музыка 2-4. Цель занятия закрепление знаний о методах и методических приемах музыкального воспитания формирование умений применять полученные знания на практике. Задание 1
Скачать 27.46 Kb.
|
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом (ДО, 1 часть) Самостоятельная работа по теме 2.4. Цель занятия: закрепление знаний о методах и методических приемах музыкального воспитания; формирование умений применять полученные знания на практике. Задание 1. Сделайте подборку заданий, упражнений, музыкально-дидактических игр для детей 4-5 лет, направленных на развитие музыкальных способностей. «ДЯТЕЛ», «ЭХО» Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма. Игровая задача: Уметь различать (определять и воспроизводить) ритм. Игровые правила: Правильно повторять ритмический рисунок. Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием: Тук, тук, тук-тук-тук, Мы в лесу слыхали стук. Тук, тук, тук-тук-тук, Это дятел сел на сук. Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют. «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» Дидактическая задача: Развитие ритмического слуха. Игровая задача: Уметь подбирать подбирать нужные ритмы для разных персонажей. Игровые правила: Передавать ритм на инструментах, соответствующих персонажу Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки: Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно), Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне), Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек), Птичка (летит под звон колокольчика). «РИТМИЧЕСКИЙ КУБИК» Дидактическая задача: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Закреплять навыки прямого счета. Игровая задача: Уметь использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры. Игровые правила: Количество хлопков или жестов должно совпадать с количеством цветочков на кубике. Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов: 1 – 1 бабочка 2 – 2 цветка 3 – 3 клубнички 4 – 4 листика 5 – 5 шишек 6 – 6 елочек Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая: Ты возьми веселый кубик, Передай его друзьям, Что покажет этот кубик – Повтори за ним ты сам! Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух. «КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК» Дидактическая задача: Учить воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра. Игровая задача: Слышать звучание регистров, соответствующих персонажам. Игровые правила: Подобрать правильный ответ в пособии Ход игры: Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах. «Заяц» - в высоком, «Лиса» - в среднем, «Медведь» - в низком Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии. «ЛЕСЕНКА» Дидактическая задача: Развитие звуковысотного слуха. Игровая задача: Различать движение мелодии вверх и вниз Игровые правила: Внимательно слушать и наблюдать, чтобы правильно определить движение мелодии. Ход игры: Воспитатель поет с детьми песенку «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова «Топ, топ, топ» и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке. «ЛЕСЕНКА-ЧУДЕСЕНКА» Дидактическая задача : Развитие звуковысотного слуха. Игровая задача: Различать движение мелодии вверх и вниз. Игровые правила: Слушать и угадывать движение мелодии. Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук. «ПЕСНЯ-ТАНЕЦ-МАРШ» Дидактическая задача: Развивать представления об основных жанрах музыки. Игровая задача: Уметь различать песню, танец, марш. Игровые правила: Внимательно слушать и правильно выбрать карточку. Ход игры: В игре используется набор карточек: девочка поет, девочка пляшет, мальчик шагает. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку. «ПЕРЕДАЙ КУБИК» Дидактическая задача: Развивать у детей музыкальный слух. Игровая задача: Придумать короткую мелодию в жанре марша и колыбельной на заданный текст. Игровые правила: Песенка должна соответствовать выбранной картинке. Ход игры: Воспитатель с детьми держа в руках кубик, шагает и поет: Мы идем, мы идем, Тра-та-та, Мы поем, мы поем, Ля-ля-ля. Затем передает кубик ребенку. Ребенок выбирает картинку на кубике по желанию. И соответственно сочиняет свою песенку: Я иду, я иду, Тра-та-та Я пою, я пою Тра-ля-ля Я шагаю далеко Раз, два, три Я шагаю далеко Посмотри Я пою, я пою: Баю-бай Баю-бай, баю-бай Засыпай Баю, баю, баю Куколку качаю Баю-бай, баю-бай Поскорее засыпай. «КТО КАК ПОЕТ» Дидактическая задача: Развитие музыкальной памяти. Игровая задача: Повторять короткие звукоподражания за взрослыми Игровые правила: Внимательно слушать и повторять за воспитателем короткие звукоподражания в стихотворениях, передавая образ героев. Ход игры: Воспитатель читает короткие стихотворения: Ясное солнышко Рано встает Песни петух На заборе поет: Ку-ка-ре-ку Ку-ка-ре-ку Свинка на завтрак Ведет поросят Круглые глазки Как бусы блестят, Хрю, хрю, хрю. Утки спешат Искупаться в пруду Желтой цепочкой По тропке идут, Кря, кря, Скачет козленок По траве: Скок-скок. Весело лает У будки щенок: Гав-гав. Рыжий Бобик Кошку Мурку напугал: Гав-гав-гав. Ссоры все пора забыть, Лучше весело дружить Долго не сердить, быстро помирись. Вместе весело играли, И друг друга догоняли: Мяв-гав, мяв-гав. «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КУБИК» Дидактическая задача: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах. Воспитывать коммуникативные навыки в игре. Игровая задача: Выбрать правильно инструмент, соответствующий изображению. Игровые правила: Играть мелодию на инструменте, изображенном на кубике. Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты: ü Бубен ü Барабан ü Ложки ü Дудочка ü Колокольчик ü Маракас (эти же инструменты изображены на гранях кубика). Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами: Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет! Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра повторяется по желанию детей. «КУБИК «УГАДАЙ-КА»» Дидактическая задача: Воспитывать интонационный слух Игровая задача: Учить подражать звучанию различных предметов голосом. Игровые правила: Передать голосом звучание предмета, чтобы он был узнаваем. Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: Кубик детям передай, Кто пришел к нам, угадай! Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика. На гранях кубика могут быть изображены: часы, молоток, туча и капелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т.д. «КУБИК - ОРКЕСТР» Дидактическая задача: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма. Игровая задача: Выбрать правильно инструмент соответственно картинке. Игровые правила: Играть на выбранном инструменте в «оркестре». Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова: Кубик движется по кругу, Передайте кубик другу. Кубик может показать, На чем тебе теперь играть! Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр». Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно проводить несколько раз. «КУБИКИ-КАЛЕНДАРИКИ» Дидактическая задача: Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Игровая задача: Подобрать песню к изображению на картинке времени года. Игровые правила: Подобрать песенку, в которой поется об этом времени года. Ход игры: На гранях кубика – картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст: Календарик мы листаем, Кубик другу отправляем, К кому кубик попадает Тот стишок нам всем читает! Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз. В процессе игры можно выучить с детьми стихотворение из цикла С.Маршака «Круглый год» Задание2. Проанализируйте методы и методические приемы, которые используются в каждом задании, упражнении или музыкально-дидактической игре из задания 1. Музыкально-дидактические игры - это большие помощники в развитии музыкальных способностей дошкольников. Они используются в разных разделах работы по музыкальному воспитанию детей. Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э. П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных спо-собностей. Она разделяет их на 4 вида: 1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошколь-ников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т. д. 2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т. д. 3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т. д. 4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д. 5. Настольные музыкально-дидактические игры представлены в опреде-лённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко - тихо, в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо, а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо). Н. А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на три ви-да : 1. Спокойное музицирование. (настольные) 2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, лов-кости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных за-даний (подвижные). 3. Игры, построенные по типу хороводных. 4. В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведе-ние. Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 - 3 детьми, награждается фишкой, флажком. Играя в красочно оформленные игры, дети быстрее усваивают требова-ния программы в области слушания музыки, пения, развития музыкаль-но-ритмических движений. Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, ти-хие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены зву-чания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнова-ние: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у за-ранее обозначенного места и т. д. В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или кол-лектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого реги-стра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители по-ощряются исполнением их желания. Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это дви-жением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели. Если при проведении музыкально - дадактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине учебного го-да все они выполняют верно. В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удоволь-ствием. Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе кото-рых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства му-зыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги ис-пользуют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произ-ведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пе-ние, звуки различных музыкальных инструментов : погремушек, бараба-на, дудочки и т. д. Музыкально-дидактическим материалом игр является: • песни, инструментальные произведения; • набор музыкальных инструментов; • наборы музыкальных игрушек. Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют опреде-лённые правила, игровые действия или сюжет. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для нагляд-ной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и дру-гих выразительных средств. Начало формы |