Главная страница

реферат. Человек начинает формировать свое самосознание в процессе общения с окружающими людьми, ощущения его нехожести к ним, то есть раскрытия личности его Я


Скачать 38.29 Kb.
НазваниеЧеловек начинает формировать свое самосознание в процессе общения с окружающими людьми, ощущения его нехожести к ним, то есть раскрытия личности его Я
Анкорреферат
Дата11.01.2022
Размер38.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла123.docx
ТипДокументы
#328007

Человек начинает формировать свое самосознание в процессе общения с окружающими людьми, ощущения его «нехожести» к ним, то есть раскрытия личности его «Я».

Сознание проявляет отношение человека к потребностям, особенности формирования в себе представления о себе, как социальной способности обладать и защитить личную и общественную заботу, делать общественно важные деяния, действия и прочее.

Самосознание является субъективным образом того, что я имею в виду. Одной из функций самоосознания является нахождение смысла собственной деятельности и смысла всей жизни. Еще одной функцией самоосознания является знание себя, понимание себя, принятие себя, предоставление личной жизни. Самосознание обладает совокупностью знаний о мире окружающего и внутреннего, которые человек принимает, чётким различием между его Я и не Я. [44].

Самосознание представляет собой форму ментальной рефлексии, являющуюся сознательной осознанием человека своего социальной статусности и своей жизненной потребности.

1-концепт (лаг. conceptus - концепция) - система представлений о себе людей. Формирование личностной идентичности происходит при накоплении опыта решения жизненных задач, при оценке их другими людьми, в первую очередь родителями. Основные источники самовосприятия: сравнение с другими, доказательство восприятия других; Оценка качества; наличие условий внутреннего характера; восприятие внешнего видения [33].

Проблема самоосознания Я-Эго, Я-Образ, Я-Концепция актуальна сейчас. Это обусловлено необходимостью определять степень значимости человека в современном мире, его способность трансформировать себя в окружающий мир [47]. Проблема самоосознания связана с центральными, фундаментальными научными исследованиями в отечественных и иностранных психологиях.

Определение основных позиций относительно природы, смысла, структуры самосознания, роли его в развитии человечества является базой для анализа проблемы исследования особенностей образа-я. Психологи используют разные понятия и объясняющие принципы: «я», «я-понимание», «образ-я», «я» и др., которые тесно связаны в основном как свойством, процессом и результатом. Обращаем внимание на анализ ключевых проблем природы и сути самоосознания в современных психологических науках.

Проблема самоосознания является предметом многочисленных исследований отечественной психологической науки. Это исследование посвящено, прежде всего, двум групповым вопросам.

В трудах Б.Г. Ананьевой, Л.И. Божовичей, Л.С. Выготской, А.И. Леонтьевой, С.Л. Рубинцева, П.Р. Чаматова, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова в общетеоретических и методологических аспектах рассматривается вопрос становления самоосознания в рамках более общих проблем развития человека. Другие группы исследований относятся к более специальным вопросам. Они относятся к особенностям самооценки, их отношению к оценкам окружающей среды. Это произведения Н.Е.Анкудинов, А.И.Липкина, В.С.Магуна, Е.И.Сафонова, В.Ф.Сафонова. Многие публикации, посвященные философским и психологическим исследованиям М. Кальвина, В.М. Лейбина, а также собственно философских исследованиях, где анализируются проблемы личностной ответственности, морального выбора, морального самоосознания О.Г. Дробницкого, А.Г. Спиркина, А.И. Титеренко. Исследование А.А.Бодалева о социальной интерпретации заострило интерес к связи между познанием других и самопознанием. Также рассматривали вопросы связи знания и самознания Н.В. Крогиуса, Р.А. Максимовой, Г.Я. Розен, а также ряд других ученых.

Очень богата зарубежная литература о темах, связанных с психологией самосознания. У.Джеймс, первый из психологов, начал разработку проблемы Я-концепции. Глобальное и личностное Я он считал двойственным образованием, где соединяются Я и Я в качестве объекта. Это два аспекта одной цели, которые всегда существуют в одно и то же время. Один из них является чистым опытом Я-сознающего, другой - содержанием опыта я как объекта. Джемс так рассматривал меня как объект: это всё, что может называть человеком. Джеймс в этой области выделяет четыре компонента и устанавливает их по порядку значимости: духовно-я, материальная-я, социальная-я, физическая-я. Ч.X. Кули и Д.Г.Мид и другие интеракционные школы считают, что Я человека изначально является социальной И формируется в социальных отношениях, и здесь главную роль играет язык.

Учёные говорят, что самоосознание и ценность личности отражают реакцию окружающих на нее. Так возникает мысль о самостоятельности из социальной среды, и благодаря существованию многочисленных социальных сред появляется возможность развивать множество различных типов самостоятельности. Изучая концепцию Я, Р. Бернс полагал, что формирование ее у человека происходит лишь при помощи механизма взаимной обогащения. [33].

В теории Эрикссона проблематика концепции Я рассматривается с помощью призмы эгоидентификации, которая понимается как возникающее на основе биологической основы продукт определенного культурного продукта. Формирование личности Я является процессом, основой которого является постоянное расширение осознанности и самоосознания. [50].

И.С.Кон в своих работах грамотно сочетал философскую, общепсихологическую и социальную психологию, историческую и культурную сторону, теоретические и практические вопросы, а также анализ конкретной экспериментальной информации. Она помогла открыть новые грани этой старейшей проблемы в психологии. [33].

Необходимо сказать, что самосознание - это свойство личности как социального существа; объект самосознания – это человек, самосознающий субъект, осознающий себя как субъект: деятельность; поэтому человек осознаёт свою индивидуальность, не только как личность, но как индивид.

Кто-то из авторов рассматривает самосознание путем выделения его компонентов. Например, существует представление о трикомпонентном построении самоосознания, в котором входят когнитивные, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты.

Когнитивная описательная составляющая самоосознания обычно называется представлением о себе и знанием о своём Я, Его и личностью 33. Аффективная составляющая представляет собой большое разнообразие понятий - самоуважение, самопринятие, самоотношения, самооценка, самооценка. Обычно когнитивные и эмоционально-оценочные компоненты объединяются в понятия самообладания, образа-Я, я-концепции. [44].

Менее разнообразный состав понятий представлен регулятивной составляющей: локус управления К.Муздыбаев, В.В.Столиц, саморегуляции, самообладания, самоконтроля О.А.Конопкин, А.Л. Корнилов.

Поэтому когнитивные компоненты отражают знания человека по различным степеням оформления, обобщения и понимания; эмоциональные компоненты отражают отношение человека к себе, оценку его деятельности, степень удовлетворения своими поступками, результаты выполнения намеченных задач; Регулярная компонента выражается в детерминации поведения человека и деятельности, его знаний о себе, отношений к нему. Фактически выделять перечисленные составляющие самосознания как полностью самостоятельные самостоятельные единицы - это научное абстракция, потому что эти составляющие неразрывно связанны между собой в онтогенезе и в функциональном плане. [47].

Итоговый результат работы единства ментальной и эмоциальной стороны самосознания – это образ-я, ментальная концепция. Существует два подхода к разграничению этих феноменов. Первый - определить эти понятия как синонимы, второй - искать фиксированные различия. В этом подходе наибольшим интересом пользуется мнение И.В. Захарова. Она делит образ и концепцию Я на степень их структурного организованности, устойчивости и динамичности в пространстве. По словам автора, образ-Я представляет собой некое «динамичное разнообразие действующих в непрерывной единости представлений субъектов о себе», а концепция «Я» отражает деятельность субъектов о себе более высокого уровня, как сложившаяся, организованная, сравнительно устойчивая система. Я-концепция - константный компонент самосознания, определяющий общее отношение личности к себе, ее самочувствие, детерминирующий не только восприятие ею разных сторон собственной личности, но и окружающего мира" [33].

К.Роджерс, наоборот, понимает, что понятие Я-Концепция является сложной структурированной картиной, существующей в субъектовом сознании как самостоятельной фигурой и фоном, в которой входит как собственно я, и взаимоотношения, в которых он может войти. [42].

По словам Е.Т. Соколовой образ-Я представляет собой интегративное образовательное образование, которое включает в себя следующие элементы: когнитивний — как образ своего качества, способности, возможности, социальную значимость, внешность и др.; эмоциональный — как отношение самоуважения, самолюбия, самоунижения и др., включая и как обладателя этих качеств, поведенческий — как реализация мотивов, цели и условия в соответствующих поведенческих актах; поведенческое — как реализация мотивов, цели и условия в соответствующих поведенческих актах; поведенческое — как реализация мотивов, цели и условия в соответствующих поведенческих актах; поведенческое — как реализация мотивов, цели и условия в соответствующих поведенческих актах; поведенческое — как реализация мотивов, цели и условия в соответствующих поведенческих актах  [43].

Интересно отметить, что в сохранении этой трехкомпонентной структуры И.С. Кон подчеркивает: образ-Я - это не только физическое отражение в виде представлений или представлений, но и социальную установку, которую разрешает отношение индивида к себе, посредством отношения личности к себе. [33].

Разработка идей С.Л.Рубинштейна о этапах развития самоосознания, Б.С. Мерлин рассматривает четыре фазы развития: 1) сознание того, что я является активным началом своей деятельности, 2) сознание того, что я является активным началом своей деятельности, 3) осознание своего психического свойства, происходящего в результате наблюдения за данными самонаблюдения. 4 Социально-нравственная оценка [26].

Применительно к сознанию идея уровней высказывалась неоднократно, хотя и не разворачивалась в полном объеме. Понятие уровней предполагает:

а) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего;

б) каждый из уровней развития имеет свою собственную "природу", т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями;

в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;

г) вышележащий уровень управляет нижележащим;

д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего [26].

И.И. Чесноков предлагает разграничить два уровня самоосознания в зависимости от того, в каких рамках происходит совокупность знаний. На начальном уровне это сопоставление происходит в зависимости от сопоставления «Я» и «Другого человека». Сначала какое-то качество можно воспринимать и понимать у другого человека, а потом его переносить на себя и принимать. Соответствующие внутренние приемы самопознания преимущественно являются самоосознанием и самоконтролем. Второй уровень соотнесения знаний об этом происходит через аутокоммуникацию, то есть в рамках «Я и я». Человек говорит о «уже готовых знаниях о себе», которые в определенной степени были сформированы, которые были получены в разные времена, в разные ситуации». В качестве специфических внутренних приемов самопознания относятся самоанализ, самоосознание. [47].

Более подробно разработана уровневая концепция развития и не только самоосознания, а личности вообще предложила Э.Эриксон. [50].

Центральный момент концепции Эриксона – представление психосоциальной личности как итогового, интегрирующего свойства личности, которое является итоговым, интегрирующим свойством человека. Личность в процессе развития проходит ряд этапов, частично понятных именно уровнями. Каждая этапа характеризуется появлением новообразований в соответствии с условиями взаимодействия индивида с социальной средой и готовностью к какому-либо типу взаимодействия. Появление нового образования считается решением какой-то потенциальной противоречий, дилемма развития, выбором из двух возможных возможностей, один из которых приводит к прогрессу и другой к развитию личности. [50].

В качестве основы создания уровней концепции образов И.С.Кон определяет теорему диспозиционного регулирования общественного поведения В.А.Ядова. И.С.Кон выделяет уровень образа-я, который они трактуют как установочную систему. Нижний уровень» представляет собой неосознанное, представленное только в переживаниях установки, которое традиционно связано в психологической психологии с чувством и эмоциями; Поверху расположены осознание и самооценка отдельных качеств и свойств, а затем этих частных самооценки составляют относительно целостный образ, и наконец сам образ - Я входит в общее ценностное положение личности, которое необходимо для осуществления этих цели" [33].

Столин В.В. рассматривает горизонтальное строение самоосознания в трех уровнях: индивид, социальный и личностный. Индивидный уровень обладает самосознанием «человека природного», выражающим осознавание человека своими индивидуальными свойствами: нейро-, психодинамическими, органическими. На социальном уровне мы имеем самоосознание «человека социального», выражающее его осознание своей социальной нормы и роли, приобретенные социальные установки и ценности. Личность представляет собой самоосознание «человека личности», которое выражает их личностные свойства: характер, способности, мотивы, личностный выбор, жизненный смысл и т.д. Личность представляет собой самоосознание «человека личности». В.В.Столин также отличает единицы самоосознания на трех уровнях: «на органическом самоосознании подобная единица обладает сенсором и перцептивной природой; на индивидуальном самоосознании предполагается оценка человека окружающим и самооценку человека; Такая единица считает конфликтным смыслом Я, который проясняет для человека значение своих собственных качеств и сигнализирует о нем в виде эмоционального и ценностного отношения к себе» [44].

Отечественная психологическая наука имеет отличительную черту в исследованиях проблемы ролей самосознания и развития человека общими методологическими принципами и теоретическими основами, позволяющими определить позиции большинства исследователей относительно ролей самосознания и развития человека в концепции континуума «свобода и детерминация». Зарубежная психология имеет две противоположные представления о самосозерцании. Кто-то из школ занимает или промежуточное положение по этому вопросу, или объединяет оба подхода к трактовке самоосознания на разных этапах развития его. Я трактуется или как образование, осуществляющее саморегулирование поведения, или как детерминированное, поскольку исследуется различный факт, определяющий концепцию Я. [42].

Так, анализ высказываний, касающихся роли самоосознания в формировании человека, позволяет выяснить, что «вклад» самоосознания в регулирование жизнедеятельности человека с возрастом значительно возрастает. Анализ методологического и теоретического обоснования позволяет формулировать следующие результаты:

- Анализируя различные подходы, ученые разделяют взгляды на две противоположные стороны: Я трактуется как воплощение активного, творческого начала и осуществление саморегуляции поведения, или детерминированное, воплощение связей человека с другими факторами, определяющими понятие Я.

- Методологические основания исследования проблемы самоосознания в процессе жизнедеятельности человека - принцип развития, теория единого сознания, деятельности, которые позволяют рассматривать самосознание как внутренний фактор развития личности, воздействие которого увеличивается в возрасте;

- Самосознание считается установочным образованием, которое состоит из трех элементов и трёх уровня. В структуре этой психической феноменологии большинство авторов выделяют когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты в структуре этих психических феноменов. Все эти три подструктуры проявляются на уровне индивида, личности и социальной самооценки, обусловленные характером личностного уровня деятельности человека;

- В связи с отсутствием единого, общепринятого научного представления о самоосознании нужно придерживаться представления о самоосознании как интегративном свойствам личности, предметом которого является сам человек. И личность, наоборот, рассматривается в качестве познающего субъекта, осознающего свои индивидуальные, индивидуальные особенности, осознающего себя как субъект познания, общего и трудового.

Таким образом под самосознанием понимается процесс осознания человека как субъекта действия и переживания образа-Я, формируется эмоциональное и ценностное отношения к человеку. Самосознание – это не просто процесс, не просто свойство, не просто результат, а предпосылка, важнейшее условие психического роста человека.



Механизмы формирования самосознания при наркомании



Важнейшая причина снижения эффективности наркомании - способность наркомана саморегулировать поведение, не направленное на наркотики. Психические зависимости от наркотиков могут быть сильнее механизма саморегулирования личности, несостоятельность наркоманов, которые находятся в состоянии ремиссии и противостоять «соблазнам возможности» в условиях внешнего поддержания - важнейшая проблема наркомании и психики. Однако, считает И.И. Чесноков, саморегулирование поведения, хоть и существенное, но частное в более широкой проблеме самоосознания человека. [47]. Стержень процесса самоконтроля поведения - это оценку и самооценку индивида поведения, т.е. его самооценку. Таким образом, утверждение низкой саморегуляции наркоманов одновременно является вопросом о том, какие особенности они оценивают различные стороны жизни, а также о самооценке себя в системах взаимоотношений, т.е. о том, какие особенности они оценивают в системе отношения с жизнью. Анализируя литературу о проблемах психологии наркотиков, выяснилось, что наиболее исследованный аспект психики человека, который употребляет наркотики, – это самосознание наркотика и механизм формирования его. Анализируя широкий круг специфических «искажений» самосознания наркоманов, психологические особенности наркотиков показали, что их психические механизмы, которые производят их, связаны с формированием психического пристрастия к наркотику. Поэтому психические зависимости реализуются в особой деятельности индивида, являющейся причиной возникновения специфических особенностей самоосознания наркомании. [2].

В поисках обозначения конкретной формы деятельности, реализующей психические зависимости, в понятии «стремление». Смысл, вложенный в понятие «стремление» В.А. Петровского, наиболее соответствует специфике обсуждаемых феноменов. Во-первых, потому что стремление - это такая форма активности, когда наркотики как цель, так и средство представляются одновременно. В стремлении «я хочу» влечение, «я могу» знания, умения, опыт совместно выступают, «поддерживая и переключаясь» друг с другом. [31]. Устремленный знает, что хочет, имеет определенную схему действий и, тем не менее, действует и не просто греется. Быть ориентированным означает иметь возможности, прорывающие внешне. Устремление проявляет именно недостаток возможностей и не недостаток их возможностей. Главное здесь - самодействие. Она самодостаточна и предполагает возможность самоспроизводства [31]. Конечно наркоман может знать, что хочет, очевидно у него очень эффективная схема действий, наконец-то он работает. Вполне очевидно, что сам факт употребления наркотика в качестве средства изменения ситуации, когда ситуация не устраивается, является побуждением к действию в направлении возможного. Соблазны возможности становятся сильнее инстинктов самосохранений. Поэтому мы видим, что психическая зависимость проявляет недостаток возможностей наркомана. Бесспорный аргумент в пользу этого тезиса заключается в том, что в структуре психического синдрома выделяется симптом, который является симптомом способности достичь состояния душевного комфорта в зависимости от стресса. Наиболее важно здесь понимать, что состояние психической комфортности в зависимости от наркомана - это не только избавление от дискомфорта, но также восстановление психической функции. Наркотики становятся необходимыми условиями для благополучной психической жизни и его функционирования» [48]. Поэтому мы действительно видим именно недостаток возможностей и не их недостаток. Если признать теперь, что психическая зависть от наркотика – устремление – это особая форма деятельности субъекта, характеризующаяся своей трансцендентностью самопроизведения и самодвижения, то понятны и объясняются те особенности, которые раньше были только фиксированы, но и не объяснены. Имеются особенности, например, неспецифичности, длительности, труднодоступности, развития в процессе заболевания появления новых черт, ажитации, воспроизводимости. Психические зависимости как устремления характеризуются своей самооценкой. Таким образом, вопрос совершенно не имеет смысла: стремление к чем? Таким образом, психические зависимости не специфичны.

Устремление в качестве формы деятельности самоценно, и самоценность субъекта - это возможность перехода «хочу» в «могу», когда каждый последующий шаг становится условиями возрастания «хочу». Поэтому причина движения находится не в одной цели, которая предполагает возможность ответить на вопрос «к чему стремление?» или «к чему устремление?», а сам движений. Это объясняет не особую психологическую зависимость: наркоману в большинстве случаев не важно «что употреблять».

Понимание психических зависимостей как устремлений практически исключает вопрос причин воспроизведения устремлений: устремления являются имманентными источниками возможности самовоспроизведения. При этом главным условием воспроизведения является «созерцание возможности» [31].

Также становятся понятны причины тяжелой зависимости от психики. Вполне очевидно, что избавление от психических зависимостей означает или нарушение возможность перехода ценностно-целевой аспекта отношения к наркотику к инструментальному и противоположному, или разрушение того или иного аспекта. Однако сейчас достаточно помнить, что наркотическое опьянение является состоянием, когда нормально функционирует психика [48] и стало понятно все сложности ответа: «Что взамен?» Что может предложить наркоману вместо доступных, хорошо освоенных ему и простого способа достижения нормального состояния?

Не менее важным является следующая причина, по которой трудно устранить психическую зависимость. Наиболее важные черты психического зависимости – самодвижение, саморождение, восприимчивость и т.д. – наделяют его свойствами индивида. Наличие психических зависимостей в структуре наркомана, обладающих субъективными свойствами, приводят к появлению субъективных проявлений в его поведении.

Субъектность поведения индивида, имеющего психическую зависимость, ясна: это поведение преодолевает биологические ограничения инстинкта сохранения и общественных запретов и норм. Такие субъективные проявления находят свое продолжение в личности остальных людей, у которых наркомана личностная значимость членов семьи и друзей и так далее. Поэтому психическое пристрастие наркомана обретает представление в жизни близких наркомана людей, являясь источником преобразования этого состояния. Поэтому и обнаружение в семье наркомании становится началом стремительного формирования созависимостей. Когда наркоман оказывается в окружении других, психика наркомана является деятельным началом, которое меняет их эти другие мысли о жизни, о себе, о семье, формирует у них новую мотивацию, поставляет перед ними новую задачу, меняет в целом его сознание, его самосознание и его самосостояние. Жизнь семейства наркоманов принципиально изменяется, когда наркомания оказывается явной. [2].

Основанием зависимости и следствиями деятельности наркомана являются личностные смыслы членов своей семьи. При этом отметим, что действие инобытий наркомана, то есть бытия в идеале в психическом пространстве, связанных с ней межличностных отношений, оказывается глубже и сильнее эффектов его реальной жизни.

Отраженная психическая зависимость наркомана от других людей, близких и родных, обладающих в них идеальной продолжительности и представленности, является фактором роста личности наркомана. По мнению В.А. Петровского личность развивается в связи с взаимопереходами отраженного и возвратного субъекта. Поэтому отражая изменения, произошедшие наркоманом в жизни окружающих, он сам становится личностью. Однако ясно, что отражение, возвращение и реальная действительность не совпадает и не может быть совпадающей. В реальности наркоман действует как целая ипостась его индивидуальности, другие отражают субъектные проявления его психики, возвращаются возвращенные до полной завершенности образы наркомании.

Поэтому сущность в личности человека, имеющего психическую зависимость, противоречит тому, что отражается в других и в самом себе, то есть в существовании. Таким образом, ненаркотическая сущность конфликтует с наркоманской сущностью. Последние обстоятельства полностью подтверждаются эмпирическими исследованиями психической и личностной особенности наркоманов в период взросления. [37].

Так, в процессе взаимоперехода отраженного и возвратного субъекта психических зависимостей развивается особый образ личности человека с зависимостью от наркотиков – личность наркомании. Назовем ее наркоманкой. Психологические и клинические исследования о наркотиках, клинических данных, наблюдений за поведением о наркотиках и свидетельств родителей о наркомании убедительно демонстрируют не только высокое качество наркотических личностей, но также их большой эффективности, гибкости и адаптивности. Оказывается, ее «разрушение» может стать результатом лишь неадекватных проявлений здоровых частей личности человека, страдающего от наркомании.

Поэтому вторичная реабилитация наркомании должна направлена на формирование устремления здоровой личности наркомании.

В связи с тем, что, как показано в вышеизложенном, результирующий эффект возникновения зависимости от психики - развитие личности наркомании, мы представляем правомерно и оправданно рассматривать различные виды ее интерпретации бытию человека, страдающего от наркомании.Следуя логике В.А. Петровского [30, 31, 32], мы должны дать интраиндивидную, интериндивидную и метаиндивидную интерпретацию наркотической личности.

В интра-индивидном пространстве личность наркотика рассматривается как те характеристики личности, их появление связано с наркотиком. В различных известных попытках создания «портретов» и «профилей» наркоманов нет ничего иного, нежели описание личности наркомана в интраиндусном пространстве. Отметим чрезвычайно конфликтный характер взаимоотношений наркомана с другими характеристиками личности наркотика. Именно это объясняет крайнюю противоречивую, конфликтную и несовпадающуюся интраиндивидуальность личности наркомании и различные аспекты его самоосознания, которые обнаружили С.В. Березин, Н.Н. А.Расщепкина при использовании методов проектирования [37].

Один из наших клиентов выразил очень яркое и образное выражение остроты переживаемых конфликтов: «Ну, как тут не зацепиться, когда в душе есть и палачи и жертвы? Александр Н., 22 лет, стаж наркомании опий 2 года и 7 месяцев. Мы считаем, что существование глубокого конфликта различных аспектов личности с самосознанием наркомана на интуитивном уровне является одним из условий возникновения и поддержания психической зависимости.

В межиндивидном пространстве личностная интериндивидность наркотической личности проявляется в первую очередь в специфических играх, характерных для наркотиков, а также неспецифичных для них, в которых играют наркотики. Лёгость, ленивый, конфликт, неуважение к моральным и этическим нормам в поведении и манипуляция - типичный набор характеристик для наркоманов. Принципиально, что внимание родителей наркоманов обращено в первую очередь на проявления личности наркомана. Анализ взаимоотношений наркомана с членами своей семьи в ходе семейных сеансов дает основания полагать, что в «наркоманских» семьях общение строится именно на наркотической личности.

Поэтому в межиндивидной системе мы также находим условия для сохранения и продолжения динамики зависимости психического характера. Такие условия характеризуются дефицитом спонтанных и близких отношений во внутренних и более широких - социальных отношениях, отсутствием родителей «здоровой» части наркоманской личности, напряженностью межличностных взаимоотношений. Здесь проявляется чувство того же драматизма неравенства "для себя и "бытия для других" и "бытия для других" [30].

Наконец, при слове метаиндивидная атрибуция личности наркотика мы говорим о широчайшем круге явлений, описанных понятием «созависимость». Таким образом, созависимые отношения в наркомании основаны на ригидном субъектном представлении наркомана в сознаниях родителей, близких и родственников.

Созависимость как взаимосвязанные эффекты, порождаемые субъектным представлением наркомана в его жизни, объясняется ранее лишь отмечавшимся фактом продолжения созависимости не только вне актуальной взаимосвязи наркомана, а также в случаях физической смерти наркомана из-за передозировки или т.д.

Говоря об метаиндивидном аспекте личности наркотика, мы будем отметить, что это также вклад субъекта в самого себя, как «в другом»: проявления личности наркотика отражаются в других и приобретают в них свое продолжение, и сам наркоман, расширяет сферу присутствия, сократяя пространство здоровья личности наркотика. Здесь можно увидеть кольцо самопричинности развития психических зависимостей и наркотических личностей. При этом «самопричинность» развития личности наркомании объясняет принципиальную разницу между шизофрением расщепления личности а также двойственностьй личности при наркотической зависимости.

Поэтому главное условие, которое поддерживает психические зависимости, - метаиндивидное представление наркомана о жизни других и собственных жизнях. Мы провели анализ психических зависимостей, проведенный в рамках теория персонализации, для ответа на вопрос, каковы механизмы формирования самоосознания наркомании.

Такой механизм представляет собой метаиндивидную представленность наркотического индивида в пространстве жизни человека. Это те изменения состояния, сознания и поведения человека, когда его сознание актуализирует образ наркотической точки зрения его души. Потому что актуализация в психическом сознании человека, который употребляет наркотики, образа его как наркомана изменяет его сознание и его поведение, можно рассматривать самосознание наркотика как отношение к созависимости со собой. [2].

Выводы по первой главе



1. Самосознание понимается как процесс осознания человека как субъекта действия и переживания образа-Я, а также формируется эмоциональное и ценностное взаимоотношение с человеком.

2. Методологические основания исследования проблемы самоосознания в процессе жизнедеятельности человека - принцип развития, теория единого сознания, деятельности, которые позволяют рассматривать самосознание как внутренний фактор развития личности, воздействие которого увеличивается в возрасте;

3. Самосознание считается установочным образованием, которое состоит из трёх компонентов, трёх уровней: когнитивности, эмоциональности и поведения. Все эти три подструктуры проявляются на уровне индивида, личности и социальной сферы самоосознания, определяемых характером уровней активности личности.

4. Источникы и динамики развития самоосознания нельзя свести ни на исключительно биологию, ни на социальный опыт.

5. Конфликт личности и обстоятельства, которые препятствуют реализации глубоких, базовых тенденций в жизни, приводят к предрасположенности к употреблению наркотиков.

6.  Забота о наркотиках - это защитная активность личности перед трудностями, препятствующими удовлетворению самых важнейших и важных потребностей человека, и имеет адаптивный характер.

7. Причиной употребления наркотиков могут быть не просто ожидания уменьшения напряжения неудовлетворительных потребностей, а ожидания увеличения возможностей действовать на фоне опьянения наркотиков. Это отношение к наркотикам как к средству, которое увеличивает способность индивида взаимодействовать с миром, - это отношение к наркотикам как к средству, которое увеличивает способность индивида взаимодействовать с миром

8. Одним возможным механизмом формирования наркоманского самоосознания выступает метаиндивидное представление наркоманской личности в пространстве человеческого бытия. Это те изменения состояния, сознания и поведения человека, когда его сознание актуализирует образ наркотической точки зрения его души. Потому что актуализация в психическом сознании человека, который употребляет наркотики, образа себя наркомана меняют его сознание, и его поведение может быть интерпретировано как отношение наркомана к себе.


написать администратору сайта