Главная страница

Аннотация на хоровое произведение. Анализ хоровой партитуры Ю. Б. Костюк Молитву пролию


Скачать 149.84 Kb.
НазваниеАнализ хоровой партитуры Ю. Б. Костюк Молитву пролию
АнкорАннотация на хоровое произведение
Дата26.12.2022
Размер149.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАннотация на хоровое произведение.docx
ТипСеминар
#864152

Вологодская духовная семинария

Вологодской епархии Русской Православной Церкви

Анализ хоровой партитуры

Ю.Б. КОСТЮК

«Молитву пролию»

К зачету допускаю:




Выполнила: студентка 2 курса

Преподаватель:

Гладкова

Светлана Валериевна



Казакова Елена Николаевна

Преподаватель: к.пед.н.,

Марченко Любовь Андреевна




«___» ___________ 2021 г.

2021

Вологда

I. Историко-стилистический анализ произведения. Общие сведения о произведении и его авторе.


Общие сведения о произведении:

Название произведения – «Молитву пролию». Возникновение произведения (мелодии) в период с 2007 по 2010 гг.

Автор музыки: Костюк Юрий Борисович.

Автор литературного текста: монах Феостирикт.

Сведения о богослужебном тексте.

Текст песнопения — это текст 6 песни Великого молебного канона ко Пресвятой Богородице, глас 8. Великий молебный канон ко Пресвятой Богородице, глас 8 — важная часть православной церковной гимнографии. Этот канон, «поемый во всякой скорби душевней и обстоянии», — творение Феостирикта монаха.

Канон - от греч. «правило». Первоначально канон замысливался, как песнь, венец из Ветхозаветных песен-молитв, в результате которых произошло чудо, поскольку пение, как самый организованный вид речи, звучит ярче. В первые века существования христианской Церкви не только стиль, но и буква служения были связаны с теми формами, с теми молитвами, которые были приняты в Ветхом Завете. Некоторые молитвы брались из Ветхозаветного служения.

Библия располагает эпизодами, когда человек оказывался в экстремальной ситуации из которой, казалось, никакого выхода нет. Тогда он обращался к Богу с молитвой. Далее, по свидетельству Священного Писания, эта ситуация чудодейственным образом разрешалась. В наиболее трудных ситуациях, молитва становится самой яркой, в плане своего выражения. Таким образом, в Библии появились песни (гимны), с которыми святые обращались к Богу. Молящиеся в храме эти песни расположили в том хронологическом порядке, в котором они появились в Священном Писании. Собрание этих песен, прямых цитат из Библии, которые впоследствии были пронумерованы, образовало канон.

Пение библейских песен (ώδαί) в строго в определенном порядке составляет основу канона. Это песни, воспетые ветхозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий в жизни их и целого Израиля. Будучи поэтому излияниями высочайшего религиозного одушевления, они составляют лучшую часть, цвет библейской поэзии и могут быть поставлены выше псалмов.

Таких песен записано в Библии одинадцать: Моисея - две, Деворы, Анны, Аввакума, Исаии, Езекии, Ионы, трех отроков, Захарии и Богоматери. Не вошли в состав канона песнь Деворы (Суд. 5) из-за ее воинственности и специальности содержания и чисто личная молитва Езекии (Ис. 38, 11–20). Взятые же в основу канона 9 песен дали и 9 песен канона, по числу 9 чинов Ангельских, но из песни 3-х отроков сделано две, а две новозаветные песни соединены в одну 9-ю песнь канона.

За каждым ветхозаветным гимном был закреплен номер в очередности исполнения этих песен. Канон обычно состоит из 9-ти песен (точнее - из 8-ми, так как 2-я песнь поется Великим постом и на Вселенских родительских субботах)1.

Если в VII веке канон был просто частью богослужения, то сейчас этот вид песнопений читается и в келейной молитве. В скорби к Пресвятой Богородице обращаются за утешением, а в радости — с благодарностью.

Шестая песнь Великого молебного канона ко Пресвятой Богородице (глас 8) – это песнь пророка Ионы. Ион. 2:3–10 в Псалтири имеет название: «Я́ко проро́ка Ио́ну спаси́ на́с, Го́споди. Моли́тва Ионы́ пророка. От зве́ря воззва́ Ио́на, глаго́ля:». Пророк Иона должен был проповедовать, по повелению Бога, покаяние жителям города Ниневии, но вместо этого сел на корабль и отплыл в ином направлении. За это Бог навел страшную бурю на море и кораблю грозила гибель. Испугавшись смерти, мореплаватели бросили жребий для того, чтобы узнать из-за кого из бывших на корабле, с ними приключилась беда. Жребий пал на Иону, а последний покаялся в своём согрешении — нарушении воли Бога. После чего его выбросили за борт корабля, после чего он не утонул, а был проглочен китом, во чреве которого находился три дня и три ночи, там Иона усердно молился Богу. После чего кит по воли Бога изблевал Иону на берег. Молитва Ионы в во чреве кита это шестая пророческая песнь.

Песнь прор. Ионы «Возопих в скорби моей ко Господу», воспетая как бы из гроба заживо погребенным, постепенно изображает все ужасы положения пророка сначала совне – пучину вод, потом с внутренней стороны – близость смерти. Причем вместе со сгущением красок в этом описании все больше растет надежда пророка на избавление, которая в 3-ей части песни оттесняет все другие мысли.

«Молитву пролию», как уже было выше сказано, — это текст Ирмоса 6 песни Великого молебного канона ко Пресвятой Богородице.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду, и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися, и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́. В переводе с церконославянского на русский язык дословно означает: «Я пролью молитву к Господу и Ему возвещу печали мои, ибо зол душа моя преисполнилась и жизнь моя ко аду приблизилась, и молюсь я, как Иона: От погибели, Боже, изведи меня!».

Об авторе. Биография. Характеристика творчества.


К ОСТЮК Юрий Борисович (родился в 1953 году в Подмосковье) — композитор, органист, педагог и регент. В 10 лет начинает заниматься музыкой, поступив в музыкальную школу по классу домры в уральском городе Березники, где в это время проживала его семья. К этому же времени относятся первые попытки сочинять музыку.

В 1968 году в Березниках местная киностудия сняла документальный фильм о юном композиторе. Его музыкальные способности были отмечены специальной премией, а известный уральский композитор Г. Кичанов вызвался помочь ему и стал заниматься с ним композицией.

Вскоре семья переезжает в Москву. После окончания общеобразовательной школы Ю. Костюк поступает во 2-е Московское областное музыкальное училище в класс теории музыки. По окончании училища около двух лет работает пианистом в Московской областной филармонии в эстрадном коллективе «Орфей», выступая с концертами в разных городах и республиках. Затем род деятельности Юрия Борисовича меняется, и в течение многих лет он работает аккомпаниатором в различных музыкальных коллективах, а также преподаёт в одной из хоровых студий города Москвы. Все эти годы Ю. Костюк продолжает сочинять. Для детей написано много хоровой и фортепианной музыки, которая до сих пор исполняется в некоторых музыкальных школах города Москвы. В эти же годы, работая в большом балетном коллективе, Ю. Костюк пишет музыку к спектаклю по сказке Андерсена «Снежная королева». Позднее он становится руководителем небольшого музыкального ансамбля при Всесоюзном обществе слепых.

В 1996 году Юрий Костюк вместе с семьёй переезжает на постоянное место жительства в Германию, в город Ахен. Там он получает место органиста, а в 2002 году заканчивает обучение в институте церковной музыки. Сам Юрий Борисович считает себя прежде всего органистом, а не только композитором и регентом: орган занимает в его творческой жизни одно из главных мест.

В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в городе Ахене организуется православный приход во имя святой благоверной Тамары, царицы Грузинской. Создателем и руководителем приходского хора становится Ю. Костюк. С этого времени его интерес как композитора переносится в сферу православной музыки. Он внимательно изучает творчество прославленных церковных композиторов. Постепенно возникает желание и самому попробовать силы и написать духовную музыку для своего прихода.

Краткая характеристика творчества композитора.


По благословению настоятеля храма архимандрита Иосифа (Пустоутова) Юрий Костюк сочиняет несколько хоров. Эти первые песнопения — «Трисвятое» соль мажор, «Херувимская песнь» до мажор, «Хвалите имя Господне» ми минор и «Малое славословие» ми мажор — были успешно исполнены в Москве в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине под управлением регента Елены Вальчук. В период с 2004 по 2006 годы появляются другие его духовные сочинения, которые прозвучали не только в храмах Германии, но начинают всё чаще исполняться и в России, а также других странах.

В 2007 и 2011 годах в России в проекте издания духовных сочинений композиторов Русского Зарубежья, по рукописям, предоставленным автором, издаются два сборника песнопений Православной Церкви, написанных Ю.Б. Костюком. Как утверждает сам автор, сборники является итогом целого периода его творческой жизни, и сочинения сборника отражают всю глубину его духовных переживаний.

В сборник 2007 года входят песнопения Литургии и Всенощного бдения, песнопения некоторых праздничных служб и Великого Поста, для разных составов хора. Произведения написаны композитором с 2004 по 2006 гг.

В сборник 2007 года вошли:

ПЕСНОПЕНИЯ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ: 1. Благослови, душе моя, Господа, 2. Блажен муж. Старинный напев, 3. Свете Тихий, 4. Ныне отпущаеши, 5. Богородице Дево, 6. Малое славословие, 7. Хвалите имя Господне, 8. Величит душа моя Господа.

ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ: 9. Благослови, душе моя, Господа, 10. Благослови, душе моя, Господа, 11. Единородный Сыне, 12. Приидите, поклонимся, 13. Трисвятое, 14. Трисвятое, 15. Аллилуйя, 16. Аллилуйя, 17. Херувимская песнь, 18. Херувимская песнь, 19. Херувимская песнь, 20. Херувимская песнь, 21. Херувимская песнь, 22. Милость мира, 23. Милость мира, 24. Тебе поем, 25. Тебе поемЮ, 26. Достойно есть, 27.  Достойно есть, 28. Тело Христово,

ПЕСНОПЕНИЯ ДРУГИЕ: 29. О всепетая Мати! Киевский распев, 30. Ныне силы небесныя, 31. Ангел вопияше. Задостойник Пасхи, 32. Ирмосы Великого канона, 33. Светилен св. Николая, 34. Святителю Николаю

В сборник 2011 года вошли: Антифоны на Рождество Христово, Тропарь Рождества Христова, Антифоны Пасхи. Для мужского хора, Тропарь Пасхи. Для мужского хора, Тропарь Пасхи, Антифоны на Вознесение, Елицы во Христа крестистеся. Обиходный напев Кресту Твоему, Трисвятое. На грузинском языке Херувимская песнь. Для женского хора Херувимская песнь. Переложение для мужского трио Милость мира. Задостойник на Рождество Богородицы. Задостойник в Великую Субботу. О Тебе радуется. Задостойник на Литургии св. Василия Великого. Со святыми упокой. Для мужского хора Молитву пролию. Тропарь Богородице. Прокимен великий Да исправится молитва моя. Светилен Успения, для женского трио Ексапостиларий Страстной Седмицы. Ексапостиларий Пасхи. Ексапостиларий в Неделю Фомину. Для мужского трио Ирмосы канона из службы святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. Величание на Вход Господень во Иерусалим. Величание на Рождество Христово. Рождественская песня.

Сборники предназначены для хоровых коллективов, хормейстеров, регентов и всех интересующихся православной хоровой музыкой.


II. Музыкально-теоретический анализ.


Хоровое произведение Ю.Б. Костюка «Молитву пролию» написано для смешанного четырехголосного хорового состава с divisi, a capella. Жанр произведения – молитва. Вид хорового творчества – хор, a cappella.

Простая 2-х частная форма.

В первой части излагается тема произведения: тема о том, как молитвенно, усердно прошу Господа, чтобы услышал он как я скорблю, о печалях моих, о содеянных мной грехах. Причем повторение фразы «молитву пролию» в первом предложении трижды, а также переход мелодии от партии «тенора» к партии «сопрано» и «альт», затем ко всем партиям, подчеркивают силу этой скорби.

Во второй части происходит развитие этой темы: раскрывается суть причины усердного прошения Господа, которая заключается в том, что душа моя преисполнилась зла и жизнь моя приблизилась ко аду. Динамическая же кульминация текста «…и живот мой аду приближися…» осуществляется в посредством крещендо (итал. сrescendo). Подчеркивается сила молитвенного обращения к Господу: «…и молюся яко Иона…». После кульминации сила звука постепенно уменьшается (итал. diminuendo; также decrescendo), как бы показывая смирение молящегося, надежду на спасение, упование на Господа. При этом весь смысл произведения отражается в тексте: «от погибели, Боже, спаси меня».

Произведение имеет полифонический склад — многоголосное изложение, основанное на равноправии и относительной мелодической самостоятельности голосов, выполняющих разные мелодические функции (имитационная, контрастная, подголосочная):

I часть – период, состоящий из трех предложений в 10 тактов (тема произведения произведения).

II часть – период, состоящий из четырех предложений из 11 и 6 тактов (развитие темы).

Полифонно-гармоническая фактура; фугированный принцип вступления голосов.

Мелодическая линия. Каждая партия достаточно самостоятельная.

Мотив начинается из затакта. В первой части мелодия звучит поочередно в разных голосах: сначала у партии тенора, затем у сопрано и альта. Басовая партия звучит на тонике. В последних тактах как Д7 и Т.

Вторая часть. После показа темы, состоящей из лейтмотива, мелодия становится более яркой, насыщенной за счет крещендо в 21 и в 26 тактах. Тема звучит у партии баса, а затем постепенным подключением в полифоническом изложении у сопрано и альта, тенора, альта, сопрано. Происходит постепенное включение голосов, которое подводит к кульминации (затакт).

Затакт, 31-34 все 4 голоса (кульминация силы звука), затем (затакт, 36-37 такты) снижение интенсивности звука за счет передачи мелодии партиям альта, тенора, включение функции баса, без сопрано. Заканчивают второе предложение третьей части все 4 голоса, снимая напряженность посредством диминуэндо — постепенного ослабления звука (38-42 такты).

Первая часть - звучание неспешно и тихо. Во второй части во втором предложении напряжение возрастает. Постепенное увеличение силы звука на фразах: «живот мой аду приближися». Причем в первый раз на фоне усиления звука пение, по мнению автора музыки д.б., Piano, а в конце второй части, предполагает Pianissimo, постепенное уменьшение силы звука. Этим обеспечивается состояние тонового напряжения и качество осмысленного произношения молитвы.

Интонационная основа произведения:

  • Полифонно-гармоническая фактура; фугированный принцип вступления голосов (общая мелодическая линия многоголосого произведения «переходит» из одного его голоса в другой);

  • плавное, широкое движение, текучесть мелодии;

  • темперированный музыкальный строй;

  • ведущая интонация – мелодия плавная, отличается постепенным нарастанием силы звука, а в заключении ее уменьшением; текучая, состоящая из отдельных разных по длине мотивов;

  • особенно следует отметить, что теноровая и басовая партии в произведении обладают большой выразительностью.

  • развитие мелодии основано на применении неполных и полных трезвучий, противопоставление терции и сексты, одноголосного звучания многоголосному; возрастанию и понижению силы звука. Этим обеспечивается динамика мелодии и ее развитие.

Тональность тональный план, тональное развитие. Тональность си-минор (h-moll). Отклонение в ми-минор (e-moll) в 34 такте.

Темп, темповые отклонения, агогика. Темп анданте (итал. andante) — неспешно на протяжении всего произведения. Метроном: ♩ = 78. Агогика: Можно сделать замедление в конце или изменить темп.

Метр: три четверти, трехдольная схема.

Ритмические особенности: ритм несложный – движение в основном четвертями, восьмыми, половинками, половинками с точкой, в конце фермата. Ритм тяготеет к симметричности и периодичности.

Динамика. Степень громкости и в завершении произведения . Динамика обеспечивается постепенным усиление звучания (итал. crescendo), и декреще́ндо (decrescendo) — постепенное ослабление.

Фактура. Фактура произведения смешанная - полифонно-гармонический склад изложения. В основном аккордами.

III. Вокально-хоровой анализ.


Состав хора. Произведение «Молитву пролию» Ю.Б. Костюка написано для смешанного четырехголосного хорового состава с divisi, a cappella.

Диапазоны хоровых партий и общий состав хора2:

Общий диапазон: f2-H; cопрано: d1- f2; альт: a#–d2; тенор: f1-f2; бас: H-h.

Общий

диапазон















S















A















Т















B









Тесситура3. Тесситура хоровых партий в целом считается удобной, динамика соответствует возможностям голосов.

Приемы хорового изложения тесно связаны с определённым общим типом фактуры, использованным композитором в произведении. В произведении используются приемы хорового изложения: tutti, divisi, неполным составом, отдельными партиями, отдельными группами, постепенное включение партий, перекрещивание.

Звуковедение. Звуковедение в произведении legato, - непрерывное связное пение. Для достижения такого штриха необходимо выразительное исполнение интонации, фраз, ясное ощущение движения. Штрих legato придает композиции певучесть, мягкость, проникновенность.

Особенности дыхания – общехоровое (цепное).

Исполнительский план.

Исполнительские трудности, связанны с ансамблем, строем, штрихами, дыханием, динамикой, дикцией, фактурой.

Исполнение без музыкального сопровождения, acapella. Пение legato.

Четкое произношение согласных текста, соединение гласных и согласных.

Для того чтобы ярко исполнилась общая кульминация, произведение необходимо исполнить в более тихой звучности.

В конце второй части «рр» - трудный оттенок. В данном случае звучание pianissimo должно оставить впечатление звуковой невесомости, сосредоточенности. Для этого необходимо правильное дыхание и хорошее произношение слова. Поэтому жест дирижера должен быть особенно выразительным и четким.

Дополнительной исполнительской трудностью является как жанр, так и форма произведения. Жанр церковного песнопения требует от исполнителя и дирижера особого внимания и сосредоточенности. Духовная музыка – это, прежде всего, обращение к Богу, поэтому исполнение должно быть осмысленным. Хоровое произведение небольшое, а перед исполнителями стоит много задач.

Требуется высокий уровень подготовки певцов.

Дирижерские трудности: показ комбинированного ауфтакта, вступлений/снятий, динамики, звуковедения, выдержанных звуков (разграничение функций рук).

Сложность представляет эмоциональная передача, заложенная в литературном тексте. Дирижер должен донести смысл произведения до слушателя и выразительным жестом передать характер музыки.

Фермата - необходимость увеличить длительность ноты в 2-3 раза в конце произведения на фоне понижения силы звука.

Характер дирижерского жеста должен быть разноплановым и отвечать характеру произведения. Дирижер должен показать четко вступления и снятия. Большую роль играет работа кисти, она должна быть свободной, мягкой. Кистью нужно всё сглаживать, объединять, пропевать.

Жест в общей кульминации должен быть более крупным, активным. В конце произведения необходимо стремиться к последнему такту.

Окончания фраз в произведении также требуют от дирижера особой внимательности. Такие нюансы как снятие, ауфтакты необходимо выполнять с участием кисти, придавая больше четкости и синхронности исполнении.

1 Примечание: Бывают каноны из меньшего числа песней - двух, трех, четырех и тогда они называются соответственно двупеснец, трипеснец, четверопеснец. Такие каноны содержит Триодь.

2 Рабочие диапазоны партий:

Сопрано: До первой октавы — До третьей октавы. Переходные ноты: ми2/фа2/фа-диез2.: До первой октавы — До третьей октавы. Переходные ноты: ми2/фа2/фа-диез2.

Альт: от A до es 2 (ля большой октавы — ми-бемоль второй).

Те́нор: в сольных партиях от малой до второй октавы /исключительно, C3 - C5/, а в хоровых партиях до ля первой октавы).

Бас: от E2—F2 (Ми, Фа большой октавы) и до E4—G4 (Ми, Фа, Фа#, Соль первой октавы), переходные ноты: A3—C#4 (Ля малой октавы — До диез первой октавы). Центр голоса С3—С4 (До малой октавы — До 1-й октавы), однако у низких басов может быть смещён вниз).


3 ТЕССИТУРА (итал. ткань) — высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструм. В зависимости от преимущ. употребления тех или иных звуков Т. может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Использование тесситурных условий — одно из средств выразительности.



написать администратору сайта