Главная страница
Навигация по странице:

  • Формация – определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.

  • Главным классификационным критерием формационного подхода служит способ производства, который определяется господствующей формой собственности на средства производства.

  • – рабовладельческий; – феодальный; – капиталистический; – социалистический. Рабовладельческий тип государства

  • Феодальный тип государства

  • Капиталистический тип государства

  • Социалистический тип государства

  • 39. История возникновения и развития теории правового государства.

  • гдз. тгп 21, 37, 38, 39. 21. Типология государства теоретические основы и значение типологии. Тип и форма государства


    Скачать 21.57 Kb.
    Название21. Типология государства теоретические основы и значение типологии. Тип и форма государства
    Дата20.01.2023
    Размер21.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгп 21, 37, 38, 39.docx
    ТипДокументы
    #896641

    21. Типология государства: теоретические основы и значение типологии. Тип и форма государства.

    Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критерий – типу.

    Тип государства – научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития.
    Типология государства базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социального, экономического, правового и иного характера, на изучении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.
    В настоящее время в юридической науке существуют два подхода к типологии государств:
    формационный (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.);
    – цивилизационный (А.Тойнби).

     Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно - экономической формации.
    В основе цивилизационного подхода лежит типология государств по признаку цивилизации.

    Типология государства имеет чрезвычайно важное значение. Это связано с тем, что природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «Тип государства» очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства самых разнообразных эпох истории. Всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.

     Суть формационного подхода заключается в том, что в основу определенного типа государства кладется общественно - экономическая формация.
    Формация – определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.
    Главным классификационным критерием формационного подхода служит способ производства, который определяется господствующей формой собственности на средства производства.

    Каждой формации соответствует свой тип государства и права.

    Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно - правовой настройке. При этом общественно - экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств.

     С позицией формационного подхода тип государства есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества.
    История знает четыре исторических типа государств:
    – рабовладельческий;
    – феодальный;
    – капиталистический;
    – социалистический.
    Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно - классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в т.ч. и на рабов.
    Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно - экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство есть орудие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства.

    Капиталистический тип государства приходит на смену феодальной собственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуаторов. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.
    Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений.
    37. Политический режим современного российского государства.

    Конституция 1993г., характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический (государственный) режим. Согласно ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

    Каждые 4 года в России проходят выборы главы государства - Президента России; выборы депутатов Государственной Думы - нижней палаты Парламента страны. Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция России была принята референдумом - всеобщим голосованием - в 1993 г. На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

    В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

    Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

    В России существует местное самоуправление. Нельзя, однако, не заметить, что местное самоуправление находится пока в стадии становления.

    Важнейший признак демократии как государственного режима - учет мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

    Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

    И, наконец, пожалуй, самая главная черта демократического режима в России - признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

    38. Особенности государств и правовых систем переходного типа.

    В настоящее время можно выявить следующие общие признаки, свойственные любому государству и праву общества переходного периода.

    • Переходный период возникает в результате социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ. В зависимости от конкретно-исторических условий той или иной страны формы, темпы и результаты данных социальных явлений весьма различны. Например, любая революция достигает быстрых и радикальных результатов, если ее движущей силой является весь народ, а не отдельная социальная группа. И, напротив, радикальные реформы, не поддерживаемые большинством населения, не могут реализовываться многие десятилетия.

    • Переходный период возникает в обществах, где имеется массовое неисполнение или нарушение конституции и законов, прежде всего представителями государственной власти. Государство становится неспособно защитить права большинства граждан, а граждане сознательно и безнаказанно уклоняются от исполнения законов.

    • В переходный период попадает общество, в котором государственная идеология ненадлежащим образом воплощается на практике. В этом случае она неизбежно замещается иными идеями, по которым живет население, нередко противоречащими нормам права.

    • Переходный период возникает в обществе, в котором имеется сильное расстройство экономических связей, значительное социальное расслоение и нищенское существование значительной части населения. В таких обществах мизерная часть населения купается в роскоши, а большинство работников получает мизерную зарплату, не развито собственное производство материальных благ, плохо снабжаются провинции, уменьшается или деградирует население и т.п. Такое состояние рано или поздно приводит к революциям или гражданским войнам, предвестниками которых являются массовые акции социального протеста (пикеты, митинги, шествия и т. п.).

    • В государстве и праве переходного периода доминируют деятельность и акты органов исполнительной власти. В таких государствах руководство исполнительной власти имеет широкие полномочия в законотворческой сфере (издание заменяющих законы актов, отклонение законов, роспуск парламента и т. п.). Органы законодательной и судебной власти не имеют эффективных механизмов воздействия на органы исполнительной власти (не могут сместить правительство или министров, привлечь к ответственности высших должностных лиц и т. д.).

    • Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор того или иного пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов, экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности, личными качествами руководителей государства и т. п. Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие (или регресс) государства и права, время от времени среди них обозначаются доминирующие, но они всегда воздействуют на государство и право только во взаимосвязи.

    39. История возникновения и развития теории правового государства.

    Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, а также связывание государственной власти с помощью права в целях недопущения правосудия.

    Профессор Нерсесянц усматривал корни идеи правового государства в античности. По его мнению, они проявлялись в следующих постулатах:

    - необходимость правового оформления политических отношений;

    - признание необходимо­сти соответствия действий власти требованиям естественной справедливо­сти;

    - идея соединения «силы с правом» в государственных делах;

    - трактовка государства как согласованного правового общения людей и «общего правопорядка»;

    - связывание наилучшей формы государства с господством в обществе «среднего» элемента.

    Л.А. Морозова выделяет такие этапы развития концепции правового государства:

    - античный;

    - естественно-правовой (эпохи Просвещения);

    - немецкий (первая половина XIX века);

    - современный (XX век).

    А.Н. Соколов отмечает, что классическая немецкая идея правового государства как программа, ограничивающая государство рамками конституции и правовых законов, возникла в эпоху «права разума» (конец XVIII века – первая половина XIX века), затем в течение второй половины XIX века и первой половины XX развивалась в русле догматизации и формализма и, наконец, начиная с конституции ФРГ 1949 года обретает новое гуманистическое демократическое звучание.

    Большинство исследователей признает, что концептуально конструкция правового государства получила оформление в немецкой юриспруденции первой половины XIX века.

    Идейным отцом концепции правового государства считается Иммануил Кант, который указывал, что «величайшая проблема для человеческого рода ... достижение всеобщего гражданского общества» и рассматривал «государство в идее» как объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

    Неясно до конца, кто первый из немецких ученых использовал это понятие, но считается, что это было сделано Т.К. Велькером в 1813 году, а в 1832 году Роберт фон Моль ввел данный термин в научный оборот. С того времени данный термин прочно вошел в арсенал юристов и политиков континентальной Европы.

    В англоязычных правопорядках он практически не используется, в какой-то мере его заменяет термин «господство права».

    Появившись в Германии, доктрина правового государства (в противопоставлении полицейскому государству) завоевала популярность в других европейских государствах и стала общим достоянием европейской юриспруденции XIX века. Развитие теории происходило за счет «развертывания ее общечеловеческого потенциала» (В.Н. Княгинин): государственная власть должна ограничиваться не любым законом, но только демократическим, гарантирующим неотъемлемые права личности.

    В России развитие идеи правового государства было связано с буржуазными реформами второй половины XIX века – начала XX и становлением капиталистических отношений. Идея правого государства поддерживалась ориентированными на Западный путь развития философами и правоведами (Гессен, Покровский, Палиенко, Котляровский, Кистяковский).

    Отдельные элементы внедрения концепции правового государства в жизнь были связаны с судебной реформой Александра II, преобразованиями в организации государства, связанными с Революцией 1905-1907 гг. Шанс начать полноправную реализацию проекта правового государства в России был упущен после Февральской революции, что во многом было связано с его несоответствием конкретно-историческим интересам подавляющей части российского общества (крестьянства и рабочих) и явным прозападным и прокапиталистическим содержанием.

    В СССР концепции правового государства не находилось места в системе официальной правовой идеологии до тех пор, пока легитимность существующего государственно-правового и общественного устройства не ставилась под сомнение.

    Когда же в конце 1970-х – начале 1980-х гг. возникли первые симптомы идеологического кризиса, стали предприниматься попытки в качестве опоры пошатнувшихся основ советского строя использовать идею социалистического правового государства как государства «строгой социалистической законности».

    Вместе с тем, увеличение интереса к исследованию правового государства объективно способствовало критике существующего общественно-государственного устройства, поскольку доктрина правового государства была ориентирована на рынок, капитализм, индивидуализм, примат прав и интересов индивидуума перед правами и интересами общества и государства, что противоречило модели советского жизнеустройства.

    После же реставрации капиталистических отношений в постсоветской России конструкция правового государства была закономерно воспринята в качестве одной из основ легитимации правопорядка, возникшего в результате Революции 1990-х. В Конституции 1993 года Россия прямо провозглашена правовым государством.


    написать администратору сайта