Главная страница

Сочинение по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба. Два брата. Две су. Что самое главное в жизни человека Долг Честь Любовь


Скачать 16.95 Kb.
НазваниеЧто самое главное в жизни человека Долг Честь Любовь
Дата09.01.2023
Размер16.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСочинение по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба. Два брата. Две су.docx
ТипДокументы
#877737


Что самое главное в жизни человека? Долг? Честь? Любовь?

Уверена, что любовь. Искренняя, всепобеждающая, многоликая. Любовь к отцу и матери, подарившим тебе жизнь, к родине – месту на огромной земле, где ты родился, где всё тебе близко и дорого. И любовь к тому единственному или той единственной, кто стал твоей судьбой, смыслом жизни. Именно любовь лежит в основе и чести, и долга, и самоотверженности, и героизма.

В жизни каждого человека может случиться необходимость выбора: кем быть, каким быть, как поступить. Что движет людьми, когда один совершает подвиг, а другой – предательство? Думаю, что именно над этими вопросами заставляет задуматься Н.В. Гоголь своих читателей.

Повесть «Тарас Бульба» посвящена запорожскому казачеству и его роли в истории России. В XV веке русские территории страдали от набегов татар и турок, от притеснения поляков, и мужчины стали объединяться в отряды, вооружаться, чтобы защищать свою землю и свои семьи. Так зарождалось казачество, поэтому традиционно в казачьих семьях мальчиков готовили к службе отечеству, их судьба была предрешена с рождения. В двадцатилетнем возрасте они уезжали в Запорожскую Сечь, участвовали в боевых походах и были готовы с честью погибнуть в бою.

Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы, ожидала та же судьба. Детьми они были отправлены в бурсу при Киевской семинарии, чтобы, как говорил отец, не изнежила их мать. А в бурсе мальчиков ожидала особая закалка: лень и упрямство выбивались розгами, стойкость и выносливость воспитывались голодом и жёсткими порядками. Кто-то в данных условиях становился сильным и мужественным, а кто-то учился приспосабливаться.

Остап считал учёбу пустым делом, но вынужден был уступить воле отца, терпеливо ждал, когда уедет на Запорожье. Учился хорошо, в проделках бурсаков почти не участвовал, но товарищей, устраивавших набеги на сады, а также разгульные пирушки, никогда не выдавал, хотя пороли розгами и его, считая зачинщиком или участником тех дел, за которые наказывали остальных.

Андрий был гораздо изобретательнее брата, часто «являлся предводителем довольно опасного предприятия», однако умел увёртываться от наказания, хотя видел, что его брат Остап незаслуженно принимает порку и никогда не просит о пощаде. Чувство собственного достоинства не позволяло Остапу просить прощения, унижаться, ведь он не был виноват. Андрий, как и брат, хотел быть добрым казаком и совершать геройские поступки, но первые его «подвиги» – это набеги на чужие сады, а затем проникновение в дом воеводы с целью романтического знакомства с его дочерью. Эта ранняя влюблённость стоила позднее казаку жизни, однако судьбу свою он выбрал сам.

В Запорожской Сечи братья с первых дней были на хорошем счету, так как проявили себя смелыми, доблестными воинами. Но младший сын Тараса  в бою часто бездумно рисковал, напористо рвался вперёд, оказываясь иногда в окружении врага. Конечно, казаки выручали его, но не одобряли неразумности. Андрий часто рисковал, потому что не мог сдерживать эмоции ради общего дела, когда необходимо «чувство локтя», чтобы не поставить под удар своих товарищей. Судьба приготовила Андрию испытание выбором: казацкое братство, верность воинскому долгу или любовь к прекрасной панночке. И оказалось, что не готов он был на подвиги ради отца, матери и отечества, а о товарищах и вообще не вспомнил. Молодой казак всё решительно перечеркнул ради любимой, несмотря на то, что была она полячкой, дочерью врага. «И погиб казак...». Бесславно закончил жизнь в самом её расцвете, будучи расстрелянным за предательство.

О многом говорит эпизод, когда Андрий у своих братьев-казаков забирает тайком хлеб, чтобы отнести в стан врагов. Ни на минуту не заговорила в нём совесть, не усомнился он в правильности своих действий, когда грабил своих, забирая продовольствие. Как будто по привычке сады чужие «чистил», не осознавая, какой шаг совершает. Не усвоил он с детства принципы казаков: не марать чести даже мелким воровством, помнить, что нельзя причинять ущерб и обиду людям. Не только хлеб, но и жизнь мог забрать Андрий у отца и брата в бою, когда, размахивая шашкой, мчался вместе с поляками против казаков и готов был убивать своих: «Нет у меня родины...».

Можно ли найти какие-то оправдания, объясняя поступки Андрия большой любовью и желанием спасти любимую? Думаю, нет. Не ценою предательства и подлости должны совершаться самоотверженные поступки ради любви.

Совершенно противоположной оказалась судьба Остапа, в образе которого Н.В. Гоголь отразил человеческую мечту о настоящем герое, совершающем подвиг во имя высоких целей. Этот казак был не только храбрым воином, но и умным, хорошим командиром, он был избран в молодом возрасте атаманом, способным руководить людьми, заботиться о товарищах. В боях не рисковал понапрасну своей жизнью и жизнь других не подвергал неоправданному риску, однако храбро бился даже в неравном бою. Остап целиком был поглощён своим воинским делом, не было ничего важнее для него, чем верная служба отечеству и преданность казацкому братству. Он и не думал о личной жизни, о любви, ставя на первое место казачью службу. Наверное, если бы не погиб так рано, он встретил бы свою любовь, но судьба приготовила ему тяжелейшее испытание и страшную смерть.

Остапу выпала участь умереть под пытками: над ним жестоко, бесчеловечно издевались враги, устроив публичную казнь. Единственным желанием Остапа было, чтоб отец знал, как достойно он держался перед смертью, чтобы старый казак гордился сыном и отомстил за него ляхам. Тарас, видевший его смерть, не мог помочь,  но он и братья-казаки помнили о геройском подвиге атамана, страшно мстили за его мученическую смерть, называя кровавые расправы над поляками «поминками по Остапе».
Два брата. У одного душа с червоточиной: бесчестный человек, страстный и увлекающийся, не способный останавливаться, не знающий предела в желаниях, не готовый к ответственным поступкам. Ни пытки, ни мучительная боль не сломили волю другого, он с честью прожил свою короткую жизнь и мужественно принял смерть.

Два выбора. В жизни каждого из братьев была любовь, но разная: у одного – к дочери врага, у другого – к родине.

Две судьбы… Андрия жизненная дорога привела к позору, Остапа – к подвигу и вечной памяти.


написать администратору сайта