Эмиль. Эмиль Дюркгейм. Биография и труды Человек и общество
Скачать 17.02 Kb.
|
Эмиль Дюркгейм: биография и труды Человек и общество До середины девятнадцатого века общие вопросы психологической взаимосвязи личности и общества относились к разряду философии и не имели под собой чёткого механизма логического анализа. Однако во второй половине девятнадцатого века возникло понимание о необходимости создания общей модели психоанализа на основе поведенческих характеристик и интеграции индивидуума в обществе. Основоположниками социологии как отдельной науки считаются Карл Маркс, Макс Вебер, Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм. Социология, на сегодня, самостоятельная наука, которая изучает общество как целостную систему. В свою очередь, общество включает в себя социальные институты, социальные процессы, общности и человека, взаимодействующего с обществом. Эмиль Дюркгейм кратко об основных принципах социологии Французский социолог опубликовал более двухсот работ, в том числе статей, рецензий и профильных лекций. Эмилю Дюркгейму принадлежит проработка и систематизация концепции предмета социологии. Исследования учёного легли в основу большинства социологических теорий, а прежде всего в структурно-психологический анализ. Согласно теории Эмиля Дюркгейма предметом социологии является понимание того, что на общество в целом влияют политические, моральные, правовые, религиозные аспекты. А вырабатываемые обществом ценности, нормы и идеи оказывают на каждого индивидуума принудительное влияние. Заставляют каждого поступать и принимать решения в рамках принятых норм в обществе. Теория Эмиля Дюркгейма описывает, в отличие от утверждений предшественника социологии Конта, наличие различных путей формирования обществ во всем мире. Имея совершенно разные мотивы и идеи в своей основе, они не могут быть рассмотрены с помощью идентичного механизма анализа. Применение одинакового инструмента к различным моделям общества приведёт к заведомо ошибочным результатам. Новая парадигма Эмиля Дюркгейма Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма основана на изучении реальных социальных факторов и элементов, формирующих общество. Его взгляды имели реформаторский и радикальный характер. В своём анализе социолог отслеживал в обществе два фактора, влияющих на его формирование: натурализм и социальный реализм. Что понималось под этими терминами и каково их значение? Под натурализмом Эмиль Дюркгейм понимал связь с природой и традициями общества. Социальный реализм он видел в явлениях, не имеющих отношения к материальной части человеческой жизни. Реализм вытекал из норм и определений, формирующихся в обществе. Некоторые ключевые определения французского социолога На сегодня социология определена пониманиями и взглядами, которые в своё время установил Эмиль Дюркгейм. Труды социолога легли в основу современной интерпретации и механизма анализа структуры общества и его связи с каждым человеком. Рассмотрим некоторые определения Дюркгейма, применяемые сейчас. Подвиды обществ: Архаическое общество - группа или общество, характеризующееся механическим способом взаимодействия. Собственное индивидуальное сознание индивидуума практически растворено в коллективном сознании. Индустриальное общество - определяется наличием разделения труда, различными специализациями и видами деятельности. При этом возникает функциональная взаимозависимость и необходимость в совместном труде. Чем более примитивно общество, тем больше похожи индивидуумы между собой и выше уровень принуждения и насилия. Чем больше различий в обществе, тем выше уровень терпимости друг к другу и глубже проявление демократии. Также существует понимание формирования гражданского общества, где на раннем этапе формируется концентрация воли коллектива на одной личности – вожде. Ему предоставляются права решения всех задач общества от имени одной личности. Как правило, после этого начинается формирование группы людей – бигменов. В их руки попадают основные средства и политические рычаги, которые они используют в своих интересах. Исторически эта модель просуществовала с пятого века нашей эры до французской революции. Новый этап определил право народа на собственность и волеизъявление каждого, независимо от статуса и положения. По мнению Эмиля Дюркгейма, человек определяется как двойственная реальность, где проходит борьба между социальной и индивидуальной личностью. Типы солидарности в обществе Эмиль Дюркгейм определил два вида солидарности между людьми в обществе: механическую и органическую. Под механической солидарностью он понимал условие, когда люди выполняли одинаковые функции и не имели отличительных черт. Это определение базировалось на понимании механизмов доиндустриального общества. Под органической солидарностью социолог видел общество, в котором люди больше отличаются друг от друга и взаимодействуют по определённым признакам. Примером может быть непосредственно тело человека, где существует взаимодействие и взаимодополняемость различных частей тела. Самоубийство, влияние общества и внешних факторов До конца девятнадцатого века исследования в области суицидальных случаев сводились к достаточно поверхностному анализу. По существующей тогда теории считали, что самоубийство — это следствие географического, климатического, биологического, сезонного, психологического или патологического факторов. Первым, кто серьёзно подошёл к вопросу суицида, провёл сбор и анализ статистических данных в различных странах, был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Самоубийство, как считал исследователь, чисто социальный факт. Он не определяется географией и биологией личности. Как полагал учёный, общество является неким полем, где в процессе общения между людьми возникают соглашения, ожидания или отрицания. Момент нарастания отрицания, отсутствия пути решения и полная изоляция в обществе толкают человека на действия суицидального характера. На основании различного уровня влияния социальных норм на личность Эмиль Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств: Эгоистическое самоубийство – намеренное прекращение социальной связи человека, основанное сугубо на собственном мнении. Альтруистическое самоубийство – является продуктом интеграции индивидуума в общество. Примером является капитан судна, который согласно кодексу должен погибнуть вместе с судном в случае кораблекрушения. Аномическое самоубийство – возникает вследствие потери старых ценностей и норм в обществе. При этом новые ценности и нормы, которые мог бы взять человек, не сформированы. Подобная модель характерна для обществ, переживающих трансформацию. Например, быструю урбанизацию или техногенный рост. Фаталистическое самоубийство – возникает по причине чрезмерного контроля общества над действиями отдельного человека. Таким образом, личность лишается собственного мнения и контроля над собой. По мнению Эмиля Дюркгейма, фаталистический суицид распространён незначительно. Во время проведения статистического анализа социолог обнаружил: Самоубийство реже встречаются среди тех, кто состоит в браке. В обществе военных показатель также оказался выше, чем среди гражданского населения. Он заметил, что в период мирного времени число самоубийств выше, чем в период войны. Также выяснилась закономерность между экономикой страны и суицидом. Если страна переживает экономические взлёты или падения, то самоубийств больше, нежели при более равномерно развивающейся экономике. При анализе статистики городского и сельского населения оказалось, что в городе самоубийства случаются гораздо чаще. На основании проведённого анализа всех слоёв общества Эмиль Дюркгейм выяснил, что самоубийство, как правило, возникает вследствие ослабления социальных связей и изоляции человека. Для современной социологии и статистического анализа как неотъемлемой её части, сыграл ключевую роль французский учёный конца девятнадцатого века Эмиль Дюркгейм. «Самоубийство» в отличие от ряда других работ учёного строилось на чётком статистическом анализе данных. В своей работе он предложил ввести термин «аномия» для выделения фактора, влияющего на рост самоубийств в период разрушения системы, её общественных правил и норм. Заключение Современная классическая социология появилась на основе теорий Эмиля Дюркгейма, поясняющих закономерности и взаимозависимости индивидуума и общества. Позже некоторые его работы были доработаны Робертом Мертоном и Эрихом Фроммом. На сегодня социология считается вполне логичной и понятной наукой, однако так, кажется, только на первый взгляд. В области психологии личности и механизмов взаимодействия с обществом существует множество «тёмных» пятен. Возможно, со временем будет раскрыта новая социология, основанная на полном понимании не только форм взаимодействия, но и выяснения механизма организации мышления человека в связке с обществом. |