Главная страница

Реферат - Теории среднего уровня, их сущность и место в структур. Целью данной работы является рассмотрение теорий среднего уровня и определение их места в структуре социальных знаний


Скачать 33.77 Kb.
НазваниеЦелью данной работы является рассмотрение теорий среднего уровня и определение их места в структуре социальных знаний
Дата02.02.2023
Размер33.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат - Теории среднего уровня, их сущность и место в структур.docx
ТипРеферат
#917112

Содержание






Введение



Теория среднего уровня состоит из проверяемых обобщений, которые сочетают теорию с практикой. Идея состоит в том, что необходимо разрабатывать теории, основанные на ограниченных социальных явлениях; эти теории построены как обобщенные утверждения, соединенные в логическую систему. Эти теории должны быть построены в соответствии с эмпирическими исследованиями и проверены на практике. Этот термин был введен американским социологом Мертоном в 1947 году. Если сам Мертон первоначально понимал под теориями среднего уровня только ролевую теорию, теорию девиантного поведения, то позже теории среднего уровня стали соотноситься со специальными (частными) социологическими теориями.

Историческое понимание постоянно меняющихся интеллектуальных контекстов социологии должно действовать довольно отрезвляюще и освобождать этих оптимистов от нелепых ожиданий. Начнем с того, что некоторые аспекты исторического прошлого все еще дают о себе знать. Следует помнить, что на ранних этапах социология развивалась в такой интеллектуальной атмосфере, когда со всех сторон приходили всеохватывающие философские системы. Каждый философ восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, который не зря ел свой хлеб, должен был разработать свою собственную философскую систему. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель были лишь самыми известными из них. Каждая система представляла собой персональное приложение для получения наиболее полной картины мира материи, природы и человека.

Социологи, которые пытались придать своей дисциплине интеллектуальную легитимность, пошли по обратному пути: они взяли за основу системы теории естественных наук, а не философии. Иногда это также приводило к попыткам создать универсальные системы социологии — такая цель часто ставится на основе одного из трех основных заблуждений в отношении естественных наук.

Целью данной работы является рассмотрение теорий среднего уровня и определение их места в структуре социальных знаний.

  1. Теории среднего уровня – общая характеристика



Теория среднего уровня, разработанная Робертом К. Мертоном, представляет собой подход к социологическому теоретизированию, направленный на интеграцию теории и эмпирических исследований. В настоящее время это фактически доминирующий подход к построению социологической теории, особенно в Соединенных Штатах.

Теория среднего уровня начинается с эмпирического явления (в отличие от широкой абстрактной сущности, такой как социальная система) и абстрагируется от него, чтобы создать общие утверждения, которые можно проверить данными. Этот подход контрастирует с более ранним «грандиозным» теоретизированием социальной теории, таким как функционализм и многие теории конфликта. Раймон Будон утверждал, что теория «среднего уровня» — это то же самое понятие, которое большинство других наук просто называют «теорией»[5].

Движение аналитической социологии имеет своей целью объединение таких теорий в связную парадигму на более высоком уровне абстракции.

Социологическая теория, если она хочет добиться значительного прогресса, должна развиваться в этих взаимосвязанных плоскостях: (1) путем разработки специальных теорий, из которых можно вывести гипотезы, которые можно эмпирически исследовать, и (2) путем разработки все более общей концептуальной схемы, адекватной консолидировать группы специальных теорий.

Термин «теория среднего диапазона» не относится к конкретной теории, а скорее представляет собой подход к построению теории. Раймон Будон определяет теорию среднего уровня как приверженность двум идеям. Первая положительна и описывает, что должны делать такие теории: социологические теории, как и все научные теории, должны стремиться консолидировать иначе разделенные гипотезы и эмпирические закономерности; «если «теория» верна, она «объясняет» и, другими словами, «консолидирует» и объединяет эмпирические закономерности, которые в противном случае казались бы обособленными». Другой негативен и относится к тому, что теория не может сделать: «безнадежно и донкихотски пытаться определить всеохватывающую независимую переменную, которая будет действовать во всех социальных процессах, особенность общественного строя, или обнаружить две, три или четыре пары понятий... чего было бы достаточно для анализа всех общественных явлений».

Среднечастотный подход был разработан Робертом Мертоном как отход от общего социального теоретизирования Талкотта Парсонса. Мертон соглашался с Парсонсом в том, что узкий эмпиризм, состоящий исключительно из простых статистических или наблюдательных закономерностей, не может привести к успешной теории. Однако он обнаружил, что «формулировки Парсонса были далеки от обеспечения проблематики и направления для теоретико-ориентированного эмпирического исследования наблюдаемых миров культуры и общества»[4].

Таким образом, он прямо противостоял абстрактному теоретизированию ученых, пытающихся построить тотальную теоретическую систему, охватывающую все стороны общественной жизни. С введением программы теории среднего уровня он выступал за то, чтобы социологи сосредоточились на измеримых аспектах социальной реальности, которые можно изучать как отдельные социальные явления, а не пытались объяснить весь социальный мир. Он рассматривал как подход теории среднего уровня, так и сами теории среднего уровня как временные: когда они созреют, как это уже произошло с естественными науками, совокупность теорий среднего уровня станет системой универсальных законов; но до этого времени общественные науки следует избегать попыток создать универсальную теорию.

Первоначальным противником Мертона в построении был Талкотт Парсонс, чья теория действия К. Райт Миллс позже классифицировала как «большую теорию». (Парсонс категорически отверг эту категоризацию.) Теории среднего уровня обычно строятся путем применения методов построения теорий к эмпирическим исследованиям, в результате которых вырабатываются общие утверждения о социальном мире, которые, в свою очередь, также могут быть проверены эмпирически. Примерами теорий среднего уровня являются теории референтных групп, социальной мобильности, процессов нормализации, ролевого конфликта и формирования социальных норм. Подход среднего уровня сыграл роль в превращении социологии во все более эмпирически ориентированную дисциплину. Это было важно и в послевоенной мысли[12].

В послевоенный период теория среднего уровня стала доминирующим подходом к построению теории во всех социальных науках, основанных на переменных. Теория среднего уровня также была применена к археологической сфере Льюисом Р. Бинфордом и к финансовой теории Робертом К. Мертоном, сыном Роберта К. Мертона.

В последние десятилетия программа аналитической социологии возникла как попытка синтеза теорий среднего уровня в более последовательную абстрактную структуру (как надеялся Мертон). Питер Хедстрем из Оксфорда — ученый, больше всего связанный с этим подходом, а Питер Бирман — его самый видный американский сторонник [5].

  1. Систематическая теория Мертона



Мертон никогда не планировал создавать систему, он был против попыток создать свою собственную систему с нуля, противопоставляя это изучению наследия титанов социологической науки. Многие критики категорически утверждают, что в работах Мертона нет систематических взаимосвязей. Эвристический контекст открытия не может ограничивать создание теории. Однако кажущееся очевидным отсутствие системы для получения результатов не исключает систематического характера окончательных выводов. В работах Мертона присутствует система социологических взглядов, основанная на его постоянных, иногда систематических, а иногда фрагментарных исследованиях. Компоненты его системы, с его точки зрения, представляют собой нестандартные решения многих спорных вопросов.

Целостность и единство системы обеспечивается настроением ее создателя, направлением в социологии, созданным Р. Мертоном. Выступая против схоластической, формалистической «высокой теории» Парсонса и его последователей, Мертон в своих ранних работах не проводил четких границ между методом и уровнем теоретизирования[13].

В своих теоретических исследованиях он предпочитал оставаться на среднем уровне, полагая, что "общая теория" "преждевременна", и разрабатывал многочисленные промежуточные теории, такие как теории девиантного поведения, ролевых конфликтов, референтных групп, социологической амбивалентности, бюрократическая структура, научные сообщества и многие другие, не вдаваясь в подробности. стремиться к всеобъемлющему объяснению социальные структуры и процессы. Фактически, работы Мертона содержат, хотя и не сформулированы явно, общую теорию. Согласно Р. Однако в работах Мертона есть гораздо более систематические общие теории, чем он сам когда-либо признавал. Они содержат определенную систему взглядов на общество, определенное представление о социальном порядке и социальных изменениях.

Мертон внес значительный вклад в сближение общей социологической теории с практической социологией, разработав концепцию теорий среднего уровня, которые должны были обеспечить надежный инструмент для объяснения определенных аспектов общества. Кроме того, он разработал оригинальную концепцию дисфункций, которая убедительно продемонстрировала ограничения классического структурного функционализма.

Тем не менее, Роберт Мертон прославился в начале своей карьеры своими исследованиями в области социологии науки. В 1936 году он защитил диссертацию на тему «Наука, технология и общество в Англии в XVII веке». В 1938 году он был опубликован отдельной книгой. В этих работах была представлена оригинальная теория возникновения и развития науки как социального института. По словам Роберта Мертона, научная деятельность основана на четырех принципах:

- материальная незаинтересованность исследователей;

- всеобщая доступность результатов научной деятельности;

- Универсальность полученных знаний;

- систематическая критика.

Социологическая концепция научного сообщества Роберта Мертона типична для теорий среднего уровня. Впоследствии и в полном соответствии с четвертым принципом она подверглась серьезной критике. Наиболее серьезные возражения были высказаны против первого принципа, который говорит о материальной незаинтересованности ученых. Критики отметили, что ведущие исследовательские институты имеют возможность оплачивать работу известных ученых за счет стипендий. Кроме того, существует система научных наград с денежной составляющей, среди которых "Нобелевская премия" получила всемирную известность. Тем не менее, концепция научной деятельности Роберта Мертона по-прежнему остается идеальной моделью (или, по терминологии Макса Вебера, идеальным типом) для научного сообщества в любой стране мира даже сегодня[17].

«Чрезвычайный акцент на накоплении богатства как символе успеха в нашем собственном обществе препятствует абсолютно эффективному контролю над институционально регулируемыми способами приобретения состояния. Мошенничество, коррупция, порок, преступление, словом, весь перечень запрещенного поведения становится все более распространенным…» (Мертон, 1938).

Акцент общества на финансовом успехе и материализме через мифологию «американской мечты» может вызывать стресс у тех, чьи шансы на реализацию этой мечты ограничены. Вознаграждения за соответствие доступны только тем, кто может преследовать утвержденные цели с помощью одобренных средств. Любое другое сочетание средств и целей является в той или иной мере девиантным.

Мертон утверждал, что люди, находящиеся на дне общества, могут по-разному реагировать на это напряжение. Различная ориентация на цели общества и различный доступ к средствам достижения этих целей в совокупности создают разные категории девиантности.

Соответствие: люди следуют общественной цели законными средствами. Хотя конформист не обязательно достигает общественной цели, у него достаточно веры в общество, чтобы следовать законным средствам. Например, учащийся, который ходит в школу, чтобы продвинуться по профессиональной карьере, является конформным, поскольку он следует американской культурной ценности успеха с помощью одобренных средств[12].

Инновация: человек разделяет культурную цель общества, но достигает этой цели незаконными средствами. Воры, разделяющие культурную цель приобретения богатства, но нарушающие закон (например, торговлю наркотиками или растрату), являются новаторами.

Ритуалисты: люди, которые потеряли надежду на достижение одобренных обществом целей, но все еще действуют в соответствии с одобренными обществом средствами. Например, представитель среднего звена, который признает, что никогда не продвинется вперед, но, тем не менее, остается на своем месте, является приверженцем ритуалов.

Отступники: (например, отщепенцы или отшельники): люди, которые отвергли как цели общества, так и законные средства их достижения, и вообще живут вне общепринятых норм. Наркоманы и деятели, такие как Крис МакКэндллесс — выпускник Университета Эмори, найденный мертвым на Аляске после попытки отказаться от капитализма, отправиться автостопом на север и жить за счет земли — отступают как от общественного правления, так и от одобренных обществом средств.

Бунт: вообще существует вне системы Мертона. Бунтари стремятся заменить общественные цели своими собственными и изобретают собственные средства их достижения. Наиболее очевидными примерами восстания являются террористические организации, которые пытаются достичь цели, обычно политической, с помощью таких средств, как насилие [12].

Заключение



Специфика социологического знания определяется тем, что общество рассматривается как единый социальный организм, как органическое единство различных аспектов его жизнедеятельности - экономической, политической и духовной, - которые функционируют и развиваются в результате социальной деятельности людей. Социология рассматривает социальную деятельность людей, возникающие в ходе этой деятельности их социальные отношения во взаимосвязи и взаимодействии объективных и субъективных факторов, материальной и духовной сторон.

Итак, изучение социологии является важным условием эффективного управления. Кроме того, методы социологического анализа составляют важную часть маркетинговых исследований. Изучение рынка включает в себя опросы, и это метод социологии. Есть и другие аргументы в пользу изучения социологии.

Взаимосвязь методов различных наук объясняется тем, что в обществе все взаимосвязано. Опыт показывает, что на ход событий влияют психология, темперамент, стиль мышления человека, который стоит во главе компании, общая политическая ситуация в стране, направление и ход экономических реформ и многие другие факторы. Поэтому целесообразно также изучить методы социологического исследования, чтобы всесторонне проанализировать процессы, происходящие в трудовом коллективе или в данной сфере деятельности предприятия. Изучение социологии расширяет кругозор предпринимателя, позволяя комплексно подходить к решению проблем, обогащает его арсенал аналитических инструментов для деятельности компании. И есть проблемы, которые просто невозможно решить без знания социологии. Как показывает опыт, социологическая безграмотность менеджеров приводит к конфликтам, особенно потому, что они допускают ошибки в ведении социальных процессов в своих командах.

Список источников



1. Башмаков, В.И. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.

2. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.

3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.

4. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 464 c.

5. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. -316 с.

6. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 604 c.

7. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 607 c.

8. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.

9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с.

10. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018. -269с.

11. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2017. -319с.

12. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016. - 272 c.

13. Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2016. - 256 c.

14. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2017.- 479с.

15. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2018 -431с.

16. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2017.-734с.

17. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2017. - 602с.

18. Лясников, Н.В. Экономика и социология труда: Учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин, Ю.В. Лясникова. - М.: КноРус, 2016. - 288 c.

19. Оришев, А.Б. Социология рекламной деятельности: Учебник / А.Б. Оришев. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 235 c.

20. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 480 c.

21. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2018.-234с.



написать администратору сайта