Диалектика Гегеля. Диалектика Гегеля
Скачать 27.18 Kb.
|
Казанский государственный энергетический университет Кафедра Философии Контрольная работа по дисциплине «Философия» на тему «Диалектика Гегеля» Вариант 26 Выполнил: Студент Фролов В.В. Группа ЗПЭ 1-20 Проверил: Гурьянов А. С. Казань 2021 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Система гегелевской философии 4 2.Диалектика Гегеля 9 Заключение 14 Список литературы 16 ВВЕДЕНИЕ Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории - важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее. Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой - это, например, система реальных наук философии или энциклопедическая система. Но это - не система (всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно1. Диалектика Гегеля - это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания бога и человека. Гегель сам обращал внимание на то, что основной принцип диалектики, утверждающий изменчивый и преходящий характер всех конечных вещей, соответствует представлению о всемогуществе бога. Однако более близким основанием его диалектики было не само по себе абстрактное, бедное "определениями" христианское представление о боге и даже не связанное с ним представление о человеке, а именно являющееся их развитием и конкретизацией христианское истолкование истории. Цель данного исследования – изучить диалектическую философию Г.Гегеля. Таким образом, задачами исследования являются: рассмотреть систему гегелевской философии; раскрыть диалектику Г.В.Ф. Гегеля. 1. Система гегелевской философии Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Собственные этапы диалектической философии - диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия. Они обусловлены различными процессами: соответственно, феноменологизацией духа и феноменологизацией идеи, обуславливающими различные фазы (сферы) и процессы постижения, а также, соответственно, поэтапную актуализацию науки логики: напр., сейчас уже можно говорить о завершенной науке логики (хотя нельзя говорить об ее окончательном наполнении). Эпистемологически собственные этапы диалектической философии определяются, соответственно, познанием понятия единства различности и не различности и постижением отсутствия единства различенности и не различенности. Единство двух этапов диалектической философии - единство не противоречия - обуславливает истинностную ее мощь, определяющую ее совершенное познание и мощнейшие технологии. Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля. Поэтому достаточно распространенный термин «диалектическая философия Гегеля» имеет два понимания. Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением. Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания (действительные знания)2. Диалектическая философия (в) философии Гегеля - начинающаяся непосредственная актуализация диалектической философии, которая непосредственно в духе, всецело соответствует развитию духа, собственно, почему и была актуализирована грандиозная философия Гегеля. Познание совпало с бытием, в двуединстве могло быть изложено и было актуализировано. (Отсюда следует гегелевское представление о познании бытия через понятие, в частности, о том, что оно является истиной нечто; так что в понятии нет никакой мистики.) Таким образом, в современной диалектической философии и в Новейшей философии используются два различающихся термина: «философия Гегеля» - диалектическое учение, и «диалектическая философия Гегеля» - составляющая учения великого мыслителя; а в недиалектическом смысле можно говорить лишь о философии Гегеля (и о ее собственном воспроизведении). Но следует все же отметить, что воспроизведение диалектической философии Гегеля (как составляющей) есть продолжение и развитие непосредственно философии Гегеля. Поэтому также можно сказать, что воспроизведение диалектической философии Гегеля есть воспроизведение философии Гегеля (напр., в объективной сфере). Иными словами, для Новейшей философии развитие диалектической философии Гегеля есть современная диалектическая философия, в частности, дополняющая исследования бытия Изначальностью и положениями миросоздания, а развитие философии Гегеля есть Новейшая философия, в частности, дополняющая содержания Энциклопедии и областей диалектического познания. Наука идеи - всеобщее постижение. Если рассмотреть употребление термина «наука» в труде «Наука логики», то следует обратить внимание на то, что, во-первых, Гегель делает акцент на опыте, но не на эксперименте. Иными словами, великий мыслитель, в первую очередь, определяет сверхчувственность некоторой науки, а не ее рациональность (свойственную обычным наукам). Во-вторых, эта, отдельно действующая наука, согласно Гегелю, - царство духа, что дает понимание кардинального отличия науки от общепринятых наук и от науки логики или логики как науки (о логике философских наук и о формальной логике здесь речь вообще не идет). В-третьих, поэтому, в труде «Наука логики» некоторая наука выступает не как исследование, а как «имеющаяся идентификация»: понимание Логики, не изначальной объективности, моментов мышления (а не мышления) и т.д. Таким образом, надо оговаривать особое значение термина «наука» (в настоящее время выделяемого курсивом), особенно, в приложении к термину «философия». Наука (всегда курс.) или наука идеи (введенное синтетическое название) - система всеобщего постижения, полагаемая идеей и ведущая к философии3. В первую очередь, следует понимать, что наука полагается идеей и включается в науку логики, является ее образующей составляющей. (При этом требуется учитывать сложность композиции сфер познания в гегелевской философии. Так, в современной диалектической философии произведена отдельная идентификация взаимно связанных терминов «Логика», «Логика», «логика», «диалектическая логика», «феноменология логики», «наука» и [синтезирующая] «наука логики»). Следует также понимать, что наука диалектически актуализируется не как (некоторая конкретная) наука (без курсива), в частности, философская (например, этика), а, согласно труду Гегеля «Наука логики», как наука вообще, диалектическая область, ведущая к постижению философии и объективности. Поэтому наука является началом пути к философии, но и, в определенном смысле, ее опосредованной частью; философия образует науку и науки, но только наука представляет философию. И ясно, что наука - не философия, наука служит актуализации знаний и представляет философию в бытии. Именно в науке определяется начало для науки логики, т.е. вне последней, но в ее образующей составляющей (здесь имеется указанная Гегелем, но не раскрытая, хитрость начала, теперь, же следует сказать - одна из его хитростей), и науку логики следует начинать с неопределенного непосредственного (см. п. «С чего следует начинать науку» труда Гегеля «Наука логики»). Наука является началом пути к философии и представляет философию в бытии. Наука «являет себя как некоторый завитый в себя круг, в начало которого (в простое основание) опосредствование вплетает обратно его конец; при этом круг этот есть круг кругов, ибо каждый отдельный член, …есть начало некоторого нового члена. Фрагменты этой цепи суть отдельные науки. Одним из основных методов науки является метод определенного отрицания. Наука понимается в смысле постижения и в смысле постижения: - в первом смысле наука есть постижение (всеобще объективное само, соотносимое с мышлением). Наука, согласно Гегелю, есть духа действительность и царство, которое он создает себе в своей собственной стихии»; - во втором смысле наука есть диалектическое постижение (познание диалектической философии, соотносимое с диалектикой). Наука есть исследование и изложение определенной актуализации философии в бытии. В Новейшей философии, когда познание движется уже на уровне феноменологий идеи, наука понимается и как движение в действительном разума. Поэтому наука определяет (но не полагает) не только науку логики, но в Новейшей философии и науки-логики-продолжение. Теперь, в силу Второго акта осознания себя идеей, науку следует начинать сызнова. Началом движения далее является новое (второе) начало или порожденное из первого (второе) неопределенное непосредственное - неопределенно непосредственная область, включающая наличное бытие в самое себя как часть и обозначенная как «Начала…», - которое, во-первых, является и вторым началом (продолжения) науки, которой придется отразить весь процесс абстракции, проделываемый заново идеей (науки-логики-продолжение), и началом современной науки, и, во-вторых, есть отрицание отрицания, и пронзающее идею теперь и полагающее, в частности, основание нового движения (развития) философии Гегеля - ее воспроизведение4. Гегелевская философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества. Система диалектической философии есть достояние самой философии. Понимание системы диалектической философии Гегеля или диалектической философии, очевидно, относимой к термину «философия» (что, собственно, следует из обсуждаемого названия), связано с пониманием, в первую очередь, самой философии... Но бесспорным является и то, что довлеющее материалистическое мировоззрение и установившиеся в философских науках догмы по ряду причин еще не позволят общественному сознанию (а, следовательно, и отдельно личностным сознаниям) признать философию саму и выйти из узости восприятия мира, в которой понимание системы диалектической философии Гегеля просто невозможно. Поэтому общедоступное понимание системы диалектической философии пока остается невозможным. Субстанциальная форма духа перестроилась - современная диалектическая философия, и уже спадают увядающие листья, но многие из них все еще надежно держатся за свои места, не давая возможности расти никакому новому. Но время идет и берет свое - увядающие листья исчезнут. И диалектическое познание займет свое место; а пока, смотря на увядание, спокойно, как почки, набухает...5 2. Диалектика Гегеля Основное достижение Гегеля - разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у пего понимается как учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей. Здесь Гегель опирается па своих предшественников - Капта, Фихте и современника Шеллинга. Но их идеи он воспринимает критично. Он не признает каптовскую «вещь в себе» - тут, по его мнению, сущность отрывается от явлений. В действительности же сущность является, а явление существенно. Не разделяет он и учение об априорных формах сознания. Сознание, по Гегелю, диалектично отражает бытие, которое развивается. Следовательно, логика совпадает с диалектикой. Таким образом, у Гегеля диалектика применяется и к бытию, и к мышлению. Принимая идею Фихте об активности Абсолютного Субъекта, Гегель критикует его за субъективизм. У Шеллинга он заимствует принцип тождества объекта и субъекта, по учению об «интеллектуальной интуиции» противопоставляет свою систему диалектической логики. В пей оп отказывается от аристотелевского закона не противоречия (закон формальной логики). Итак, как же выглядит диалектика Гегеля? Ее исходное положение - принцип тождества бытия и мышления (объекта и субъекта). «Понятие», по мнению Гегеля, не просто субъективное порождение человеческого сознания. Существует «Абсолютное понятие» («Абсолютная Идея»), в котором осуществлено тождество субъекта и объекта. Оно, разумеется, отличается от субъективных человеческих понятий. Если это Понятие - Идея изначально является тождеством своих противоположностей, то его развитие должно подчиняться законам диалектики. Вот почему логика и диалектика совпадают в едином учении о развитии. Абсолютная Идея (Мировой Разум) есть наивысшее состояние бытия. Это - Логос, или Бог, который у Гегеля понимается внеличностно - абстрактно и пантеистически. Именно с ним философ связывает процесс развития, который у пего имеет чисто духовный источник. Сначала - диалектика идей, затем – диалектика вещей. Таким образом, саморазвитие Абсолютной Идеи лежит в основе развития природы, общества и мышления человека6. Цель этого движения - достижение высшей точки синтеза - абсолютного духа, где разрешаются все противоречия. Причину развития Гегель усматривает в противостоянии противоположностей, которые заключены как в самой Абсолютной Идее, так и в ее порождениях – природных вещах. Гегель формулирует абстрактную формулу любого процесса развития: тезис (утверждение) - антитезис (отрицание) - синтез (отрицание предыдущего отрицания). На третьей стадии - стадии синтеза – происходит преодоление противоположностей (тезис-аититезис), их примирение и объединение. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл. И так будет повторяться бесконечно, до тех пор, пока все противоречия внутри объекта либо субъекта не будут сняты и гармонизированы в высшем синтезе. Таким образом, в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трехчленная формула развития и его основные законы: - единства и взаимопроникновения противоположностей; - перехода количественных изменений в качественные; - отрицания отрицания. В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться. Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление. Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс7. Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер. Утверждение о представлении системы философии Гегеля как трех отделов, якобы образующих три основные ступени развития абсолютной идеи (логика, философия природы и философия духа), или еще каких-либо совокупностей трудов Гегеля, опровергается актуализацией воспроизведения философии Гегеля, ибо современные реальные науки философии, образующие Вторую Энциклопедию философских наук, также создаются на основе системы философии Гегеля, но вне его Энциклопедии философских наук. Современная диалектическая философия отличается от диалектической философии Гегеля наличествующим привнесенным противоречием себя идеи и последующим развитием духа, т.е. познанием на более высокой ступени. Относительно этого сам Гегель написал следующее. «В своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие - прежнее, но вновь рожденное из знания - есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование. Современная диалектическая философия является образующей для Новейшей философии, но имеет себя оппозицию - российскую диалектику. Современная диалектическая философия - завершающаяся актуализация диалектической философии. Она должна быть, с одной стороны, разделением понятия имеющегося диалектического представления и бытия (или сознания и бытия), а, с другой стороны, согласно Гегелю, «в своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие - прежнее, но вновь рожденное из знания - есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился из опыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени более высокой. И только при этом содержание уже оказывается на ступени более высокой. В философии Гегеля для современной диалектической философии идея, сознание, бытие и категориальности структурированы и позиционированы как в развитии вообще, так и относительно друг друга. Таким образом, философию Г.Гегеля, можно считать венцом немецкой классической философии. Принципы диалектичности и историчности мышления, сформулированные и реализованные в философии Гегеля, были восприняты и материалистически интерпретированы в философии К. Маркса и Ф. Энгельса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, философия Гегеля - это классика первой половины XIX столетия. Летопись событий прошлого века дает достаточно оснований и для таких выводов, но это уже другая история. А наш почтенный Гегель опять-таки оказался прав и в том своем предположении, что мировой дух (или мышление человечества, мировая духовная культура), развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевские диалектику, историзм и рационализм. По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, - абсолют. Абсолют – Бог – есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «Абсолютное знание» (т.е. философия) является поэтому «самосознанием Бога» в человеке. Сущность Бога, так как он является мировым духом – есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления. Философия понимается Г.Гегелем как наука о всеобщем и законах диалектического развития духа («абсолютной идеи» или мирового разума). Суть философского познания Гегель видит в понятийном «схватывании» сущности вещей и явлений. Идеалистическая философская система Г.Гегеля состоит из трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога (т.е. духа) до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения (мира) к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце системы Гегеля снова оказывается логика, совершаемая на этот раз Богом (духом) в человеке. Философия понимается Г.Гегелем как наука о всеобщем. Он рассматривает движение духа как диалектическое развитие. Согласно Гегелю, развитие (чисто идеальное по своей природе) совершается благодаря тому, что чистое внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, таким образом, создает чудовищное противоречие. Суть философского познания Гегель видит в понятийном «схватывании» сущности вещей и явлений. Подлинным философским методом Г. Гегель считает диалектику. Он сформулировал основные принципы и законы диалектики, как учения о развитии. Это закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количества в качество. По этим принципам и законам развивается дух. Раскрывая общие принципы диалектического подхода в развитии мирового духа, Г. Гегель создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассматривая отдельные ее этапы как становление мирового духа. Эта своеобразная лестница, согласно Гегелю, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития духа. На вершине этой лестницы, по Гегелю, достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т.е. сфера логики. У Г. Гегеля понятия, будучи односторонними обобщениями, преодолевают в себе противоположности на этом этапе развития духа, пока не достигается высший синтез, т.е. абсолютная истина. По мнению Гегеля, история человечества проникнута разумностью, она и есть путь разума, на котором он постигает самого себя. Собственную философскую систему Г. Гегель считал венцом развития всей западной философии, в которой мировой дух полностью постигает свою природу и законы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Аблеев С. Р.История мировой философии: учебник / С. Р. Аблеев. - М.: АСТ: Астрель, 2005. – 414 с. Вишневский М.И. Философия. Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 480 с. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М. 1990. – 524 с. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1997. Давыдов О.В. Диалектика тождества и различия субъективности в философии Г.В.Ф. Гегеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12): в 3-х ч. Ч. III. C. 77-79. Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие. - Томск: ТомГУ. – 2003. – 204 с. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004. - 520 с. 1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1997, с.219 2 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М. 1990, с. 220-378. 3 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004, с.100 4 Вишневский М.И. Философия. Минск: Вышэйшая школа, 2008, с.211 5Давыдов О.В. Диалектика тождества и различия субъективности в философии Г.В.Ф. Гегеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12): в 3-х ч. Ч. III. C. 77-79. 6 Аблеев С. Р.История мировой философии: учебник / С. Р. Аблеев. - М.: АСТ: Астрель, 2005, с.172-173 7 Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие. - Томск: ТомГУ. - 2003, с.105 |