Эссе Миф о Сизифе. Альбер Камю французский философ, журналист, писатель, публицист, драматург и эссеист. Иногда его относят к направлению экзистенциализма, но сам Камю экзистенциалистом себя не считал
Скачать 16.27 Kb.
|
Альбер Камю - французский философ, журналист, писатель, публицист, драматург и эссеист. Иногда его относят к направлению экзистенциализма, но сам Камю экзистенциалистом себя не считал. В «Мифе о Сизифе» Камю рассуждает о таких вещах, как смысл жизни, свобода, абсурд. Предметом его исследования является связь между самоубийством и абсурдом. Абсурдным Камю называет рассуждение «свободное от хаоса страстей, и исполненное светом очевидности». Самоубийством он считает «признание, что жизнь кончена, что «жить не стоит»». Действия любого человека регулируются тем, что он считает истинным. Исходя из этого, Камю считает причиной самоубийства веру в абсурдность существования. Полагая, что «абсурдность становится болезненной страстью с того момента, как осознаётся», Камю ставит перед собой и перед читателем вопрос: «можно ли жить этой страстью, можно ли принять основополагающий закон, гласящий, что сердце сгорает в тот самый миг, как эта страсть пробуждается в нем?». Этот вопрос занимает центральное место во всём «Мифе о Сизифе». Пытаясь на него ответить, Камю рассуждает о понятии абсурда. Исследуя это понятие, Камю исследует и то, что приводит к пониманию абсурдности жизни. Ежедневный размеренный быт однажды приведёт к скуке, с которой начинается попытка ответить на вопрос о смысле жизни. Пытаясь на него ответить, человек либо вернётся обратно, «в привычную колею», либо «окончательно пробудится», или покончив с собой, или восстановив ход жизни. С течением времени человек понимает, что его злейший враг - это самое время. Всё это приводит к пониманию абсурдности жизни. Мир, по мнению Камю, иррационален, а столкновение между иррациональностью мира и человеческим желанием ясности приводит к абсурду. Человек, будучи не в состоянии сделать всё ясным, приходит к абсурду. Абсурд в равной степени зависит и от человека, и от мира. Но, рассуждая об иррациональном, Камю критикует Л. Шестова и С. Кьеркегора за их абсолютное отрицание разума. Ведь, исходя из того, что абсурд возникает в результате столкновения рационального и иррационального, можно сделать вывод, что без разума не будет абсурда. Абсурдный человек, согласно Камю, чувствует себя «неисправимо невинным», так как он незнаком с понятием греха. Он желает делать лишь то, что понятно ему, а вина и её последствия ему непонятны. Из вышесказанного Камю делает вывод, что самоубийство - это не бунт, а согласие - согласие с собственными пределами. Основанием свободы для Камю становится осознание того, что «завтрашнего дня нет». Стать человеком для него - это выбрать между созерцанием и действием: «либо бог, либо время, или крест, или меч». Рассуждая непосредственно о «Мифе Сизифе», героем которого является Сизиф, бросивший вызов богам, заковавший в кандалы саму Смерть и оказавшийся из-за этого в Аду, обречённый вечно толкать огромный камень на вершину горы, Камю называет Сизифа абсурдным героем. Сизиф, обречённый на вечные муки, знает о своей судьбе, и эта ясность видения становится победой. Камю видит смысл жизни в том, чтобы противостоять её абсурдности. Ведь если причиной самоубийства является согласие с абсурдностью существования, то это согласие лишает человека желания и смысла жить. |