Главная страница
Навигация по странице:

  • Стихийные детские проблематизации

  • Смеховой мир детства

  • Детская группа — носитель детской субкультуры

  • Основные функции детской субкультуры

  • Детская субкультура — зона вариативного развития ребенка

  • В практике психолога

  • Спасибо за внимание!

  • Детская субкультура это тот мир, который детское сообщество создавало для себя на протяжении всего социогенеза


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеДетская субкультура это тот мир, который детское сообщество создавало для себя на протяжении всего социогенеза
    Дата30.12.2022
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла409424.pptx
    ТипДокументы
    #869619

    Детская субкультура — это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза.

    • в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми;
    • в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

    ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие)

    Детская субкультура — автономное целостное образование внутри культуры взрослых — представляет различные возрастные группы, социальные слои, региональные сообщества, неформальные объединения и пр.

    1. Детская картина мира.

        1.1.  Проблематизация.

        1.2.  Философствование.

        1.3.  Смеховой мир.

        1.4.  Сказочный мир.

    2. Детский правовой кодекс.

    3. Детские способы времяпровождения.

        3.1. Детская мода.

    4. Традиции детской субкультуры.

        4.1 Собирательство.

        4.2. Коллекционирование.

     5.   Детский фольклор.


    1. Детская картина мира.

        1.1.  Проблематизация

    Стихийные детские проблематизациипредставляющие собой вопросы ребенка относительно преобразований обычного в необычное и предполагают выход за предел обыденных причинно-следственных связей, например: «Что б сказал Шарик, если бы вдруг заговорил?» или «А если день и ночь вместе будут, то будет больше темно или больше светло?» Такие вопросы не имеют однозначных ответов, они заставляют работать воображение ребенка и взрослого, являются средством расширения их сознания, ориентируют на ценности идеологического общения, творческого сотрудничества.

    1.2.  Философствование


    Особый пласт субкультуры детства образуют явления детского философствования, например, размышления о природе таких универсальных феноменов, как жизнь, космос, истина, добро, зло и т. д., нередко наивны, однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия: «Со мной никто не играет, поэтому я хочу умереть. Я умру, и тебе будет легче». Ребенок заостряет проблему одиночества, которую ощутил в какой-то момент жизни.

    Такими «философемами» во многом определяется целостная картина мира, рождающаяся в детском сознании. Она объединяет в себе общее и частное, существующее и вымышленное, не только упорядочивает действительность, но и ставит ее под вечные вопросы, разрушает самоочевидное. В этом плане данная субкультурная форма способствуют более глубокому приобщению ребенка к творческому опыту людей.

    1.3.  Смеховой мир.

    Смеховой мир детства можно рассматривать и как самостоятельный компонент детской субкультуры, и как часть детского фольклора. Не случайно, некоторые исследователи используют понятие «смеховой фольклор». В него входят: анекдоты, розыгры­ши, поддевки, перевертыши, истории-небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки.

    1.4.  Сказочный мир

    Детский фольклор

    • Считалки и другие формы жеребьевки
    • Дразнилки
      • именные — для мальчиков и девочек
      • высмеивающие детские недостатки и

      • проступки
    • Страшилки

    • «Детский фольклор — одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности»

      М.В. Осорина

    Фольклорная традиция предоставляет дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте — приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции.

    Изменение содержания детского фольклора в зависимости от возраста:

    До 8-10 лет — наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора и правового быта.

    В 11-13 лет — детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания.

    В 14-17 лет — песни, пародии, анекдоты, «черный юмор».

    Словотворчество


    Часто дети придумывают «тайные языки», как бы недоступные пониманию непосвященных. Это необходимо детям для создания покрова романтической таинственности и свидетельствует о стремлении к автономизации детской субкультуры.

    В отличие от взрослого, маленький ребенок свободно экспериментирует с языковым материалом, чувствует скрытую энергию слова.

    В словотворческих опытах ребенок фиксирует резервный потенциал родного языка, возможности его развития, не ведая об этом.

    Язык общения между детьми, отличается особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.

    Табуирование личных и наделение сверстников прозвищами


    Прозвище в отличие от собственного имени ребенка всегда эмоционально насыщено, оно несет в себе момент оценки (позитивной / негативной, либо амбивалентной).

    В младшем школьном возрасте прозвище — печать яркой индивидуальности, а отсутствие его обидно, у подростков оскорбительные прозвища — признак аутсайдера, но иметь прозвище значит быть замеченным сверстниками.

    Наделение прозвищами, создание своего языка, сленга внутри сообщества — атрибутивная характеристика любой субкультуры служит обособлению и автономизации социальной группы, ее структуризации и оценочным характеристикам ее членов.

    Религиозные представления и духовная жизнь


    В силу особой мифологичности детского сознания с верой в сверхъестественное, потребностью в обретении высшего средоточия целостного мира, его Творца и Вседержителя, каждый ребенок естественно религиозен.
            • В среде младших школьников бытуют различные «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях.
            • В более старшем возрасте присутствуют и христианские православные представления.

    Детская духовная жизнь являет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребенка, но и наиболее сокрытую часть от внешнего наблюдателя.

    Детский юмор

    • розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых
    • пародии («У Лукоморья дуб спилили...»)
    • детская неприличная поэзия и садистские стишки

    • Смеховая активность ребенка это всякий раз подтверждение собственного существования через как бы выворачивание себя и окружающих «наизнанку».

    Смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического — в социокультурной регуляции жизни детского сообщества.

    Детская группа — носитель детской субкультуры

    Она формируется на достаточно ранних ступенях социогенеза человечества и индивидуальной истории человека в процессе совместной деятельности детей, направленной на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений.
    Детская группа представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества (общественно-политические, экономические, правовые) и обладающую собственным социальным статусом.

    Динамическим выражением социального статуса детской группы является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям.

    Под влиянием причин социального, экономического и психологического характера, а также под влиянием средств массовой информации происходит деформация содержания детской субкультуры: обеднение репертуара детского фольклора, утрата устных текстов, примитивизация, а порой и исчезновение коллективных игр и т.п. процессы.

    Следствием этого являются, по мнению специалистов, рост детских неврозов, отчуждение детей от взрослых и сверстников, противоправное поведение.

    Основные функции детской субкультуры

    «Дети — вечные мессии человечества, воплощение его неотвратимого будущего»

    У. Эмерсон

    • Социализирующая функция
    • Психотерапевтическая функция
    • Культуроохранительная функция
    • Прогностическая (пророческая) функция
    • Служит экспериментальной площадкой для опробывания себя и определяет зону вариативного развития

    Проблематизируя и переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста общечеловеческой культуры.

    Детская субкультура — зона вариативного развития ребенка

    ЗВР в детской группе представлена набором различных стратегий решения проблемных ситуаций в непредвиденных условиях. Благодаря этой зоне в детской субкультуре, ребенок приобщается не столько к опыту массового сознания, сколько к глубинному опыту «коллективного бессознательного».
    Смысл ЗВР для детской субкультуры в установлении связи со всеобщностью культуры через собственное словотворчество, фольклор, мифологию, традиционную игру.

    Заключение


    Детская субкультура — это результат коллективного творчества многих поколений детей. Она передается от ребенка к ребенку в непосредственном общении и характеризуется следующими особенностями.
    • Является частью, или подсистемой, культуры того общества, к которому принадлежат дети, но всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность.
    • Отличается консерватизмом, обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои.
    • При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно детские культуральные структуры.

    В практике психолога

    • Система образов, представленная в детских мифологических

    • рассказах, позволяет проследить изменение мироотношения

      ребенка, эволюцию представлений о добре и зле.
    • Изучение произведений детского фольклора в их возрастной динамике помогает проследить закономерности развития детского языкового, художественного мышления и личности.
    • «Чёрный юмор» обыгрывает противоречия современной действительности: обесценение художественного слова, сложности взаимоотношений в семье, между поколениями, потерю нравственных ориентиров.

    • Важно понимать, что тексты современного детского фольклора, в которых реализуется мифологическая картина мира, помогают ребенку преодолеть травмирующие переживания и страхи.

    Литература

    • Абраменкова В.В. А 16 Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
    • Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1998. — 368 с.
    • Шипова Г. А. Онтолингвистические закономерности развития жанров детского фольклора / Научные исследования в образовании № 6 / 2008
    • Психологический словарь, [Электронный ресурс] http://www.psychology.net.ru/dictionaries/psy.html (31.03.17)

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта