Главная страница

Мировая душа. Мировая Душа выступление. Мировая Душа Вячеслава Иванова


Скачать 22.16 Kb.
НазваниеМировая Душа Вячеслава Иванова
АнкорМировая душа
Дата01.06.2022
Размер22.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМировая Душа выступление.docx
ТипДокументы
#563441

Мировая Душа Вячеслава Иванова

Мировая Душа как философский архетип имеет достаточно древнее происхождение и впервые обнаруживается в философии Платона, также является одной из основных архетипов философии гностиков. Начиная с Гете, представление об этом архетипе переосмысливается в контексте дуального понимания мироустройства: и хотя в античности материю (мир) связывали с женским началом, а дух с мужским, именно Гете первым обозначил Мировую Душу в дуальном контексте как женское начало, Вечную Женственность. Пусть и совершенно чуждое христианству дуальное макрокосмическое восприятие бытия приобретает христианский оттенок уже у некоторых русских религиозных философов, в первую очередь у Владимира Соловьева, которого Вячеслав Иванов безусловно считал своим учителем в восприятии идеи о Софии и всеединстве. Иванов в качестве источника своих воззрений рассматривает и философию Достоевского, в которой он обнаруживает образ Души Мира в контексте мифологического архетипа Земли-Матери. Обращаясь к самой поэзии Иванова, надо отметить, что он выделяет два архетипа как две формы проявления женского начала мира, одна из которых София, другая – Мировая Душа. В среде исследователей творчества В.И.Иванова достаточно слабо развит подход к разделению этих двух архетипов, что Иванов считал, несомненно, важным в своей философии. Ряд исследователей Иванова не вычленяют различия между личностями Софии и Мировой Души, предпочитая отождествлять их в одном архетипе Вечной Женственности, не углубляясь в подробный системный взгляд Иванова на макрокосмическое бытие обеих сущностей и их место и функции во вселенском порядке. Отсюда многие комментаторы воспринимали Софию и Душу мира лишь как качества или проявления одной и той же сущности. Однако, рассматривая поэтические образы в стихотворениях и сами философские статьи Иванова, мы обнаружим, что это суть разные архетипы, один из которых (София) представляет собой нетварную сущность, другой (Мировая Душа) – тварную.

В этом аспекте Иванов рассматривает Душу Мира как живое начало тварного бытия, которое раскрывается через образ Земли как материального аспекта мира. Земля в контексте мифопоэтики Иванова наделяется характером Матери и Невесты (Жены), Матери для всех тварных существ и Невесты для Логоса, олицетворяющего мужское начало. В контексте места Мировой Души во вселенной Иванов следует логике христианской линейной концепции, включая в нее Душу мира как отдельный абсолют, сущность всего творения. В этой логике Она становится частью Божественного плана и заложницей человеческой воли. Мировая Душа изначально сотворена Логосом через Софию-Божественную Премудрость, сотворена по Ее образу и подобию. Она является зеркальным отражением Софии: О. Шор, раскрывая воззрения В. Иванова в предисловиях к его «Собранию сочинений…», называет Ее «тусклым зеркалом Софии». Она стала такой, как искаженный, обезображенный, но изначально чистый облик истинной действительности (образ мира в Софии), из-за грехопадения человека, существа со свободной волей и данной ему властью над Землей. Сотворив человека, Логос отдал ему эту власть, повелев «возделывать Землю». Этой формой «возделывания Земли» можно считать всякое действо, исходящее из творческого начала человека, индивидуальная душа которого пребывает в гармоническом единстве с Душой мира: Иванов в этом видит всякий теургический акт, который через слово поэта преобразует действительность и опосредует ее в культуру, основой которой является Память этого мира: Память, одна из форм бытия Души мира для человека и человечества, заключает в себе все опосредованные формы теургического действия в мире. Теургическое действие (теургию как истинную форму искусства) Иванов понимает как несение поэтом пророческого провозглашения или откровения об истинной природе мира, иными словами, поэт отображает Душу Мира в самом мире. Таким образом, поэт, подобно скульптору, из чистого, непосредственного, куска материи, следуя внутреннему вдохновению, творит опосредованное, облекая его в форму, запечатляя в мире. Это теургическое действо совершается при условии постоянного общения с Душой мира, поиска поэтом все новых встреч с Ней как с таинственной вселенской Женственностью, нахождения в непрестанном внутреннем созерцании, постоянной готовности услышать от Нее новое откровение о Самой Себе. Она же для поэта есть «явленная Тайна». Исследуя опыт и творчество Новалиса, Иванов усматривает эту «игру» Мировой Души: она приходит в жизнь через опосредованную форму, которая исчезает для поэта (пример сказок Новалиса о Лазурном цветке, Гиацинте и Розе), но вместе с тем, поэт, одержимый поиском этой новой встречи с опосредованным, в конце концов находит Ее какая Она есть, непосредственно открывающейся ему прямо. Истинное теургическое искусство противоположно господствующему в мире индивидуалистическому искусству, основанному на самопостижении действительности, которое на самом деле является искаженным, без живой связи с собственным истинным началом, с тем, что охватывает всю психофизическую реальность, Мировой Душой, или Матерью-Землей. Совокупный образ Матери-Земли или Мировой Богини Иванов обнаруживает в мифологии большинства традиций и отображает в своей поэзии. В греческой мифологии она предстает как Гея, мать мятежных титанов, или Деметра (собственно, сама Земля), в определенном контексте она есть также сходящая в подземный мир Персефона, следующая за своим мужем, царем подземного царства, Аидом. В египетском мифе она есть Изида, жена умирающего Логоса-Осириса, а в христианской традиции Матерь-Земля принимает образ Девы Марии. Здесь предстает особый контекст, так как Земля-Матерь человечества становится также Матерью воплотившегося в материи Логоса, который совершает миссию спасения материи. Философски осмысливая образ Матери-Земли Иванов часто обращается к пониманию Достоевского, в творчестве которого поэт обнаруживает абсолютизацию идеи Мировой Души в контексте человеческого грехопадения. Человек, согрешая, восстает против своей Матери, Она же и наказывает его, предавая в руки справедливого народного осуждения. Здесь Иванов понимает Душу мира как душу народную, в контексте Достоевского как Душу Землю Русскую, Пресвятую Богородицу, охраняющую Своим покровом народ-богоносец. Человек, отвергая свою природную Матерь, алчет вернуться к Ней: образец такого покаяния Иванов обнаруживает на примере героев Достоевского, таких как Раскольников, и потом неоднократно отображает в своей поэзии («приникновение к Земле»).

Эта вина перед природной Матерью связана с человеческим греховным выбором, из-за которого эта изначальная связь оказалась разорванной: человек уподобляется как библейскому Адаму, из-за греха которого Бог проклял Землю, так и мятежным титанам, восставшим против своего отца Урана и доставившим скорбь своей Матери-Гее, родившей олимпийских богов (образ носителей света, детей Божьих). Этот грех разорвал не только связь с Матерью, но и разорвал саму Душу мира с Логосом. В поэзии Иванова отражаются связанные с этим темы скорби Души мира, которые связываются с мифом об умирающем Логосе, где Она предстает как богиня Изида, скорбящая по своему мужу Осирису, или как пребывающая у креста Матерь Мария. Переживания Мировой Души поэт передает через образы мрака и смерти: так, Ее воплощения, есть Ночь, «Царица теней», смерть (образ Земли-могилы). Иванов развивает проблематику грехопадения и утверждает, что и сама Земля разделяет с человеком эту ответственность: он называет Ее «извечной Евой», которая первая прельстилась от Люцифера и, как изначальная Матерь человека, его начало, обрекла самого человека на это. Здесь Иванов видит изначальную гармонию в мироздании, когда идеал лежал в доминировании женского начала над мужским. Адам был во власти «извечной Евы», Вечной Женственности, когда же Она, последовав искушению Люцифера, прикоснулась к познанию и поделилась этим с человеком, тогда Она предала саму себя во власть человека. Таким образом, мужское начало вновь стало доминировать над женским: (проклятие Логоса: «вот к мужу твоему – влечение твое» книга Бытия). Изначальную гармонию Иванов обнаруживает в женском монотеизме, и, как отмечает, во многих народах первостепенное почтение воздавалось не богу-отцу, а именно богине-матери. Через грехопадение Душа Мира, Вечная Женственность, стала пленницей ложных женихов, Люцифера и человека, обретших над ней власть. Сама же Она ожидает своего освобождения и воссоединения со своим истинным Женихом-Логосом. Через это воссоединение Душа мира, внешне имеющая обезображенный облик (коим является сам, наполненный грехом, мир), внутренне же такая же чистая, софийно преобразится и обретет свое первоначальное девство, представ как «Жена, облеченная в солнце», Царица небесная, в этом Слово Бога и Материя воссоединятся вновь и восстановится гармония.


написать администратору сайта