Главная страница
Навигация по странице:

  • Географический детерминизм

  • Идеализм субъективный

  • Теория «общественного договора»

  • Филосифия нового времени. Антиклерикализм совокупность стремлений, направленных на ослабление (уничтожение) авторитета церкви и ее деятелей, религиозных догм и церковных запретов. Атеизм


    Скачать 23.7 Kb.
    НазваниеАнтиклерикализм совокупность стремлений, направленных на ослабление (уничтожение) авторитета церкви и ее деятелей, религиозных догм и церковных запретов. Атеизм
    Дата11.10.2022
    Размер23.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилосифия нового времени.docx
    ТипДокументы
    #727236

    Мясникова Марина гр.БЖТбз 21-2

    Вариант 1

    Антиклерикализм – совокупность стремлений, направленных на ослабление (уничтожение) авторитета церкви и ее деятелей, религиозных догм и церковных запретов.

    Атеизм – отречение от Бога, отрицание Бога. Атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом «Бог» (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме распространен только у современных материалистов (марксизм, позитивизм); агностический атеизм был распространен уже среди философов Древней Греции.

    Географический детерминизм – первоначальная определяемость всех. процессов человеческой жизни (индивидуальной, общественной, экономической, государственно-правовой) географическими факторами: природа, климат, ландшафт и т.д.

    Дедукция – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Дедукция, или дедуктивный метод, применятся только в естественных науках, особенно в математике.

    Деизм – форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения и особенно характерна для Англии. В основе этой веры лежит признание, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия.

    Дуализм – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: Бог и дьявол (добро и зло), дух и материя, душа и тело, вера и знание и т.д. различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм. Стремясь преодолеть дуализм в принципе, идеализм обращается к исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей.

    Индукция – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. Знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения – индуцированием. Индукцию как метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий знали уже Сократ (в области морали) и Эпикур; сознательно индукция обосновывается и развивается Ф. Бэконом, Дж. С. Миллем и др. Она состоит в том, что предположения о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или другим путем, систематически устанавливается на фактах и приобретает значение большей или меньшей достоверности.

    Идеализм субъективный – мировоззрение, определяющее объективно действительное как разум, дух, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, деятельности разумного начала.

    Интуиция – рассматривание, созерцание, а также духовное предвидение, подобное вдохновению, понимание сути вещей и явлений, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления; откровение, развивающееся изнутри человека.

    Материализм – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действительности – не только материальной, но и духовной – в материи. К материализму относятся натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов; позитивизм, отклоняющий объяснение духовно-душевных сущностей. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и прославление человеческого разума. Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими человеческими проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т.д.).

    Рационализм – совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной стороны. Рационализм – метод мышления эпохи Просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, т.к. он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные проблемы, но нет принципиально неразрешимых. В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство вообще; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции.

    Сенсуализм – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.

    Солипсизм – философское направление, согласно которому единственно существующим является только субъективное «Я» и содержание его сознания. Выделяют умеренный солипсизм, признающий сверхиндивидуальное «Я» как носителя содержания сознания, и методический солипсизм (у Декарта), который начинается с крайнего солипсизма, чтобы от него двигаться к действительности, существующей вне «Я».

    Субстанция – в философском плане – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. В зависимости от философской концепции, воззрений того или иного философа под субстанцией понимается Бог, или материя, или природа, или сосуществование свойств и т.д.

    Теория «общественного договора» - теория государственного устройства Ж. Руссо, согласно которой люди, жившие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии), заключили негласный договор, по которому обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Так возникло правовое государство. (Правда, Руссо было известно, что реально существовавшие в истории государства возникали благодаря насилию, а не в результате договора).

    Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

    Эмпиризм – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С методологической точки зрения – принцип, согласно которому вся наука, вся жизненная практика и нравственность должна основываться на этом опыте. Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им решающую роль. Основателем гносеологического эмпиризма в философии Нового времени является Дж. Локк, основателем методологического эмпиризма – Ф. Бэкон

    Задание 2

    Тип философствования

    Родоначальники и последователи

    Основные характеристики

    Ограниченности

    Роль в философии и науке

    Эмпиризм

    Ф. Бэкон
    Дж. Локк
    Д. Юм

    Внешний мир первичен по отношению к сознанию

    Познание есть отражение внешнего мира в сознании человека

    Основа познания - чувственный (эмпирический) опыт, важен и теоретический опыт

    Возможности познания ограничены

    Недооценивает значение абстрактных, чувственно непостигае мых понятий, идей и ценностей

    Разработка индуктивного метода познания
    Утверждение важности практического исследования для установления истины в научной деятельности

    Рационализм

    Р. Декарт
    Б. Спиноза
    Г. Лейбниц

    Сознание первично по отношению материальному миру
    Мир и Бог познаваемы с помощью разума
    В основе познания лежит интеллектуальная интуиция и врожденные идеи
    Возможности разума безграничны

    Недооценивает этику, мир чувств, сводит духовную жизнь человека к работе ума,
    игнорирует проблемы смысла жизни и т.п.

    Разработка дедуктивного метода познания
    Концепция механистичности человеческой природы и мироздания

    Задание 3

    1. Как данные подходы соотносятся с пониманием философии в античности и Средневековье?

    Декарт считал философию основой и источником всех наук, всего человеческого знания, главным образом потому, что философия предлагала единый, как он думал, универсальный метод познания, построенный по математическому принципу, и определяла общие основные бытия и познания бытия. Похожие воззрения существовали в античности: Аристотель называл философию «царицей наук», т.к. предметом философии были наиболее общие закономерности и свойства мира. Аристотель также рассматривал философию как основу остальных наук, но не предлагал определять ценность философии по результатам научных исследований.

    Что касается средневековых воззрений, то там философия соотносилась не с наукой, а с богословием, а сами научные занятия, мягко говоря, не поощрялись, т.к. приоритет веры над разумом считался безусловным. Равноправие веры и разума как способов познания признается только с принятием церковью учения Фомы Аквинского (14 в.), тогда же происходит отделение философии и науки от теологии, наука получает «официальное» право на существование, т.к. более не считается противоречащей церкви и религиозной вере.

    2. Каковы отличительные особенности декартовской трактовки философии?

    Декарт освобождает философию от мировоззренческих предпосылок, от метафизических вопросов о сущности бытия. Философия – это прежде всего учение о познании, его инструментах и возможностях. Метафизика, по его мнению, должна опираться не на исходные предположения, а на нечто истинное, доказуемое и не вызывающее сомнений. Такой истиной для Декарта становится факт мышления, разумная деятельность.

    3. Как связаны философия и наука?

    Философия, по Декарту, обеспечивает науку базовыми положениями и методологией, а наука в свою очередь практическим путем подтверждает их истинность. Получается, что высокие достижения, скажем, в медицине доказывают правоту философских воззрений и методов (кстати, чьих? Какого именно философского направления?), а если бы от медицины не было никакого толку, то и философия никуда бы не годилась, и нужно было бы создавать новую концепцию и новые методы познания. Т.е. практические знания, подтвержденные опытом, имеют для него большую ценность, т.к. они реально ощутимы. Теория проверяется практикой! Построения философии – умозрительны, и как бы они ни были логически выверены, потрогать их нельзя. Декарт – не эмпирик, он отдает предпочтение теоретическим предположениям и обобщениям, и все же идея практической пользы знания у него доминирует.

    4. Задача философии – обоснование истинности достижений человеческого разума, которые реализуются через научные открытия и практические изобретения, совершенствование методов познания, для того чтобы в полной мере способствовать познавательной и преобразующей деятельности человека.

    Задание 4

    1. В

    2. А

    3. А

    4. В

    5. В

    6. Б

    7. Б

    8. Г


    написать администратору сайта