4 История медицины как наука. Классификация современной медицины, источники изучения медицины
Скачать 0.69 Mb.
|
4.1. История медицины как наука. Классификация современной медицины, источники изучения медицины. История медицины — это наука о развитии, совершенствовании медицинских знаний, медицинской деятельности разных народов мира на протяжении всей истории человечества, которая находится в неразрывной связи с философией, историей, естествознанием, развитием культуры. По сути, история медицины изучает закономерности развития медицины и врачевания, их историю с древнейших времен до современности. Историю медицины делят на общую и частную. Общая история медицины является связующим звеном между всеми предметами, которые изучаются в медицинском вузе. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, биографии ученых, их вклад в науку, формирование и развитие научных школ, историю медицинских учреждений. Вопросы частной истории медицины различных медицинских специальностей изучаются на соответствующих медико-биологических и клинических кафедрах. Каждая кафедра на профессиональном уровне должна познакомить студентов с достижениями в своей области медицины. Преподавание современной истории медицинских дисциплин – это задача соответствующих кафедр. КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ 1. Народная – возникла с появлением человека - более 2 миллионов лет назад в период коллективного врачевания (знахари, шаманы). Основана на эмпирическом опыте, распространена повсеместно. 2. Традиционная – появилась около 3 тысяч лет назад и сформировалась в стройные религиозно-философские учения: китайская, индийская, тибетская медицина. Методы лечения - иглоукалывание, массаж, гипноз, прижигание и пр. 3. Научная – возникла несколько столетий назад как синтез народной, традиционной и экспериментальной медицины. Древние и современные методы лечения неотделимы друг от друга. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ПЕРВИЧНЫЕ - объекты, созданные человеком, останки самого человека, конкретные факты и события ВТОРИЧНЫЕ – создаются на основе первоисточников, являются их обобщением ВЕЩЕСТВЕННЫЕ - данные археологии, палеонтологии, палеопатологии (останки человека, орудия труда, святилища). ПИСЬМЕННЫЕ - рукописные, письменные памятники, печатные, изобразительное искусство. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - культура, обряды, суеверия и др. УСТНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ - эпосы и предания. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ - языковые. ФОТО – И КИНОДОКУМЕНТЫ. ФОНОДОКУМЕНТЫ - записи звуков и пр. 2. ЭРЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. БЕСПИСЬМЕННАЯ (первобытная, доклассовая) . 2. ПИСЬМЕННАЯ (с 4-го тыс. до н.э.). 4.2. Периодизация всемирной истории
Первые надписи и изображения, которые олицетворяли медицину, появились на монетах в Древней Греции. Наряду с богами и правителями чеканилась змея. В некоторых случаях она была одна, в некоторых — с треножником Аполлона, в других — с посохом Асклепия. Еще одной эмблемой является посох, который обвит змеей. Он представляет собой стилизованное изображение, которое имеет красный цвет и располагается на белом фоне. На сегодняшний день эта эмблема является официальной эмблемой медицины в некоторых европейских странах. ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ Emblema (греч.) – вставка, выпуклое украшение. Эмблемы медицинские – изображения, символизирующие медицину, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные специальности. История медицины рассматривает развитие как практической, так и теоретической составляющих медицины. Изучение истории медицины необходимо врачу, студенту медицинского вуза, поскольку позволяет углублять специальные медицинские знания, а также в какой-то степени предостерегает врача от поспешных, необоснованных выводов. Путь развития медицинской науки, все ее трудности, успехи, неудачи и так далее показывают гуманизм медицины как науки, воспитывают чувство гордости. 4.3. Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания Медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Эпоха первобытного строя охватывает период от появления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытнообщинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впервые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу. При выделении человека из мира животных труд явился решающим фактором. В. И. Ленин, развивая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым этапом существования подлинно человеческого общества. Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли общественного продукта был для всех единым, т. е. главной отличительной чертой первобытного строя было отсутствие частной собственности и классов. Период зарождения первобытного общества включает в себя период 2 млн. лет – 40-50 тыс. лет тому назад. Различают 2 стадии развития: 1. Древнейшие люди, ведушие кочевой и полукочевой образ жизни, занимающиеся собирательством, охотой, рыболовством. Проявляли заботу о ближних, обживали пещеры, добывали огонь. Появились зачатки гигиены. 2. появление социальных признаков – трудовая деятельность, мышление, язык, общественные отношения. Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода: 1) матриархат; 2) патриархат. Основные моменты развития первобытно-родовой общины: 1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы; 2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться; 3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату. С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д. Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д. Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем. Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными. Появилось коллективное врачевание 1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина). 2. Забота о детях 3. Помощь при родах и травмах 4. Остановка кровотечений 5. Кровопускание (мелкие стрелы) 6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости. В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага. Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. 4.4. Возникновение религиозных представлений. Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее. Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, т.е. непосредственное олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними каком-то «особом» сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от природы, как «особые» духовные существа. Анимизм - одухотворение природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный ,естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами – двойниками реальных существ, предметов и явлений. В дальнейшем эти представления в родовом обществе представлялись в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона). В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода. В период тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким – либо видом животных) амулеты изображали в виде животных, которое считалось предком и покровителем рода. Широко применялись заговоры и заклинания. Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для изгнания болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Знахари также применяли метод внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д. По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм. Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике. Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов. Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное. 4.5. Возникновение зачатков народной медицины История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований. С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней. Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине. Первоначально знахари не были связаны с религиозным культом. Позднее при разложении родового строя появились первобытные служители культа – жрецы, и произошло слияние знахаря и жреца. У восточных славян в родовом строе до принятия ими христианства не было жреческого сословия. Но были люди, выполняющие роль жрецов. По летописи они назывались волхвы, кудесники, вещие люди, чародейники. Народ их называл ведунами (от слова»ведать»), знахарями (от слова «знать»), колдунами. 4.6. Зарождение гигиенических навыков в первобытном обществе. Зачатки гигиенических навыков в первобытном обществе появились вместе с появлением человека, человек занимался чисткой пещер, и опираясь на эмпирический опыт, осознал, что раны нужно промывать, чтобы они быстрее заживали, за детьми, больными и престарелыми нужен уход. С самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д. Таким образом, медицина возникла с появлением человека. А в период разложения первобытно-общинного строя с развитием демонологических представлений о болезни, медицинская деятельность вошла в сферу деятельности появившихся представителей религиозных культов, жрецов, слилась с культовыми религиозными установлениями. Тесная связь медицины с религиозными представлениями и обрядами, так называемая жреческая, храмовая медицина была характерна для большей части последующего периода рабовладения. 5.1. Общая характеристика медицины Древних цивилизаций. Древний Восток – колыбель человеческой культуры. Народы и племена ранее других за 4000-5000 лет до новой эры вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Ускорялся процесс классообразования. Возникло право и религия как первая форма идеологии, освещавшая имущественное и социальное неравенство и эксплуатацию человека. У всех народов в период производительного хозяйства существовало рабовладение. Дело в том, что роль рабского труда была неодинакова. Древний Египет и Месопотамия использовали больше. Культурные и хозяйственные приобретения цивилизаций древнего Востока были достигнуты благодаря эксплуатации свободных общинников. Власть монарха не ограничивалась никакими правовыми нормами. Происходит выделение из других форм жизнедеятельности профессиональной медицины. Ведущей формой была храмовая, жреческая медицина с магическими обрядами и мистическими приемами. Применялись и рациональные методы диагностики и лечения. В государствах древности возникло медицинское образование. Мед. школы создавались при храмах, но имелись государственные и частные. Появились первые лечебные учреждения, мед. санитарные организации в армии и на флоте. Общие черты развития врачевания в древнем мире: - изобретение письменности (4 тыс. до н.э.), создание первых текстов медицинского содержания, - формирование двух направлений врачевания: эмпирического, основанного на практическом опыте и культового, основанного на религиозных верованиях, - развитие представлений о происхождении болезней, связанные с природой, религиозно-мистические, - подготовка врачей (семейная традиция, обучение в школах при храмах), - создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков, - формирование основ врачебной этики. Законодательство многих государств регулировало формы врачебной практики, устанавливало ответственность за незаконное врачевание и врачебные ошибки. Врачи древности оставили богатое литературное наследие. Многие медицинские труда древности на протяжении веков служили основными пособиями для подготовки врачей. На основе религиозных представлений и натурфилософских воззрений были сформулированы первые общебиологические концепции - гуморальная и пневматическая. Другие данные о строении и функциях человеческого тела сложились в систему анатомических представлений, которые оставались вплоть до 16 в. Врачами древности были разработаны многие вопросы клинической медицины (внут. болезней, офтальмологии, дерматологии, хирургии). Сильную сторону медицины древности составили некоторые формы гигиенической деятельности (благоустройство, гос.надзор, противоэпидемические мероприятия). Медицина древнего мира развивалась на основе преемственности. Врачи др. Греции систематизировали, дополнили и развили медицинские представления народов др.Востока. С падением Зап.Рим.империи византийские и арабские врачи дополнили ее рядом новых открытий и передали эстафету врачам Европы, трудами которых на фундаменте наследия врачей древности были заложены знания современной медицины. 5.2. Врачевание в Древней Месопотамии (Шумерском государстве, Вавилоне, Ассирии), С начала 2 тыс. до н.э. начинается история Вавилонского царства, которое существовало 15 столетий. В 538 г. Вавилонское царство было захвачено персами и прекратило существование. С 15 по 17 в. до н.э. в верхней Месопотамии существовало Ассирийское царство. Междуречье населяли Шумеры и Аккадцы. В 3 тыс.до н.э. происходит слияние народов и культур. Характерно наличие ирригационных систем, создание клиновидной письменности. ПВ сер.3 тыс. до н.э. появляется металлургия. Развивалась математика, астрономия. Источники – глиняные плитки и библиотеки Ашурбанипала, кодекс Хамурапи. Подготовка врачей осуществлялась при храмах. Найдены клинописные таблички, содержащие рецепты. Группировка заболеваний осуществлялась на основе общности клинических проявлений. Болезни делились на тифоидные (т.е. болезни от ветров) и нервнодушевные. Представления о причинах болезни делятся на три категории: 1. Связанные с нарушением принятых правил. 2. Связанные с явлениями природы и образом жизни. 3. Связанные с религиозными верованиями. Магические приемы имели самостоятельное значение в медицине. Применялись амулеты, талисманы. Применялись лекарственные средства. Лекарственное сырье ввозилось из Египта, Ирана, Индии. В виде отваров, микстур, мазей, компрессов. В Месопотамии существовали строгие гигиенические предписания. Были построены системы водоснабжения и канализации. Диагностика носила более рациональный характер, чем терапия. В источниках содержится описание различных симптомов и тонких диагностических наблюдений. Особое значение придавалось состоянию рта, носа, губ, виду ног, ладоней, особенностям движений. Анатомические познания были меньшими чем у египтян. Знания приобретались при рассечении жертвенных животных, что давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, желудке, кишечнике. Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам, после смерти роженицы разрешалось спасти живого младенца путем рассечения живота. Число свободных врачевателей в Месопотамии было невелико. Их положение в обществе было различным. Врачи – представители высшего жреческого сословия. Врачи из рабов и вольноотпущенников не допускались во врачебную корпорацию. Существовала некоторая специализация. Особенно много в старовавилонских текстах упоминается о ветеринарах. Древние врачи наз. асу. К сер. 2 тыс. до н.э. сформировалось 2 направления врачевания: 1) асуту (искусство врачевателей) 2) ашипуту (искусство заклинателей). Лечебная практика асу: знание лекарственной флоры и фауны, сами собирали и готовили лекарства. Арсенал ашипуту: чтение заклинаний, магические числа, набор лекарственных средств узкий. Передача медицинских знаний происходила в узком кругу посвященных. О медицинских школах не упоминается. К середине 1 тыс. до н.э. медицина древней Месопотамии была ниже египетской. 5.3. Вещественные первоисточники врачевания Древней Месопотамии (клинопись). Родина клинописи - Месопотамия, как ее называли греки, или Междуречье по-русски, земля, простирающаяся между реками Тигром и Евфратом. Ее южную часть нередко называют Двуречьем. В Египте писали на камне, на папирусе и на черепках глиняной посуды -страках. В Двуречье нет каменистых утесов, не растет там и папирус. Зато вдоволь глины. Вот ее и использовали как самый удобный и самый дешевый материал. Замесил немного глины, слепил из нее небольшой блин, вырезал треугольную в разрезе палочку и пиши, выдавливая на влажной, а потому мягкой глине письменные знаки. От нажима такой палочки получались знаки, похожие на клинья, поэтому такое письмо назвали клинописью. Глиняные таблички сушили на солнце, а если хотели сохранить запись дольше, таблички обжигали на огне. Открытием, которое возбудило стремление к новым поискам шумерских документов, стал город Ниппур. Там в конце 19 века американские археологи обнаружили несколько тысяч табличек с надписями — клинописью. Шумерские таблички размещались в 62 комнатах. Следующей находкой была библиотека шумеров на месте древнего города Шурупака. Почти все таблички с клинописью грозили рассыпаться. Их извлекали из сырой земли, просушивали, чистили, фотографировали, обжигали и аккуратно укладывали в ящики. На это ушло восемь месяцев, на публикацию результатов работ — двадцать лет. Ученые классифицировали шумерскую библиотеку разделив её на серии. Первая - тексты хозяйственного содержания, вторая - школьная: глиняные таблички игравшие роль современных школьных тетрадей. Но самое главное - шумерская библиотека позволила составить список архаических клинописных знаков. Еще в 17 веке европейские путешественники и агенты различных компаний снимали копии клинописных знаков в Персии, Аравии и других странах. Поначалу клинопись считали орнаментом, узорами на камнях. Говорили даже, что это следы птиц на мокрой глине. Но европейские учёные всё больше склонялись к мнению, что это древняя письменность, которую, казалось, никогда не разгадать. Ведь не могли даже толком уяснить, как читать таблицы: сверху вниз, слева направо или наоборот. Житель Дании К. Нибур свершил подвиг исследователя — добыл ценные клинописные документы шумеров. Но этим он поставил перед учёными большую и трудную задачу: прочесть письмена, которые внешне действительно похожи на хаотические следы каких-то фантастических птиц. Наконец, немецкий учёный Гротефенд смог прочесть надпись на одной из табличек: Это произошло в 1802 году. Путь к прочтению письмён Ассирии и Вавилонии, клинописной библиотеки шумеров, был открыт. Исчезнувшие далёкие миры возвращались из небытия. История человечества расширилась далеко в глубь тысячелетий. Над разгадкою шумерской клинописи работал и исследователь Смит. Перед ним открывалась жизнь древнего Востока: то строительная надпись, то инвентарный список. Но однажды с невзрачной серой таблички повеяло таинственными чарами Востока. Смит нашёл текст о всемирном потопе, о котором позже было написано в известной всем книге - Библии. На протяжении многих тысячелетий клинопись прошла долгий и сложный путь развития. Учёными прочитано уже много клинописных глиняных книг. Они дали богатый материал по истории развития клинописи. Развитие клинописи шло по пути упрощения рисунков. Знаками, которые имелись в арсенале шумерского письма, можно было сделать хозяйственную запись, подсчёт имущества, то есть зафиксировать самое простейшее, конкретное. А как записать мифы, исторические события, поэмы? Это натолкнуло шумеров на введение в письмо фонетических дополнений. Но шумерская клинопись так и не дошла до буквенного письма. В фондах французского музея Лувра хранится табличка из бухгалтерской глиняной книги древнего Шумера. На нём записано, сколько зерна нужно, чтобы прокормить рабов. Кроме таких деловых документов, шумеры оставили нам труды по математике, сельскому хозяйству, медицине, литературные произведения. Теорема Пифагора была доказана ещё математиками Месопотамии. Шумерские учёные составляли календари, карты, успешно использовали в медицине различные растения. Глиняные таблички рассказали нам о мудрости и поэтичности шумерского народа. Например, пословицы. Они гораздо старше египетских. «Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот». «Увернулся от дикого быка, натолкнулся на дикую корову». А басни, сюжеты которых, как считали, придумал Эзоп, оказывается, появились ещё раньше в Шумере. Около четырёх тысяч лет пролежали в земле семнадцать клинописных табличек. На них была записана своеобразная педагогическая поэма. Эти семнадцать глиняных таблиц - прекрасный памятник педагогических взглядов, близких и понятных нам. Кроме шумеров, К. пользовались аккадцы (вавилоняне и ассирийцы), эламиты, хетты, финикийцы г. Угарита, урарты и персы. 5.4. Древний Египет. Медицина и врачевание в древнеегипетском пантеоне. Место цивилизации – долина нижнего течения Нила. В 6 тыс. до н.э. Египет вошел в состав Византии. У египтян сохранились тотемизм и фетишизм. Почти каждое живое существо почиталось в виде животного, а позднее в виде человека. Важное место занимали представления о сотворении мира и всего сущего. Фараон причислялся к богам. Источники: папирусы мед. содержания, свидетельства писателей древности (Геродот, Плутарх, Полибий). В истории врачевания выделяют 3 крупных периода: 1. Царский (30-4 вв до н.э.) 2. Греко-римский (332 г. до н.э. – 395 г. н.э.) 3. Византийский (395 –638 гг) Знания получали из практического опыта. В эпоху Др. Царства – сооружение пирамид, в эпоху Нового Царства – расцвет государства. Египтяне обладали обширными понятиями по хирургии, внут. и кожным болезням, в акушерстве, стоматологии. В текстах папирусов встречается большое количество магических формул. Более ранние тексты содержат менее религиозной мистики. Магические приемы и действия сопровождали рациональные приемы. Имелись знания о строении чел. тела. Уже в сер. 2 тыс. были описаны крупные органы.Впервые был описан мозг. Занимались мумификацией. Процедура бальзамирования занимала 70 дней. Причины болезни связывали с естественными и сверхестественными явлениями. Считали, что ведущее место в жизнедеятельности организма занимали кровь и пневма. Пневма – находящееся в воздухе невидимое и невесомое существо, кот. при входе поступало в легкие, затем в сердце и далее вместе с кровью расходилось по всему телу. Т.о. зародились две важнейшие концепции: гуморальная и пневматическая, которые в различных формах сохранялись в медицине более 3 тыс. лет. Египтяне полагали, что многие вредные для организма вещества изменяющие свойства крови и пневмы содержатся в пище. Эти причины служили обоснованием для проведения очистительных процедур с целью предупреждения и лечения болезней. Врачи рекомендовали каждый месяц три дня очищать желудок. Основным органом считалось сердце – ему приписывалась способность мыслить и чувствовать. Считали что от сердца отходят 22 сосуда во все части тела. В древнем Египте распространялись паразитарные и инфекционные заболевания (оспа, малярия, чума). В связи сэтим большое значение придавалось соблюдению гигиенических требований. В Древнем Египте существовали и космогонические представления о четырех элементах — воде, воздухе, земле и огне, в связи с которыми возникли зачатки классического гуморального учения о четырех основных соках организма, определяющих состояние здоровья или болезни. Эти указания, однако, не согласуются с имеющимися данными о том, как представляли себе древние египтяне происхождение и картину мира. Вместе с тем не исключено, что космогонические представления, возникшие в Древнем Иране и имевшие широкое хождение у вавилонян и халдеев, были известны и египетским жрецам, благодаря чему могли попасть в древнеегипетские тексты конца периода Нового царства (16—11 вв до н.э.). Начиная с эпохи Древнего царства в Египте существовала медицинская школа «Дом жизни». Медицинскую подготовку юноши получали также в школах и храмах Гелиополиса и Саиса, Мемфиса, Фив. В стране не было равенства в рангах, дознаниях и материальной обеспеченности врачей. Из папирусов хорошо известен тип врача высшей категории — врача-жреца. Основная же масса врачей Египта вербовалась из вольноотпущенников или рабов. Нередко они состояли на службе у врачей-жрецов. Еще в период Древнего царства существовали лечебники. К концу Среднего царства (21—18 вв. до н.э.) относится появление своеобразного свода знаний по лечебной диететике, а также по женским болезням и лечению животных. Наряду с медицинским образованием и медицинской литературой в Древнем Египте существовали и некоторые формы организации медицинской помощи. В частности, известно, что не позднее 3 тысячелетия до н.э. в древнеегипетской армии была создана медико-санитарная организация. При храмах, по-видимому, впервые в истории человечества были выделены специальные помещения (типа стационаров) для увечных, слепых и хронических больных. Не исключено, что именно у египтян древние греки заимствовали идею организации стационаров при храмах. В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения. Существовали лечебные заведения при армии – стационары для раненых. Дома жизни были также местом хранения папирусов. Врачем высшей категории считался жрец, существовали еще врачи-лечебники. Египетских врачевателей приглашали на службу в другие страны. В древнеегипетской М. существовала специализация врачей: были специалисты по внутренним, кожным, глазным, желудочно-кишечным («утробные врачи») болезням, по хирургии, акушерки и др. Большое внимание уделялось глистным инвазиям, О развитии зубоврачебного искусства свидетельствуют обнаруженные у мумий (3 тыс. лет до н.э.) зубы, прикрепленные к другим зубам золотой проволокой, челюсти, просверленные при операции. Античные авторы считали Египет родиной учения о кожных болезнях. В древнейших памятниках письменности приводятся описания кожных сыпей и других симптомов различных заболеваний кожи: чесотки, карбункулов, рожи, проказы и др. Древний Египет считают родиной косметики. Дошедшие до нашего времени прописи свидетельствуют, что древнеегипетские косметические средства обладали высокой стойкостью, не раздражали кожу, а в ряде случаев оказывали противовоспалительное и фотозащитное действие. Для лечения переломов древнеегипетские врачи применяли нечто подобное современным шинам, лонгетам и даже гипсовым повязкам (бинтовые полоски из холста погружались перед наложением в алебастр или затвердевающие смолы). Известно, что в Древнем Египте производили ампутацию конечностей, трепанацию черепа, операции на позвоночнике, органе слуха и др. Изготавливались близкие по форме к современным металлические хирургические инструменты: ланцеты, пинцеты, ножи, ножницы и т.д. При операциях использовались обезболивающие средства. Имеются указания, что в Древнем Египте была впервые применена перевязка кровоточащих сосудов. Не исключено, что врачи Древнего Египта осознавали в какой-то мере опасность инфицирования раны и пытались бороться с воспалительными явлениями, прикладывая к ране листья ивы. Египтянами описано около 250 болезней и 877 способов их лечения. Высокого развития достигла хирургия: проводили ампутацию, трепанацию. Изготавливали близкие к современным хирургическим инструменты. Египет считают родиной косметики. Египет оказал большое влияние на медицину других народов. Отдельные древнеегипетские тексты были включены а «Гипократов сборник», оттуда в труды стран Арабского халифата, Европы. 5.5.Религиозные представления. Учение о бессмертии души и культ мертвых. Бальзамирование. Религиозные представления древних египтян постоянно развивались, хотя приверженность к традициям, заставлявшая наслаивать новые представления на старые, способствовала сохранению пережитков даже первобытных верований. Так, у египтян сохранялись долгое время фетишизм, тотемизм (почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного, позднее — в виде человека с головой животного). Наряду с этим египтяне. по-видимому, первыми ввели в религию антропоморфные представления (культ Осириса и Исиды, обожествление архитектора и врача Имхотепа и др.), представление о суде справедливости в загробном мире, культ умирающего и воскресающего бога, являвшегося одновременно верховным судьей в царстве мертвых, и т.д. Египтяне выстроили иерархию богов более жесткую, чем у других народов Древнего Востока. Важное место в мировоззрении древних египтян занимали учение о бессмертии души и связанный с ним культ мертвых. Согласно древнеегипетским верованиям, у человека было несколько душ, важнейшая из которых Ка (божественный двойник человека, олицетворяющий собой жизненную силу) после смерти отделялась от тела и отправлялась в странствия по загробному царству. Достичь вечного блаженства можно было при условии, если тело будет сохранено в целости (отсюда обычай мумифицировать трупы) и если на суде Осириса будет установлено, что сердце умершего не отягощено грехами.Египтяне первыми ввели в религию антропоморфные представления (культ Осириса и Исиды), предметом особого культа были змеи. Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний, поскольку бальзамирование было сопряжено с извлечением внутренних органов и головного мозга. Однако многовековая практика бальзамирования не привела древних египтян к созданию сколько-нибудь стройной системы анатомических представлений. Судя по текстам медицинских папирусов, древнеегипетским врачам были известны лишь отдельные внутренние органы, в т.ч. сердце, головной мозг, печень, а также сосуды. Основным органом считалось сердце, ему приписывались функции мышления и чувств. Другие народы Древнего Востока уже во 2—1 тысячелетии до н.э. считали мышление функцией головного мозга. По-видимому, древние египтяне имели представления о движении крови в связи с деятельностью сердца. Они считали, что от сердца отходят 22 сосуда, которые направляются ко всем частям тела. Врач, «касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену», — говорится в папирусе Эберса. 5.6 Медицинские папирусы: частная патология, лекарственное лечение, диететика (папирус Эберса), хирургические методы лечения (папирус Смита), акушерство (папирус из Кахуна), лечение детских болезней (папирус Бругша). Источниками знаний о состоянии М. в Древнем Египте являются дошедшие до нашего времени папирусы с медицинскими текстами, многочисленные иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах, колоннах храмов, различные памятники материальной культуры (санитарно-технические сооружения, хирургические инструменты, предметы бытового обихода, произведения искусства). Некоторые сведения медико-гигиенического характера, а также косвенные свидетельства об уровне развития М. и состоянии медицинской помощи в Древнем Египте имеются в памятниках письменности религиозного содержания, государственных и дипломатических документах, литературных произведениях. Кроме того, оценка достижений древних египтян в области М. дана в произведениях античных авторов. Египтяне обладали обширными для своего времени знаниями в области хирургии, внутренних и кожных болезней, акушерства, лечения зубов и др. Они создали школы для подготовки врачей. Вместе с тем в текстах медицинских папирусов встречается большое количество магических формул, заклинаний и обрядов, выполнением которых должно было сопровождаться каждое рациональное действие врача и больного, чтобы обеспечить успех в диагностике и лечении. Причем исследователи древнеегипетских медицинских папирусов отмечают, что более ранние тексты менее отягощены религиозной мистикой и магическими формулами. Так, папирус Смита (дошедший до нашего времени экземпляр, датируемый 1550 г. до н.э., считают копией раннего текста, авторство которого приписывается Имхотепу, не позднее 2700 г. до н.э.) в отличие от остальных папирусов, составленных значительно позднее, не содержит каких-либо магических заклинаний. Медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику. Древнеегипетская М. базировалась на опыте земледельческой и охотничьей общины и не могла быть свободна от демонологических, тотемистических, анимистических представлений. Судя по содержанию папирусов, древнеегипетская М. во 2 тысячелетии до н.э. сделала много рациональных приобретений в области гигиены, диагностики и лечения. В папирусе Эберса, посвященном главным образом вопросам частной патологии, описано 250 заболеваний различных органов и частей тела и 877 способов их лечения. В частности, есть подробное описание симптоматики кровотечений, слоновой болезни, заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и др. Древнеегипетские врачи умели пользоваться различными диагностическими приемами: осмотром для выявления изменений формы и окраски наружных частей тела, кожи, волос, ногтей; ощупыванием для установления отклонений положения, формы, напряжения и температуры органов брюшной и грудной полостей, конечностей и др. Древнеегипетские врачи знали стадию кризиса при острых заболеваниях, считали критическими 10-й день от начала болезни. О знаниях древних египтян в области акушерства и гинекологии свидетельствует папирус из Кахуна (2200—2100 или 1850 гг. до н.э.). В нем описаны признаки маточных кровотечений и лечебные меры при них, а также при нарушениях менструального цикла, некоторых воспалительных заболеваниях женской половой сферы и молочных желез. Наряду с ошибочными представлениями (например, египтяне считали, что матка открывается вверх) в медицинских папирусах содержалось немало рациональных рекомендаций. Например, в качестве противозачаточного средства рекомендовалось вводить во влагалище листья акации (в настоящее время выяснено, что акация содержит вид камеди, которая при растворении образует молочную кислоту). Для установления беременности проводилась проба, выявлявшая ускорение прорастания пшеницы и ячменя под влиянием мочи беременной женщины. Именно этот прием под названием «проба Мангера» был предложен для диагностики ранних сроков беременности в начале 20 в. В Египте издревле имелись акушерки, принимавшие роды на дому. Египтянки рожали сидя. Примитивный родильный стульчик сооружался из кирпичей, сложенных таким образом, чтобы между бедрами женщины и полом было достаточное пространство для выхода ребенка. Проводилась обработка новорожденного: его обмывали, отрезали пуповину и клали на ложе из кирпичей. Предположение о том, что египтянам была известна операция кесарева сечения, не находит подтверждения у современных исследователей, однако несомненно, что египтяне умели извлекать плод из утробы умершей матери. Имеются сведения о применении обезболивающих средств при родах. Употреблявшийся в Древнем Египте арсенал лекарственных средств был чрезвычайно разнообразен; многие из них продолжают применяться до настоящего времени. В папирусе Эберса упоминаются препараты из мака, можжевельника, граната, акации, льняного семени, укропа, тмина, чеснока, сельдерея, ромашки, полыни, тамариска, камыша, лотоса и др., а также такие вещества растительного происхождения, как уксус, вино, дрожжи («ил пива»), скипидар, мирра (смола аравийского мирта), касторовое масло, кедровое масло, белена, стрихнин. Из минеральных веществ в лечебных целях использовались сера, селитра, купорос, различные соли и кислоты, соединения сурьмы, малахит, ярь-медянка, микродозы меди («удар медного молотка»), алебастровый порошок, уголь в виде «сажи со стен над очагом», мемфисский камень, квасцы, поваренная соль и др. Из средств животного происхождения применялись женское молоко и молоко коз, бычья и рыбья желчь, мед, жиры, мозг, печень, кровь различных животных и др. Кроме лекарственных средств местного происхождения египтяне пользовались средствами, привозимыми из Китая, Индии,Центральной и Южной Африки. Сохранились списки привозных лекарственных средств, служивших объектом международной торговли. Были распространены разнообразные лекарственные формы: припарки, примочки, пластыри, мази, отвары, пилюли. При этом пилюли для женщин приготовлялись с добавлением меда, для мужчин — без меда. Применялись лекарства сложного состава, иногда включавшие до 30 компонентов; предписывалось употребление «утром», «вечером» и т.д. В городах существовали учреждения для хранения и продажи лекарственных средств. Такие городские аптеки-склады имели вид круглых, наполовину находившихся в земле колодцеобразных помещений, в которые по радиусам вели длинные узкие ходы. Для хранения лекарств служили углубления, выдолбленные в стенах наподобие ячеек. Образ жизни египтян, по свидетельству Диодора, был так целесообразно урегулирован, что можно было видеть в нем не плод законодательного творчества, но работу дельного врача. сумевшего разработать его согласно правилам науки о здоровье. Действительно, в образе жизни и гигиенических предписаниях, которыми руководствовались древние египтяне, было много рационального. Так, рекомендовалось рано вставать, ежедневно заниматься гимнастикой и обтирать тело прохладной водой. Поощрялись занятия спортом (греблей, плаванием, нырянием, стрельбой из лука, метанием копья); гимнастика и некоторые виды спорта входили в число обязательных занятий во всех древнеегипетских школах. Предметом особого внимания были забота о чистоте тела и уход за кожей. Законодательством регламентировались правила погребения умерших, надзор за качеством продаваемых пищевых продуктов (в частности, осмотр мяса). Уделялось внимание и санитарному благоустройству городов; в кварталах знати имелись водопроводы, канализация, бассейн и др. Еще в додинастический период была осушена огромная площадь нильской дельты. В эпоху Древнего и Среднего царств вся страна покрылась сетью дренажных канав. Осушение осуществлялось также путем насаждения деревьев с мощной влаговсасывающей корневой системой. Древнеегипетская М. оказала большое влияние на развитие М. других народов. Так, известно, что в Древнем Иране большим авторитетом пользовались египетские врачи и египетская медицинская литература. Некоторые общепатологические положения (в частности, учение о пневме), приемы диагностики, консервативного лечения были заимствованы и развиты античными врачами, а затем врачами Византии, стран Арабского халифата. Средней Азии, а также Западной Европы периода раннего средневековья. ЗАНЯТИЕ 3 5. 1. Врачевание в Древней Индии Индия — один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди. В развитии древней Индии различают периоды 1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации. 2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э. 3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э. Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману – юридический памятник. Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела. |