Главная страница

Девиация и социальный контроль. Абдуллаев С.. Девиация и социальный контроль


Скачать 31.56 Kb.
НазваниеДевиация и социальный контроль
Дата08.11.2021
Размер31.56 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаДевиация и социальный контроль. Абдуллаев С..rtf
ТипДокументы
#266535

Девиация и социальный контроль.


Если культура определяет цели людей, то общественный организм контролирует пути и средства достижения людьми этих целей, осуществляя социальный контроль.

Формальный контроль связан с государством, которое имеет полицию (милицию, жандармерию и др.), суды, тюрьмы. Функция этих социальных институтов — укрепление конформизма и регуляция процесса соблюдения социальных норм. После осуждения человек становится заключенным и включается в новую для него социальную систему, в рамках которой формируются собственные статусы и роли.

Этапы пути делинквента(девианта): изоляция (ограничение контактов с другими), наказание (суд, общественное порицание, бойкот, остракизм и т.д.), реабилитация (подготовка девианта к возвращению в общество в прямом и косвенном значениях). Зачастую "тюремная культура" (с которой неизбежно сталкивается девиант, ставший делинквентом, — нарушитель уголовного кодекса) искажает тот ценностно-нормативный комплекс, который принят в общей культуре данного общества. Нередко требуется специальное вмешательство с целью возвращения личности в не-тюремный ценностно-нормативный мир, иначе такой человек может навсегда остаться в системе ценностей "тюремной" культуры.

В процессе развития человеческого общества сформировались четыре механизма социального контроля:

прямой контроль, осуществляемый извне посредством наказаний;

внутренний контроль, основанный на интернализованных нормах и ценностях конкретной культуры (субкультуры);

косвенный контроль: идентификация с родителями, друзьями и т.д.;

контроль, основанный на широкой доступности различных способов достижения целей, удовлетворения потребностей (динамичность социальных структур, демократизм общества, стремление в культуре к социальному равенству)

В современном обществе остро ставится вопрос об относительности социального контроля, который в одном случае может рассматриваться как борьба с социальным злом, и в этом смысле тождественен добру, а в другом — как чрезмерное (и не нужное) ограничение свободы человека, и в этом случае социальный контроль тождественен злу. Такое оценивание зависит от того, что считается нормой, а что — девиацией. Т. В. Шипунова пишет даже о культурном конфликте поколений в связи с пониманием социальной девиации, поскольку представление о человеке, норме и девиации, характерное для современной молодежи, все больше отличается от представлений поколения, выросшего в советское время.

Вместе с тем исследователи отмечают, что в середине прошлого века наметился кризис социального контроля, который наука и практика до сих пор не могут преодолеть. Исследования системы наказания (пишут даже о "кризисе наказания") и эффективности превентивного социального контроля показали: традиционного подхода к пониманию девиантности и социального контроля явно недостаточно для анализа современной реальности, поскольку в обществе произошли существенные изменения.


написать администратору сайта