всеобщая история+. Античность это цивилизация, созданная древними греками и римлянами, которая продлилась с viii в до н э. вплоть до падения Западной Римской империи в v в н. э более 1200 лет
Скачать 33.45 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Всеобщая история. Группа Ра22Ж111 Студент А.Р.Шульгина МОСКВА 2022 Часть 1. 1.Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития античной цивилизации? Ответ: Античность — это цивилизация, созданная древними греками и римлянами, которая продлилась с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э. - более 1200 лет. К античной цивилизации относят греко-римскую культуру, тесно связанную со Средиземноморьем, а также имевшую ряд сходств в экономике, культуре и политике. Хронологически он охватывает период с VIII века до н. э. и до рубежа V–VI веков н. э. Датой окончания античности принято считать падение Западной Римской империи в 476 году, но иногда таковой считают 529 год, когда в Афинах была закрыта Платоновская Академия. Для античных цивилизаций было характерно доминирование частной собственности, что отличало их от древневосточных деспотий и существенно ограничивало царскую власть. Дальнейшее развитие античной культуры было связано с 12 – вековой историей Древнего Рима (VIII в. до н.э. - V в. н.э.). Несмотря на преемственность в развитии, римская культура в значительной мере отличалась от греческой. Эти различия были обусловлены иными социально-политическими и экономическими условиями. Если греческая цивилизация положила начало античности и у них существовала частная собственность на землю, развивалась ее аренда. Экономика во многом развивалось за счет рабского труда. Статус раба носил наследственный характер. То, Рим позже заявил о себе, но стал столицей огромной империи, объединившей под своей властью многие народы. Греци же в период своего развития была республикой. Древний Рим вел активную завоевательную политику. Римская империя развивалась на основе рабовладения, завоевания многочисленных народов. Это сформировано менталитет римлян, уверенных в своем особом предназначении. Римский склад ума значительно отличался от греческого. В образной форме это выразил Цицерон: "Греки изучали геометрию, чтобы познать мир, а римляне - чтобы измерять земельные участки". В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов. В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации. 2. Что такое полис и каковы особенности его внутреннего устройства? Ответ: В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — это не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур. Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами.. Основная особенность полисной организации заключается в том, что в управлении государством участвуют, хотя не в равной мере, все члены данной общины, а не только избранный круг придворной знати. Можно сказать, что каждый член полиса одновременно являлся и гражданином, и собственником, и воином. Все члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, представляли собой сплоченный и замкнутый коллектив, строго сохранявший и контролирующий все права и привилегии своих членов. Сельское хозяйство являлось главной сферой деятельности членов полиса. Поэтому основой экономики классического полиса являлось в большей степени сельское хозяйство. Для своего времени древнегреческий полис был наиболее совершенной формой организации господствующего класса, главным преимуществом которого была широта и устойчивость его социальной базы. 3. В чём сущность рабовладельческого общества и специфика применения рабского труда? Ответ: Рабский труд предполагает использование человека в качестве вещи. При этом лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ , в то время когда при принудительном труде вышеназванные признаки отсутствуют и недобровольность труда обусловлена только выполнением работы под угрозой наказания. Рабский труд является одной из разновидностей подневольного состояния. Сущность этого государства заключалась в том, что оно представляло собой диктатуру класса рабовладельцев, орудие их организованного насилия над эксплуатируемыми рабами, механизм внеэкономического принуждения рабов к производительному труду. В различных формах рабской зависимости различают два основных типа рабства:1) раннее, или патриархальное, рабство, связанное с натуральным видом хозяйства:2) античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями. 4. Что общего и в чём специфика социального и политического устройства древних Афин и Спарты? Ответ: Вершины своего развития античная Греция достигла в V в. до н.э. К этому времени главными политическими центрами Греции стали Афины и Спарта. Афины стали классическим примером демократической системы управления. Спарта продемонстрировала вариант сохранения консервативной, архаической организации власти. Наряду с народным собранием существовали и два царя, обладавшие реальной властью только в период войн. Но основная роль в управлении государством принадлежала Совету старейшин, в состав которой, кроме царей, входили еще 28 человек старше 60 лет, и пяти ежегодно избираемым эфорам. Спарта являлась государством со смешанной формой правления, основой которой была крепостническая система, базировавшаяся на военной силе общины свободных спартиатов. Общине принадлежала вся земля; ее обрабатывали прикрепленные к земле илоты. Ремеслом занимались только периэки. Внешняя торговля в Спарте была запрещена, как использование золотых и серебряных монет, которые заменялись железными прутьями. Эта денежная реформа позволила искоренить преступления и коррупцию, военная реформа превратила Спарту в военное государство, стремившееся к гегемонии в Греции. В V в. до н.э. в споре за влияние в Греции перевес был у Афин ... Афинские граждане делились на три сословия: аристократов, земледельцев и ремесленников. Большую роль в процессе демократизации сыграли реформы Солона и Клисфена, завершивших формирование полисного строя. Кроме народного собрания, важная роль в управлении Афинами принадлежала Совету пятисот, который контролировал деятельность всех должностных лиц; также вводились посты сборщиков взносов и военачальников. Войны V—IV вв. до н.э., проводимые Афинами, сделали особо значимой роль стратегов, в руках которых концентрировалась вся власть. Это объясняет тот факт, что именно стратеги явились наиболее заметными политическими деятелями Афин. Между древнейшими государственными образованиями есть много общего. Как Спарта, так и Афины представляли собой города, обладающие собственной системой управления. Они вступали в союзы со своими соседями, участвовали в военных походах. В них сформировались собственные принципы существования, которые разделялись населением. Как Спарта, так и Афины вошли в состав Римской империи в 146 году до Новой эры, однако сохранили право на самоуправление. Различие между Афинами от Спартой заключается в следующем: Общественный строй. В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории –рабов и свободных граждан. В Афинах были аристократы и свободные люди, а также рабы, коих было немного. Форма правления. В Афинах была древняя демократия, в то время как в Спарте – классическая аристократия. Экономика. В Афинах были развиты такие формы хозяйства, как садоводство и животноводство, земледелие, торговля, ремесленность. Культурное развитие. В Афинах поощрялось любое проявление свободы личности: философия, поэзия, риторика. В Спарте диктовался полный отказ от всего «лишнего», роскошью считалось всё, что выходит за рамки естественных потребностей . 5. В чём причина установления гегемонии Македонии в Древней Греции? Ответ: В конце IV в. до н.э. возникла необходимость объединения полисов в единое государство. Решить эту задачу оказалось под силу Македонии, находившейся на севере Балканского полуострова. В 338 году до н. э. произошло решающее сражение, греческие полисы потерпели поражение и перешли в подчинение к македонскому царю Филиппу II. Общегреческий конгресс, состоявшийся в Коринфе по его инициативе (337 г. до н.э.), принял решение запретить междоусобные войны, а всем полисам заключить между собой «вечный союз» во главе с Македонией. Это означало подчинение Греции Македонии и создание единого государства. 6. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл? Ответ: Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение древнегреческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных в первую очередь персидской культур, а также возникновение классического рабства. Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Африку и Египет. Эпоха эллинизма стала первым в истории человечества примером меж цивилизационного взаимодействия, который можно обозначить как конвергенция или синтез. Взаимный обмен достижениями постепенно привел к формированию и выходу на новый цивилизационный уровень, в котором элементы труда, социальной организации и ментальности речных цивилизаций слились с наукой, образованием, политической культурой и чертами быта цивилизации античной. В Период эллинизма - это период бурного строительства. Города приобрели регулярную планировку. Художники получали многочисленные заказы для украшения дворцов и парков. Быстрыми темпами развивалась наука. Возросла ее роль в обществе. Кэллинистическому периоду относятся имена Архимеда, Евклида, Эратосфена, Аристарха Самосского, Гиппарха и Герона Александрийских. 7. В чём причина поражения греческих полисов в борьбе с Римом? Ответ: Причинами поражения Греции стала вражда и постоянные конфликты между греческими городами-полисами. Междоусобные войны между греками ослабляли их силы. Также в греческих городах имелись богатые граждане, которые надеялись на помощь Македонского царя в их противостоянии с простым народом Греции, который всё больше беднел. Задача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика. Афинская полития" о законодательстве Солона: «Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, — Не сократил его прав, не дал и лишних зато. Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид. Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других». Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах? Ответ: Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-ремесленных слоев Афин. Он провел ряд очень важных реформ: крестьяне перестали зависеть от высшего сословия, так как он уничтожил все долговые обязательства крестьян и приказал убрать долговые камни с их участков. Освободил всех, кто находился в долговом рабстве, с тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг; Ввел систему народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании принимал участие каждый афинянин. Создал народный суд, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом. Задача 2. Прочитайте отрывок: «Раскопки начались в апреле 1870 г…. В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и коечто другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими – еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых». Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964. О каких раскопках и каких цивилизация идет речь в отрывке? Кто руководил раскопками? Ответ: В данном отрывке говорится о раскопках Древней Трои, проводимые под руководством археолога-самоучки Генриха Шлимана. Генрих Шлиман считал, что «Илиада» Гомера скрывает в себе таинственный ребус, который нужно распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое, поэтому решил предпринять раскопки. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции. В апреле 1870 года он, получив разрешение османских властей, начал раскопки под холмом Гиссарлык. Было ясно, что нижний слой относится к древнейшим временам, так как было понятно, что тем, кто жил тогда было еще неизвестно употребление металлов, а верхний слой, очевидно, самый молодой; здесь и должны были сохраниться остатки того Нового Илиона, в котором Ксеркс и Александр совершали свои жертвоприношения. |