Главная страница

Презентация по литературе _А.Твардовский. Поэма _Василий Теркин_. А. Т. Твардовский


Скачать 7.4 Mb.
НазваниеА. Т. Твардовский
Дата05.04.2023
Размер7.4 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаПрезентация по литературе _А.Твардовский. Поэма _Василий Теркин_.ppt
ТипДокументы
#1040213

А. Т. Твардовский


А. Т. Твардовский
родился 8 июня 1910г.
на хуторе Загорье.


Средний сын – Александр Твардовский (крайний справа)


Отец, Трифон Гордеевич, деревенский кузнец, был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова.
Мать Твардовского, Мария Митрофановна, была женщиной доброй, впечатлительной.


Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать.
В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму».


А.Твардовский учился в Смоленском пединституте.
1939 г. – окончил Московский институт философии, литературы и истории.


В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936) изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.
Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжен односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.


С финской войны у него осталось воспоминание
«… о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело…»
Именно тогда родилось
чувство вины и долга перед рядовым бойцом, желание показать простого русского человека на войне.


11 декабря 1939 года в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» появилось стихотворение А.Твардовского «На привале», развитое впоследствии в одноименную главу поэмы «Василий Теркин». Глава «Гармонь» была написана в 1940 году, во время Финской кампании создавалась глава «Переправа». Таким образом, Василий Теркин поначалу был героем Финской войны 1939-40 годов.


А.Твардовский ушел на фронт
на второй день Великой Отечественной войны.
Он участвовал в битве за Москву,
освобождал от фашистов
Белоруссию, Польшу, дошел до
Берлина.
Твардовский работал военным
корреспондентом: писал очерки,
заметки, стихи. Всё увиденное и
услышанное на дорогах войны
повлияло на творчество.


В годы Великой Отечественной войны желание показать простого человека на войне воплотилось «в книгу про бойца, без начала, без конца», начатую в 1942, оконченную в 1945 г. и названную по имени главного героя – «Василий Тёркин».


Книга стала очень популярной.
Она была дорога каждому бойцу. Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.
Им полюбился главный герой. Каждый хотел быть похожим на него.


«Василий Теркин» – это лучшее из
всего написанного о войне на войне»
(К.Симонов)

Особенности жанра


«Жанровое обозначение «Книга про бойца» совпало с решением писать не поэму, не повесть, а книгу: слово «книга» звучит по -особенному значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный».
А.Твардовский


Поэма – это …

Композиция поэмы


Книга состоит из 30 глав.
Каждая глава – самостоятельное
произведение.

Главы, рассказывающие о суровом быте войны


«На привале», «Перед боем», «Два солдата»


Ю.Непринцев .«Отдых после боя»

Главы о героических подвигах


«Переправа», «Бой в болоте», «Поединок», «На Днепре»

Композиция поэмы


Книга состоит из 30 глав.
Каждая глава – самостоятельное произведение.
Но главы объединены одним главным героем – Василием
Тёркиным.


Василий Тёркин - вчерашний крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей весёлым словцом, незатейливой байкой, а надо – так и повести за собой в атаку.


В русском фольклоре немало сказок о солдате – неунывающем балагуре и весельчаке, который и кашу из топора сварит, и чёрта перехитрит, и в добром деле поможет.
На эту фольклорную традицию и опирался Твардовский, создавая своего Тёркина.

Богатырь не тот,


Богатырь не тот,
что в сказке –
Беззаботный великан,
А в походной запояске,
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски…


Твардовский показывает войну глазами обыкновенного солдата.
Тёркин не думает о героизме. Он сражается «не ради славы – ради жизни на земле». Потому-то Тёркин и такие, как он, настоящие герои войны.

Лирические отступления. Образ автора


В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.


… И скажу тебе, не скрою,-
В этой книге, там ли, сям,
То, что молвить бы герою, говорю я лично сам.
Я за всё кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Тёркин, мой герой,
За меня гласит порой…

Пафос поэмы


Первая глава "От автора".
Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была.
... А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.


«На привале»


Ю.Непринцев .«Отдых после боя»


«Переправа»


«Кто стрелял?»


Бой неравный, бой короткий,
Самолёт чужой, с крестом, Покачнулся, точно лодка, Зачерпнувшая бортом. Накренясь, пошёл по кругу, Кувыркается над лугом,
Не задерживай - давай,
В землю штопором въезжай!
Сам стрелок глядит с испугом:
Что наделал невзначай.
Скоростной, военный, чёрный,
Современный, двухмоторный
Самолёт - стальная снасть
Ухнул в землю, завывая,
Шар земной пробить желая
И в Америку попасть.

«ГАРМОНЬ»


… И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

«Поединок»


Хорошо, друзья, приятно,
Сделав дело, ко двору –
В батальон идти обратно
Из разведки поутру.
По земле ступать советской,
Думать - мало ли о чём!
Автомат нести немецкий,
Между прочим, за плечом.
«Языка» - добычу ночи,
Что идёт, куда не хочет,
На три шага впереди
Подгонять:
Иди, иди...


«Бой в болоте»

« Два солдата»


Оглушённый тяжким гулом,
Тёркин никнет головой.
Тула, Тула, что ж ты, Тула,
Тут же свой боец живой.
Он сидит за стенкой дзота,
Кровь течёт, рукав набряк.
Тула, Тула, неохота
Помирать ему вот так.
На полу в холодной яме
Неохота нипочём
Гибнуть с мокрыми ногами,
Со своим больным плечом.
Жалко жизни той, приманки, Малость хочется пожить,
Хоть погреться на лежанке,
Хоть портянки просушить...
Тёркин сник. Тоска согнула…
Тула, Тула. Это ж я...
Тула... Родина моя!..


«Тёркин ранен»

«Тёркин пишет»


… И могу вам сообщить
Из своей палаты,
Что, большой любитель жить,
Выжил я, ребята.
И хотя натёр бока,
Належался лежнем,
Говорят, зато нога
Будет лучше прежней.
И намерен я опять
Вскоре без подмоги
Той ногой траву топтать,
Встав на обе ноги...
Озабочен я сейчас
Лишь одной задачей,
Чтоб попасть в родную часть,
Никуда иначе.


Под огнём не ждёт пехота,
Уставной держась статьи,
За паром идут ворота;
Доски, брёвна - за ладьи.
К ночи будут переправы,
В срок поднимутся мосты,
А ребятам берег правый
Свесил на воду кусты.
Подплывай, хватай за гриву.
Словно доброго коня.
Передышка под обрывом
И защита от огня.


«На Днепре»


«По дороге на Берлин»



написать администратору сайта