Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕРЕЖКОВСКИЙ

  • ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

  • Философия Персоналии. Августин аврелий 354 430 гг


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеАвгустин аврелий 354 430 гг
    Дата24.04.2021
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия Персоналии.pdf
    ТипДокументы
    #198145

    АВГУСТИН Аврелий (354 – 430 гг.) - христианский теологи философ. Духовный путь от язычества к христианству (крестился в возрасте тридцати двух лети исключительный размах церковной и богословской деятельности в последующие 43 года жизни сами по себе могут служить убедительным аргументом в пользу христианского образа жизни Августина. Его прозрения оказали влияние не только на католическую и протестантскую теологию, но и на всю западную культуру. Августин известен как учитель благодати, основоположник философии истории. Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью - 15 июня по старому стилю.
    АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты Ш. В 367 г. до н.э., когда Аристотелю было семнадцать лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем в Метилену. Через некоторое время он - воспитатель сына македонского царя Филиппа Александра.
    Спустя три года Филипп умирает, Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона
    Ликейского. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
    БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876 гг.) - русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Принимал деятельное участие в Революции 1848‒49 гг., причём особенно интересовался движением славянских народов. В 1862‒63 гг. сотрудничал с Герценом и
    Огаревым, был связан с первой Землей и волей. Усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, высказывался против всякой государственности. Причисляя себя к материалистами атеистам, Бакунин, однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О.Конта.
    БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948 гг.) - наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Первоначально
    мыслитель примыкал к марксизму, соединяя его, впрочем, с некоторыми течениями неокантианства. В дальнейшем пережил характерную для известных философско-публицистических кругов того времени эволюцию от марксизма к идеализму, а затем к религиозно-мистической философии и феодально-теократическим общественным идеалам. В 1922 вместе с
    Ильиным, Франком, Степуном и другими был выслан заграницу. Сон жил во Франции издавал религиозно-философский журнал Путь.
    БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944 гг.) – русский экономист, философ и теолог. Он был профессором политэкономии в Киеве (1901-06 гг.) и Москве (1906-18 гг.). В 1918 принял священство. В 1922 году отец Сергий был включён в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. С 1925 профессор русского Богословского института в Париже.
    Булгаков начал с легального марксизма. Он пытался соединить марксизм с критической гносеологией И. Канта. Но позже мыслитель перешёл к религиозной философии и христианству. Булгаков исследует философские основы языка в Философии имени, посвящённой апологии имяславия и родственной аналогичным апологиям Флоренского и
    Лосева. Булгаков делает вывод, что адекватное выражение христианской истины принципиально недоступно для философии и достижимо лишь в форме догматического богословия.

    БЭКОН Френсис (1561 - 1626 гг.) - английский философ, историк, политический деятель, основоположник английского материализма и эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем - лорд-канцлер.
    Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате Новый органон, вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого - быть использованным человеком (знание - сила.
    БРУНО Джордано (1548 - 1600 гг.) - итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Мыслитель развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника. Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и
    обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Был осуждён католической церковью как еретики приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение. БУДДА - в переводе с санскрита - Пробужденный, то есть тот, кто обрел пробуждение, или просветление - целостное и полное осознание природы реальности, достигший освобождения от сансары (непрерывного круговорота смертей и рождений). В буддийской традиции словом Будда, прежде всего, обозначается основатель этой религии, Сиддхартха Гаутама (623-544 дон. э, именуемый в религиозном контексте Буддой Шакьямуни. Сиддхартха — наследный принц, сын царя Шуддходаны, правителя народа шакьев. Покинул дом, отправившись на поиски пути избавления человечества от страданий.
    Он странствовал с проповедями по городами сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. 40 лет бродил он вместе со своими учениками по многолюдным поселениями глухим уголкам Индии, проповедуя своё учение. В возрасте 80 лет Будда умер.
    ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945 гг.) - русский естествоиспытатель и мыслитель, основоположник комплекса современных наук о Земле - геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. В центре его естественнонаучных и философских интересов - разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Вернадский - один из создателей антропокосмизма - системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденция развития науки сливаются в единое целое. Основные произведения Биогеохимические очерки (1922-1932, 1940 гг.), Химическое строение биосферы Земли и ее окружения (1965 г, Живое вещество (1978 г.
    ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889- 1951 гг.) - австрийский философ, логики математик - развивал идеи лингвистической философии, разрабатывал проблемы математической логики, анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания. Он полагал возможными желательным сведение всего научного знания к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире. Витгенштейн выражал уверенность в безграничных возможностях новой логики, в особенности логического синтаксиса, а философия, по его
    мнению, должна описывать практику использования логических знаков.
    Витгенштейн первоначально исходил из возможности сведения всего знания к совокупности элементарных предложений, а философию рассматривал лишь как критику языка. Эти идеи позднее сменились у Витгенштейна культом многообразия форм обыденного языка и их эмпирического описания и оказали существенное влияние на развитие так называемой лингвистической философии. Одной из ее задач является детальный анализ фактического использования естественного разговорного языка стем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления.
    ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1780-1831 гг.) - великий немецкий философ-идеалист. В противоположность метафизическому образу мышления, господствовавшему в научной мысли в XVIII столетии и рассматривавшему объективный мири его отражение в человеческой психике, как систему неизменных и замкнутых в себе элементов, Гегель выдвинул диалектический метод, который, наоборот, требует изучения окружающей природы и человеческой истории в их движении и взаимной связи. Сточки зрения Гегеля, нет ничего неизменного и постоянного. Наоборот, все течет, все изменяется, все находится в беспрерывном движении, но это движение совершается не эволюционно, а диалектически, те. путем противоречий. По Гегелю, абсолютное понятие или абсолютный дух есть основа всего существующего. Развитие этого абсолютного духа по имманентным законами составляет диалектический процесс.

    ГЕРАКЛИТ Эфесский (ок. 540 - 480 г. до н.э.) - древнегреческий мыслитель, один из родоначальников диалектики. Его мировоззрение характеризует ряд моментов
    1. мир, все его многообразие существовали всегда
    2. мир един, в основе его образования и существования лежит определенный порядок (логос, огонь, справедливость и т.д.);
    3. основа (одна из основ) мира - противоположности, которые пребывают в вечной борьбе друг с другом, но и едины в этой борьбе
    4. противоположности эти не застывшие, они переходят друг в друга, они подвижны, как подвижно все в мире человеку трудно, но необходимо усвоить, что мир образуют противоположности, борющиеся и составляющие единство, - переходящие друг в друга противоположности.
    ГОББС Томас (1588-1679 гг.) - английский философ, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Геометрия и механика для Гоббса - идеальные образцы научного мышления. Природа - совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, - результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию войны всех против всех. Основные сочинения Левиафан (1651 г, Основы философии (1642-1658 гг.).

    ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859-1938 гг.) - выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных направлений современной философии - феноменологии. Гуссерль стремился выяснить, как возможна выработка надежного, достоверного знания. Исследовать, считал мыслитель, нужно, прежде всего, феномены сознания, в которых мы усматриваем объекты. Поток сознания всегда определенным образом структурирован, в нем выделяются некоторые целостные компоненты. Многоступенчатый метод феноменологической редукции позволяет исключить (или заключить в скобки) все существующие взгляды, научные теории и вернуться к самим вещам.
    Гуссерль выступал против господства сциентизма и натуралистически- позитивистского мировоззрения. Его идеи послужили одним из источников экзистенциализма и герменевтики.
    ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885 гг.) - естествоиспытатель, философ, культуролог. В 1871 г. вышла отдельным изданием его книга Россия и Европа, в которой мыслитель развил теорию «культурно-исторических типов. Цель книги Данилевского - доказать возможность, даже необходимость новой славянской культуры. На пути этой задачи стоит предрассудок, который необходимо опровергнуть как в Европе, таки в России, все уверены в том, что
    культура только одна, лишь непрерывно развивающаяся, причём все прежние культуры есть только ступени этого развития. Хранилище этой культуры - Европа, развитие её бесконечно, как бесконечно существование самого человечества. Стало быть, в настоящем ив будущем культура эта должна охватывать все народы и для восприятия её следует пожертвовать своим народным во имя общечеловеческого. Данилевский так не считал. Он был уверен, что
    Россия и славянство - особый культурно-исторический тип наряду с египетским, китайским, ассиро-вавилоно-финикийским, индийским, иранским, еврейским, греческим, римским, новосемитическим, или аравийскими германо-романским, или европейским. ДЕКАРТ Рене (1596-1650 гг.) - французский философ, математик, физики физиолог, основатель новоевропейского рационализма, один из влиятельнейших метафизиков Нового времени. В основе философии Декарта - дуализм души и тела, « мыслящей и протяженной субстанции. Материю он отождествлял с протяжением или пространством, движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Рене Декарту, - Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания мыслю, следовательно, существую. Основные сочинения Геометрия
    (1637 г, Рассуждение о методе (1637 г, Начала философии (1644 г.

    ДЕМОКРИТ (ок. 460 дон. э. - ок. 370 дон. э) - великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии. Автор более 70 сочинений поэтике, физике, математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в т.ч. медицине. Стиль Демокрита отличали краткость и широкое использование риторических антитез атомы - пустота макрокосм - Вселенная и микрокосм - человек то, что есть, и то, чего нет, и т.д. ДЖИНА МАХАВИРА
    (в буддийских писаниях известен под именем
    Нигантха Натапута, VI век дон. э) - основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы. Сын Сиддхартхи, правителя племени личчхавов и Тришалы, сестры Четаки, правителя
    Вайшали. Младший брат Нандивардханы. Согласно преданиям, Махавира получил блестящее образование, с детства проявлял незаурядные способности и храбрость. Восприняв различные духовные практики того времени, он однажды, как говорят каноны джайнизма, достиг всеведения и основал собственное учение.
    ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954 гг.) - философ, правовед, публицист. Осенью 1922 был арестован, судим и выслан заграницу вместе с группой философов, ученых и литераторов. Ильин был религиозным философом и принадлежал той философской эпохе, которую принято называть русским религиозным ренессансом. Однако, в отличие от многочисленной плеяды русских философов (князей Си Е.
    Трубецких, С.Булгакова,
    П.Флоренского, Н.Бердяева, Л.Карсавина и др, Ильин шел своим собственным путем. Являясь православным философом, Ильин сознательно не вторгался в область богословия, опасаясь впасть в еретический соблазн, всегда согласовывал свои религиозные построения с иерархами русской православной церкви. Он четко различал тварное и премирное, Большинство его рассуждений обращены на первое, хотя постоянным фоном, направлением и предметом служит второе. Философия Ильина могла бы быть квалифицирована как реализм и идеализм в своем сопряжении и сочетании.
    КАМЮ Альбер(1913 – 1960 гг.) - французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни Совесть Запада. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. По его мнению, наука до сих пор не дает ответа на самый настоятельный вопрос - вопрос о цели существования и смысле всего сущего. Люди смертны, и жизнь предстает передними как абсурд в абсурдном мире.
    Что же делать человеку в таком мире Камю предлагает в эссе Миф о Сизифе сконцентрироваться и с максимальной ясностью ума осознать выпавший удели мужественно нести бремя жизни, не смиряясь с трудностями и бунтуя против них. С самого начала человек должен решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. По мнению Камю, все остальное. второстепенно. Стремление жить, полагает философ, диктуется привязанностью человека к миру, в ней есть нечто более сильное, чем все беды мира. Человек, будучи разумным, стремится упорядочивать, преобразовывать мир в соответствии со своими представлениями о добре и зле. Абсурд соединяет человека с миром. Высшим воплощением абсурда по Камю являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества - фашизм, сталинизм и т. п. КАНТ Иммануил (1724-1804 гг.) - немецкий философ, основатель критицизма и немецкой классической философии профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН
    (1794). В развитой с 1770 критической философии (Критика чистого разума, 1781; Критика практического разума, 1788; Критика способности суждения, 1790) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых вещах в себе (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания - общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами практического разума, необходимой предпосылкой нравственности.

    КОНТ Огюст(1798-1857 гг.) - французский философ, основатель позитивизма и социологии. Задачу философии он видел в описании развития человеческой мысли, которая выраженапреимущественно в развитии науки. Важным результатом работы Конта стало первое систематическое изложение истории естествознания. Основой доктрины Конта является концепция трех стадий, согласно которой каждая наука проходит в своем развитии три этапа - теологический, метафизический и позитивный. Первый из этих этапов характеризуется склонностью человеческого ума объяснять явления природы целесообразными действиями потусторонних сил. На метафизической стадии эти силы заменяются абстрактными принципами. Вместоволи Бога вводятся в рассмотрение естественные причины. Объяснением считается сведение к общим законам. На позитивной стадии, когда возникает подлинно научное знание, наука занята описанием наблюдаемых фактов, их группировкой и классификацией сообразно общим законам, подсказанным самими фактами. Каждая наука проходит все три стадии самостоятельно.
    КОНФУЦИЙ (551- 479 до н.э.) - древнекитайский философ, основатель конфуцианства. Первым из древнекитайских мыслителей дал определение и имя философии - хао сюэ (любовь к учебе, любовь к мудрости) и первым назвал себя философом - хао сюэ (любящим учение, любящим мудрость. В период правления династии Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) учение Конфуция, обогащенное идеями легизма и даосизма, было возведено в ранг официальной идеологии и вплоть до XX в. продолжало оказывать определяющее влияние на все стороны жизни страны. Пороли, которую Конфуций сыграл в развитии китайской культуры и цивилизации, он получил статус духовного вождя Поднебесной.
    КЬЕРКЕГОР Серен (1813- 1855 гг.) - датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Подлинная философия, согласно
    Кьеркегору, может быть только « экзистенциальной, те. носящей глубоко личный характер. Рассматривая человека как «экзистенцию», Кьеркегор анализирует бытийную, онтологическую структуру данной экзистенции, вводя такие понятия, как страх, отчаяние, решимость и т. д, впоследствии развитые экзистенциалистами. При этом Кьеркегор устанавливает три способа существования личности, или три типа экзистенции: эстетический, этический и религиозный, из которых последний он считает наивысшим. Важнейшей категорией религиозного учения К. является категория парадокса. Идеи
    Кьеркегора не только послужили источником экзистенциализма его религиозное учение оказало влияние и на так называемую диалектическую теологию К. Барта, а также на многих других протестантских и католических философов.

    ЛАО-ЦЗЫ Старый Младенец, Мудрый Старец) - древнекитайский философ
    VI - V веков дон. э, которому приписывается авторство классического даосского философского трактата « Дао Дэ Цзин». В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее, в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество - один из
    «Трёх Чистых.
    ЛЮТЕР Мартин (1483 – 1546 гг.) - христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма. Основа его учения - отрицание многих церковных обрядов и текстов, признание в качестве авторитета только Библии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания.
    Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства М. Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.
    МАРКС Карл (181 – 1883 гг.) - немецкий философ-материалист, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название марксизм. Он является автором таких работ, как Манифест коммунистической партии (впервые опубликован в 1848 году, « Капитал впервые опубликован в 1867 году.
    МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1865-1941 гг.) - писатель, литературный критики религиозный философ. Как религиозный философ он является ярко выраженным богоискателем. Один из главных мотивов его творчества - экзистенциальный. Идеи мистического символизма, первоначально прилагаемые им к сфере искусства, в дальнейшем были обращены на общество, историю и религию. Проблема отношения церкви к государству, будучи традиционной для христианской мысли, рассматривается Мережковским с позиции радикального мистического анархизма, близкой к идеям раннего христианства.

    МО ДИ, или МО-ЦЗЫ (ок. 470 - ок. 391 дон. э) - древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения - моизм - на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.
    НИЦШЕ Фридрих (1844 – 1900 гг.) - немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Жизнь понимается, в первую очередь, как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воля к власти. Воля к власти - сущность жизни. Еще одним центральным понятием становится понятие сверхчеловека. Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила - это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания, человек должен их сокрушить на пути к сверхчеловеку.

    ПАРМЕНИД (ок. 540 дон. э. или 515 дон. э. - ок. 470 дон. э) - древнегреческий философ, основатель Элейской школы. Свои взгляды выразил он в метафизической поэме О природе, значительная часть отрывков которой дошла до нас. В данном произведении содержатся основные положения элейской философии.
    Парменид был современником Гераклита, с которым спорил.
    Мыслитель исследовал вопросы бытия и познания, заложив фундамент онтологии и истоки гносеологии. Разделил истину и мнение. ПЛАТОН
    (428 или 427 до н.э. - 348 или 347 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа. Около 387 года до н.э. Платон основал в Афинах школу – Академию. Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия вещи - подобие и отражение идей. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую впоследствии его последователями схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось божественный учитель античность предтеча христианского мировоззрения (средние века
    философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения. Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги важнейшие из них Апология Сократа, «Федон», Пир, «Федр» (учение об идеях, Государство, «Теэтет» (теория познания, «Парменид» и Софист диалектика категорий, «Тимей» (натурфилософия. ПЛАТОН митрополит (ЛЕВШИН) - митрополит Московский (1737-1812 гг.). Он получил известность как проповедник. Приняв монашество, Платон был назначен в 1761 году ректором Троицкой семинарии. В 1766 г. Платон назначен архимандритом Троицкой лавры, в 1768 г. - членом синода, в 1770 г. - архиепископом тверским. Сочинения митрополита Платона долгое время были единственными учебниками и курсами богословия на русском языке. Составленная мыслителем Краткая российская церковная история (2 изд,
    1822 г) - первый повременив русской литературе систематический курс русской церковной истории.
    ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856-1918 гг.) являлся ярким философом-марксистом, видным энциклопедически образованным учёным, исследователем в области истории, экономики, социологии, эстетики, религии и атеизма, первым пропагандистом, теоретиком и популяризатором марксизма в России.
    Существенное место в трудах Плеханова занимает анализ социально- классовой структуры общества, классовой борьбы и социальной революции. Согласно Плеханову, понять различие классовых интересов - значит понять ход исторического развития. Наряду с классовыми интересами существуют интересы общества. В исторической жизни каждого класса бывает период, когда его частный интерес есть также интерес поступательного движения и тем самым интерес всего общества. Совпадение интересов и формирование общего интереса происходит, согласно Плеханову, в период борьбы за кардинальные прогрессивные преобразования в обществе.
    ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681-1736 гг.) - государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I. Составитель « Духовного регламента
    (1721 г) - церковной реформы, подчинившей церковь государству. Главное сочинение - Правда воли монаршей (1722 г, обосновавшая права царя назначить себе наследника. Идеолог абсолютизма, когда император правит неограниченно, получив власть от Бога, во имя общего блага и государственного интереса РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919 гг.) - русский религиозный философ и литератор. Широкую популярность снискал литературно- философский этюд Розанова Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского (1891 г, положивший начало последующему истолкованию

    Ф.М. Достоевского как религиозного мыслителя у НА. Бердяева, С.Н.
    Булгакова и др. С концах гг. Розанов
    - видный журналист позднеславянофильского толка, сотрудник журнала Русский вестники Русское обозрение, один из ведущих публицистов Нового времени. Пытаясь приспособить православие к запросам современности и подвигнуть его к обновленному культу жизненной силы, мыслитель требовал пересмотра христианских воззрений на сексуальные и семейные отношения в нашумевшей книге Семейный вопрос в России (т. 1—2, 1903 г. В сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства (1911 г) и Люди лунного света (1911 г) Розанов окончательно размежевывается с христианством по вопросам пола, противопоставляя при этом Ветхий завет как утверждение жизни плоти – Новому. СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794 гг.) - один из оригинальных мыслителей XVIII века, философ, поэт, композитор и педагог, он оказал огромное влияние на современников. В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял Бога высочайшее существо) и всеобщую мати нашу натуру. Мироздание он видел состоящим из трёх миров
    - макрокосма (вселенная, микрокосма (человек) и некоего «симболичного мира, связующего большой и малый миры, идеально их в себе отражающего например, с помощью священных текстов вроде Библии. Каждый из этих миров состоит из двух естеств» - видимой (тварной) и невидимой божественной, материи и формы, «сирЂчь плоть и дух. Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, таки рационализма. ГС. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание русского Сократа.
    СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) - крупнейший отечественный идеалистический философ XIX века. Выдающееся значение В.С. Соловьева в истории мировой философии состоит в том, что он, на основе синтеза русских традиций, западной философии и христианских идей, создал оригинальную систему философского знания. И неслучайно, что многие современные исследователи считают, что И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и В.С. Соловьев - это крупнейшие фигуры в мировой философии XVIII-XIX вв. У философской системы Соловьева два основных истока - философия, как рациональная наука, и вера, как явление иррациональное. И эту двойственность русский мыслитель не смог преодолеть, более того, и не собирался преодолевать, ибо считал, что двойственность есть основной факт мировой жизни. В основе этой системы лежит идея всеединства, как идея, прежде всего, идеалистическая. Сточки зрения Соловьева, вначале и основе мира лежит идеальный мир - некое Абсолютное, которое можно рассматривать как философского Бога. Это Абсолютное=Бог порождает внутри себя одновременно Единое (порядок) и множественное (хаос. В совокупности
    Абсолютное=Бог, Единое и множественное составляют идеальное
    «Всеединое», в котором содержатся идеальные сущности всех вещей реального мира. Таким образом, уже в идеальном «Всеедином» диалектически сосуществуют порядок и хаос, единство и множественность, добро и зло.
    ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910 гг.) - русский писатель и мыслитель. Исследуя диалектику души, выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. Через все творчество Толстого проходит тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе. Испытал влияние Шопенгауэра и Руссо; проповедовал коммунизм раннего христианства.
    ФАЛЕС (640/624 - 548/545 дон. э) - древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия. Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) - он неизменно открывал список семи мудрецов , заложивших основы греческой культуры и государственности.

    ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804- 1872 гг.) - немецкий философ- материалист и атеист. Его философия считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии
    Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека большой интерес к социально-политическим вопросам убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в, предтечей марксизма.

    ФЁДОРОВ Николай Фёдорович (1828-1903 гг.) - русский мыслитель - утопист, представитель русского космизма. В соч. Философия общего дела , изданном после смерти Федорова его учениками и последователями, он предложил целую оригинальную неохристианскую систему. Усматривая основное зло для человека в смерти, порабощённости его слепой силой природы, Ф. выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции
    - воскрешение предков путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274 гг.) - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, в 1323 был причислен клику святых.
    Объективно-идеалистическая философия сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля. Обработка аристотелевской философии Аквиантом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усиления идеалистических моментов. Он признавал универсалии трех видов до единичных вещей (в божественном разуме, в самих вещах (как общее в единичном, и после вещей (в познающем их человеческом разуме. Основной принцип философии Аквинского - гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается в созданный богом иерархический порядок. Его учение об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. Основные сочинения Сумма против язычников (1261-1264) , Сумма теологии (1265-1273).
    ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950 гг.) - русский философ. Определяющим для мировоззрения Ф. является стремление рационально выразить сверхрациональную сущность реальности, подвести под метафизику всеединства надежный логико-гносеологический фундамент. Соч. Ф, посвященный проблемам гносеологии (Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии - одно из значительных достижений русской философской мысли XX в.
    ФРЕЙД Зигмунд (1856 – 1939 гг.) - австрийский психолог, психиатр и невролог.
    Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает ив наши дни. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из Оно, Я и
    «Сверх-Я» ), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение
    функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия бессознательное , открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо полное собрание его сочинений составляет 24 тома, каждый год о нем издаётся больше работ, чем о любом другом теоретике психологии.
    ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935 гг.) - русский мыслитель и учёный, обосновавший применение реактивного принципа для полётов в мировом пространстве и создавший новое научное направление - ракетодинамику и астронавтику. Наряду с научно- техническими аспектами освоения космоса Циолковский в философско- художественном аспекте разрабатывал космическую философию.
    Циолковский был энтузиастом и идеологом расселения человечества в Солнечной системе и других звёздных мирах.
    ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856 гг.) Главное направление размышлений
    Чаадаева - философское осмысление истории. «Незападное» бытие России, казавшееся ранее Чаадаеву главным источником ее бедствий и неустройств, начинает представляться ему источником своеобразного преимущества. Для разных течений русской мысли притягательной оказалась мысль Чаадаева о том, что Россия имеет огромный скрытый, нереализованный потенциал и что
    социально-экономическая отсталость России может для нее обернуться однажды историческим преимуществом.
    ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889 гг.) - русский революционный демократ, просветитель-энциклопедист, писатель, литературный критик. Научный подход к изучению природы и общества Ч. связывал с антропологическим материализмом Фейербаха. Как критик капитализма Мыслитедь находится в русле социализма. Сторонник этики разумного эгоизма.
    ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович 1897-1964, ученый и мыслитель- космист. Основываясь на широкой экспериментальной базе, предложил концепцию, рассматривающую социальную деятельность людей в рамках космической эволюции.

    ШОПЕНГАУЭР Артур – 1860 гг.) - немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Увлекался мистикой, восточными учениями, очень высоко оценивал основные работы
    Иммануила Канта. Основной философский труд - Мир как воля и представление (1818), комментированием и популяризацией которого
    Шопенгауэр занимался до самой смерти. Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта. Мир, данный нам в разумном сознании, - лишь мир как представление, фикция интеллекта. Однако, за другой психической функцией - волей - он, напротив, категорически признает полную объективность и достоверность. Словом воля философия
    Шопенгауэра обозначает не только сознательное желание, но также бессознательный инстинкт и действующую в неорганическом мире силу. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние преобладающего страдания,
    Шопенгауэр считает, что избавление от него может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни, однако подчёркивая, что это никоим образом не должно отождествляться с самоубийством. Из философов, опиравшихся на Шопенгауэра, особенно знаменит ранний Ницше. К ним же относится большинство представителей позднейшей « философии жизни, чьим истинным основателем Шопенгауэр имеет полное право считаться.


    написать администратору сайта