немецкий язык. Бенедикт Спиноза (24 ноября 1632 21 февраля 1977 гг) Биография
Скачать 144 Kb.
|
Бенедикт Спиноза(24 ноября 1632 – 21 февраля 1977 гг) БиографияБенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени БиографияВеликий голландский философ, один из крупнейших рационалистов XVII в. Родился в семье купца, принадлежащей к еврейской общине. В 1654 г., после смерти отца, возглавил семейное дело. Большое влияние на Спинозу оказал его наставник по латинскому языку Ван ден Энден, являвшийся последователем Ванини. В 1656 г. руководителями еврейской общины Амстердама Спиноза был подвергнут «великому отлучению» за вольнодумство. Спасаясь от преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Позднее переехал в предместье Гааги —Рейнсбург. В процессе борьбы против олигархического руководства еврейской общины Спиноза стал противником иудаизма. Являлся сторонником республиканского правления и противником монархии. На протяжении 20 лет Спиноза страдал от туберкулеза. Эта болезнь унесла его жизнь, когда ему было лишь всего 44 года. 21 февраля 1677 г. философ умер; тело похоронили в общей могиле. Сочинения1660 «О Боге, человеке и его счастье» 1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей» 1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» 1670 «Богословско-политический трактат» 1677 «Политический трактат» (не окончен) 1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей» Понятия СпинозыСубстанция (от лат. substantia - сущность, лежащее в основе)- «существует само по себе и представляется само через себя» существует только одна, то есть она есть всё существующее. Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют места ни ум, ни воля». Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом. Понятия СпинозыАтрибут (лат. attribuo - придаю, наделяю) – это то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — «протяжение» и «мышление», хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Понятия СпинозыМодус -(лат. modus - мера, способ, образ, вид) - философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится. М. противопоставляется атрибуту- неотъемлемому свойству предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Философия СпинозыПроблема субстанции Теория познания Этика вопрос соотношение свободы и необходимости Подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривал суть бытия Главным недостатком декартовской теории субстанции Спиноза считал ее дуализм Три ступени познания или три рода человеческого познанияМнение и воображение («познание в чистом ввиде). Это познание, получаемое нами из повседневного опыта, чувственного восприятия окружающего мира. Оно дает нам лишь общие смутные и неясные образы, безо всякой связи действующих причин и следствий. Оно фрагментарно и обрывочно, так что позволяет лишь сформулировать самые общие понятия о мире. Поэтому оно бесполезно для человека, ищущего истинное знание. Рациональное познание. Это познание идет от рассудка (ratio) и являет собой чисто научный способ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизится к истине, насколько это возможно. Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Оно уже не опирается ни на какие формы, действующие в земном бытии, а проникает сразу в суть идей божественных атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание. Этика СпинозыКлючевые проблемы: 1)Детерминизм 2)Соотношение свободы и необходимости Философ пришел к следующим выводам: -Свобода познанная необходимость -Желая в душе быть, плывет по течению необходимости -Бог(природа) наделен свободой, но действует в рамках необходимости -Модусы не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости -Свобода и необходимость в субстанции есть одно целое Общий итогБенедикт Спиноза считал чтоб достичь большей свободы необходимо: Максимально познать необходимость в виде субстанции – внешней причине всего сущего Освободится от аффектов – так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости Незнание - не довод. Невежество – не аргумент Б.Спиноза Благодарю за внимание |