Буквослагательный метод
Скачать 54.79 Kb.
|
12 ВОПРОС. Буквослагательный метод - метод обучения чтению - изначально этот метод использовался для обучения церковнослужителей. - основывался на заучивании букваря. - 4 ступени (заучивание букв, обучение чтению слогов, чтение отдельных слов, чтение «по верхам») Звуковой метод. - изучение звуков и букв и слияние их в слова. - аналитический звуковой метод (Золотов) звуковой анализ после того, как дети зрительно запомнили слово. - синтетический звуковой метод (Корф) накопление звуков и букв. Чтение – называние ряда звуков. - безбукварный метод (Жакото) применяя аналитический метод. Слоговой метод. - единица слог. Алфавит – запоминание слогов. -1872, 1875 - алфавит, пословицы, поговорки, загадки, художественные рассказы, церковносл.тексты. - слуховая работа. 13 ВОПРОС. Метод целых слов. - слова – целые единицы. - 1918 – 1931 г. - единица чтения – слово. - заучивание слов. Буквенный анализ Звуковой аналитико-синтетический - включает (наглядное обучения, подготовительные упражнения в письме, звуковые упражнения, готовящие чтению). - а о и. два этапа. -а о и е у ы. - я ё ю - знакомство с согласными. - ус – уж - показ картинки, под которым слово (осы, ивы, ели) 14. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основные черты метода. Приемы анализа и синтеза. - самый эффективный. - логика работы (знакомство – упраж. в слушание – выделение из потока речи) - фонематический слух. - единица звук. Буква обозначение. - особенности. Анализ. - выделение слов из речевого потока. - выделение звука нового Звука-слова Звукоподражание Выделение согл в закрытой и открытой позиции Выделение гласного, обр целый слог Перечисление слов с одним и тем же звуком. Договаривание В разнообразных позициях. - перечисление звуков в слове - фонетический разбор Синтез. - произношение слога составление из разрезной азбуки - слоговые таблицы - чтение слов по подобию (мама-маша-саша) - наращивание гл или согласных (сор-сорт, рот-крот) - добавление звука, перестановка звука и слога - отбрасывание звука или слога - добавление слога. 15. Подготовительный период обучения грамоте: задачи, круг знаний, умений и навыков, виды работ, требования к уроку, работа с читающими детьми. - задачи: (проверка готовности ребенка к школе, обучение правилам учебной деятельности, первоначальному анализу речи, развитие фонематического слуха, графических навыков, базовым понятиям) - круг ЗУН (понятия речь предл….. моделирование, знакомство с учебной книгой, речевой слух, предпосылки к слоговому чтению, работа по активизации словаря детей) - виды работ (речь, предложение, слово, чтение, грамматика и фонетика) - требования к уроку (сюжетная картинка, беседа – анализ звучащей речи, схема – подсказка, повторение, упражнения по развитию речи и мышления детей, доп материал, худ. литература) 16. Работа над понятием слог в период обучения грамоте. Работа с гласными включает в себя (формирование фонематических представлений, фонематический анализ гласных звуков, анализ сг, узнавание на доске, составление схем и деление на слоги) - слог может состоять - столько слогов, сколько гласных - обязательно гласная - ударный слог 17. Работа над понятием ударение в период обучения грамоте. Обучение выделению ударного слога. - Бондаренко три направления (словесное ударение, разноместность и подвижность, нахождение ударного слога) - ударение, ударный гласный, ударный слог Функция – смыслообразующая Способно отличать все формы 18. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте (уроки чтения): задачи основного периода, круг знаний, умений и навыков, виды работ в основной период, механизм чтения и его составляющие. - цель – переход с плавно слогового - цель каждого урока – формирование умения читать слитно слоги-слияния - определять тему и главную мысль Развивающая цель – речь Задачи: произношение и пересказ Развивающая функция словесно-логические упражнения 2 типа урока Этап: звуковой анализ слов, знакомство с буквой, обучение слитному чтению 19. Работа над обозначением твердости-мягкости согласных. Фонетический анализ на уроках чтения. Необходимо научить детей пользоваться графическими обозначениями мягкости и твердости согласного звука. Со всеми. Йотированые гласные (как способ мягкости и й). ь (смяг и раздел) «не выражается своей буквой». Развивать фонематический слух – фонетический анализ. Горецкий слого-звуковой – последовательность звука и характер их соединения. Звуковой анализ без прямого обозначения звука. У соловейчик артикул.- обуслов. не завершен если не подсчитан колличество букв и звуков, разхождение. 20 вопрос. На завершающем этапе – чтение полными словами Возрастает объем текста (работа по их анализу. Так же как и на уроках литературного чтения) Ог – большеформатн. Тонкие книги. Иллюстрации чарушин рачёв Что известно об авторе. 21 вопрос. - группы предметных картинок (какой предмет лишний, на какие группы) – упражнение в классификации. Разграничение видовых и родовых понятий чьи где Составление слого-звуковых схем Антиципация Ребусы, рассыпанные слова, цепочки слов, скороговорки 22 вопрос. 22 вопрос ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму, и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом. Основная цель этой работы — формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как: — ознакомление с правилами посадки и владения инструментами; — обучение ориентировке на странице прописей и тетради; — ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение; — обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв; — обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму; — предупреждение искажения при написании букв; — исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность. В период обучения грамоте необходимо научить правильно записывать буквы и их соединения в словах, сформировать первоначальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки письма проводятся на материале тетради «Пропись», где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слогов, слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей. В период обучения письму решаются следующие задачи. 1. Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользоваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля. 2. Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки, обозначать'звуки буквами. 3. Сформировать четкие образы графического изображения письменных букв. 4. Научить писать буквы в соответствии с образцами «Прописи», соединять буквы между собой, соблюдая размеры по высоте и ширине. 5. Научить записывать слова и предложения из 3—4 слов после звукобуквенного анализа. 6. Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное по образцу или способом проговаривания 7. Научить записывать собственные предложения, взятые из ус-| составленного рассказа. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения. Помимо общедидактических принципов, таких, как сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, по-вторность, используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей. Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий. Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении л исправлении своих и чужих недочетов. Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исполненного, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д. Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки. Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д. Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо. В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже. 22-23 вопрос. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА Почерк — устойчивое индивидуальное образование. Письмо связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к раз-Пличным расстройствам письма и письменной речи. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга функционально развиты. Обучение письму — это в первую очередь выработка графического навыка. Как и всякий навык, он воспитывается в результате обучения путем формирования умений и выполнения на их основе ряда упражнений. Особенности графического навыка состоят в том, что, с одной стороны, это двигательный навык, т.е. такое действие, которое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется замена осмысленных единиц речи на графические знаки (перекодировка), что придает ему характер сознательной деятельности. Сознательный характер письма состоит: 1) в правильном соотнесении звука и буквы; 2) соблюдении ряда графических и орфографических правил; 3) использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений. Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или готовясь к письму слова, составленного на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по.буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т.е. для развития орфографического навыка. Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессе письма и навык письма формируется успешнее. В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы: 1) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линий и т.п.; 2) письмо элементов букв; 3) письмо отдельных букв без соединения с другими буквами; 4) письмо сочетаний букв, слогов, целых слов для выработки навыка соединения букв. Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, связанные со спецификой написания каждой отдельной буквы. Очень важно для овладения навыком письма развитие движения пальцев и кисти руки, которое к моменту поступления в школу ще не совершенно, так как не закончено окостенение пальцев кисти. В связи с этим в изображении прямых линий, овалов заметно дрожание, прямые черты получаются изогнутыми, овалы не всегда замкнуты. Успешность в обучении письму и чистописанию во многом определяется созданием таких гигиенических условий, как: — правильный подбор мебели; — правильная посадка; — положение тетради; — направление освещения; — оптимальность формы ручки; — продолжительность беспрерывного письма и т.д. В I классе надо на всех уроках повторять с детьми правила посадки. Для наглядности используется плакат. Следует научить детей готовить рабочее место, рационально размещать тетрадь и другие принадлежности на парте. Важное значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма: для I класса 5 мин; для II — 8; для.,III — 12; для IV — 15 мин. Это учитывается при планировании урока: чередование письменных и устных видов работ, проведение 2—3 физкультминуток, упражнения для пальцев и кисти рук. 24 вопрос. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо остановиться на приемах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию. Это: — показ написания учителем; — списывание с готового образца; — копировальный метод; — воображаемое письмо; — анализ формы букв; — усвоение правил письма; — письмо под счет (тактирование); — анализ ошибочного написания. Показ написания учителем. Основным приемом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Объяснение учителя должно сопровождать показ и ориентировать учащихся, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Вначале объяснение дается учителем, а на этапе выработки навыка написания это могут делать ученики. Списывание с готового образца. Прием основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях. Этот способ необходимо отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребенок постоянно сравнивает свою работу с образцовым написанием. Правильное письмо учителя является примером и для неосознанного подражания, поэтому любые записи учитель выполняет аккуратно, красивым разборчивым почерком. Копировальный способ. При копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения. Но поскольку обведение выполняется механически, продолжительная работа утомляет ученика. В связи с этим копирование необходимо чередовать с самостоятельным написанием Методика использования данного приема такова: ученик обводит две буквы, после чего двигательный образ остается на некоторое время в памяти, и следующие 1—2 буквы ученик пишет почти без ошибок, затем для закрепления он обводит еще букву — и снова самостоятельное письмо и т.д. Главное при копировании — это правильные движения руки при письме. Копировать можно через прозрачную бумагу, кальку. Воображаемое письмо (письмо в воздухе). Письмо в воздухе отличается от копировального способа тем, что учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Это позволяет усвоить и движение, и правильную форму всей буквы. Воображаемое письмо проводится по написанному учителем образцу на доске или вслед за письмом учителя, а также по прописям. Можно писать и вовсе без образца. И копировальный способ, и воображаемое письмо являются вспомогательными приемами. Анализ формы букв. Анализ формы буквы можно вести по-разному: 1) раскладывая ее на зрительные элементы: 2) с точки зрения движений при письме: 3) в сравнении с ранее изученными буквами: Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель Объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование из элементов-шаблонов. В рисунке любой буквы ' можно выделить элементы: Шаблоны элементов букв изготавливаются из плотной бумаги, при этом лицевая сторона отличается по цвету от изнаночной. Анализируя букву по форме, учащиеся подбирают необходимые элементы и конструируют букву. Затем пальцем выполняют движения написания буквы по шаблону. Для этого лучше иметь таблички с выпуклыми буквами, сделанными из шершавой бумаги. Усвоение правил письма. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Правила формулируются кратко, их должно быть немного. Правила складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. Например: I класс — буквы надо писать с одинаковым наклоном; — буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии; — писать надо красиво. II класс — буквы в словах надо писать одинаковой высоты; — слог пишется безотрывно; — писать надо быстро и красиво. Чтобы учащиеся могли выполнить каждое из этих правил, учитель должен им объяснить, от чего зависит его выполнение. Не следует обращаться к правилам ежедневно, но и забывать о них нельзя. Письмо под счет (тактирование). Письмо в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно. Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три». Соединительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительности движения. Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся. Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов. Анализ ошибочного написания. При таком анализе в I классе ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы: — Кто не довел палочку до верхней (до нижней) линии? — Все ли элементы имеют одинаковый наклон ? — У кого Элементы вышли за строку? При этом учитель или учащиеся объясняют, что надо делать, чтобы ошибки не повторялись. Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Дети находят ошибку, объясняют, как ее следует избежать. Для исправления ошибки прописывают букву, чередуя с написанием ее дополнительного элемента: |