Главная страница
Навигация по странице:

  • «Слово о Законе и Благодати».

  • ирррттооог ооо. гребнева. Д. С. Лихачев отмечал что в доклассовом родовом обществе восточных славян потребности в словесном художественном творчестве удовлетворялись устной поэзией


    Скачать 63.32 Kb.
    НазваниеД. С. Лихачев отмечал что в доклассовом родовом обществе восточных славян потребности в словесном художественном творчестве удовлетворялись устной поэзией
    Анкорирррттооог ооо
    Дата28.03.2023
    Размер63.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагребнева.docx
    ТипДокументы
    #1021441
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Возникновение русской литературы

                Д.С. Лихачев отмечал что в доклассовом родовом обществе восточных славян потребности в словесном художественном творчестве удовлетворялись устной поэзией.

                Фольклор родового общества обслуживал весь народ. В доклассовом обществе он не мог быть классовым. Этот фольклор был по существу единым. С переходом к классовому обществу, единство фольклора было нарушено.

                Архаические формы фольклора (заговоры, заклинания, обрядовые песни, мифы, легенды) еще долго могли продолжать обслуживать весь народ в целом.

                Однако наиболее передовые формы УНТ – исторический эпос, трудовые песни, – уже не могли в одинаковой мере обслуживать и эксплуататоров и эксплуатируемых, политическое мировоззрение которых было различным.

                Одна из основных черт УНТ – его коллективность – не могла поддерживаться господствующим классом, так как коллективность вела к народности. Решительную роль в УНТ играло большинство. Господствующий класс всегда составлял меньшинство и не мог полностью контролировать УНТ.

                Понадобилось возникновение новой формы творчества – литературы, отвечающей запросам господствующего класса. Феодалы выступили главным образом как заказчики и слушатели новых произведений.

                Исполнителями воли феодала оказывались очень часто представители трудового народа и выходцы из трудового народа.Однако постепенно они получали профессиональные навыки и отрывались от народа, поскольку были материально зависимыми от своего нанимателя, более того, они подпадали под влияние тех, кто их нанимал.

                Д.С. Лихачев отмечает, что этот процесс отмирания УНТ в среде феодального класса был процессом очень длительным. Как говорит исследователь, он определился очень рано, но не завершщился полностью и к XVII веку.

                Однако еще до того, как этот процесс привел к сколько-нибудь осязательным результатам, в среде феодалов появился конкурент УНТ – художественное творчество, письменное – литература.

                В конце X – начале XI века, по словам Д.С. Лихачева, феодалы особенно нуждались в идеологическом оправдании своего господства, нуждались в создании литературных произведений, пронизанных своей идеологией. Таким образом,  появление феодальной литературы – результат классовой дифференциации общества на известной ступени (высокой ступени) его развития.

    1. Важнейшими особенностями древнерусской литературы считаются:

                а) Ее рукописный характер. Рукописи писались на дорогом материале – пергаменте, изготовлявшемся из телячьих шкур, особым образом выделанных. Он был доступен только состоятельным людям. Работа над рукописями продолжалась очень долго, отличалась кропотливостью. Иногда работа начиналась одним, а продолжалась другим писцом. Книги сшивались, листы сшивались и помещались в деревянный переплет. Переплет и сама книга облекались в специальные оклады, изготовляемые из золота, парчи, серебра.

                В XIV в. пергамент заменили бумагой, в середине XVI в. возникает книгопечатание. Рукописи книг, как правило, хранились в монастырях. Сохранилось большое количество церковных, а не светских книг. Образованные люди находились в монастырях.

                б) Анонимность произведений. Сведения об авторах явно недостаточны. Если при изучении новой литературы можно использовать биографические сведения, то в случае с древнерусской литературой эти сведения ограничены.

                в) Произведения, как правило, существовали в нескольких вариантах, списках, изводах. Переписчики могли выступать в роли редакторов и соавтров. Они могли придать произведению иную идейную направленность, просто допустить ошибки при переписывании.

                г) Историзм литературы. Героями по-преимуществу были исторические личности. Героями произведений выступают князья, правители государства. Однако в разные периоды литературы древнерусской это понятие может трансформироваться, скажем, в XVIII веке.

                д) Важно отметить и то обстоятельство, что древнерусская литература еще была несамостоятельной областью общественного сознания. Она была очень тесно связана с религиозными представлениями, с зачатками научных и философских представлений, с УНТ.

                С этим связано то обстоятельство, что художественность существует как бы подспудно и в мирской, и в церковной литературе. Тем самым, литература выполняет не только собственно-художественные, но и деловые функции.

    3. В.В. Кусков[2] дает периодизацию древнерусской литературы.

    1. Литература древнерусского государства XI – пер. пол. XIII в. – литература Киевской Руси

    2. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение Северо-Восточной Руси (вторая пол. XIII – пер. пол. XV в.)

    3.Литература периода создания и развития централизованного русского государства (XVI - XVII вв.)

    4. Стиль «монументального историзма» в древнерусской литературе.

    Преобладающим и всеохватывающим стилем в летописании XI-XII вв., а также и во всей литературе этого периода является стиль монументального историзма.

    В этом стиле проявляется стремление древнерусских книжников судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования. Поэтому авторы XI-XIII вв. стремятся изображать только самое крупное и значительное.

    Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических.

    Это стиль, в пределах которого все наиболее значительное и красивое представляется монументальным, величественным, воспринимается как бы с высоты птичьего полета.

    Летописцы (так же как и авторы житий или похвальных слов и поучений) смотрят на мир как бы с большого удаления. В этот период развито панорамное зрение, стремление сопрягать в изложении различные удаленные друг от друга географические пункты. В летописях действие перебрасывается из одного места в другое, находящееся на противоположном конце Русской земли. Рассказ о событиях в Новгороде сменяется рассказом о событиях во Владимире или Киеве, далее упоминаются события в Смоленске или Галиче и т. д. Такая особенность летописного повествования объясняется не только тем, что в летописи обычно соединяются различные источники, написанные порой в различных пунктах Русской земли. Особенность эта соответствует духу повествования того времени. Она присуща не только летописи, но и «Поучению» Владимира Мономаха, и Киево-Печерскому патерику, и житию Бориса и Глеба, и «словам» или поучениям. Вместе с тем монументализм XI-XIII вв. имеет одну резко своеобразную черту, отличающую его от наших современных представлений о монументальном как инертном, тяжелом, неподвижном. Монументализм в древнерусской литературе был связан с совершенно противоположными качествами, в частности с быстротой передвижения на больших географических пространствах. Герои произведений совершают переходы, перемещаются со своими дружинами из одного города в другой, из одного княжества в соседнее.

    Историзм монументального стиля выражался в особом пристрастии к исторической теме. Древнерусские писатели стремились писать не о вымышленном, а об исторически бывшем, и когда описывали что-либо фантастическое (например, чудеса), то и сами по большей части верили в них и стремились внушить читателям, что те или иные события происходили в действительности. Литература того времени не знает (или точнее сказать: считает, что не знает) ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий.

    Кроме того, книжники пытались всякое историческое событие или действующее лицо связать с другими, столь же историческими событиями или лицами — напомнить о предках князя, его «отцах» и «дедах», сравнить героя или событие с подобными героями или событиями, известными им из византийских хроник или библейских книг, искать и находить аналогии всему, что происходило в этом огромном и едином по своим основным закономерностям мире.

     5. Завершение борьбы с монголо-татарами и подъем национального самосознания. Расцвет культуры, возрождение национальных традиций. «Второе южнославянское влияние». Предвозрожденческие тенденции в литературе конца XIV – XV веков. Интерес к психологии человека.

    Цикл повестей о Куликовской битве. Историческая основа и литературный ориентир «Задонщины». Черты сходства и различия со «Словом о полку Игореве», причины обращения к памятнику XII века. Жанровое своеобразие произведения. Пространственно-временная организация «Задонщины», фольклорные образы.

    Агиографическая литература Предвозрождения. Стиль «плетения словес». Изменение житийного канона. Творчество Епифания Премудрого. Изобразительно-выразительные языковые средства в «Житии Стефана Пермского». Изображение святого и отрицательного персонажа. Композиционная структура произведения. Новый подход к оцениванию жизни святого и совершаемых им чудес. Традиционное и новаторское в «Житии Сергия Радонежского». Возникновение легендарных сказаний, их жанровая специфика. Вымысел и «документальность» цикла сказаний об Иоанне Новгородском.

    Распространение светских повестей. Переводная беллетристика XV века. История создания «Повести о Дракуле», жанровые и композиционные особенности текста. Образ главного героя. Функционирование «Повести о Дракуле» в литературе XVI – XVII веков.

    Появление хождений нового типа. Автобиографичность «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Связь с жанровыми образцами прошлых столетий. Цели путешествия купца. Образ Индии, его сопоставление с предшествующей литературной традицией. Тема Родины в произведении, лиричность памятника.

    6.

    7.  XVII в. – век перехода к литературе Нового времени.
    Процесс демократизации литературы сказался не только в изменениях и эволюции традиционных жанров ДРЛ, но и в возникновении новых.
    Бытовая повесть отражает наиболее ярко те изменения, которые произошли в сознании человека, в его частной жизни. Для повести характерен конфликт личности со средой, жалобы личности на свою долю, вызов общественным порядкам, иногда – страх перед миром, беззащитность, вера в судьбу и первые попытки противостоять судьбе, исправить несправедливость. Демократическая литература стремится к полному разоблачению и обнажению всех язв действительности. Рост самосознания автора был только одним из симптомов осознания в литературе ценности человеческой жизни. Герои литературных произведений «спускаются на землю». Рост бытового начала связан с ростом изобразительности в литературе. Появляется и пейзаж, прикрепленный к определенной местности и имеющий национальный характер. В речах действующих лиц дается мотивировка их поступков, описывается их душевное состояние, их мысли – в предписанных литературным этикетом формах.
    Демократическая сатира противопоставлялась литературе официальной и была представлена жанром сатирической повести, многообразной в тематическом отношении. Тематика сатирических произведений свидетельствовала, что сатира была тесно связана с исторической действительностью, обличала конкретные пороки и социальные явления. Темы сатирической повести:
    – неправедный суд, судебные тяжбы феодалов, неправедно присвоивших себе крестьянские земли, несправедливый и продажный суд («Повесть о Шемякином суде»);
    – тунеядство и неспособность к труду («Повесть о Фоме и Ереме»);
    – корыстолюбие и стяжание власть имеющих, социальное неравенство («Азбука о голом и небогатом человеке»);
    – внешнее благочестие («Сказание о Куре и Лисице»), нравственная распущенность духовенства и купечества («Калязинская челобитная»).
    Бытовая и сатирическая повесть выросла на почве русской действительности и явилась результатом роста классового самосознания демократических городских слоев населения. Ее появление свидетельствует об утрате церковью своего былого авторитета во всех сферах человеческой жизни.
    Для изображения безымянных героев повести характерно широкое художественное обобщение, правда, герои пока еще лишены индивидуальных черт.
     7. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской:заимствовала жанры, перерабатывалась и «смешивалась» с русским фольклором Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

    Первичные жанры. Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.

    Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни.

    Каноны жития:Благочестивое происхождение героя жития; святой рождался святым, а не становился им; святой отличался аскетическим образом жизни; обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; святой не боялся смерти; заканчивалось житие прославлением святого.

    Древнерусское красноречие- этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: дидактическое, политическое, торжественное.

    Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха»

    Слово – являтся разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве».

    Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

    9. Древнейшее летописание. 

                В XI веке рядом с историческим эпосом возникает летописание. Согласно гипотезе А.А. Шахматова, М.Д. Приселкова, Д.С. Лихачева летописание возникает во времена Ярослава Мудрого.

                В это время христианизированная Русь начинает тяготиться византийской опекой и стремится обосновать свое право на церковную самостоятельность.

                Ярослав добивается учреждения в Киеве митрополии, добивается канонизации первых русских святых – князей Бориса и Глеба. Создается первый исторический труд, предшественник будущей летописи – Свод рассказов о распространении христианства на Руси.

                В него вошли рассказы о крещении и кончине Ольги, о первых русских мучениках – варягах-христианах, о крещении Руси, о князьях Борисе и Глебе, похвала Ярославу Мудрому.

                Свод был составлен в первой половине 40-х гг. книжниками Киевской митрополии.

                Следующий этап в развитии русского летописания приходится на 60-70-е гг. XI века  и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона.

                Никон присоединил к «Сказанию о распространении христианства на Руси» – так называет этот первый свод Д.С. Лихачев – предание о первых русских князьях и рассказы об их походах на Царьград. Никон включил в «Сказание» варяжскую легенду и придал летописи форму погодных записей.

                Около 1095 года создается новый летописный свод, который А.А. Шахматов предложил назвать «Начальным». Составитель Начального свода продолжил летописное изложение описанием событий 1073-1095 гг., придав своему труду публицистический характер.

                В начале XII века «Начальный свод» был снова переработан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором – книжником широчайшего исторического кругозора и большого литературного дарования (его перу принадлежат также «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского»). Он создает новый летописный свод – «Повесть временных лет».

                Нестор вводит историю Руси в русло истории всемирной. Он начинает свое летописание изложением библейской легенды о разделе земли между сыновьями Ноя. Нестор уточняет и развивает варяжскую концепцию истории Руси.

                Около 1116 года по поручению Владимира Мономаха «Повесть временных лет» была переработана игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром – Главная тенденция в ней – прославить деяния Вл. Мономаха.

                В 1118 году «Повесть временных лет» вновь перерабатывалась по указанию сына Вл. Мономаха – князя Мстислава.

                Сохранились лишь относительно поздние списки летописей, в которых отразились упомянутые древнейшие своды. «Начальный свод» сохранился в Новгородской первой летописи (списки XIII –XIV,  XV вв.), вторая редакция лучше всего представлена Лаврентьевской (1377) и Радзивиловской (XV в.) летописями, а третья редакция дошла до нас в составе Ипатьевской летописи (начало XV в.).

    10. Повесть временных лет" - выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления.

    В «Повести временных лет», как и в любой другой летописи, можно выделить два типа повествования — собственно погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, тогда как летописные рассказы предлагают описания их. В летописном рассказе автор стремится изобразить событие, привести те или иные конкретные детали, воспроизвести диалоги действующих лиц, словом, помочь читателю представить происходящее, вызвать его на сопереживание.

    Так, в рассказе об отроке, бежавшем из осажденного печенегами Киева, чтобы передать просьбу княгини Ольги воеводе Претичу, не только упоминается сам факт передачи сообщения, но именно рассказывается о том, как отрок бежал через печенежский стан с уздечкой в руке, расспрашивая о будто бы пропавшем коне (при этом не упущена важная деталь, что отрок умел говорить по-печенежски), о том, как он, достигнув берега Днепра, бросился в воду, как выплыли ему навстречу на лодке дружинники Претича; передан и диалог Претича с печенежским князем. Это именно рассказ, а не краткая погодная запись, как, например: «Вятичи победи Святослав и дань на них възложи», или «Преставися цариця Володимеряя Анна», или «Поиде Мьстислав на Ярослава с козары и с касогы» и т. п.

    В то же время и сами летописные рассказы относятся к двум типам, в значительной мере определяемым их происхождением. Одни рассказы повествуют о событиях, современных летописцу, другие — о событиях, происходивших задолго до составления летописи, это устные эпические предания, лишь впоследствии внесенные в летопись.

    Такие эпические легенды отличает, как правило, сюжетная занимательность: события, о которых в них повествуется, значительны или поражают воображение, герои таких рассказов отличаются необыкновенной силой, мудростью или хитростью. Почти в каждом таком рассказе налицо эффект неожиданности.

    На неожиданности построен и сюжет рассказа о юноше-кожемяке (в статье 992 г.). Воевавший с Русью печенежский князь предложил Владимиру выставить из своего войска воина, который бы померился силой с печенежским богатырем. Никто не решается принять вызов. Владимир опечален, но тут к нему является некий «старый муж» и предлагает послать за своим младшим сыном. Юноша, по словам старика, очень силен: «От детьства бо его несть кто им ударил» (т. е. бросил на землю). Как-то, вспоминает отец, сын, разгневавшись на него, «преторже череви руками» (разорвал руками кожу, которую в этот момент мял: отец и сын были кожевниками). Юношу призывают к Владимиру, и он показывает князю свою силу — хватает за бок пробегающего мимо быка и вырывает «кожю с мясы, елико ему рука зая». Но тем не менее юноша — «середний телом», и поэтому вышедший с ним на поединок печенежский богатырь — «превелик зело и страшен» — смеется над своим противником. Здесь (как и в рассказе о мести Ольги) неожиданность поджидает отрицательного героя; читатель же знает о силе юноши и торжествует, когда кожемяка «удави» руками печенежского богатыря.

    В другом рассказе торжествует не сила, а хитрость. В статье 997 г. повествуется, как печенеги осадили городок Белгород (южнее Киева) и рассчитывали, что горожане вот-вот сдадутся: в городе начался «глад велик». И действительно, на вече горожане пришли к решению открыть ворота врагу: «Кого живять, кого ли умертвять», решают люди, иначе же — неизбежная голодная смерть. Но некий безвестный старец предлагает выход из положения. По его совету выкапывают два колодца, в которые ставят кадки с «цежем» (болтушкой, из которой варят кисель) и с «сытой» — разбавленным водой медом. Затем приглашают в город: печенежских послов и говорят им: «Почто губите себе? Коли можете престояти нас? (Разве можете перестоять нас?) Аще стоите за 10 лет, что можете створити нам? Имеем бо кормлю от земле». Послы, увидев «чудесные колодцы», были поражены и убедили своих князей снять осаду с города.

    12. Жанр жития. Сказание о Борисе и Глебе.

                    «Житие»  буквально  означает греческое «жизнь».  Житие – биография, жизнеописание  знаменитых епископов, патриархов, монахов, светских лиц, которых церковь причислила к лику святых.

                Житие – биография святых духовных или светских.  Жития – агиография – пишу о святых дословно с греческого языка. Агиография – вся художественная литература и все искусство, посвященные святым.

                Цель создания жития – рассказать о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить воспоминани о человеке.

                И.П. Еремин полагает[1], что этот жанр восходит по своему происхождению к античной надгробной похвальной речи.

                В композиционном отношении житие делилось на три части:

    Вступление

    Собственно житие

    Заключение

                Во вступлении  автор должен просить прощения у читателей за свое неумение писать.

                В заключении должна быть похвала святому, своеобразная ода в прозе.

                Центральная часть – биография святого. «Биография» в кавычках, так в житии нет движения, роста, становления характера. «Святой» неподвижен так же, как и «злодей», который находится на заднем плане. Он «святой» уже с момента рождения;  он избранник божий.  Агиографу остается только одно: подобрать материал для иллюстрации его святости.

                Житие стремилось устранить все черты индивидуальности человека. Житие не столько отражает действительность, сколько навязывает ей свой абстрактный идеал человека.

    13. «Сказание о Борисе и Глебе»

                Было написано во второй половине XI века. Составляя сказание, автор (имя его неизвестно) пользовался устной легендой и летописью «Повесть временных лет». Сама тема подсказала ему жанр повествования – мартирий (повествование о мучениках святых).

                В «Сказании нет того, что мы  обычно находим в житиях – развернутого вступления, рассказа о детстве героя и пр.

                В центре «Сказания» – агиографически стилизованные портреты Бориса и Глеба, рассказ об их трагической гибели.

                Сказанию предпослана коротенькая экспозиция – справка, содержащая упоминания о Владимире, и перечень сыновей князя Владимира (Борис, Глеб, Ярослав, Святополк и др.).

                В композиционном отношении центральная часть сказания напоминает собою диптих (две картины, связанные единым замыслом): история гибели Бориса и гибели Глеба во многом дублируют одна другую. Они построены по единому плану.

                Борис в изображении автора «Сказания» – высокий идеал младшего князя, во всем покорный князьям старшим в роде.

                Автор сказания хорошо понимал, что покорность Бориса старшим в роде князьям – качество, которое само по себе еще не дает основания рассматривать Бориса как святого. Подвиг нуждался в религиозном обосновании.

                С этой целью автор «Сказания» политическую доктрину (подчинение младших старшим), олицетворяемую Борисом, поднял до уровня божественной заповеди, наделил героя христианскими добродетелями: смирение, кротость, беззлобие, непротивление злу насилием, отречение от соблазнов.

                Чтобы не перегружать образ Бориса содержанием, автор наделил его и чертами обычного человека. Он испытывает страх приближающейся смерти.

                Во много напоминает Бориса его брат – Глеб. Он такой же добровольный мученик, как и Борис. Вместе с тем есть и различия: Глеб моложе Бориса   по возрасту, по иерархии княжеских отношений.

                Беззащитная юность Глеба изящна и трогательна. Он – один из акварельных образов древнерусской литературы.

                Миру света и добра в «Сказании» резко противопоставляется мир тьмы и зла в образе Святополка. Он понимает это и сам.

                Второй Каин. Эпитет его окаянный. Он – злодей по самой своей природе. Он родился с печатью греха. Он подлежит безоговорочному осуждению как братоубийца, как нарушитель порядка.

                Диптих Бориса и Глеба завершается в повествовательной части «Сказания» апофеозом, восхвалением, рассказом о том, как бог покарал Святополка. Здесь в качестве деятельного лица появляется князь Ярослав.

                Ярослав –  орудие божественного возмездия Святополку-братоубийце. Он, Ярослав, – восстановитель порядка в русской земле.

    14. Среди жанров византийской литературы почетное место занимали сочинения отцов церкви — богословов и проповедников. Эти «слова» и поучения византийских авторов были широко известны на Руси, и уже в XI в. появляются оригинальные произведения русских писателей: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, поучения новгородского епископа Луки Жидяты и игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия [1]; в XII в. древнерусская литература обогащается такими шедеврами торжественного красноречия, как «слова» Кирилла Туровского.

    «Слово о Законе и Благодати». «Слово о Законе и Благодати»,, написанное киевским священником Иларионом (будущим митрополитом), как полагает Н. Н. Розов, было впервые произнесено им в 1049 г. в честь завершения строительства киевских оборонительных сооружений [2].

    Однако значение «Слова» далеко выходит за рамки жанра торжественных праздничных слов, произносимых в церкви перед верующими. «Слово» Илариона — своего рода церковно-политический трактат, в котором прославляется Русская земля и ее князья.

    «Слово» начинается пространным богословским рассуждением. Противопоставляя Ветхий и Новый завет, Иларион проводит мысль, что Ветхий завет — это закон, установленный для одного лишь иудейского народа, тогда как Новый завет — это благодать, распространяющаяся на все без исключения народы, принявшие христианство. Иларион несколько раз возвращается к этой важной для него мысли; для ее подтверждения он раскрывает символику библейских образов, напоминает изречения «отцов церкви», разными доводами и аргументами подкрепляет свой тезис о превосходстве христианства над предназначенным для одного народа иудаизмом, о высоком призвании христианских народов.

    Это первая, догматическая часть «Слова» подводит к центральной идее произведения: князь Владимир по собственному побуждению (а не по совету или настоянию греческого духовенства) совершил «великое и дивное» дело — крестил Русь. Владимир — «учитель и наставник» Русской земли, благодаря которому «благодатная вера» и «до нашего языка (народа) русского доиде». Роль Владимира как крестителя Руси вырастает до вселенского масштаба: Владимир «равноумен», «равнохристолюбец» самому Константину Великому, императору «двух Римов» — Восточного и Западного, провозгласившему, согласно церковной традиции, христианство государственной религией в Византии и чрезвычайно почитавшемуся в империи. Равные дела и равные достоинства дают право и на одинаковое почитание. Так Иларион приводит слушателей к мысли о необходимости признать Владимира святым. Он ставит его в один ряд с апостолами Иоанном, Фомой, Марком, которым принадлежит заслуга обращения в христианскую веру различных стран и земель. При этом Иларион стремится прославить могущество Русской земли и подчеркнуть ее авторитет. Фразеологию церковной проповеди порой сменяет фразеология летописной похвалы: предки Владимира — Игорь и Святослав на весь мир прославились мужеством и храбростью, «победами и крепостью»; и правили они не в «неведоме земли», а на Руси, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли». И сам Владимир не только благоверный христианин, но могучий «единодержец земли своей», сумевший покорить соседние страны «овы миром, а непокоривыа мечем».

    Третья, заключительная часть «Слова» посвящена Ярославу Мудрому. Иларион изображает его не только как продолжателя духовных заветов Владимира, не только как усердного строителя новых церквей, но и как достойного «наместника... владычества» своего отца. Даже в молитве Иларион не забывает о мирских, политических нуждах Руси: он молит бога «прогнать» врагов, утвердить мир, «укротить» соседние страны, «умудрить бояр», укрепить города... Это гражданственность церковной проповеди хорошо объяснима обстановкой тридцатых — сороковых годов XI в., когда Ярослав всеми средствами добивается независимости русской церкви и русской государственной политики и когда идея равенства Руси в отношениях с Византией (а не подчинения ей) принимала самые острые формы, оказывая влияние даже на церковное строительство; так, например, на Руси строились храмы, одноименные знаменитым константинопольским соборам: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде, церкви святой Ирины и святого Георгия в Киеве, киевские «Золотые врата» и т. д. Киев по замыслу политиков и зодчих становился как бы соперником Константинополя.

    Существует вполне обоснованное мнение, что Илариону принадлежит и первое произведение по русской истории: цикл рассказов о христианизации Руси, с которого, возможно, началось русское летописание; об этом свидетельствуют как будто бы многочисленные текстуальные параллели, содержащиеся в обоих памятниках [3].

    15. Поучение Владимира Мономаха” как образец древнерусского дидактического красноречия:

    Поучение Владимира Мономаха. Элементы автобиогр. Личности Владимира Мономаха. Особенности жанра поучения.

    1117 г. - дата написания.

    Дидактическое красноречие – это область, доступная всем, кто владел пером, оно преследовало практические цели назидания, информации, полемики. Яркий образец – «Поучения Владимира Мономаха».

    Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати».

    Автобиография. Мономах - выдающаяся личность древней Руси, виднейший государственный деятель, человек большого ума и лит. таланта. Мономах княжил во многих русских землях. Приходилось ему и часто воевать. Суровый и отважный воин. Примирился с Олегом во имя блага Земли Русской. Боролся с половцами. Был киевским князем, сумел восстановить относительное единство русских земель. Под 1096 г. в "ПВЛ" по Лаврентьевскому списку помещено "Поучение".

    Поучение Мономаха. Обращено к детям и продолжено его автобиографией. Датируется промежутком между концом XI и 1125 г. - датой смерти ВМ. Выступает, как умудренный большим жизненным опытом человек. Это энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями князь. Давать клятву он рекомендует в том случае, если можно ее сдержать, а поклявшись - сдержать клятву, чтобы душу не погубить. Он не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре или посте, но лишь в покаянием, слезами и милостыней. Советует защищать всех обездоленных. Мономах зовет своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду, убеждает никогда не пребывать в лености и не предаваться разврату.

    В "Поучении" Мономах выражает поэтический восторг перед красотами природы. Он с умилением говорит о том, как устроен мир, "како небо устроено, како ли солнце, како ли луна". Свойственны лирические чувства. Не ленитесь, а трудитесь. Имейте страх Божий в сердце своем. Милостыню подавать щедрую, ибо это - начало всякого добра. Уклонись от зла, сотвори добро.

    Уметь сдерживать язык. Не ленитесь. Похвалите Бога, давшего вам милость свою. Ночным поклоном и молитвой человек побеждает диавола. Грехи за день искупляются.

    Не губить христианской души. Старых чтите, как отца, а молодых - как братьев. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.

    Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем...

    Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой.

    Призывает детей быть милостивыми ко всем. Кроме крепкой веры, человек должен обладать ответственностью и трудолюбием. Власть для Мономаха - это постоянный и серьезный труд. Ко всякому делу относиться ответственно и честно. Лень - мать всех пороков. "Пусть не застанет вас солнце в постели". Поднявшись, следует сразу идти в церковь, а потом исполнять супружеские обязанности. Ни дома, ни на войне не полагаться на окружающих.

    Поучение Владимира Мономаха. Содержание и литературное своеобразие. Идеи времени и княжеский идеал в произведении. Владимир Мономах - выдающаяся личность древней Руси. Видный государственный деятель, крепко стоявший на страже интересов Русской земли, человек большого ума и литературного таланта. Под 1069г.В "Повести временных лет " по лаврентьевскому списку помещено "поучение" Мономаха ,соединенное с письмом к Олегу Черниговскому написанным по всем признакам раньше поучения. Вслед за письмом помещен ряд молитвословий. Поучение обращено Мономахом к его детям и продолжено автобиографией. В своём поучении Мономах выступает как умудренный опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями. Он призывает своих детей спасать свои души не в монастырях, ни в посте, а в слезах, покоянии и милостыне. Особенно настойчиво он советует защищать всех обездоленных и проявлять снисхождение даже к преступникам. Мономах призывает своих детей к деятельной жизни, настоящему труду, убеждает не прибывать в ленности и не предаваться разврату.

    В поучении Мономаха выражается поэтический восторг перед красотами природы. Он с умилением говорит о том, как дивно "господним промыслом" устроен мир. Насколько Владимиру Мономаху, суровому и закаленному в боях воину, свойственны были лирические чувства и какое поэтическое выражение находили у него, видно из его письма к Олегу Черниговскому. Юный сын Мономаха Изяслав, захватил Муром, принадлежавший Олегу ,и был убит. Отец был сильно опечален смертью сына, но в конце концов решает примириться с Олегом во имя блага Руси. В своей основе язык "поучения" и письма Олегу - коренной русский язык лишь в небольшой степени осложненный церковнословянизмами, чаще всего присутствующими в назидательной части и реже в автобиографической его части и в письме к Олегу.
      1   2   3


    написать администратору сайта