Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Честь и достоинство: исторический и понятийный аспекты 1.1 Исторические этапы развития понятий чести и достоинства

  • Честь и достоинства как объекты гражданских правоотношений. Апанасевич.Честь и достоинство как объекты гражданских правоотно. Честь и достоинство исторический и понятийный аспекты 1 Исторические этапы развития понятий чести и достоинства


    Скачать 80.1 Kb.
    НазваниеЧесть и достоинство исторический и понятийный аспекты 1 Исторические этапы развития понятий чести и достоинства
    АнкорЧесть и достоинства как объекты гражданских правоотношений
    Дата02.11.2020
    Размер80.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАпанасевич.Честь и достоинство как объекты гражданских правоотно.docx
    ТипГлава
    #147467
    страница1 из 3
      1   2   3

    Содержание
    Введение

    Глава 1. Честь и достоинство: исторический и понятийный аспекты

    1.1 Исторические этапы развития понятий чести и достоинства

    1.2 Честь и достоинства как понятия вне юридического поля

    1.3 Правовая характеристика чести и достоинства

    Глава 2. Защита чести и достоинства: современное понимание сущности и содержание

    2.1 Правовая природа и сущность защиты чести и достоинства

    2.2 Гражданско-правовые способы защиты чести и достоинства

    2.3 Формы гражданско-правовой защиты

    Глава 3. Направления совершенствования правового поля в аспекте защиты чести и достоинства в гражданском праве

    3.1 Пробелы в законодательстве в системе защиты чести и достоинства

    3.2 Направления устранения несовершенства законодательства по гражданско-правовому регулированию защиты чести и достоинства

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств. Право на честь и достоинство является важнейшей ценностью не только в универсальном масштабе, но и с юридической точки зрения, поскольку это необходимость демократического государства. Кроме того, расширение демократии, развитие и активная деятельность СМИ, а также свобода слова неизбежно увеличивают риск нарушения личных неимущественных прав.

    В России практика защиты нематериальных благ человека достаточно развита, и уже много лет действуют положения гражданского права для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан. В судебной практике при разрешении дел этой категории может показаться, что не должно возникать вопросов относительно определения обстоятельств, имеющих отношение к разрешению таких споров: факта распространения ответчиком информации об истце, дискредитирующий характер этой информация и их несоответствие реальности.1

    Тем не менее, защита нематериальных благ – насущная проблема. Согласно данным Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации в среднем по данной категории в год рассматривается 5000 дел в судах общей юрисдикции и 800 дел в арбитражных судах.2

    Проблема защиты чести и достоинства во многом актуальна и тем, что в условиях демократизации общества, развития средств массовой информации, в частности, сети «Интернет», остро ощущается столкновение конституционного права на свободу слова и права на защиту чести и достоинства.



    Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что законодательство в данной области требует совершенствования, а указанные проблемы – дальнейшего осмысления и разрешения.

    Цель магистерской диссертации является исследование теоретических и правоприменительных основ защиты чести и достоинства граждан, выявление проблем правового регулирования в данной сфере и внесение предложений по их устранению.

    Данная цель обуславливает постановку и решение следующих задач:

    1. Проанализировать исторические этапы развития понятий чести и достоинства;

    2. Раскрыть понятие чести и достоинства вне юридического поля;

    3. Изучить правовую характеристику чести и достоинства;

    4. Определить правовую сущность защиты чести и достоинства граждан;

    5. Рассмотреть формы и способы защиты чести и достоинства граждан;

    6. Проанализировать порядок защиты чести и достоинства;

    7. Сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по защите чести и достоинства.

    Объектом диссертационного исследования являются гражданские отношения, возникающие в сфере защиты чести и достоинства граждан.

    Предмет диссертационного исследования составляют правовые нормы, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.

    Степень разработанности темы исследования. Рассматриваемые вопросы были предметом исследования в работах М.М. Агаркова, А.Л. Анисимова, К.М. Арсланова, А.В. Белявского, A.M. Беляковой, С.И. Братуся, О.Н. Ермоловой, В.М. Жуйкова, О.С. Иоффе, Л.О. Красавчиковой, О.А. Красавчикова, В.Д. Костюка, Л.А. Майданника, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, Н.И. Матузова, Е.А. Михно, Н.А. Придворова, О.А. Пешковой, СВ. Потапенко, В.А. Рясенцева, А.П. Сергеева, В.Т. Смирнова, А.А. Собчака, Е.В. Смиренской, М.А. Степанова, В.А. Тархова, Е.А. Флейшиц, М.Л. Шеллюто, М.Я. Шиминовой, А.В. Шичанина, A.M. Эрделевского, К.Б. Ярошенко и других авторов.

    Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

    Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации3 (далее по тексту – Конституция РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)4 (далее по тексту – ГК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)5 (далее по тексту

    – ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации6 (далее по тексту – ГПК РФ).

    Структура работы включает введение, три главы, разделенные на параграфы, анализ правоприменительной практики по теме дипломной работы, методическую разработку, заключение и список использованных источников.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в правотворческой деятельности по совершенствованию федерального и регионального законодательства, регулирующего вопросы защиты чести и достоинства личности. Содержащиеся в работе научные положения и выработанные на их основе рекомендации могут быть использованы при подготовке научной и учебно-методической литературы.

    Глава 1. Честь и достоинство: исторический и понятийный аспекты

    1.1 Исторические этапы развития понятий чести и достоинства

    Понятия чести и достоинства имеют свои исторические корни. Они были наполнены конкретным содержанием, в зависимости от типа личности, присущей конкретной моральной системе, и типа отношений, которые человек имеет с общественной средой.

    Представления о чести и достоинстве человека формировались на ранних этапах развития человеческого общества. Конечно, они изменились в ходе исторического развития и также различаются между разными народами и в разных культурах.

    Честь и достоинство неразрывно связаны, они обеспечивают моральную ценность человека, позволяют каждому быть и оставаться человеком. В современных правовых системах ценность личности в целом и ценность каждой отдельной личности признаются как совокупность уникальных особенностей в отдельности. Чем богаче духовный мир и интеллектуальный уровень человека, тем ценнее для него честь и достоинство, чем больше он их ценит, тем меньше склонность безнаказанно терпеть любые посягательства на эти блага.

    Как наиболее важные социальные и правовые ценности, честь и достоинство всегда нуждаются в соответствующей защите. Решение этой проблемы во многом зависит от степени осведомленности о социальной и правовой природе чести и достоинства личности.

    Например, В.А. Блюмкин провел специальное исследование о происхождении и развитии категорий чести и достоинства в первобытном обществе. Ученый делает вывод, что возникновение первых идей чести и достоинства, а также чувства чести и достоинства происходит на более поздних этапах развития первобытного общества. Честь рода и племен определялась их материальным богатством, присутствие которого свидетельствовало о силе и мужестве членов рода.

    Человечество начало свою историю с признания ценности не одного человека, а социальной общности (рода, сообщества, семьи), чье благосостояние и моральный статус должны защищаться и поддерживаться его членами. В то время люди ничем не отличались от племени или рода. Поэтому оскорбление любого человека воспринималось как оскорбление всего племени. На этом основании возник обычай кровной мести. В то же время в условиях первобытнообщинного строя начали формироваться элементарные моральные представления о чести и достоинстве личности.

    В рабовладельческом обществе существуют взгляды на социальную ценность представителей правящего класса. Выяснилось, что чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его моральные качества. Не равенство, а иерархия считались основным принципом организации человеческого общества, поэтому в древнем мире понятие чести доминирует над ее возвышением. В то же время, идеи достоинства как моральной ценности начинают возникать в нравственном сознании людей в этот период.7

    В различных локальных цивилизациях представления о чести и достоинстве содержательно и концептуально различались.

    Важнейшим шагом к подтверждению человеческого достоинства была древнеиндийская материалистическая школа чарваков, последователи которой отвергли религиозно-мистическое учение о карме, то есть идея о том, что люди принадлежат к некоторым кастам, предопределена предыдущими действиями. Правовое понимание сторонников этого направления основано на естественности правил поведения. Они верили: мораль полезна, потому что она вызвана социальной гармонией, а не божественным руководством. 8

    Можно сделать вывод, что это учение является одним из вариантов светской концепции естественного права.

    Дальнейшее развитие чести и достоинства связано с возникновением и формированием классового общества.

    Понятие чести было основой этики многих великих политиков, мыслителей, философов разных эпох и народов; честь характеризовала направления их действий и общественные взгляды.

    Многогранное развитие идеи о ценности личности впервые прослеживается в философских, моральных и политико-правовых учениях Древней Греции и Рима. Античные мыслители неоднозначно ставили под сомнение социальную ценность личности в различных учениях. В целом для древности характерно, что ценность и достоинство человека определялись исключительно его принадлежностью к государству, за пределами Рима, Афин или Спарты человек утратил свое значение. В древнюю эпоху возникла концепция гражданского достоинства, которая в основном не была связана с индивидуальной идентичностью человека. Тем не менее, например, одним из величайших достижений древнегреческого гуманизма является учение Протагора. «Человек есть мера всех вещей» - это главный тезис, который возвеличивает человека и признает его абсолютную ценность.

    Афинский закон отличает преступления против государства от преступлений против личных интересов. Однако граница между ними была довольно произвольной, клевета и оскорбление могли рассматриваться как преступления против личности и как преступления против интересов государства. Личное достоинство каждого афинянина было тесно связано с политическим достоинством в целом, с защитой прав гражданина всей политикой. Политические отношения укрепили достоинство - основа для установления прав афинского гражданина. Понятие чести в Древнем Риме также означало гражданское полноправие: не будучи римским гражданином, человек не мог претендовать на обладание честью.

    В древней Греции, чья культура является источником интеллектуального и духовного развития Европы, понимание достоинства также преследовалось как возвышение человека в сложившихся обстоятельствах. Эти идеи были особенно четко выражены в стоицизме в одном из ведущих философских направлений эпохи упадка древней цивилизации. 9

    Феодализм стал новым этапом в развитии взглядов на достоинство человека. Правовой статус человека определялся сословием, к которому она принадлежала. У представителей каждого европейского государства были свои суждения о чести и способах ее защиты. Ярким примером этого является защита чести среди высшего сословия рыцарей. Дуэль как способ защиты чести просуществовал долго. В отличие от раба, слуга, будучи лично зависимым, становится владельцем земельного участка, орудий труда. Это был важный шаг к утверждению достоинства человека, несмотря на то, что «оно проявляется в своеобразной форме, отражающей классовые и сословные отношения средневекового общества» .10

    Эпоха Возрождения делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Идеологические и политические процессы Возрождения и Реформации положили начало борьбе за гарантированный статус достоинства человека и гражданина. Духовным ядром Возрождения был гуманизм, основанный на необходимости свободы мысли и духовно-нравственных исканий человека.

    Вообще, христианская традиция понимания человеческого достоинства отчетливо прослеживается в истории европейской философии. Согласно христианским канонам, человек должен быть смиренным и испытывать страх перед Богом, и все же он обладает особым достоинством и особой полнотой существования: он сочетает в себе бессмертный духовный принцип и телесность - плотскую материальную завершенность. Человеческое достоинство заключается в его способности как земного существа выбирать путь к Богу и правильно использовать его свободу.

    Важно, чтобы христианство революционизировало людей и провозглашало равенство перед Богом, независимо от социального положения и национальности. Также важно, что одним из ведущих направлений христианства является протестантизм, а именно протестантская этика с ее индивидуализмом и рационализмом стала опорой формирования понятий «личность», «достоинство», «человек». Позднее это оказало серьезное влияние на формирование современной концепции прав человека.

    В политико-правовых учениях XVII-XVII вв. Социальная ценность человека рассматривалась с точки зрения школы естественного права. В самом прогрессивном из них развивалось достоинство гражданина, где его неотъемлемой собственностью было равенство всех перед законом. Опыт достоинства при равенстве всех перед законом был нелегким.11

    В XVII - X1X вв. достоинство начали оформлять в системе прав человека. Накопленный опыт достоинства на его рациональной стадии развития претерпел постепенную юридическую формализацию и регистрацию в каталоге по правам человека посредством принятия международных документов и национальных конституций.

    Наиболее ярким представителем гуманистического направления и развития идеи достоинства как индивидуальной ценности каждого человека является выдающийся немецкий мыслитель И. Кант. Он утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством как простой вещью, но всегда является самоцелью. Именно от рациональности человека рождается его достоинство - особая ценность и значение людей как личностей.

    Кант считал, что у каждого человека есть достоинство, это общая черта разумных существ. Способность распознавать, ставить цели и подчиняться моральным законам поднимает людей над слепой натурой, живущих только на спонтанных побуждениях, которые в них нуждаются. Человек привязан к разуму и свободе, и это делает его достойным особого положения в мире. Каждый должен чувствовать, что он достоин настоящих межличностных отношений, должен иметь глубокую самооценку, узнавать существо с особым статусом в бытии. Кроме того, по мнению великого моралиста, каждый должен признавать и уважать достоинство других. Все люди равны по достоинству, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых .12

    Достоинство - это признание ценности и высокой цели человека независимо от его социального происхождения и социального статуса. Великий гуманист подчеркнул, что человек обладает не ценностью, а достоинством. Достоинство, согласно Канту, является внутренней, не относящейся к делу ценностью, и то, что имеет достоинство, выше всех цен и не допускает какого-либо эквивалента.

    Таким образом, философ создал этическую концепцию человеческого достоинства, согласно которой ее реализация невозможна без предоставления человеку прав и свобод, что гарантировало всемирную перспективу идеи прав человека и ее последующее развитие в теорию правового государства. Честь и достоинство образцового гражданина правового государства напрямую связывались с правами и обязанностями граждан. Идеи И. Канта о достоинстве стали основополагающими для рационалистической этической мысли последних столетий.

    Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что российская история свидетельствует, как может показаться неожиданным, очень пристальное внимание к защите чести и достоинства человека. Наказание за вторжение на эти блага устанавливалось строго в зависимости от того, к какому классу принадлежит человек: высший, средний или низший .13

    Научное обоснование проблемы достоинства личности и его правовой защиты в России было получено в работах отечественных представителей теории естественного права. Серьезный интерес к этим вопросам проявился во второй половине XIX и начале XX века. Идеи русских мыслителей возвышали достоинство, личную свободу и неотъемлемость прав. Во всяком случае, эта тема звучит в работах Б.Н. Чичерина, И. Ильина, В.С. Соловьева П.И. Новгородцева.

    Мы можем говорить о развитии идей о чести и достоинстве человека, их правовом содержании в эпоху социализма. Социалистическое общество характеризуется таким пониманием достоинства и чести, которое отвечает интересам господствующего класса и укрепляет эту систему общественных отношений. Во времена культивируемого коллективизма термины «коллективное достоинство», «достоинство профессии», «ценность национального сообщества» и «ценность определенного коллектива» были аналогами категории «ценность и достоинство личности». За это время отношение к человеку определяется тем, насколько он выполняет свой общественный долг.

    Система мер ответственности по советскому праву была направлена на уважение правил социалистического общежития. Наряду с государственным воздействием на виновных лиц существовало и общественное. В случаях унижения чести и достоинства потерпевший мог обратиться за защитой как в государственные, так и в партийные, комсомольские, профсоюзные и иные общественные организации. Меры общественного влияния способствовали защите чести и достоинства, а также созданию атмосферы публичного осуждения виновных.14

    Резюмируя общие результаты нашего ретроспективного обзора, мы можем заключить, что история человечества тесно связана с развитием идей о чести и достоинстве, путями обеспечения и способами защиты рассматриваемых ценностей.

    Эволюция общества, материальной и духовной культуры человека - это процесс формирования, развертывания и обогащения феноменами «достоинства» и «чести». Исторические вехи становления и трансформации этих понятий обозначают фазы культурного развития человечества, совпадающие с периодами и эпохами цивилизации.

    В процессе экономического и политического формирования государств достоинство как нравственный закон закреплялось за определенной социальной группой и принимало правовую форму. В основном речь шла о достоинстве высокостатусных, властных групп. Постепенно, с развитием общества и государства, освобождаясь от корпоративных черт, концепция человеческого достоинства охватила интересы всех остальных членов общества. Она получила широкое распространение и законодательное закрепление в документах международного уровня и национальных конституциях после Второй мировой войны. Массовые преступления против человечества, совершенные нацистским режимом, делают акцент мирового сообщества не только на защите прав личности, но и на защите их достоинства.

    Достоинство — фундамент прав человека, наполняющий права и свободы богатым содержанием. В свою очередь, права человека несут в себе несомненную моральную нагрузку и нацелены на защиту достоинства личности прежде всего во взаимоотношениях человека с представителями и институтами власти. Они побуждают власть ответственно относиться к личности. Права закладывают моральные возможности для защиты человеческого в человеке от произвола и унижающего обесчеловечивающего воздействия государства. Признание достоинства как единства человека в человеке позволяет считать концепцию прав и достоинства универсальной.

    Проблема достоинства как самостоятельный предмет рассмотрения впервые появилась в европейской гуманистической философии в XIV-XVI веках. Кантовское определение достоинства, несмотря на его абстрактную форму, было теоретически содержательным и политически прогрессивным для того времени. Это так и сегодня. Провозглашение внутренней, безотносительной ценности человека, требование относиться к нему как к цели, а не как к средству объективно направлено против принижения человека. Уже в 20 веке категория достоинства сформировалась в системе прав человека. Понятие абсолютной ценности человеческой личности заменило представление о превосходстве одного человека над другим.

    Категория достоинства, несомненно, имеет нравственную и юридическую природу. С одной стороны, достоинство — ценностная установка, цель и ориентир для прав человека, оно относится к области естественных прав и свобод человека. С другой стороны, в правовой системе ценностей и в общественной жизни идея достоинства является основной и главной идеей правового статуса человека, поскольку она выражает его социальную ценность.

    Достоинство обеспечивается равенством людей в моральном смысле. Юридический принцип равноправия (равенства прав) означает правовое состояние, при котором всем, вне зависимости от каких-либо признаков, обеспечивается нравственное достоинство.

    Историческая изменчивость понимания достоинства заслуживает внимания в связи с его тесной связью с честью. Однако между ними есть различия. Честь и достоинство являются взаимодополняющими категориями, они дополняют и взаимопредполагают друг друга, в то же время в этом заключается их единство и различие. Честь — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, достоинство же, основанное на равенстве всех людей в моральном отношении, — объективная ценность личности, которая может и не быть связана с ее признанием или осознанием. Очевидно, что человек постепенно накапливал знания о себе, о достоинстве и чести, эти понятия развивались в единстве и параллельно друг другу.

    Потребность в защите, чести и достоинстве с ее различиями является выражением феномена - признания человеческих ценностей. Обеспечение уважения к человеку, его чести и достоинству должно рассматриваться как главный критерий эффективности и действенности закона и государства.

    Помимо юридического признания абсолютного права человека на достоинство, необходима согласованная система гарантий его осуществления. Уважение и защита чести и достоинства человека должны рассматриваться в контексте различных прав и свобод человека, функционирования и ответственности органов государственной власти. В юридических науках этот принцип должен стать основной правовой идеей, моральным источником права.

    В законодательной и правоприменительной практике традиция уважения достоинства человека, его прав и свобод только начинает формироваться. Одним из условий эффективного решения этой проблемы является исключительное уважение к личности, к человеку, его правам, его духовной природе.
      1   2   3


    написать администратору сайта