Конспект урока Авторская песня прошлое и настоящее. Конспект урока - 'Авторская песня прошлое и настоящее'. "Авторская песня прошлое и настоящее"
Скачать 60.5 Kb.
|
Тема урока: "Авторская песня: прошлое и настоящее"Учебник: «Музыка», авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, «Просвещение». Цель: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях. Задачи: познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»; учить детей интерпретации нового и уже известного музыкального материала, выразительно исполнять его; развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение; опираясь на структуру урока, определить его музыкальную форму; воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры. Тип урока: погружение в музыкальный материал. Форма урока: урок-путешествие (в форме рондо). Методы: беседа, исполнение, игра, разыгрывание, драматизация, цветовая диагностика. Продолжительность: 40 мин. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, фортепиано, презентация учебного материала на электронном носителе, магниты, учебники, гитара. Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак скомороха). Накидка. Глобус, флажки – метки. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи». Красная карточка со словом «Да». Желтая – со словом «Нет». Зеленая – с фразой «Я подумаю». Раздаточный материал: Карточки 3-х цветов на каждого ученика, лист, ручка на каждый стол. Музыкальный материал: «Гаудеамус», международный студенческий гимн; «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Глобус», музыка М. Светлова, слова М. Львовского; «Как здорово!», слова и музыка О. Митяева; А. Розенбаум «Покажите мне Москву» (видеозапись). Возьмемся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке. Б. Окуджава Ход урокаОрганизационный момент.Учитель: -Здравствуйте ребята! -Садитесь -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите друг другу приятные слова. -Спасибо! Я рада ,что вы в хорошем настроении! -Чтоб водить корабли, -Чтобы летчиком стать, -Надо много уметь, -Надо многое знать! - Я вам предлагаю вспомнить наши правила, которыми мы пользуемся на уроках! Давайте их прочтём хором. Я умею дружить. Я вежлив и доброжелателен. Я умею слушать других. Я умею задавать вопросы. Я полон хороших идей. Я верю в себя и других. Мои успехи-успехи моих друзей. - Спасибо! - Ребята вашему вниманию я предлагаю вам прослушать отрывок из песни Давида Федоровича Тухманова. Среди стихов поэтов разных эпох и стран, к которым обращается композитор, есть и образец средневековой поэзии «Из вагантов» («На французской стороне»). ( звучит песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов») У: О чем песня? Д; Песня рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра У.: Какое значение имеет песня в жизни человека? У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения. У.: Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни? Совершить путешествие во времени поможет нам глобус. Итак, я вращаю глобус, переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья. II. Изучение нового материала.Учитель отмечает флажком место на глобусе. Выходит ученик, у него на голове – кафедралка и рассказывает, учитель прикрепляет карточку со словом «ваганты» на доску. Д.: В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока «Возьмемся за руки, друзья…» У.: Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном. Учащиеся слушают гимн «Гаудеамус» (фонозапись) У.: Кто исполнял гимн? (смешанный хор). Было ли музыкальное сопровождение? (Нет. Гимн исполнялся а капелла.) Какой характер гимна? Если вы внимательно вслушались, то услышали слова, прославляющие академию и преподавателей-профессоров. (Слайд 4) Учитель читает фрагмент из перевода гимна.
Учитель предлагает выучить один из куплетов гимна и вместе с детьми читает текст. Лишь наука на земле Служит людям вечно. Лишь наука на земле Служит людям вечно. Славен тот, кто служит ей. Славен тот, кто служит ей В жизни быстротечной, В жизни быстротечной. Идет разучивание мелодии. После чего учитель предлагает детям представить себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично. Учащиеся поют куплет гимна стоя, одного ученика одеть в костюм студента. У.: Куда же сейчас нас перенесет глобус? Учитель вращает глобус и делает метку на карте в том месте, где изображены Ирландия, Уэльс, Шотландия, читает их названия. У.: В эти места мы попали не просто так. Выходит ученик и сообщает информацию, учитель прикрепляет карточку со словом «барды». Д.: Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии. У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время? Учитель вращает глобус и делает метку на карте. – На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники. – Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.). Выбегает ученик с колпаком скомороха на голове и делает сообщение, учитель прикрепляет карточку со словом «скоморох». Д.: Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров. У.: Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX век. (Учитель вращает глобус) У.: Теперь мы дома. Второй половина XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России. Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы-исполнители этих песен? – Каких авторов-исполнителей вы знаете? Дети отвечают на вопрос. У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня. Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга. У.: Я предлагаю вам спеть «Песню о друге» Владимира Высоцкого. Аккомпанировать нам на гитаре будет ученик 11 класса, Агейченко Максим, который сочиняет стихи и песни. Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого. У.: Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе.) Учитель вновь обращает внимание детей на эпиграф «Возьмемся за руки друзья…». У.: История становления авторской песни в нашей стране во многом связана с появлением в сороковые годы XX века песни М. Светлова «Глобус». Именно этому поэту приписывается ее мелодия. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Великой Отечественной войны спел сам Михаил Светлов, были другими: За зеленым забориком Ты не можешь уснуть. А вечерняя зорька Продолжает свой путь. После войны, в 1947г., поэт М. Львовский по просьбе друга-однополчанина написал другие слова. Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. А мы сейчас ее исполним со словами М. Львовского. Учитель предлагает учащимся представить, что они около костра после длительного похода, предложить им взять в руки макеты гитар и спеть песню, имитируя игру на инструментах. Дети исполняют песню «Глобус» М. Светлова под фонограмму. У.: Удобно ли вам было петь? Какие интонации преобладают в этой песне? (искренние, доверительные, романтические) Работа с Учебником, с. 84–85. Выполнить задание на с. 85. Провести интонационный анализ нового текста. У.: Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г. А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник. Ученица читает стихотворение «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы. У.: Как вы поняли стихотворение Б. Окуджавы? Почему поэт призывает «открыть двери» перед человеком? Обратив внимание на эпиграф к уроку – вместе мы сила, надо объединиться («возьмемся за руки, друзья»). У.: В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой. На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни. В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены. Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент с песней А. Розенбаума «Покажите мне Москву», в котором подтверждается любовь слушателей к авторской песне, неугасающий интерес к ней. III. Обобщение.У.: Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности. Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия? Учитель предлагает каждой группе учащихся ответить на вопрос: – В чем ценность авторской песни? Дети пишу, а затем зачитывают свои варианты ответов. Какова тематика авторских песен? Ответ: война, любовь, дружба, природа, юмор и т. У: Ребята продолжите , пожалуйста предложения…… -Ответы : Сегодня мы изучали……авторские песни, авторов исполнителей…. Мы теперь знаем, кто такие…. скоморохи, ваганты, авторская песня Мы умеем правильно….отличить авторскую песню от других жанров Полученные знания нам помогут…быть более образованными, разбираться в музыкальных жанрах…. За время групповой работы учащихся учитель прикрепляет на доске три разноцветные карточки со словами «Да», «Нет», «Я подумаю». Учитель обращает внимание учащихся на карточки трех цветов, которые лежат у каждого на столе. Предлагает провести цветовую диагностику, чтобы увидеть есть ли будущее у авторской песни? Учащиеся встают в круг и поднимают карточки, которые соответствуют их мнению. Дети и учитель наглядно видят результат. IV. Оценка работы учащихся.V. Итог урока.Учитель напоминает детям эпиграф урока и предлагает всем взяться за руки и исполнить песню О. Митяева «Как здорово!». |