Самост.раб №1. А акцентуация характера
Скачать 24.98 Kb.
|
А Акцентуация характерачрезмерное усиление степени выраженности отдельных черт характера. Изучалась К.Леонгардом, А.Е. Личко, которые создали классификации типов акцентуации. Личности с акцентуациями относятся к психической норме, но при усилении акцентуации могут перейти в патологию. Она наиболее сильно наблюдается в подростковом возрасте. Анима и анимус.Термины введены К.Юнгом. Анима представляет собой женский архетип в мужчине, а анимус – мужской архетип в женщине. В каждом человек есть мужское и женское начало. На сознательном уровне люди идентифицируют себя в соответствии с собственным биологическим полом, поэтому противоположное начало относится к сфере бессознательного. Архетипы, по К. Юнгу, это универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном человека. Архетипы формируются на основе переживаний, стабильно повторяющихся на протяжении многих поколений людей. Они предрасполагают человека воспринимать и реагировать на события определенным образом. Он описал целый ряд архетипов, наиболее важными из которых являются маска (персона), тень, анима, анимус, самость. Аттитьюдили социальная установка представляет собой готовность действовать за или против социального фактора, в качестве которого могут выступать социальные группы или социальные явления. Аттитьюды рассматриваются в качестве мотивов поведения людей, поскольку они направляют его. Б Бессознательное, по З.Фрейду, представляет собой ту часть психики, где сосредоточены запретные желания. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. В Влечение – неосознаваемые мотивы поведения человека. В качестве основных движущих сил поведения человека З.Фрейд рассматривал сексуальное влечение (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Вытеснение – защитный механизм, состоящий в том, что нежелательная информация не допускается в область сознания. Г Гомеостатическая модель мотивации –объяснение динамики потребностей по принципу гомеостаза. Этой модели придерживались представители бихевиоризма, З.Фрейд, Г.Мюррей, К.Левин. Согласно этой модели всякий организм стремится к покою и равновесию со средой. Когда это равновесие нарушается, возникает напряжение, организм осознает, чего именно ему не хватает, и начинает испытывать потребность к достижению желаемого объекта (например, пищи). Потребность побуждает его к соответствующим действиям по удовлетворению потребности, чтобы снять напряжение в организме. Когда искомый объект достигнут и потребность удовлетворена, организм снова приходит в состояние покоя до следующего нарушения состояния равновесия. Эта модель подходит для описания динамики физиологических потребностей, но не подходит для объяснения социального поведения людей. Д Дефицитарные потребности,по А.Маслоу, те потребности, которые возникают на основе дефицита жизненно необходимых благ. Это преимущественно физиологические и материальные потребности. Ж Жизненное пространство,понятие, введенное К.Левиным, для обозначенияличности и ее психологической среды.Оно имеет две границы: одна отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, вторая отделяет внутреннее пространство личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. З Задатки -это основа для формирования способностей, под которой понимаются врожденные анатомо-физиологические особенности строения индивида, особенно его центральной нервной системы. Они обусловлены генотипом, а также факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Защитные механизмы, по З.Фрейду, это неосознанные реакции, защищающие индивида от тревоги и чувства вины и направленные на поддержание позитивной самооценки. Важнейшие механизмы защиты – вытеснение, проекция, фиксация и регрессия, рационализация. Все механизмы защиты отвергают, фальсифицируют или искажают реальность и действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании. И Индивидуальность - совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. По А.Г.Асмолову, индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. Индивидуация, по К.Юнгу, процесс развитие личности, проявляющийся в сближении сознания и бессознательного, в интеграции всех элементов личности в единое целое. Познание себя в процессе индивидуации идет в следующей последовательности: познание своей маски, отвержение или принятие своей тени, установление половой идентичности на основе своего мужского и женского начал (анима / анимус), формирование самости. Интроверсия – преимущественная опосредованность деятельности особенностями внутреннего мира личности, направленность процессов на себя. Противоположностью является экстраверсия, при которой главным для личности выступают объекты внешнего мира (объекты и другие люди). К Квазипотребности, по К.Левину, это потребности, которые возникают в конкретном психологическом поле под влиянием находящегося там объекта. Квазипотребности мало связаны с истинными потребностями, но по побудительной силе воздействия на человека порой не уступают им. Комплекс неполноценности,по А.Адлеру, чувство собственной неполноценности, которое возникает у человека при сравнении себя с другими людьми. Оно наиболее характерно для детей и подростков, поскольку они еще не развили в себе тех качеств и умений, которые есть у взрослых. Если развитие человека идет продуктивно, то оно проходит. А.Адлер считал его двигателем личностного развития. Коллективное бессознательное,по К.Юнгу,хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Коллективное бессознательное наследие эволюционного развития человека, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Л Личность.Существуетмного определений личности, здесь приведено несколько из них. По С.Л.Рубинштейну, личность это воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. По А.Г.Асмолову, личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. По Л.И. Анцыферовой, личность это способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений. Личностный конструкт,по Дж.Келли,- единица мировосприятия личности, это оценочный эталон, сконструированный человеком, проверенный им на практике, с помощью которого осуществляется восприятие и понимание окружающей действительности, прогноз и оценка событий. Он формируется на основе одновременной констатации сходства и различий между сравниваемыми объектами. М Метаиндивидуальность, по В.С.Мерлину, психологическая характеристика отношений окружающих людей к данной личности. Иными словами, метаиндивидуальность представляет собой индивидуальность человека глазами окружающих его людей. Метапотребности, по А.Маслоу, те потребности, которые направлены на достижение высших ценностей: справедливости, истины, красоты, совершенства. Их удовлетворение человеком связано с процессом самоактуализации. Мотив,по А.Н.Леонтьеву, то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность человека. Мотив он соотносил с понятием цели. Цель — это представленный заранее результат, к которому стремится действие, а мотив то, ради чего совершается действие. Мотив, по Х.Хекхаузену, это гипотетический конструкт, которым люди пользуются для объяснения своего или чужого поведения. О Отношения, по В.Н.Мясищеву, это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. В этой системе можно выделить три основных группы отношений: к людям, к предметам внешнего мира и к самому себе. Отношения личности, повторяясь, приобретают устойчивость и превращаются в черты характера. П Пластичность предметная,по В.М.Русалову, свойство темперамента, характеризующее гибкость мышления. Пластичность социальная – свойство темперамента, характеризующее легкость вступления в социальные контакты, гибкость смены стилей общения. Оба вида пластичности связаны с блоком программирования. Персонология– термин, предложенный Генри Мюрреем для обозначения исследования личности как уникальной целостности. Потребность –этопереживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. Потребность всегда направлена на достижение чего-либо, она побуждает человека к определенныи действиям. Проекция - защитный механизм, состоящий в том, что индивид приписывает другим людям собственные неприемлемые мысли и желания. Проприум,по Г. Оллпорту, это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Это то, что другие авторы называют понятием самости. Псевдокомпенсация,по А.Адлеру, это вариант неправильного преодоления комплекса неполноценности при котором человек вместо того, чтобы самосовершенствоваться и приносить пользу людям, пытается манипулировать людьми. А.Адлер описал много вариантов псевдокомпенсации: уход в болезнь, комплекс превосходства, ленивец, лжец, жестокий тиран, самореклама. Психоанализ это: 1) способ исследования психических процессов, иными путями недоступных; 2) метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; 3) ряд понятий психологии, опирающихся на вышеуказанные методы исследования и лечения. Психологическое поле, понятие, введенное К.Левиным, для описания ситуации, в которой находится человек в данный момент времени. В психологическом поле на человека действуют психологические силы, связанные с требованиями окружающей действительности и с его потребностями. Р Рационализация - защитный механизм, состоящий в том, что человек пытается оправдать свое неблаговидное поведение благородными мотивами. Реактивность (импульсивность) – свойство темперамента, под которым понимается склонность к быстрым и недостаточно обдуманным реакциям на внешние раздражители. Регрессия– защитный механизм, состоящий в том, что индивид выбирает в качестве способа реагирования инфантильную форму. Например, капризничанье у взрослого человека. Резистентность (работоспособность) – свойство темперамента, под которым понимается способность к сопротивлению всем внешним и внутренним помехам в процессе выполнения деятельности. Противоположностью является быстрая утомляемость. Ригидность (в противоположность пластичности) – свойство темперамента, под которым понимается неспособность к быстрому приспособлению к изменяющимся требованиям деятельности. Ригидностью называют следование старым стереотипам поведения даже в тех случаях, когда они оказываются неэффективными. С Самоактуализация, по А.Маслоу, означает полное раскрытие талантов и способностей личности, реализацию ее творческого потенциала. Самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать. Самосознание представляет собой особую форму сознания человека, при которой он одновременно является его субъектом и объектом. Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. К.Юнг рассматривал Самость как точку нового равновесия (по сравнению с Я), новый центр всей личности, который ввиду его положение между бессознательным и сознательным, обеспечивает новое и более прочное основание личности. Симптомокомплексы, по В.С.Мерлину, - это личностные образования, которые представляют собой группы свойств личности, объединенные на основе общности отношений, лежащих в их основе. Они составляют второй уровень структуры личности. Симптомокомплексы характеризуются объемом, активностью и устойчивостью. Объем определяется по количеству свойств в него входящих, активность – по силе влияния этих свойств на поведение человека, а устойчивость – по неизменности свойств на протяжении жизни человека. Сверхкомпенсация (или гиперкомпенсация), по А.Адлеру, форма компенсации, при которой человек не просто избавляется от чувства неполноценности, но и достигает результатов, больших, чем другие люди. На основе небольших природных задатков, а иногда даже при их отсутствии, человек может достичь удивительного успеха в какой-то области. Например, спорт для инвалидов. Иногда эта форма переходит в комплекс превосходства над другими людьми, что тоже является нежелательным для развития личности. Способности -это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Стиль жизни –одно изцентральных понятий теории А.Адлера, под которым понимается образ жизни человека, основанный на устойчивой системе ценностей личности. В стиле жизни находит отражение то значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений, и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Структурный подход представляет собой такой способ анализа, при котором объект рассматривается как некая целостность, обладающая определенной структурой, т.е. совокупностью элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Он применяется в разных науках для анализа сложных объектов, в психологии таким объектом является личность. Сублимация - защитный механизм, состоящий в том, что энергия влечения, которая не находит естественной разрядки переключается на творческую социально одобряемую деятельность. Т Талант – это особенно высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, математических и пр.). Талант характеризуется способностью к достижениям высокого уровня, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто другими людьми, гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое в данной деятельности. Темперамент - та часть свойств человека, которая характеризует динамику его поведения: скорость, активность, темп, эмоциональную насыщенность. Трансиндивидуальность, по Л.Я.Дорфману, понятие, описывающее все явления, связанные с воплощением индивидуальности в мире, в котором она живет: в творчестве, во влиянии на других людей, в конкретных делах и т.п. Тревожность – свойство темперамента, характеризующее уровень эмоциональной возбудимости в угрожающей ситуации, которая сопровождается тревожным ожиданием. Принято различать тревожность как состояние, обусловленное ситуацией (экзамен, непривычная или угрожающая обстановка), и тревожность как устойчивая предрасположенность к переживанию тревоги по поводу разных событий. У Установка – это мало осознаваемая или неосознанная готовность личности действовать определенным образом на объекты или ситуации. Существуют установки разного вида: первичная, ситуативная, целевая, смысловая и социальная. Первичная установка представляет собой готовность действовать определенным образом на определенный тип объектов. Ситуативная установка связана с готовностью реагировать на определенный класс задач или ситуаций, в которых человек оказывался ранее. Целевая установка связана с готовностью субъекта действовать до достижения поставленной перед ним цели. Установки помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях, но в тоже время они способствуют стереотипности поведения человека и могут приводить к ошибкам. Х Характер –совокупность устойчивых свойств личности, формирующихся прижизненно на основе ее отношений к разным сторонам жизнедеятельности. Ч Черта личности, по Г. Оллпорту, – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Э Эдипов комплекс состоит в сексуальном стремлении по отношению к родителю противоположного пола и враждебном отношении к родителю своего пола. У девочек это называется комплексом Электры. Мальчик хочет владеть своей матерью и устранить отца, девочка – владеть отцом и отстранить мать. С возрастом это преодолевается через установление идентификации с родителем своего пола. Экзистенциальный вакуум – состояние, которое человек испытывает в случае утраты смысла жизни. Он наблюдается в случае крушения надежд, потери близких людей, тяжелой болезни, которая перечеркивает жизненные планы. В этом состоянии человек не знает, как ему жить дальше. Экзистенциальный вакуум может также наблюдаться при достижении поставленных жизненных целей, на пике успеха, когда человек не знает, какие цели ему еще можно поставить перед собой. Экзопсихика, по А.Ф.Лазурскому, представляет собой ту часть личности, которая определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Причем среда, понимается в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности, и к чему личность может так или иначе относиться. Сюда входят и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, религия,— и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности. Эндопсихика, по А.Ф.Лазурскому, это внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности». В нее входит вся совокупность психических функций или способностей, как память, внимание, мышление и воображение, аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т. п. Эндопсихика составляет, по его мнению, ядро человеческой личности, главную ее основу. Эмоциональная возбудимость – свойство темперамента, отвечающее за легкость и быстроту возникновения эмоций. Эмоциональная чувствительность предметная, по В.М.Русалову, – это свойство темперамента, отражающее высокую чувствительность к неудачам в предметной деятельности. Эмоциональная чувствительность социальная – это свойство темперамента, отражающее высокую чувствительность к неудачам в общении. Оба свойства связаны с блоком обратной связи. Экоиндивидуальность, по Л.Я.Дорфману, тот аспект индивидуальности, который описывает процессы, зарождающиеся вне индивидуальности, но которые приводят к ее изменению, что отражается во взаимодействии со средой. Эргичность предметная,по В.М.Русалову, – это свойство темперамента, отражающее высокую энергетическую насыщенность предметной деятельности (работоспособность, гиперактивность). Эргичность социальная – это свойство темперамента, отражающее высокую общительность, жажду социальных контактов. Оба свойства связаны с блоком афферентного синтеза. Я Я-концепция – это относительная устойчивая совокупность представлений человека о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками человека. Существуют разные критерии для их классификации. По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее. По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное. По источнику информации можно выделить разные «зеркальные» Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т.д. Все эти образы служат регуляторами нашего поведения и взаимодействия с другими людьми. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. |