Главная страница

Этика и деонтология медработника file_459297. Деонтологические принципы в деятельности медработника. Построение здоровых взаимоотношений на работе


Скачать 149.2 Kb.
НазваниеДеонтологические принципы в деятельности медработника. Построение здоровых взаимоотношений на работе
Дата24.03.2021
Размер149.2 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаЭтика и деонтология медработника file_459297.rtf
ТипДокументы
#187751

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДРАБОТНИКА.

ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РАБОТЕ.




    1. Будьте вежливы во взаимоотношениях с коллегами. Не скупитесь на комплименты и поощрения. Никогда не придирайтесь и не пытайтесь изменить своего партнера.

    2. Не делайте замечаний в состоянии аффекта, в присутствии других.

    3. Занимайтесь самообразованием.

    4. Любите свою работу. Неважно, какая она, важно то, что вы о ней думаете. Благословите ее! Благословляйте абсолютно все, что связано с вашей работой: здание, комнаты, оборудование, рабочий стол, людей. Если же вы ненавидите свою нынешнюю работу, чувство ненависти будет сопровождать вас и в дальнейшем. Если вы постоянно всем недовольны, это ощущение будет преследовать вас повсюду. Необходимо изменить свое сознание, и положительные результаты не заставят себя ждать.

    5. Будьте доброжелательными, чаще улыбайтесь, уклоняйтесь от споров, а если неправы, то сразу признайте свою ошибку.

    6. Не спешите доказывать людям, что они неправы, а вы наоборот. Укажите на ошибки в косвенной форме.

    7. Никогда и никому не грубите. Мудрость древних: терпение – сокровище на всю жизнь; тому, кто необуздан, зло угрожает всегда.



МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, МЕТОДЫ ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ.
А. Общие принципы умения слушать и понимать.

  1. Чувство присутствия. Для этого необходимо: заинтересованное отношение к тому, о чем рассказывает пациент, непредубежденность, большая концентрация внимания.

  2. Раскрытие: пациенту надо предложить взаимоотношения, характеризующиеся уважением, согласием и приятием.

  3. Сопереживание: не только внимательно слушать пациента, но и воспринимать его мысли, чувства.

  4. Искренность. Это качество, необходимое при работе с коллегами.

  5. Уважение – восприятие каждого человека: и пациента, и коллегу, как достойного человека.


Б. Методы общения (с пациентом).

  1. Прекратите сами много разговаривать в отношении с пациентами.
    Легче всего побудить человека раскрыться, предоставив ему возможность больше говорить. Не прерывайте его вопросами или комментариями.

  2. Устраните отвлекающие факторы. Отвлекать могут телефонные звонки, другие люди, шум.
    Трудно говорить с человеком, который читает, выглядывает в окно, играет с предметами. Сидите расслабленно и открыто, лицом к пациенту, не боясь встретиться с ним глазами.

  3. Старайтесь уловить основную идею. Обращайте внимание не только на то, что говориться, но и как это говориться, на интонации, эмоции.
    Старайтесь уловить и то, о чем человек избегает говорить. Если человек не проявляет никаких эмоций – этот факт тоже очень важен.
    Пациент не проявляет эмоций или чувства, если:

    • Не умеет говорить о своих ощущениях, жалобах и т.д.

    • Реакция фельдшера не приятна пациенту: фельдшер отвлечен, не слушает пациента, смотрит в пол, окно, использует фразы типа: «Этого не может быть».

    • Боится последствий проявлений своих эмоций: чувство стыда или вины.

  4. Отделите свои эмоции от самого пациента и процесса выслушивания речи пациента.

  5. Уважайте пациента как личность, сопереживайте ему – это попытка поставить себя на место другого человека, чтобы видеть мир таким, каким видит он.

  6. Способность выслушивать. Недостаточность этого принципа могут вызвать следующие факторы:

    • Недостаточное сосредоточение

    • Эмоциональная реакция со стороны фельдшера


В. Основные приемы общения.

  1. Перефразировка – это подтверждение своими словами мыслей, высказанных пациентом.

  2. Проверка восприятия и понимание – осуществляется путем описания того, что вы поняли из сказанного пациентом – этим вы проверяете свое собственное понимание мыслей и чувств собеседника.

  3. Описание поведения пациента – тоже играет большую роль в диагностике.


ДЕСЯТЬ ПОЛЕЗНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ.


  1. Конструктивная открытость

  2. Установление границ.
    И здесь немаловажное значение имеет имидж тела и внешнего вида в целом. Внешний вид фельдшера, его одежда, его форма, чистота его тела оказывает на пациента достаточно сильное воздействие: пациент или начинает доверять полностью фельдшеру, или замыкается, отгораживается от него.

  3. Подача информации (предоставление информации, которой не хватает пациенту).

  4. Универсализация (состоит в том, чтобы сказать пациенту, что другие люди сталкивались с подобными проблемами).

  5. Выслушивание – состоит в постановке уместных вопросов, помогающих понять ситуацию или состояние больного.

  6. Разделение на части – фельдшер поэтапно получает необходимую ему информацию.

  7. Одобрение и поощрение пациента при беседе.

  8. Обратная связь: как вы реагируете на поведение пациента, не забывайте, что пациент постоянно следит за вами.

  9. Совет и помощь: рекомендации пациенту.

  10. Подведение итогов.


ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ

(С ПАЦИЕНТОМ).


  1. Установить взаимопонимание. Необходимо продемонстрировать пациенту радушие и заинтересованность, это поможет больному выразить свои проблемы, представьтесь пациенту по имени и должности, обращаясь к нему по имени, отчеству.

  2. Собрать данные. Во время собеседования нельзя:

    • Спорить, преуменьшать проблему или

    • Хвалить или давать заверения, обещания

    • Предполагать диагноз

    • Расспрашивать пациента о том, о чем ему неприятно говорить

    • Присоединяться к нападкам пациента в адрес других людей

    • Принимать участие в критике другого медработника.



Этика и деонтология медицинского работника
1. Актуальность проблемы
Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа была создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл.
2. Этические нормы и явления
Понятие морали
В этических явлениях присутствуют два момента:

  1. личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);

  2. объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).
Этика - наука о морали
Этика как философская теория морали возникает не стихийно, как мораль, а на основе сознательной, теоретической деятельности по исследованию морали. Реальные нравственные явления и моральная деятельность людей возникли значительно раньше этики как науки, формирование которой связано с возникновением системы научных знаний о морали. Принято считать этику одной из философских наук. В истории развития этических взглядов этика определялась как практическая философия, которая обосновывает цели практической деятельности на основе идей о должном и сущем, о добре и зле, о счастье и смысле жизни. Этика рассматривает мораль как сферу общественной жизни на основе определенных норм и ценностей, что этика регулирует отношения между людьми на основе моральных требований и понятий. Этика видит свои задачи не только в том, чтобы объяснять мораль, но и в том, чтобы предложить обществу более совершенную нормативность и модель поведения. Этика и описывает мораль, и объясняет ее, и учит морали, разъясняет то, как следует выполнять нравственные нормативы поведения, выделяя специфику содержания и формы этих нормативов. Этика включает как учение о морально-сущем, о реально проявляющейся нормативности в поведении людей, так и учение о морально-должном, о том, как каждый человек должен вести себя в обществе, как должен определять свои нравственные цели, потребности и интересы. Этика изучает мораль с позиций принципа историзма, так как каждое общество имеет свои особенности реализации моральных норм и требований, свои нравы и принципы поведения. Мораль в истории общества эволюционизирует, совершенствуется, прогрессирует, по-разному проявляются особенности развития и нормативности разных типов морали.
Профессиональная этика
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогрессачеловечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности. Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.

Этический кодекс медицинских сестер
Этический кодекс медицинской сестры России разработан по заказу Ассоциации медсестер России в 1997г. Он составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух - трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей, определяют формулы морального долга медицинской сестры.

Кодекс так же отразил начавшуюся в России реформу сестринского дела (в частности, требующую вовлечения медицинских сестер в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, без чего невозможно превращение сестринского дела в самостоятельную науку). В Кодексе нашли отражение те особенности сегодняшней медицины, которые связаны с современным научно-техническим прогрессом, - например, проблемы риска, ятрогенных эффектов при многих применяемых в настоящее время медицинских вмешательствах.


Гуманность сестринской профессии.
Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного. Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
Медицинская сестра и умирающий больной
Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать закрепленные в законодательстве РФ права граждан относительно патологоанатомических вскрытий.
Профессиональная компетентность медицинской сестры
Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий.
Заключение
Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.
Список используемой литературы


  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: 1998.

  2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. – Мн.: изд. В.М. Скакун, 1995.

  3. Основы этических знаний / под ред. профессора М.Н. Росенко. — М.: Изд. "Лань", 1998 .

  4. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. — М.: Политиздат, 1990.

  5. Этический Кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.)


написать администратору сайта