Главная страница

Практическая работа по философии. 19.01.22._Практическая работа по дисциплине Основы философии. Дайте определение терминам


Скачать 25.68 Kb.
НазваниеДайте определение терминам
АнкорПрактическая работа по философии
Дата05.12.2022
Размер25.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла19.01.22._Практическая работа по дисциплине Основы философии. Ру.docx
ТипПрактическая работа
#830125

Практическая работа

Русский космизм.

Дайте определение терминам:


  1. Исихазм - (от др.-греч. ἡσυχία — спокойствие, тишина, уединение) — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.

  2. Нестяжатели - монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали.

  3. Иосифляне -  сторонники особого направления русской общественной мысли (конца XV-XVI веков), получившего название по имени своего главного вдохновителя - Иосифа Волоцкого. 

  4. Любомудрие - это некий домострой, в котором свои уставы, принципы, своя философия. Целый мир. Дело в том, что раньше любомудрие начинали изучать, точнее проживать, с детства, с 3-летнего возраста.

  5. Нигилизм - это философия, или семьи взглядов в философии, которая отвергает аспекты жизни и существования в частности, знаний, объективной истиныили смысла.

  6. Анархизм - это социальное движение, политическая доктрина, политическая философия, характеризующаяся неприязнью к власти, неприятием частной собственности, всех принудительных форм иерархии, видящая человеческое общество без иерархии и предлагающая стратегии для её достижения путём свержения авторитарной социальной системы.

  7. Гегельянство - школа учеников и последователей Гегеля в Европе в 1-й половине 19 в. Наиболее значительным было гегельянство в Германии, где различалось старшее поколение (“старогегельянцы”, “правые”) и младшее (“младогегельянцы”, “левые”).

  8. Всеединство - это единство творца и творения. Бог по Соловьеву - «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».

  9. Софийность - как связь абсолютного и относительного. В теологии и религиозной философии широко применяется понятие Софии — Премудрости Божьей. В ее честь названы многие православные храмы. В самом широком философско-теологическом смысле софийность есть принцип укорененности абсолютного бытия в относительном бытии мира и человека

  10. Соборность - принцип общественных отношений, основополагающий для Русской цивилизации, на основе которого формировался фундаментальный для российской государственности принцип «симфонии властей»: Церкви (власти духовной) – Власти (элит) – Народа («земской» власти на местах).

  11. Византизм - византизм заключается в самодержавии и послушанием властям («византийская выправка»): «византизм в государстве значит — самодержавие» (К. Н. Леонтьев). При этом самодержавие не уклоняется в тиранию или самодурство из-за «принципа симфонии» («цезарепапизма»), который утверждение власти не только на силе, но и моральном авторитете.

  12. Славянофильство – направление в русской философии и социальной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада. 

  13. Западничество - сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по западно-европейскому пути. 

  14. Почвенничество - литературное течение и направление общественной и философской мысли в России 1860-х годов. Основы мировоззрения восходят к идеям и концепциям так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (1850—1856) во главе с Аполлоном Григорьевым.

  15. Историософия - раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.

  16. Богочеловек — в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос. В христианстве Богочеловек — догматическое определение воплотившегося Сына Божьего — второго лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Священном Предании

  17. Боготворчество - Первоначально этот термин обозначал в неоплатонизме стремление к всеобъемлющей и богодухновенной мудрости, стремлению отождествиться с божеством.

  18. Богоискательство — философско-религиозное движение в среде русской интеллигенции конца девятнадцатого — начала двадцатого века.

  19. Персонализм «разумный эгоизм» - термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

  20. Космизм — совокупность философских, религиозных, эстетических и естественнонаучных течений, основным положением которой является представление о космосе как о четко структурированной системе и о человеке как о гражданине мира – космополите.

  21. Субъективный метод в философии - особенный способ познания и описания общественных явлений в истории и социологии, при к-ром учитывается характер и степень влияния субъективного на объективное.


Задания для проверки:


1. Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: Это обращения ко всем нынешним философам. В своём высказывании П. Я. Чаадаев поднимает проблему отсталости цивилизации на основе философии.

2. Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия». 

а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

Николая Александровича Бердяева тревожит тот факт, что с развитием мира машин жизнь человека меняется, и в этом есть негативная сторона. Техника облегчает жизнь, но в то же время страдают природный и духовный аспекты. Человек, существующий до развития техники, был ближе к природе, следовательно, к духовности. Техника получает слишком много власти над человеком, в результате чего люди лишаются ценной связи с природой, свежего воздуха. Меняются приоритеты человека. Отношения строятся по-другому, на основе «механического», недушевного общения. Все это ограничивает человеческую свободу.

б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

Под «иррациональными последствиями» рациональной деятельности человека подразумевается то, что цель развития техники была рациональной – облегчить жизнь человека и привнести в нее комфорт, однако достижение цели стоило появлению иррациональных последствий: техника повлияла не только на быт, но и на мышление человека, а значит, на его душу. Связь человека с природой ослабела, снизился его уровень духовности, отношения между людьми потеряли свой душевный характер. То есть сознание стало прикованным к техническому и рациональному, а это ведет к иррациональности. Опасность состоит в том, что иррациональные последствия могут привести к подавлению и упрощению личности, снижению интеллекта и творчества.

в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

Человеку необходимо помнить о своей личности. Важно не забывать, что окружающий мир несет в себе несвободу, что далеко не все нормы и стандарты современного общества являются благом для человека. Нельзя ни в коем случае пускать свою жизнь на самотек. Нужно уяснить для себя, что действительно ценно, и жить в соответствии с собственными приоритетами. Чтобы остаться человеком, нужно заботиться о своем эмоциональном теле, развивать свой духовный потенциал, интеллект, заниматься творчеством, строить отношения на основе искренности.

3. Согласны ли Вы с позицией С.Л. Франка о различии между верой и неверием?

«Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Верующий отличается от неверующего не так, как человек, который видит белое, отличается от человека, который на том же месте видит чёрное; он отличается так, как человек с острым зрением — от близорукого или музыкальный человек от немузыкального».

Ответ: Да, в какой-то степени я согласна с позицией Семена Людвиговича Франка о различии между верой и неверием. На мой взгляд, очень часто человек верит во что-то, потому что способен видеть то, что другой не замечает. Как правило, разница между верующим и неверующим состоит в том, что они обладают разными умениями, дарами, их сущность отличается друг друга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они смотрят на вещи под разными углами. При этом хотелось бы отметить слепую веру, когда человек свято верит во что-то просто потому, что ему так хочется, или он поддался какому-то влиянию. В этом случае «немузыкальным» будет верующий, так как его вера основывается на иллюзиях, и он просто не видит того, что видит неверующий.

4. Почему, с точки зрения Н.А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы: «Свобода совести — и прежде всего религиозной совести — предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает… В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство…»

Ответ: С точки зрения Николая Александровича Бердяева свобода совести и коммунизм несовместимы потому, что цель последнего – построить коммунистическое общество, а для этого нужно, чтобы каждый человек имел соответствующие убеждения. Свобода совести подразумевает под собой возможность выбора и проявление своей индивидуальности. Коммунизм же не нацелен на развитие личности. Ему не нужны люди, проявляющие себя – они будут слишком самостоятельны, для того чтобы стать инструментом в руках общества. Поэтому коммунизм отрицает свободу совести и отнимает у человека естественное право формировать свои убеждения.

5. В работе «Кризис западной философии» Вл. Соловьев писал:

«Этот школьный характер остался и за новой философией, для которой невозможность иметь практическое значение вытекала прямо из ее задачи: определение общих основных начал сущего, вечной природы вещей и отношение ее к субъекту как познающему…

Очевидно, что и задача эта, и результат ее разрешения имеют исключительно теоретический характер, заключая в себе те вопросы, которые ставятся субъектом, как только познающим.

Но рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая действительность — субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? Существует вопрос практический: что должно быть? То есть, чего мне хотелось, что делать, из-за чего жить?»

а) В чем, по мнению Вл. Соловьева, состоит заблуждение западной философии?

Коренное заблуждение западноевропейской философии состоит, по Соловьеву, в том, что в качестве действительно–сущего полагаются и гипостазируются отвлеченные элементы этого же действительно–сущего, другими словами, в качестве действительного самобытного сущего полагаются абстрагированные его формы

б) Чем, по его мнению, должна заниматься философия?

Философия, считает Соловьев, призвана освободить человека от рабского подчинения природе, открывая ему царство идеального. Для выполнения своего предназначения и преодоления отвлеченности философия, по мнению Соловьева, должна опираться на «цельное знание», универсальный синтез философии, науки и религии.

в) В чем отличие русской философии от западной, помимо указанного автором текста?

Русская философия в отличии от западной никогда не отрицала Бога, а концентрировалось на проблеме человека в этом мире. Западная же рассуждает чаще о существовании какого то мирового порядка или высших сил которые и управляют этим миром. 

6. В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества» … не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.

Согласны ли вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Человек по своей натуре исследователь, а значит постоянно тянется к тому, чего не понимает. И когда он соприкасается с силой, которая ему ещё не подвластна, происходит катастрофа (иногда локального, а иногда и мирового масштаба)
Насчёт намеренного уничтожения окружающего мира... Это наша природа... Мы живём разрушая, а разрушая продолжаем жить. Мы не можем создать для себя комфортные условия не вырубив лес для создания домов и других "необходимых" в быту вещей... мы не можем создать комфортные условия не испортив землю асфальтом, не перегородив реки дамбами, не производя тонны веществ, опасных не только для нас, но и для всего живого. Это цена нашей разумности! И это является её показателем. Нас от животных отличает то, что они приспосабливаются, а мы приспосабливаем.

7. «Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек. Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии. Требование абсолютного равенства есть требование возврата к исходному хаотическому и темному состоянию, нивелированному и недифференцированному, это есть требование небытия. Революционное требование возврата к равенству в небытии родилось из нежелания нести жертвы и страдания, через которые идет путь к высшей жизни… Пафос равенства есть зависть к чужому бытию, неспособность к повышению собственного бытия вне взгляда на соседа. Неравенство же допускает утверждение бытия во всяком, независимо от другого».

а) Почему Н.А. Бердяев видит источник «творческого движения в мире» именно в неравенстве?

Неравенство порождает мотив к преодолению оного путем достижения равенства, а затем превосходства. Если неравенство не достижимое, то отнять и поделить, или стащить за часть тела или за волосы до своего уровня. А Бердяев ,- известный русский чёртоискатель, видел мотив к творчеству именно в негативном аспекте.

б) Какими мотивами объясняет Н.А. Бердяев требование всеобщего равенства, отстаиваемое революционным путем?

Революционное требование возврата к равенству в небытии родилось из нежелания нести жертвы и страдания, через которые идет путь к высшей жизни... Пафос равенства есть зависть к чужому бытию, неспособность к повышению собственного бытия вне взгляда на соседа. Неравенство же допускает утверждение бытия во всяком, независимо от другого.


написать администратору сайта