Главная страница

Доклад на тему П.Я.Чаадаев. П.Я.Чаадаев доклад. Пётр Яковлевич Чаадаев русский философ по собственной оценке христианский философ


Скачать 11.83 Kb.
НазваниеПётр Яковлевич Чаадаев русский философ по собственной оценке христианский философ
АнкорДоклад на тему П.Я.Чаадаев
Дата19.11.2021
Размер11.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаП.Я.Чаадаев доклад.docx
ТипБиография
#276535

2 сл. Пётр Яковлевич Чаадаев — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в имперской России.​

3 сл.Биография

Родился в старинной зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по материнской линии внук академика, историка М. М. Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Российской от древнейших времен». Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать в 1797. Его и старшего брата Михаила, совсем маленьких, забрала из Нижегородской губернии в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, у неё они и жили в Москве, в Серебряном переулке, рядом с известной церковью Николы Явленного на Арбате. Опекуном Чаадаевых стал их дядя — князь Д. М. Щербатов, в доме которого Чаадаев получил свое образование.​

4 сл.Основные труды П.Я.Чаадаева

  • философические письма [1836]

  • апология сумасшедшего [1837]


5 сл. «Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп» (в переводе Ал. С. Норова), дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники).

6 сл. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии:

  • Стремление реализовать утопию

  • Поиск национальной идентичности

7 сл. «Философические письма» — главное произведение в литературном и философском наследии автора. Они были написаны в форме обращений к женщине. Изначально предполагалось, что они были адресованы знакомой Чаадаева — Екатерине Пановой. В дальнейшем некоторые критики пришли к выводу, что такой эпистолярный стиль был более удобен для автора. Таким образом он мог свободно выражать свои мысли и чувства.
8 сл. В своей книге П.Я.Чаадаев:

•Размышляет о положении русского народа и его религиозном обособлении, о судьбе России и называет главные пороки русской жизни — самодержавие и крепостничество.

•По его концепции, нравственность, состоящая из христианских идеалов и ценностей, — движущая сила общественного прогресса. А исторический процесс — это замысел бога, и его развитие невозможно без развития духа. Поэтому самое главное в человеке и то, чему его стоит учить, — сочетание разума и нравственности.
9 сл. Суть и значение работы сводится к следующему:

•По убеждению автора, главная цель любой религии — установление на земле совершенного порядка, «царства Божьего».

•Далее Чаадаев писал, что в европейских странах общество построено на идеях порядка, справедливости и добра. Внимательно вчитываясь в строки письма, можно понять мысль автора — всего этого в России нет.

•Цель жизни россиян философ видел в том, чтобы преподать грядущим поколениям «великий урок». Он видит «русскую цивилизацию» особой, не похожей ни на восточную, ни на западную.

•История России видится автору мрачной и тусклой, не имеющей никакого внутреннего роста и развития.

Прочитав это эссе, общество сочло, что человек в здравом уме не мог написать ничего подобного. Именно поэтому Чаадаев был объявлен сумасшедшим.
10 сл. Все 8 писем были написаны в 1828—1830 гг., когда Чаадаев жил в деревне добровольным отшельником. Все послания из этого списка были на французском языке. Смысл сообщений сводится к следующему:

•Во втором письме прозвучала резкая критика православной религии. По мнению философа, она не освободила народ от крепостничества, а лишь усилила социальную зависимость.

•В третьем послании автор сопоставляет веру и разум. По его словам, вера без разума представляет собой не более чем склонность к фантазиям. Разум же без веры не может существовать вовсе. Чтобы в обществе царила нравственность и был прогресс, необходимо найти правильное соотношение между верой и мышлением.
11 сл.

•В четвертом письме Чаадаев рассуждает о законах природы и действующих в ней закономерностях. В природе есть 2 противостоящие друг другу силы — притяжение и отталкивание. Человеку же необходимо стремиться к постоянному движению, которое должно носить свободный характер.

•Пятое письмо посвящено важным философским вопросам. В реальности, как писал Чаадаев, материя тесно сосуществует с сознанием. Эти процессы протекают в масштабе всего мира. Сознания миллионов людей сформировали мировое сознание. Оно хранит все мысли, знания и идеи, которые когда-либо имелись в человеческой памяти.

•В шестом письме наиболее интересна мысль философа о «космополитическом будущем». Так он называет будущее всего мира, которое и является целью мировой истории. Это значит, в дальнейшем все этнические и расовые различия должны стереться. Эта теория вызвала особое негодование не только среди консерваторов, но даже среди приверженцев либеральных взглядов.
12 сл.

•Седьмое письмо посвящено восточным цивилизациям. Чаадаев убеждён, что мусульманская религия способствовала искоренению многобожия в Европе и объединению западных государств. Разумеется, такие мысли были совершенно неприемлемы в православном обществе. Становится понятно, почему автор подвергся гонениям.

•В завершающем послании цикла автор вновь предается размышлениям о целях мировой истории. Он видит такую цель в образовании единого планетарного пространства. Здесь будут царить исключительно законы нравственности и морали.
13 сл.Заключение

Проанализировав «Философические письма» Чаадаева с интересующих нас аспектов, можно сказать, что концепция России, выдвинутая Чаадаевым, является новаторской. В процессе построения своей теории Чаадаев сосредотачивается на многих пороках и несовершенствах русской жизни. Тут и крепостничество, и отсутствие основных демократических свобод, устоев, традиций, тут и бескультурье народа, подражательность, пустое, бездумное перенятие западной культуры. Выявление этих недостатков, выведение их на всеобщую оценку и обсуждение – очень важный и смелый шаг для русской общественной мысли. Интересно то, что Чаадаев, придерживаясь западного пути развития России, осуждал слепое подражание всем европейским веяниям, так как считал, что если и заимствовать что-либо, то делать это надо осмысленно и всегда оставаться патриотом своей страны, вот то, с чем можно уверенно согласиться.

14 сл.

Наша главная трудность в понимании философии и истории по Чаадаеву состоит в том, что автор часто бывает противоречив. Например, говоря о множестве недостатков и плачевном положении общества, Чаадаев утверждает, что России предстоит еще важная, благородная миссия, что Россия еще преподаст другим народам главный урок… Несомненно, идеи, выдвинутые П. Я. Чаадаевым, сохраняют свою значимость, глубину и полноту содержания, иначе не притягивали бы они к себе столько читателей, которые, как и мы, прочитав «Философические письма» , задумались о судьбе своей страны, ее будущем и о том, как можно повлиять на грядущее не только относительно себя, но и относительно следующих поколений.


написать администратору сайта