Главная страница

Философия Соловьева. Философия Соловьёва Владимира Сергеевича Соловьёв Владимир Сергеевич


Скачать 2.76 Mb.
НазваниеФилософия Соловьёва Владимира Сергеевича Соловьёв Владимир Сергеевич
Дата13.12.2019
Размер2.76 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаФилософия Соловьева.pptx
ТипДокументы
#100170

Философия Соловьёва Владимира Сергеевича

Соловьёв Владимир Сергеевич

  • КРУПНЕЙШИЙ РУССКИЙ ФИЛОСОФ, ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ И КРИТИК.
  • РОДИЛСЯ ОН В МОСКВЕ В СЕМЬЕ ЗНАМЕНИТОГО ИСТОРИКА СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА СОЛОВЬЕВА, НАПИСАВШЕГО ИСТОРИЮ РОССИИ В 29 ТОМАХ.
  • СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ РАЗВИЛО У ВЛАДИМИРА СИЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО, НО В 13 ЛЕТ ОН ПЕРЕЖИЛ РЕЛИГИОЗНЫЙ КРИЗИС. ВЫБРОСИВ В САД ИКОНЫ ОН СТАЛ СТРАСТНЫМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ МАТЕРИАЛИСТА БЮХНЕРА, СТОРОННИКОМ ИДЕЙ СОЦИАЛИЗМА И КОММУНИЗМА.
  • СОЛОВЬЕВ ИЗУЧАЛ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, ИСТОРИЮ И ФИЛОСОФИЮ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ПОСЛЕ ЕГО ОКОНЧАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА УЧИЛСЯ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ.
  • ПРЕОДОЛЕВ ДУХОВНЫЙ КРИЗИС И ИЗУЧИВ СОЧИНЕНИЯ ГАРТМАНА, ШОПЕНГАУЭРА, ШЕЛЛИНГА И ГЕГЕЛЯ, СОЛОВЬЕВ СОЗДАЕТ СОБСТВЕННУЮ ФИЛОСОФСКУЮ СИСТЕМУ.
  • БУДУЧИ АСКЕТОМ СОЛОВЬЕВ ИМЕЛ ВИД ИЗМОЖДЕННЫЙ. ГУСТЫЕ ЛОКОНЫ, СПУСКАВШИЕСЯ ДО ПЛЕЧ, ДЕЛАЛИ ЕГО ПОХОЖИМ НА ИКОНУ. ЕГО ЧАСТО ПРИНИМАЛИ ЗА ДУХОВНОЕ ЛИЦО.
  • ИЗНУРЕННЫЙ ВИД СОЛОВЬЕВА ГОВОРИЛ О ЕГО КРАЙНЕ БЕСПОРЯДОЧНОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ОН НЕ БЫЛ ЖЕНАТ И НЕ ИМЕЛ ПОСТОЯННОГО ЖИЛЬЯ. ЗАРАБОТАННЫЕ ДЕНЬГИ ОН РАЗДАВАЛ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, ВСЕМ, КТО У НЕГО ПРОСИЛ. ЕСЛИ НЕ БЫЛО ДЕНЕГ, ОН РАЗДАВАЛ СВОИ ВЕЩИ. У НЕГО БЫЛИ БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ ИЗ ВСЕХ СЛОЕВ НАРОДА. ГЛУБИНА МЫСЛИ, ШИРОТА ИНТЕРЕСОВ, ОГРОМНАЯ ЭРУДИЦИЯ И ОСОБЕННО ОСТРОУМИЕ ВЛЕКЛИ К НЕМУ ЛЮДЕЙ ИЗ ВСЕХ КЛАССОВ.
  • Соловьев заложил основы русской религиозной философии.
  • Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека.
  • Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство, причем, он ратовал за объединение всех христианских конфессий: православия, каталицизма и протестантизма.
  • Ясно осознавая наличие определенных отличий в западной и русской традициях, он впервые попытался осмыслить место русской философской мысли в системе культуры.
  • Философские позиции Соловьева четко обозначились уже в его магистерской диссертации “Кризис западной философии. Против позитивизма” (1874).
  • Соловьев выступает за осуществление “универсального синтеза науки, философии и религии”. Это означало создание “свободной теософии, или цельного знания”, не просто отвергающей всю прежнюю философию, что было характерно для позитивистов, но возводящего ее в новое “высшее состояние”. Предметом целостного знания являются “истинно-сущее”, т.е. Абсолют или Бог.
  • Подробно свою систему Соловьев изложил в докторской диссертации “Критика отвлеченных начал” (1880). Под отвлеченными началами он понимает все философские односторонности, которые возникали в истории философии, боролись одна с другой, сменяли одна другую и все еще до сих пор не дошли до цельного синтеза.
  • Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства. При разработке этой идеи Соловьев отталкивается от славянофильской идеи соборности, но придает этой идеи онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. Онтологической основой всеединства выступает божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком.
  • Основной принцип всеединства: “Все едино в Боге”. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как “космический разум”, “существо сверх личное”, “особую организующую силу, действующую в мире”.
  • На основе идеи всеединства Соловьев разрабатывает онтологию, гносеологию и социальную философию.
  • Сущее – это субстанция бытия, высший Абсолют или Бог. Но для правильного понимания Бога мало еще признавать абсолютное существо. Необходимо признать его внутреннюю противоречивость. Поэтому Соловьев, следуя неоплатонической традиции, вводит в свою систему понятие “идей” и “мировой души”.
  • “Божественный ум” распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменимых причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые эманации Божества, “живые элементарные существа” или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что превращает ее в деятельное существо.
  • Любая вещь познается в ее отношении к целому. Это целое следует понимать не как неопределенную множественность вещей, а как всеединство. Невозможно разделить природу на части, фон всеединства должен быть обязательно.
  • Отсюда вывод: Бог нужен для объяснения природы, как и природа для объяснения Бога. Если мы рассматриваем часть целостности, то мы должны представлять эту целостность. Наиболее полно это единство проявляется в человеке. Именно в человеке Бог имеет возможность объединиться с природой, а природа через человека приобщаться к Богу. Отсюда следует, что центральной категорией любого онтологического рассмотрения должно быть понятие Бога-человека. Значит, любое рассуждение о бытии не может быть вне религиозным. Целостность ни наука, ни философия охватить не в состоянии. Онтология как часть философии может быть только религиозной.
  • Таким образом, основой и сущностью мира является мировая душа, которая, с одной стороны, заключает в себе божественное всеединство в качестве своей вечной потенции, а, с другой, - несет начало природное, материальное, в силу чего она не есть всеединство, а только “становящееся всеединство”, т.е. конкретное, единичное. Божественная и вечная идея всеединства в системе Соловьева получила название Софии–мудрости. София – ключевое понятие философской системы Соловьева. Поэтому его учение носит также название софилогия. Понятие Софии заимствовано Соловьевым из неоплатонизма. Но он придает этому понятию своеобразную интерпретацию.
  • Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы заявить, что мир – это не только творение Бога, безусловно, ему инородное. Основой и существом мира является “душа мира” – София, которую следует рассматривать как связывающее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.
  • Идею всеединства как определяющую форму, мировая душа получает от божества. С завершением космического процесса и появлением человека мировая душа раскрывается в новом своем значении – как “идеальное человечество” или София.
  • В сущем и причастных к нему вещах заключены в единстве благо, истина и красота. Отсюда следует “формула” Соловьева: “Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте”. Три абсолютные ценности – благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом которого является любовь. Любовь – эта та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь – это воссоединение в Боге, это платоническая любовь по преимуществу, это истинная духовность, что, собственно, и обеспечит спасение, воссоединение человека и вместе с тем приобщение его к вечности, то есть преодоление им смерти. Для Соловьева гарантом спасения человечества является любовь, единение добра, истины и красоты.
  • Русский народ, по Соловьеву, только благодаря созданному им государству сохранил величие и самобытность России, которую он называл “святой Русью”. Эта “святость” есть особенность национального идеала Соловьева. Но полнота идеала требует, чтобы святая Русь возжелала “святого дела”, а именно: соединения церквей, духовного примирения Востока и Запада в богочеловечном единстве вселенского христианства. Это и есть святое дело, есть то действительное слово, которое Россия должна сказать миру.

ВЫВОД:

  • Таким образом, философия Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В системе Соловьева сложился классический понятийный аппарат, причем он использовал русские православные термины, наполняя их философским содержанием. Ни один из предшественников Соловьева не изложил своих взглядов в систематической форме. Соловьев за 20 лет написал ряд больших философских работ. Собрание его сочинений насчитывает 16 томов, но полностью его произведения у нас не опубликованы. Западу Соловьев доступен лучше, чем нам. Вл. Соловьев единственный русский философ – классик.


написать администратору сайта