2
| Аллитерация
| Повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов
| Пора, перо покоя просит...
| Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001, с 28
|
3
| Аллюзия
| Отсылка к известному высказыванию либо к художественному произведению.
| «Семейство - вздор, семейство - блажь», -
Любили здесь промолвить гневно.
А в глубине души все та ж
«Княгиня Марья Алексевна»
Александр Блок. «Возмездие». Отсылка к комедии Грибоедова «Горе от ума»
| Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001, с 28
|
4
| Алогизм
| Сочетание противоречивых понятий, создающее тот пли иной стилистический эффект
| причешите мне уши (Маяковский), "никогда не забуду - он был или не был, этот вечер" (Блок)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
5
| Амплификация
| Стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов
| За все, за все тебя благодарю я:
за тайные мучения страстей,
за горечь слез, отраву поцелуя,
за месть врагов и клевету друзей,
за жар души, растраченный в пустыне.
Лермонтов
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
6
| Анафора
| Единоначатие
| Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок. Борис Пастернак. «Определение поэзии»
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
7
| Антиметабола
| Усиленная словесным или корневым повтором антитеза
| Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть"
| Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001. с. 37
|
8
| Антитеза
| Противопоставление
| Я телом в прахе истлеваю / Умом громам повелеваю, / Я царь - я раб - я червь - я бог! (Державин)
| Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001. с. 37
|
9
| Антономазия
| Троп, относящийся к имени лица, разновидность синекдохи
| "галилеянин" вместо "Иисус" - род вместо лица; "Meнтор" вместо "наставник" - лицо вместо рода
| Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001. с.42
|
10
| Апокопа
| Отпадение одного или нескольких звуков в конце слова
| Вокруг талантливые трусы / И обнаглевшая бездарь (вместо бездарность) И. Северянин
| Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М. : Интелвак, 2001. с.44
|
11
| Ассонанс
| Повторение гласных звуков, преимущественно ударных, или Неточная рифма, в которой совпадает ударный гласный и не совпадают согласные
| Пароход подошел,
завыл, погудел -
и скован,
как каторжник беглый.
На палубе 700 человек людей,
Остальные -
негры.
Маяковский
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
12
| Верлибр
| Свободный стих, стих без рифмы, белый стих
| Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенный любовью, Тревожною думой наполнено ты. Жуковский
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
13
| Гипербола
| Чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
| у Евгения Онегина "щетки тридцати родов / И для ногтей и для зубов"
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
14
| Градация
| Стилистическая фигура (см.), в к-рой определения группируются в известном порядке - нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
| Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
15
| Гротеск
| Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер
| градоначальники с фаршированной головой или органчиками вместо мозга (Салтыков –Щедрин)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с
|
16
| Инверсия
| Фигура слова: нарушение "естественного" порядка слов
| "И смертью чуждой сей земле не успокоенные гости" А.С.Пушкин. Цыганы
| Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.
Стб.303
|
17
| Ирония
| Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания.
| Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов,
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
18
| Каламбур
| Стилистический оборот или самостоятельная миниатюра, основанная на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение, обычно придающая речи оттенок комизма.
| "Хочешь чаю, Никанор? - предложил хозяин. - Нет, спасибо, я уже отчаялся" (Е. Петров)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
19
| Катахреза
| Троп, в котором эпитет противоречит по своему прямому значению определяемому им понятию или предмету.
| "ходил пешком по морю", "сладкая горечь обид" (Лермонтов)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
20
| Катрен
| Только для четверостишия, выражающего законченную мысль
| Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
Ф. И. Тютчев.
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
21
| Клаузула
| Конец стихотворной строки (иногда фразы в прозе), состоящей из слогов, следующих за последним ударением; бывает мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая
| Муж: крутится, вертитися шар голубОй
Жен: До свиданья, мой ласковый, мИшка
Дактил: В лесу, когда мы пьяны шОрохом
Гипердактил: Ты подарил мне шаль сирЕневую
| Словарь литературоведческих терминов. Сост.: С.П. Белокурова, 2006 г.
|
22
| Кольцо
| Разновидность повтора; повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала
| НЕ пой, красавица, при мНЕ
| Словарь литературоведческих терминов. Сост.: С.П. Белокурова, 2006 г.
|
26
| Легенда
| Жанр несказочной прозы в фольклоре, устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемые рассказчиком и слушателем как достоверность.
| Об Александре Македонском, а золотом веке, о мироздании
| http://www.licey.net/lit/slovar/legenda
|
27
| Лейтмотив
| Основная мысль, конкретный художественный образ, выразительная деталь и даже слово неоднократно повторяемые и служащие для раскрытия авторского замысла
| Мотив странничества в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», постоянно закрывающиеся двери в доме Болконских («Война и мир» Л.Н, Толстой)
| Словарь литературоведческих терминов. Сост.: С.П. Белокурова, 2006 г.
|
28
| Лимерик
| Разновидность стихотворной строфы: пятистишие, написанное анапестом
| К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.
(Э.Лир)
| Словарь литературоведческих терминов. Сост.: С.П.Белокурова, 2006 г.
|
29
| Литота
| Образное выражение, оборот, в к-ром содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
| Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик, "Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить" (Н. Гоголь).
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с
|
30
| Метафора
| Переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.
| Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой.
А.С. Пушкин
| http://slovo.yaxy.ru/61.html
|
31
| Метонимия
| Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий
| "Стальной оратор дремлет в кобуре" - револьвер; "вел мечи на при обильный" - вел воинов в бой; "сычок запел" - скрипач заиграл на своем инструменте
| http://slovo.yaxy.ru/61.html
|
32
| Месостих
| Стихотворение, в к-ром при чтении определенной буквы из середины каждой строки последовательно сверху вниз получается слово или фраза, чаще всего - имя того, кому посвящено стихотворение.
| Когда тумаН как дым ползёт к ущелью, Азалий ДафнА ищет по горам, Венок плетёТ... а я несусь с метелью Сквозь льды, без солнцА, выше по скалам, Туда, где тиШь царит в пустыне синей... Там в глубинЕ зеркальной паутиной Я вечно сковаН: с Дафной я не сам. Когда онА волной своей прибойной Бьет снизу в насыПь млечного пути, Я как звездА и как ручей разройный Лечу к ущельяМ — вижу, не найти; Ищу огнЯ, в который мир закован... Опять, опяТь землёй я зачарован. Чтоб снова в натишЬ звёздную уйти (А. Туфанов)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
|
33
| Монорим
| Стихотворение, построенное на одной рифме – в сатирических и юмористических целях
| «Когда будете, дети, студентами, не ломайте голов над моментами, над Гамлетами, лирами, Кентами, над царями и над президентами…» (А. Апухтин).
| http://nature.web.ru/litera/6.4.76.html
|
34
| Моностих
| Стихотворение длиной в один стих.
| "Покойся, милый прах, до радостного утра!" (Карамзин).
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с
|
35
| Овеществление
| Вид метафоры, уподобление предмету
| «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей»
| Словарь литературоведческих терминов. Сост.: С.П. Белокурова, 2006 г.
|
36
| Оксюморон
| Сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.
| Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
(С. Есенин)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с
|
37
| Олицетворение
| Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при к-ром они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
| К ней прилегла в опочивальне
Ее сиделка - тишина.
(А. Блок)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с
|
38
| Ономатопея
| Слово, образованное из звукоподражания
| Но улыбкой роковою Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою…
Ахнул дерзкий - и упал! (Лермонтов)
| Поэтический словарь под ред.: Квятковского А.П., 1966
|
39
| Остранение
| Описание в худ. произведении человека, предмета или явления, как бы впервые увиденного, а потому приобретающего новые признаки (термин введен в русскую поэтику В. Шкловским)
| Две капли брызнуло в стекло
От лип душистых медом тянет
И что-то к саду подошло
По свежим листьям барабанит (А.Фет)
| Поэтический словарь под ред.: Квятковского А.П., 1966
|
40
| Палиндром
| Искусственная поэтическая форма, жонглирование словом, при к-ром слово, строка или ряд строк (читать ли от начала к концу или от конца к началу) звучат одинаково и имеют одинаковый смысл
| Сетуй, утес!
Утро черту!
Мы, низари, летели Разиным.
(В. Хлебников)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с
|
41
| Панторифма
| Созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания, как обычно, а стихотворную строку целиком.
| Седеет к октябрю сова,
Седеют когти Брюсова.
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с
|
42
| Парадокс
| Рассуждение, приводящее к таким выводам, к-рые не могут быть отнесены ни к числу истинных, ни к числу ложных; близок к афоризму, игре слов, каламбуру и служит выражению в острой форме, краткой и законченной, необычно толкуемых понятий и представлений в целях насмешки, разоблачения
| Чем меньше женщину мы любим,
Тем Легче нравимся мы ей.
Тише едешь - дальше будешь
| Словарь литературоведческих терминов. Сост.: С.П. Белокурова, 2006 г.
|
43
| Параллелизм
| Аналогия, сходство, общность характерных черт; однородное синтаксическое построение двух (и более) предложений (или частей их)
| Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
(В. Брюсов)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с
|
44
| Период
| Пространное сложноподчиненное предложение, отличающееся полнотой развертывания мысли и законченностью интонации.
| М. Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..."
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с
|
45
| Перифраз
| Один из тропов, в к-ром название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
| «царь птица» (вместо орел),
| Словарь по литературоведению
|
46
| Плеоназм
| Стилистическая фигура прибавления, служащая усилению экспрессивных качеств речи
| "Козлов продолжал лежать умолкшим образом, будучи убитым" (А.Платонов).
| http://slovo.yaxy.ru/61.html
|
47
| Раешный стих
| Фольклорный стих, сопровождавший, в частности, представления райка и имевший самостоятельное распространение. Количество слогов и расположение ударений в Р. с. свободно, ритм основан на смежной рифмовке строк (обычно юмористического, прибауточного характера).
| Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам не зная куда.
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
48
| Ремарка
| Пояснения, к-рыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе.
| "Вдруг раздается отдаленный точно с неба, звук лопнувшей страны, замирающий, печальный"(А.П. Чехов)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
49
| Ретардация
| Художественный прием задержки развития действия, включение в повествование дополнительных действующих лиц, вставных новелл, авторских отступлений, описаний природы, интерьера
| в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина финал III и начало IV главы ).
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
50
| Сарказм
| Сатирическая по направленности, особа едкая и язвительная ирония, с предельной резкостью изобличающая явления, особо опасные по своим общественным последствиям.
| пожрав уже большую часть родителей, по-видимому, имеют полное право и на их потомство" (Свифт Д., Памфлеты, М., 1955, с. 158).
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
51
| Сдвиг
| Акустико-фонетическое явление в стихе (речи), когда конец и начало рядом стоящих слов образуют новое слово, нарушающее или искажающее смысл.
| Не придет он, так же вот (так живот),
Как на зимние озера летний лебедь не придет.
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
52
| Символ
| Предметный или словесный знак, условно выражающий сущность к-л. явления с определенной т. з., к-рая и определяет самый характер
| хлеб-соль - С. гостеприимства и дружбы; змей - С. мудрости; утро - С. молодости
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
53
| Синекдоха
| Один из тропов, вид метонимии (см.), состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.
| А в двери - бушлаты, шинели, тулупы...
(В. Маяковский)
- Там стонет человек от рабства и цепей...
(М. Лермонтов)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
54
| Стык
| Звуковой или словесный повтор в конце стихотворной строки и в начале следующей
| ... была жара,
жара плыла...
(В. Маяковский)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
55
| Эвфемизм
| Один из тропов (см.), с помощью которого то или иное явление, принимаемое за неприличное или неприятное, заменяется синонимичными, но смягченными словосочетаниями или словами.
| вместо "человек умер" говорят "дал дуба", "сыграл в ящик", "отдал концы"
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
56
| Эллипсис
| Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого)
| Мы села - в пепел, грады - в прах,
В мечи - серпы и плуги.
(В. Жуковский)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
57
| Эмфаза
| Подчеркнутое произношение фразы или части ее.
| Александр Завоеватель, я - дрожа -
молюсь тебе.
(В. Брюсов)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
58
| Эпиграмма
| Один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, зло высмеивающее к.-л. лицо пли общественное явление.
| Певец Давид был ростом мал, Но повалил же Голиафа, Который был и генерал, И, побожусь, не ниже графа.
(Пушкин)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
59
| Эпитет
| Слово, определяющее предмет пли явление и подчеркивающее к.-л. его свойства, качества или признаки.
| «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (Тургенев)
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|
60
| Эхо
| Стихотворная форма, двустишие (или ряд двустиший), в котором первая строка длинная, а вторая - короткая, состоящая всего из одного слова, повторяющего последнее слово первой строки (или его конечную часть, если она образует самостоятельное слово), что создает новые смысловые оттенки.
| От русских ранен кто среди протекших дней?
Ней. Ужель бежал от них и сам Наполеон?
Он.
| Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509
|