Главная страница

Информационный текст. 6 вопрос. инфо-текст. 6. Понятие информационный текст и его виды Понятие информационный текст


Скачать 21.31 Kb.
Название6. Понятие информационный текст и его виды Понятие информационный текст
АнкорИнформационный текст
Дата24.09.2022
Размер21.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла6 вопрос. инфо-текст.docx
ТипДокументы
#693466

6. Понятие «информационный текст» и его виды

Понятие «информационный текст» и его виды относятся к одному из функциональных стилей — публицистическому. Поэтому рассмотрение интересующего нас понятия мы начнем с общих положений, касающихся публицистического стиля. Публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, а также различных газетных жанрах. Понятие публицистического стиля складывается из языка газет, журналов, дискуссий, речей, языка радио- и телепередач, документально-публицистического кино. Информация, реализуемая в Публицистическом стиле, охватывает явления, факты и события политической сферы жизни общества, также в неё входят сообщения о событиях и явлениях, которые происходят в других областях общественной жизни, имеющих политическое значение — в сфере экономики и культуры [5].

Публицистический стиль как часть системы массовой коммуникации не является обезличенным, в отличие от официально-делового стиля. В зависимости от цели коммуникации, Публицистический стиль «подстраивается» под определённую группу людей по возрастным, образовательным, идеологическим и социальным признакам.

Как отмечает Анна Николаевна Васильева, в общем комплексе средств массовой информации газете принадлежит особенно важная роль. Это связано и с самой широкой повседневной доступностью газеты, и с огромным диапазоном многопрофильного выбора, и с информационной оперативностью газеты [6].

Публицистический стиль сочетает в себе две основные функции — это информативная (сообщение новостей) и воздействующая функция (агитация, пропаганда) [9]. С данными функциями связаны и основные тенденции Публицистического стиля — тенденция к стандарту и тенденция к экспрессивности [11].

Информация в сферах, в которых функционирует Публицистический стиль (политическая, экономическая, культурная), предназначена широким кругам общественности, всем носителям данного языка и членам данного общества. Для актуальности информации огромное значение имеет и временной фактор: информация должна передаваться в кратчайшие сроки, что практически не имеет значения для, например, официально-делового стиля. С этим и связана стандартизированность Публицистического стиля, так как в условиях быстрой подготовки автор нередко прибегает к использованию хорошо известных им публицистических приёмов, частотных языковых средств, устойчивых речевых оборотов (клише). Более того, такое обращение к языковым стандартам не только экономит время автору, но и облегчает восприятие читателя, так как информация преподносится в несложных и знакомых выражениях [7].

Воздействующая функция Публицистического стиля реализуется в том, что публицистика в целом призвана активно вмешиваться в происходящее, убеждать и агитировать. В связи с этим автору текста подобного стиля просто необходимо прибегать к оценочным средствам выражения. Для усиления убеждающей функции автор всегда выражает и своё мнение по отношению к какой-либо проблеме. Однако зачастую это мнение не является его личным, а выражает мнение какой-либо социальной группы людей (партии, движения и так далее) [17].

Ещё одна важная черта Публицистического стиля — общедоступность используемой лексики. Так как тексты этого стиля адресованы широкому кругу читателей, автору не следует использовать непонятные им узкоспециальные термины, диалектные или жаргонные слова, неизвестную иноязычную лексику. Лексика Публицистического стиля также отличается большим стилистическим разнообразием — это и нейтральная, общеупотребительная лексика, и фразеология, а также книжная и разговорная лексика. Данный стиль также открыт для использования интернациональной лексики, разного рода заимствований, общеизвестной научной лексики [7].

Жанры публицистического стиля — это определённые «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы» произведений, которые функционируют в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группы жанров: информационные (хроника, заметка, репортаж, интервью, отчёт); аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

В информационной группе текстов Публицистического стиля преобладает информационная функция, или функция пропаганды. В этом случае можно выделить следующие разновидности пропаганды:

1. официально-информационную;

2. информационно-деловую;

3. неофициально-информационную;

4. информационно- экспрессивную.

Задачу официально-информационной функции можно определить как предоставление максимально точной и сжатой информации, которая в то же время была бы и наиболее объективна, и достоверна. Важную роль играет и соблюдение официального этикета передачи фактической, или событийной информации. Речь в подобном сообщении, как правило, лишена какой-либо экспрессивности, эмоциональности, а также образности. Примерами видов, в которых реализуется официально-информационная функция, могут быть заметка, хроника, отчёт.

Информационно-деловая функция близка официально-информационной, так как она точно так же объективна и лишена образности. Эти функции различаются лишь лексическим оформлением деловой и специальной терминологии.

Также синтаксис первой функции отличается упрощённостью и прозрачностью, тогда как конструкции второй — более сложны. Примеры видов — корреспонденция, обзор печати.

Неофициально-информационная функция, напротив, отличается экспрессивностью, литературно-разговорной лексикой и эмоциональностью. Основным примером, реализующим данную функцию, является заметка, в которой находят место литературная речь, разговорная и книжная лексика, а также различные стилистические средства.

Информационно-экспрессивная функция направлена на описание обычной жизни, «трудовых будней» и так далее. Призвана привлекать внимание читателей, чем обусловлено использование открытых средств экспрессии — экспрессивный заголовок, экспрессивная метафора, порядок слов и другие. Ведущим видом, оформляющим данную функцию, является заметка, однако, с перечисленными выше чертами экспрессивности [5].

Рассмотрим наиболее подробно основные виды информационных текстов:

  1. Заметка — простейший вид новостной журналистики, основой которой является какой-либо общеизвестный значимый факт. Является основным в информационных агентствах и печатных изданиях. При написании заметки следует ответить на пять основных вопросов — «кто?», «что?», «где?», «когда?» и «почему?». Заметка, как правило, имеет следующую структуру — заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несёт основную информационную нагрузку) и основная часть (в основной части рассматриваются подробности и детали). Одним из подвидов заметки является хроника. Также существует так называемая расширенная заметка — сообщение, в котором большое внимание уделяется описанию деталей события, может присутствовать мнение компетентных лиц.

  2. Хроника — вид новостной журналистики, представляющий собой подборку сообщений о наличии событий в прошлом, настоящем или будущем. Сообщение-хроника обычно состоит из одного-четырёх предложений, повествующих о том, какое событие произошло/происходит/будет происходить. Основными показателями времени являются наречия «сегодня», «вчера», «завтра», которые также могут выражаться имплицитно — «только что», «сейчас», «скоро». Точно таким образом может быть имплицитно и указание места. К примеру, в городской хронике нет смысла каждый раз указывать название города. Хроника широко используется во всех средствах массовой информации — в газетах, на радио, на телевидении. С помощью хроники обычно оформляются анонсы либо заключения новостей. Зачастую входит в заголовочный комплекс газетной статьи, поэтому газетная страница может быть прочитана как некая рассыпанная хроника, фиксирующая основные события.

  3. Репортаж — ещё один вид новостной журналистики, в котором повествование ведётся одновременно с ходом событий (теле-, радиорепортажи, электронные СМИ), или как бы одновременно (печатные СМИ), следовательно, важную роль играет «метод наблюдения». В теле- и радиорепортажах используются средства, передающие присутствие говорящего на месте события, например, «мы сейчас находимся...», «я вижу, что...» и так далее, что даёт читателю так называемый «эффект присутствия». Основное назначение репортажа — описывать естественный ход событий, однако, очень мало событий действительно передаются от начала и до конца — футбольный матч, военный парад, инаугурация президента. В записи событие также может передаваться как ряд последовательных эпизодов, в этом случае у журналиста есть возможность расставить акценты на важных моментах. Таким образом, возникает и проблема монтажа — какие-то части неизбежно урезаются, но автор всё старается отразить их, в основном за счёт авторского комментария. Чем больше роль монтажа, тем больше возрастает роль и комментария. В таком случае возникает ещё один вид — аналитический репортаж. Аналитический репортаж представляет собой чередование «репортажных» вставок и различных комментариев, рассуждений. Нередко автор репортажа может доверить эти рассуждения специалисту — тогда в репортаже возникают также элементы интервью.

  4. Интервью — может быть как новостным, когда речь идёт о только что совершившемся или текущем событии, так и аналитическим — обсуждение какой-либо проблемы. Новостное интервью констатирует событие и предполагает его рассмотрение в деталях. Журналист задаёт краткие вопросы по поводу деталей события, а интервьюируемый на них отвечает. Аналитическое же интервью представляет собой развёрнутый диалог о какой-либо проблеме. Журналист определяет аспекты её рассмотрения (причины, суть, последствия), а информированное лицо подробно отвечает на эти вопросы. Роль журналиста в интервью также очень важна — ему необходимо тщательно подготовить вопросы, разработать стратегию разговора, разъяснять, к примеру, неизвестные широкой общественности термины, которые использует интервьюируемый. Для интервью характерны незаконченные синтаксические конструкции, переспросы, подхват реплик. В прессе интервью также сохраняет некоторые признаки спонтанной устной речи — например, указательные местоимения, суть которых раскрывается в предыдущей реплике, структурная неполнота.

  5. Отчёт — представляет собой развёрнутое описание события, на котором производится большой обмен информацией (заседания, симпозиумы, конференции, собрания и так далее). В отчёте должны быть изложены основные идеи, положения выступлений лиц, участвующих в данном событии. Отчёту свойственна предельная документальность — журналисту необходимо точно передать суть высказываний говорящих. Он может использовать как прямую или косвенную речь, так и составить текст на основе полученных из доклада сведений. Существует три вида отчёта: прямой информационный отчёт, аналитический отчёт и тематический отчёт. В прямом информационном отчёте журналист в хронологическом порядке излагает содержание происходящее, ничего не комментируя. Однако описывая тот или иной доклад более детализированно, журналист может расставить акценты. В аналитическом отчёте журналист описывает события, приводя собственные комментарии. При этом он может использовать дополнительные сведения, факты и статистики. Тематический отчёт представляет собой некую выборку докладов на тему, интересующую журналиста, не в хронологическом порядке [10].


5. Брандес, М.П. Стилистика текста. Теоретический курс [Текст] / М.П. Брандес. - М.: ИНФАРМ - М.: 2004. - 456 с.

6. Васильева, А.Н. Газетно-публицистический стиль речи [Текст] / А.Н. Васильева. - М.: 1982. - 157 с.

7. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст] / И.Б. Голуб - М.: Логос, 2002 г. - 257 с.

9. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина. - М.: 1993. - 373 с.

10. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник [Текст] / М.Н. Кожина, Л.P. Дускаева, В.А. Салимовский. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 464 с.

11. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе [Тект] / В.Г. Костомаров. - М.: 1971. - 363 с.

17. Солганик Г.Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990-1994 гг.) [Текст] / Г.Я. Солганик/ Журналистика и культура русской речи. - М.: 1996. - Вып. 1. - С. 13-25


написать администратору сайта