Главная страница

сочинение егэ. 5 сочинений. 7 Бедности он не знал, хотя и богатым никогда не был


Скачать 32.95 Kb.
Название7 Бедности он не знал, хотя и богатым никогда не был
Анкорсочинение егэ
Дата13.03.2023
Размер32.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла5 сочинений.docx
ТипДокументы
#985619

ТЕКСТ 1

(1) Мой прадед был замечательный человек. (2) Помню его длинные белые волосы, высокий лоб, мечтательные, немножко отсутствующие глаза и удивительную живую улыбку, будто всё кругом улыбнулось.

(3) Прадед, резчик по дереву, был большой мастер, и тонкие работы удавались ему прямо удивительно: кружево, да и только! (4) А больше всего он радовался, даря какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому человеку. (5) Тогда он, довольный, улыбался счастливой улыбкой и приговаривал: (6) «Ведь этим я помог ему найти в жизни маленькую радость».

(7) Бедности он не знал, хотя и богатым никогда не был.

(8) Видите ли, когда я наблюдаю современную жизнь, то мне часто кажется, что люди придают чрезмерное значение всякому имуществу и богатству, как будто большое состояние равносильно большому счастью. (9) А это совсем не верно. (10) Кто так думает и чувствует, тот, наверное, проживет несчастливую жизнь. (11)И этому я научился у моего покойного прадеда.

(12) «Слушай, – говорил он мне не раз, – есть особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. (13) Тут главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. (14) Имущество должно служить нам и повиноваться. (15) Оно не смеет забирать верх и господствовать над нами. (16) Одно из двух – или ты им владеешь, или оно на тебе поедет. (17) А оно – хи-и-трое. (18) Только заметит, что ты ему служишь, так и начнет подминать тебя и высасывать. (19) И тогда уж держись: оно станет главным в жизни, а ты будешь его привеском. (12)Вот самое важное: человек должен быть свободен; да не только от гнета людей, но и от гнета имущества. (21) Какая же это свобода: от людей независим, а имуществу своему раб? (22) Свободный человек должен быть свободным и в богатстве.

(23)Вот я вырезаю по дереву. (24) Это удается мне потому, что я владею моим скобелем и могу делать с деревом все, что захочу. (25)Поэтому я могу вложить в мою резьбу все мое сердце и показать людям, какая бывает на свете нежная красота и радость.

(26)Или вот – на скрипке. (27) Смычок и струны должны меня слушаться; они должны петь так, как у меня на душе поет. (28)Любовь владеет мною, а я владею скрипкой; вот она и поет вам всем про радость жизни и про Божию красоту.

(29)То же самое и с имуществом. (30) Оно дается нам не для того, чтобы поглощать нашу любовь и истощать наше сердце. (31) Напротив. (32) Оно призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь. (33)Иначе оно станет бременем, идолом, каторгой.

(34)Дело не в том, чтобы отменить или запретить всякое имущество; это было бы глупо, противоестественно и вредно. (35) Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. (36) Эта свобода не может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою душу. (37) Если мне легко думать о своем имуществе, то я свободен. (38) Я определяю судьбу каждой своей вещи и делаю это с легкостью; а они слушаются. (39)Мое достоинство не определяется моим имуществом; моя судьба не зависит от моего владения.

(40) Надо жить так: где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит – с радостью дарить; снабжать, где у другого нужда; с радостью жертвовать, не жалея; не требовать возврата, если другому невмоготу».

(41) Бывало, поговорит так и возьмётся за свою скрипку, начнёт играть старинные русские песни, да ещё в настоящих древних тонах и гармониях... (42)И горечь жизни забудешь, будто все заботы и тягости с тебя спали, и только сердце поёт от радости.

(43) И кажется мне, что прадед мой думал и жил, как настоящий мудрец.

(По И.А. Ильину)

СОЧИНЕНИЕ

В чем заключается истинное счастье? Именно над этой проблемой размышляет И.А. Ильин в тексте.

Читатели знакомятся с прадедом рассказчика. Герой жил достойно и интересно, был по-настоящему счастливым человеком. Конечно, он являлся мудрецом, умел вырезать по дереву и играть на скрипке. Прадед понимал, в чем секрет истинного счастья, уверял, что «…человек должен быть свободен; да не только от гнета людей, но и от гнета имущества».

Действительно, в современном мире люди привыкли думать, якобы их состояние, богатство-залог благополучия. Напротив, человек, зависимый от общества, финансов, власти, не способен получать истинное удовольствие от жизни. Освободившись от гнета, личность обретает счастье.

Раскрывая проблему, И.А.Ильин акцентирует внимание на важности свободы в жизни человека, его отношения к предметам, находящимся в собственности. Прадед считал, что именно личность должна определять судьбу каждой своей вещи (предложения 34,35). Конечно, герой прав.

Освобождение души человека от бремени приведет к осознанию истинного смысла жизни, где будет любовь, доброта, взаимопомощь. Люди начнут ценить друг друга, исключив из действительности ложные ценности.

Автор сопоставляет примеры и показывает, что нужно обладать искусством владения вещами, чтобы быть по-настоящему счастливым.

По мнению писателя, истинное счастье заключается в освобождении от гнета и ложных ценностей, умении пользоваться имуществом не в ущерб себе.

Авторская позиция мне близка. Действительно, достоинство человека не определяется его богатством и связями. Нужно освободиться от того, что ведет к деградации личности. Мне вспомнился случай из жизни. Моя бабушка-самый мудрый и интересный человек. С самого детства она учила меня правилам этикета, грамотности, давала советы в жизненных ситуациях. Несколько лет назад бабушка сказала: «Вера, когда ты начнешь зарабатывать, не будь жадной, делись». Этот совет «спас» меня, помог не потерять любимую работу, задуматься о близких людях, нуждающихся в помощи. Я поняла, что нужно быть благодарной тому, что уже есть в жизни. Именно так произошло становление на истинный путь счастья.

Таким образом, нужно работать над собственной душой, восприятием жизни, отношением к владению вещами. Только тогда каждый человек узнает, что такое настоящее счастье.

ТЕКСТ 2

(1) Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.

(4) Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.

(6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.

- (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью. (12) Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых

найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе. (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.

(14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.

(18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.

(20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.

(24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.

(27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.

(31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии. (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:

-(40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.

(42) Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.
(По К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) —

известный русский писатель, классик отечественной литературы.

СОЧИНЕНИЕ

В чем проявляется жестокость войны? Именно над этим проблемным вопросом размышляет К.Г.Паустовский.

Повествование ведется от лица кондуктора, который помогает санитарам отвозить раненых в госпиталь. Автор обращает внимание читателей на «женщин в теплых платках», которые среди покалеченных людей надеются увидеть своих близких или знакомых (предложения 12,13). Так, война позволяет лишь уповать на встречу с любимым человеком.

Чтобы еще ярче проиллюстрировать проблему, автор раскрывает образ австрийца. Пленный произносит слова, которые заставляют рассказчика задуматься (предложения 40,41). Кондуктор осознает, что на его глазах происходит братоубийственная война, бессмысленное действие, делающее людей несчастными.

Второй пример из текста дополняет первый. Сначала К.Г.Паустовский повествует о некоторых женщинах, ищущих своих родных, а впоследствии писатель приводит конкретную ситуацию о раненом австрийце.

Авторская позиция очевидна: война нелепа в своей жестокости, она делает калеками наших братьев, сыновей, внуков, мужей.

Я поддерживаю мнение К.Г.Паустовского. Война-прежде всего конфликт государств, а не граждан, и решаться разногласия должны без применения оружия. Я сразу вспомнила повесть Шолохова

«Судьба человека». На протяжении всего произведения читатели наблюдают тяжелую, искалеченную войной жизнь шофера. Потеряв жену и детей, главный герой обретает новый смысл существования в воспитании сироты. Именно такие книги заставляют задуматься о героизме людей, прошедших через подобные тяжелые жизненные испытания.

Подводя итоги, отмечу, что война, а особенно ее последствия, приносят непоправимый ущерб народу и не оправдывают свою цель. Жестоко превращать мирное население в «пушечное мясо», обреченное на бессмысленное уничтожение.

ТЕКСТ 3

Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.

Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.

Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.

Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.

Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.

Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.

Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.

Для того, чтобы из дурной жизни сделалась хорошая, надо прежде всего постараться понять, отчего жизнь стала дурная и что надо сделать, чтобы она стала хорошей. Так что для того, чтобы жизнь стала лучше, надо прежде думать, а потом уже делать.

Всё настоящее и нужное людям добывается не вдруг, а всегда долгим и постоянным трудом. Так приобретаются и мастерства. и знания, и так приобретается и самое нужное на свете - умение жить доброй жизнью.

Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

Если не будешь отгонять дурные мысли и не будешь беречь добрые, не миновать дурных поступков. Только от добрых мыслей добрые дела. Дорожи добрыми мыслями, ищи их в книгах мудрых людей, в разумных речах и, главное, в самом себе.
(Л.Н.Толстой)
СОЧИНЕНИЕ

Какова роль мыслительного процесса в жизни человека? Над этим вопросом размышляет Л.Н.Толстой в тексте.

Рассуждая над поставленной проблемой, автор акцентирует внимание читателей на взаимосвязи компонентов существования человека с его сознанием. Писатель подчеркивает, что без смысла жизни люди бы не понимали сути «хорошего» и «плохого». И не каждый был бы способен пробудить в себе совесть, потому что это можно сделать только с помощью сознания. «Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли», - пишет Л.Н.Толстой. Этот пример показывает важность осознанного существования для становления личности.

Также автор иллюстрирует связь между жизнью человека и мыслительными процессами, он считает, что «...надо прежде думать, а потом уже делать», так как именно в этом и заключается успех. Если думать в позитивном направлении, то и существование будет наполнено добром.

Можно увидеть, что смысл благополучной и счастливой жизни заключается в осознании чего-либо с положительной стороны.

Л.Н.Толстой сопоставляет примеры, показывая важность размышлений для благополучного существования людей.

По мнению писателя, роль сознания велика, потому что именно в нем происходят процессы, которые способны полностью изменить жизнь человека и направить его на истинный путь.

Авторская позиция мне близка. Умение мыслить и стремление к лучшему помогают людям не потерять себя среди всего плохого. Мне вспомнился случай из моей жизни. Несколько лет назад я считала себя человеком, мыслящим негативно. В этот период моей жизни я ощущала нехватку положительных эмоций, отсутствие друзей, вдохновения и совести. Но потом осознала, что нахожусь на ложном пути и, подумав о будущем, поняла, что из-за негативных эмоций перестала замечать все прелести жизни. Я стала по-настоящему счастливым человеком, который думает о своих решениях, радуется каждому мгновению, ценит друзей и семью.

Таким образом, люди должны всегда обдумывать каждое действие, потому что от этого зависит существование добра и справедливости в мире.

ТЕКСТ 4

(1) До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (2)Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. (3)Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. (4)Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. (5)Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. (6)Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

(7)Казалось бы, очень просто. (8)Потом уж искусство отвлеклось. (9)Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. (10)Это просто радостный или горестный крик души. (11)От никчёмного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… (12)Но что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (13)А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.

(14)В человеке, кроме потребностей есть, спать и продолжать род, жило две великие потребности. (15)Первая из них – общение с душой другого человека. (16)Она возникла оттого, вероятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одного и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.

(17)Вторая же человеческая потребность – общение с небом, то есть с беспредельностью во времени и в пространстве. (18)Ведь человек есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, но всё же частица той самой беспредельности и безграничности. (19)Символ этой безграничности, конечно же, небо.

(20)…Кстати, и ступа ведь может быть произведением искусства. (21)Изящные уточки- солонки, деревянные ковши в виде лебедей. (22)Рубель, которым катали бельё, превращён в уникальное изделие. (23)Прясницы красноборские, валдайские, вологодские. (24)Цветы и солнца, птицы и листья деревьев, чаепития и масленичные катания – всё нашло себе место на этих прясницах, всё вплелось в общие узоры, в общую красоту.

(25)Ведь, казалось бы, не всё ли равно, к какой доске привязать кусок льна и сучить из него суровую нитку. (26)Но, значит, не всё равно, если вот они, сотни прясниц, и нет двух совпадающих по рисунку или резьбе.

(В.А. Солоухин)

СОЧИНЕНИЕ

Изначально искусство имело прикладной характер или оно родилось благодаря «потребность души поделиться своей красотой с другим человеком»? Именно над этой проблемой размышляет В.А.Солоухин.

Писатель указывает, что по дошедшим до нас археологическим раскопкам, человечество испокон веков стремилось украсить свои орудия труда (предложения 3,4). Можно ли считать, что изначально искусство было несамостоятельным и имело лишь практическое значение? Но есть «…сотни прясниц, и нет двух совпадающих по рисунку или резьбе». В.А.Солоухин отвечает на эти вопросы следующим образом: не все ли равно, куда излить все накопившееся на душе: «…на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы».

Писатель, рассуждая на поставленную проблему, замечает, что сначала появилось изделие, а потом уже потребность его украсить. Также декорирование служило неким оберегом. Наши предки расписывали творения, используя растительный орнамент, животных, птиц, солнце, передавая красоту окружающего мира и почитая языческих богов (предложение 24). Автор заостряет внимание читателей на двух великих потребностях людей, а именно на взаимодействии «…с душой другого человека…» и «…общение с небом…». Искусство в том или ином виде позволяет удовлетворить их.

Примеры дополняют друг друга, раскрывая проблему возникновения искусства. В обоих случаях были рассмотрены разные точки зрения на данную тему.

В.А.Солоухин приходит к выводу, что первоначальной целью изображения было украшение орудий труда, а потом уже «искусство отвлеклось», появилась живопись, литература, скульптура.

Я согласна с мнением автора. Изделия-полотна, на которых человечество изображает то, что заботит его в определенное время. И когда хочется сказать слишком много – творцы создают картины, скульптуру, поэзию. Я вспомнила произведение Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Живописную работу художник создает из чувства восхищения красотой юноши. Портрет не несет какой-то практической ценности, он создан в порыве вдохновения.

Таким образом, невозможно отрицать, что истоком искусства является желание украсить окружающие предметы. Но и творческую составляющую процесса создания изображения нельзя упускать.

ТЕКСТ 5

Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга. К утру поезд сплошь залепило снегом. Я пошел со своим соседом по вагону, добродушным увальнем Николашей Рудневым, студентом Петровской сельскохозяйственной академии, в вокзальный буфет купить баранок.

Как всегда после вьюги, воздух был пронзительно чист и крепок. В буфете было пусто. Пожелтевшие от холода цветы гортензии стояли на длинном столе, покрытом клеенкой. Около двери висел плакат, изображавший горного козла на снеговых вершинах Кавказа. Под козлом было написано: «Пейте коньяк Сараджева». Пахло горелым луком и кофе.

Курносая девушка в фартуке поверх кацавейки сидела, пригорюнившись, за столиком и смотрела на мальчика с землистым лицом. Шея у мальчика была длинная, прозрачная и истертая до крови воротом армяка. Редкие льняные волосы падали на лоб.

Мальчик, поджав под стол ноги в оттаявших опорках, пил чай из глиняной кружки. Он отламывал от ломтя ржаного хлеба большие куски, потом собирал со стола крошки и высыпал их себе в рот.

Мы купили баранок, сели к столику и заказали чай. За дощатой перегородкой булькал закипавший самовар.

Курносая девушка принесла нам чай с вялыми ломтиками лимона, кивнула на мальчика в армяке и сказала:

– Я его всегда кормлю. От себя, а не от буфета. Он милостыней питается. По поездам, по вагонам.

Мальчик выпил чай, перевернул кружку, встал, перекрестился на рекламу сараджевского коньяка, неестественно вытянулся и, глядя остановившимися глазами за широкое вокзальное окно, запел. Пел он, очевидно, чтобы отблагодарить сердобольную девушку. Пел высоким, скорбным голосом, и в ту пору песня этого мальчика показалась мне лучшим выражением сирой деревенской России. Из слов его песни я запомнил очень немного.

...Схоронил ее во сыром бору, во сыром бору под колодою, под колодою, под дубовою...

Я невольно перевел взгляд туда, куда смотрел мальчик. Снеговая дорога сбегала в овраг между заиндевелыми кустами орешника. За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.

Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.

С тех пор я помногу живал в деревенских избах и полюбил их за тусклый блеск бревенчатых стен, запах золы и за их суровость. Она была сродни таким знакомым вещам, как ключевая вода, лукошко из лыка или невзрачные цветы картошки.

Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. Александр Блок написал в давние тяжелые годы:

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!

Блок был прав, конечно. Особенно в своем сравнении. Потому что нет ничего человечнее слез от любви, нет ничего, что бы так сильно и сладко разрывало сердце. (25) И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.

В те годы, во время службы моей на санитарном поезде, я впервые ощутил себя русским до последней прожилки. (27)Я как бы растворился в народном разливе, среди солдат, рабочих, крестьян, мастеровых. (28) От этого было очень уверенно на душе. (29) Даже война не бросала никакой тревожной тени на эту уверенность. «Велик Бог земли русской, – любил говорить Николаша Руднев. – Велик гений русского народа! Никто не сможет согнуть нас в бараний рог. Будущее – за нами!»

Я соглашался с Рудневым. В те годы Россия предстала передо мной только в облике солдат, крестьян, деревень с их скудными достатками и щедрым горем. Впервые я увидел многие русские города и фабричные посады, и все они слились своими общими чертами в моем сознании и оставили после себя любовь к тому типичному, чем они были наполнены.
СОЧИНЕНИЕ

Как человек должен относиться к Родине? Именно над этой проблемой размышляет К.Г.Паустовский.

Автор вспоминает о ситуации с мальчиком, питавшимся милостыней в буфете. К.Г.Паустовский обратил внимание на взгляд юноши: в нем он увидел тоску по родной земле: «Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку,по запаху горячего ржаного хлеба...». Так, в тяжелое время человек особенно «остро» ощущает любовь к Родине. Мальчику было грустно и одиноко, потому что он осознавал нехватку места, в котором мог бы чувствовать себя сильнее и счастливее.

Далее в тексте повествуется о мыслях рассказчика, его отношении к Родине (предложения 25, 27-29). Действительно, человек должен любить свою отчизну, никогда не проявлять равнодушие, даже если на его долю выпадают непреодолимые трудности. Чувствуя единство с Родиной, личность ощущает благосклонность, свободу и счастье. К.Г.Паустовский сопоставляет примеры и утверждает, что бережное отношение к Родине- основное проявление человечности. Неравнодушие к своей стране помогает обществу на жизненном пути.

По мнению писателя, люди должны любить Родину и в горе, и в радости. Эта неразрывная связь формирует настоящий человеческий характер, а в трудные времена помогает преодолеть все сложности и восстановить справедливость.

Авторская позиция мне близка. Действительно, жизнь человека

«соединена» с Родиной, и очень важно осознать и принять этот факт, не проявлять равнодушие к месту, в котором родился и вырос. Мне вспомнилось произведение В.Быкова «Сотников».

Сотникова и Рыбака схватили в плен. Первый герой не предал Родину, он не рассказал немцам о своем отряде, хотя ему пришлось пережить многое: пытки, обстрелы, ранения. Сотников не боялся «отдать жизнь» за собратьев, народ, страну.

Таким образом, любовь к Родине является важнейшей частью духовной жизни человека. Проявляя равнодушие к отчизне, люди не могут быть счастливыми.


написать администратору сайта