Главная страница
Навигация по странице:

  • 5 слайд

  • Чернышевский философия. Чернышевский. Чернышевский Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (17931861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека


    Скачать 20.24 Kb.
    НазваниеЧернышевский Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (17931861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека
    АнкорЧернышевский философия
    Дата24.10.2022
    Размер20.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧернышевский.docx
    ТипРуководство
    #752039

    2 Слайд

    Чернышевский Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793—1861). Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В детстве он получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Начитанность его поражала окружающих. В 1842 поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не закончив семинарию, в 1846 поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет.

    За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения, Чернышевский сознательно готовит себя к революционной деятельности, делает первые попытки писать художественные произведения. В 1850 окончив курс кандидатом, получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей. На занятиях он внушает молодежи мысли о необходимости отмены крепостного права, введения политических свобод и др.

    3 Слайд

    В 1853 встретил будущую жену Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определен учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку .

    в Петербурге, сначала сотрудничает в "Отечественных записках", но позже переходит в журнал "Современник", познакомившись с Н. Некрасовым, который оценил революционные взгляды молодого критика и его широкую образованность. Одна за другой появляются в журнале его критические статьи. Параллельно с работой Чернышевский готовится к защите магической диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности", которая в среде университетских чиновников была воспринята как революционное выступление. Либеральные идеологи выступили в журналах с критикой материалистической эстетики Чернышевского. Диссертация была утверждена только через три с половиной года.


    4 слайд

    В начале 1860-х общественная борьба в России обострилась. Чернышевский возглавил борьбу революционной демократии за подлинное освобождение народа. Объясняя грабительскую сущность реформы 1861, он утверждал, что только крестьянская революция может принести народу политические права и экономическое освобождение. Ближайшим его соратником стал Добролюбов, которого Чернышевский в 1856 привлек в "Современник", передав ему в дальнейшем руководство отделом критики, а сам сосредоточился на политической, экономической и философской темах.

    5 слайд

    Философские взгляды

    6 Слайд
    Чернышевский Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

    7 слайд

    Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма, объективно идеалистического и субъективно-идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и её законов (напр., закона причинности), широко используя данные химии, физики, биологии и др. естественных наук.

    8 слайд

    По Чернышевскому, главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. 

    9 слайд

    Чернышевский был очень образованным человеком, он изучил труды очень многих философов, но своим учителем называл только Фейербаха. Когда Чернышевский писал свою первую крупную научную работу, диссертацию по эстетике, он уже в области философии был вполне сложившимся мыслителем фейербахианцем , хотя в самой диссертации своей не разу не упомянул имени Фейербаха, тогда запрещенного в России.

    10 слайд

    Чернышевский является автором концепции «разумного эгоизма». Человек действует, чтобы избежать страдания и достичь удовольствия, и это естественно. Однако некоторые удовольствия оборачиваются страданиями впоследствии, что приводит к идее разумного поведения, когда человек способен отказаться от немедленного удовольствия, чтобы потом избежать страданий или получить большее удовольствие. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», даже если меньшая выгода ждёт человека сейчас, а большая - потом.

    11 слайд

    Теория разумного эгоизма

    12 Слайд

    Для своего времени, как и вся философия Чернышевского, она главным образом направлена против идеализма, религии, богословской морали. В своих философских построениях Чернышевский пришел к выводу, что “человек любит прежде всего сам себя”. Он - эгоист, и эгоизм - побуждение, управляющее действиями человека. И он указывает на исторические примеры человеческого бескорыстия и самопожертвования. Эмпедокл бросается в кратер, чтобы сделать научное открытие. Лукреция поражает себя кинжалом, чтобы спасти свою честь. И Чернышевский говорит, что, как раньше не могли объяснить из одного научного принципа одного закона, падение камня на землю и поднятие пара вверх от земли, так  не было научных средств объяснить одним законом явления, подобные приведенным выше примерам. И он считает  необходимым сведение всех, часто противоречивых, человеческих поступков к единому принципу. Чернышевский исходит из того, что в побуждениях человека нет двух различных натур, а все разнообразие человеческих побуждений к действию, как и во всей человеческой жизни, происходит из одной и той же натуры, по  одному и тому же закону.
    13 слайд

    И этот закон – разумный эгоизм.
    14 слайд

    В основе разнообразных человеческих поступков лежит мысль человека о его личной пользе, личном благе. Чернышевский так аргументирует свою теорию:“Если муж и жена жили между собой хорошо, –  рассуждает он, – жена искренне и глубоко печалится о  смерти мужа, но как она выражает свою печаль? “На  кого ты меня покинул? Что я буду без тебя делать? Без  тебя мне тошно жить на свете!” В словах: “меня, я,  мне” Чернышевский видит смысл жалобы, истоки печали. Подобно же, по мнению Чернышевского, еще более  высокое чувство, чувство матери к ребенку. Ее плач о  смерти ребенка такой же: "Как я тебя любила!" Эгоистическую основу видит Чернышевский и в самой нежной  дружбе. И когда человек ради любимого предмета жертвует своей жизнью, то и тогда, по его мнению, основанием служит личный расчет или порыв эгоизма.

    Ученые, называемые обычно фанатиками, безраздельно предавшие себя исследованиям, совершили, конечно, как думает и Чернышевский, великий подвиг. Но и здесь он усматривает эгоистическое чувство, удовлетворить которое приятно. Сильнейшая страсть берет верх над влечениями менее сильными и приносит их себе в жертву. Исходя из фейербаховских абстрактных представлений  о человеческой природе, Чернышевский полагал, что своей  теорией разумного эгоизма он возвеличивает человека.  Он требовал от человека, чтобы личные, индивидуальные  интересы не расходились бы с общественными, не противоречили им, пользе и благу всего общества, а совпадали с  ними, соответствовали им. Только такой разумный эгоизм  он принимал и проповедовал. Он возвышал тех, кто хотел  быть “вполне человеком”, кто, заботясь о собственном благосостоянии, любил и других людей, вел полезную для общества деятельность и стремился бороться против зла. Он рассматривал “теорию разумного эгоизма как моральную теорию “новых людей”.


    написать администратору сайта