На сегодняшний день в мире мало субъективности. Ему не хватает произвола воображения. Мысль перестает проявляться себя как нечто новое. Новое означает независимое от того, что на самом деле думают другие. Но именно зависимость от того, что думают другие люди, и есть социальная реальность. Между тем мысль – это всегда несогласованное путешествие в воображаемое.

11) Антропология. Антропология есть в каждой философии. Но вопрос о человеке в философии не всегда ведет к антропологии. Он часто застревает в том, что можно было бы назвать человеческими исследованиями. Повороту к антропологии предшествовала страсть к метафизике. Но уже во времена Хайдеггера стало ясно, что вопрос о существовании не содержит ответа на вопрос о том, что такое человек.1

Заключение


Целью данной контрольной работы являлось изучение философии человека. Для достижение поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотрены понятия сущности человека; изучены проблемы человека в истории философии; рассмотрены основные вопросы в современной философии человека.

Подведем краткие итоги.

Главным понятием, относящимся к человеку, является его сущность или, другими словами, природа человека.

Тезисы, характеризующие сущность человека:

1) Во-первых, человек – это сокровищница, которая хранит в себе несметные богатства и тайны, каждый раз она поражает своей новизной и оригинальностью;

2) Во-вторых, человек – уникальное существо, которое рождено природой, но формируется в обществе;

3) В-третьих, человек – это совокупность, состоящая из пяти начал: природного, духовного, социального, родового и космического.

В истории человека в философии современным немецким ученым Э. Кассирером выделено четыре периода:

1) Первый период – это античность, которое представлено изучением человека метафизикой. Яркими философами данного периода являются: Алкмеон Кротонский, Протагор из Абдер, Сократ, Платон, Аристотель;

2) Второй исторический период – средневековье. Представлено изучением человека теологией. Значительный вклад в философию человека был внесен Аврелием Августином Иппонийским;

3) Третий исторический период – период Нового времени. Представлен изучением человека математикой и механикой. Самый интересный и значительный вклад в философское осмысление человека был сделан немецким философом И.Кантом;

4) Четвертый исторический период - изучение человека биологией. Философы данного периода - Арнольд Гелен, Макс Шелер, Плеснер Хельмут.

Основные вопросы, которые подлежат раскрытию в современной философии человека:

  1. Галлюцинации;

  2. Тело;

  3. Чего боялся Кант?

4) Что заставило Ницше смеяться над философией Канта?

5) Философия французского философа Делез;

6) Вопросы детей;

7) Понятие априори;

8) Фантазии человека;

9) Бытие человека;

10) Произвол;

11) Антропология.


Список литературы




1 Алкмеон Кротонский [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная Энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения 03.01.2021).

2 Гиренок Ф.И. Подступы к философии человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 52-62.

3 Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 1. / П.С. Гуревич. Москва, 1999. 221 с.

4 Доматырко Д.Г. Проблема человека в истории философии [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-cheloveka-v-istorii-filosofii/viewer (дата обращения 05.01.2021).

5 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: сочинения. Москва: ЭКСМО, Харьков: Фолио, 2006. 848 с.

6 Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества: учебное пособие / В.П. Баранников [и др.]. Москва: РТУ МИРЭА, 2007. 122 с.

7 Черняева А.Н. К проблеме осмысления сущности человека в философии // Научно-исследовательские публикации, 2014. 172-175 с.

8 Электронная библиотека ИФ РАН [Электронный ресурс] / Новая философская энциклопедия. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH2f2798ca78afbb2bef7e2f (дата обращения 04.01.2021).

1 Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 1. / П.С. Гуревич. Москва, 1999. С.20.

2 Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества: учебное пособие / В.П. Баранников [и др.]. Москва: РТУ МИРЭА, 2007. С. 20.

1 Черняева А.Н. К проблеме осмысления сущности человека в философии // Научно-исследовательские публикации, 2014. С. 174.

1 Алкмеон Кротонский [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная Энциклопедия. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (дата обращения 03.01.2021)

2 Электронная библиотека ИФ РАН [Электронный ресурс] / Новая философская энциклопедия. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH2f2798ca78afbb2bef7e2f (дата обращения 04.01.2021).

1 Гиренок Ф.И. Подступы к философии человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 54.

1 Гиренок Ф.И. Подступы к философии человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 52-62.

Доматырко Д.Г. Проблема человека в истории философии [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-cheloveka-v-istorii-filosofii/viewer (дата обращения 05.01.2021).

1 Алкмеон Кротонский [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная Энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD,_%D0%90%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4#%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения 04.01.2021).

1 Гиренок Ф.И. Подступы к философии человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 53.

1 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: сочинения. Москва: ЭКСМО, Харьков: Фолио, 2006. с. 571.

1 Гиренок Ф.И. Подступы к философии человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 53.

1 Гиренок Ф.И. Подступы к философии человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 55-59.



написать администратору сайта