Главная страница
Навигация по странице:

  • Психика как предмет исследования в российской психологии

  • Психические процессы, психические состояния и пси­хические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

  • Психоанализом

  • Научный вклад психоанализа.

  • Понятие о неофрейдизме. Неофрейдизм

  • Бихевиоризм. Во втором десятилетии XX в. произошла смена предмета психологии. Им стало поведение. Бихевиоризм

  • Гуманистическая психология

  • Истоки гуманистической психологии.

  • Природа гуманистической психологии.

  • Лекция. Лекция.2. Динамика предмета психологии


    Скачать 51.79 Kb.
    НазваниеДинамика предмета психологии
    АнкорЛекция
    Дата20.06.2022
    Размер51.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция.2 .docx
    ТипАнализ
    #606433

    Динамика предмета психологии
    На рубеже 19-20 веков в психологии сформировался целый ряд школ и направлений, которые отражали расхождение позиций в определении предмета и метода психологии.

    К основным течениям в психологии можно отнести психоанализ, который называют «первой силой в психологии» с предлагаемым предметом – бессознательной сферой, бихевиоризм, называемым «второй силой в психологии» в предметом изучения – поведением человека и животных и гуманистическую психологию – «третью силу» с предметом исследований – самоактуализирующейся личностью.

    Для российской психологии традиционным является рассмотрение психологии как науки о психике, закономерностях ее возникновения и развития.

    Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

    • В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из аспектов исследования психологии человека. Поэтому можно считать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.

    • В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.


    Психика как предмет исследования в российской психологии

    Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (от греческого psyche – «душа» + logos – «учение»). В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».

    Психика – свойство высокоорганизованной материи, свойство мозга, и суть этого свойства заключается в отражении окружающей действительности. (Пси­хика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его ак­тивности, выражающуюся в его поведении и деятельности).

    К психическим явлениям, как правило, относят факты внутреннего, субъективного опыта. Однако существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения.

    Психика может отражать четыре своеобразных «мира»:

    физический мир

    социальный мир,

    мир культуры

    психологический мир самого субъекта.

    Эти «миры» могут быть отражены психикой в различных формах. Среди них - факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете в разных направлениях психологии.

    Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой.
    Для удобства рассмотрения в структуре психики выделяют три основные категории: психические процессы, психические состояния, психические свойства или особенности человека.

    Разделение всех проявлений психики на указанные три категории весьма условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическая особенность», или «психическое свойство», выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Один и тот же психический факт с полным правом может быть охарактеризован и как психический процесс, и как психическое состояние, и как проявление психических особенностей человека;

    Психические процессы описывают три основные сторо­ны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются по­знавательные процессы, чувства и воля. К познаватель­ным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узна­ем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди по­знавательных процессов занимает внимание, которое при­сутствует во всех процессах и позволяет сконцентрировать­ся, сосредоточиться на чем-либо. Чувства, эмоции отражают переживание человеком сво­его отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавлива­ют личностную значимость того или иного события. Воля, произвольность обеспечивает сознательную регу­ляцию поведения, возможность действовать по сознатель­но поставленной цели, принятому намерению.

    Психические состояния - относительно устойчивые пси­хические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления пси­хики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчет­ливо.

    Психические свойства - наиболее устойчивые и суще­ственные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся осо­бенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности. Психические процессы, психические состояния и пси­хические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.
    Психоанализ

    В современной науке активно используется два термина – психоанализ и фрейдизм. Психоанализ в узком смысле - психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х годов XIX века для лечения психоневрозов. Термин «психоанализ» имеет три значения:

    теорию личности и психопатологии;

    метод терапии личностных расстройств;

    метод изучения неосознаваемых мыслей и чувств индивида.

    Психоанализом называют учение о бессознательном, о психологическом происхождении неврозов и метод лечения психических расстройств, опирающийся на это учение.

    Фрейдизм в широком смысле - классический (ортодоксальный) психоанализ. В узком смысле - учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано с 1900 по 1938 годы. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

    Научный вклад психоанализа.

    Влияние идей Фрейда на массовую культуру очень значительно и очевидно. В XX веке произошли значительное ослабление запретов и ограничений на отражение сексуальных вопросов в повседневном поведении, искусстве, литературе и сфере развлечений. Широко распространилось мнение, что вытесненная или подавленная сексуальность опасна для здоровья. Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем – бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Главная роль Фрейда в том, что он показал роль бессознательного в психической активности человека. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ века. Психоанализ оказал существенное воздействие на американскую академическую психологию. Интерес к идеям Фрейда продолжает оставаться довольно высоким.

    Понятие о неофрейдизме.

    Неофрейдизм – одно из направлений психоанализа 3. Фрейда. Неофрейдизм отвергает или подвергает пересмотру идеи 3. Фрейда, его представления об организации психической жизни человека. Крупнейшими представителями неофрейдизма являются: А.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Г.С.Салливан, Э.Фромм.

    Фрейд реагировал на появление «отступников» болезненно. Если кто-либо восставал против его учения, он был окончательно и бесповоротно вычеркнут из его круга общения. Было трое таких знаменитых «отступников»: Карл Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни. Все они прежде, чем покинуть Фрейда и начать разработку собственных идей, были ортодоксальными фрейдистами.

    Почва для неофрейдизма была подготовлена первыми «раскольниками» внутри психоанализа - А. Адлером, О. Ранком, К. Юнгом. Они отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному. Эволюция неофрейдизма свидетельствует о том, что представители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь в сторону все большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности.

    Бихевиоризм.

    Во втором десятилетии XX в. произошла смена предмета психологии. Им стало поведение.

    Бихевиоризм (от анг. бихевиор – поведение) - направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

    Основные положения радикального бихевиоризма Дж. Уотсона:

    • Научная психология должна заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул-реакция». Первичным предметом изучения являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Задача - свести поведение к единичным парам S→R, а в итоге изучить поведение организма в целом.

    • Теоретическая задача психологии - прогнозирование поведения и управление им.

    • Наука о поведении рассматривает людей как некие машины.

    • Исследованию подлежит поведение людей и животных. Бихевиорист в стремлении выработать унитарную схему реакций не видит разделительной черты между человеком и животным.

    • Психология берет во внимание только то, что можно увидеть, услышать или потрогать. Психология - чисто объективная экспериментальная отрасль естественных наук.

    • Методы интроспекции не нужны. Методы бихевиоризма строго объективные: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы объективного тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов. Изменение роли испытуемых людей. Им отводится скромная роль - за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента стали называться испытуемыми. Истинными наблюдателями стали экспериментаторы, психологи-исследователи.

    • Аспекты поведения, которые кажутся инстинктивными, являются социально условными рефлексами. Научение является ключом к пониманию человеческого поведения. Уотсон отрицал роль инстинктов, отказался признавать существование наследственных дарований. Качества, которые кажутся наследственными, прослеживаются только до обучения в раннем возрасте. Дети не рождаются на свет с выдающимися способностями, их направляют родители или воспитатели, которые поощряют определенные виды поведения.

    • Эмоции являются реакцией организма на специфические раздражители (нападение, агрессия), вызывают внутренние изменения в организме (учащение сердцебиения) и внешние реакции, которые были приобретены в процессе научения. При каждой эмоции имеют место определенные виды психологических изменений. Эмоции описаны в терминах объективной стимулирующей ситуации, внешних реакций организма и внутренних психологических изменений.

    • Мысли зарождаются в мозге настолько слабыми, что ни один нейронный импульс не проходит через моторные нервы к мускулам. → В мускулах и железах нет реакции. → Мышление недоступно для наблюдения и проведения экспериментов. Мысль – нечто чисто ментальное и не имеющее физических контрольных точек. Мышление - неявное моторное поведение, мысль - сенсомоторное поведение. Поведение мышления включает неявную речевую реакцию или движение. Таким образом, мышление сведено к беззвучному разговору, в основе которого лежат мышечные движения, которые усвоены для привычной речи. Психология отвергала все термины, касающиеся мышления. Слова «образ», «разум», «сознание» для науки о поведении потеряли смысл.

    • Упор на опровержении концепции сознания (еще никто и никогда «не видел, не трогал, не нюхал, не пробовал на зуб» сознания). Психология должна полностью отказаться от ссылок на сознание.

    Необихевиоризм.

    В 20 годах ХХ века начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами гештальтпсихологии, психоанализа, когнитивной психологии. Второй этап эволюции бихевиоризма – необихевиоризм. Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-е годы ХХ века, дополнившее бихевиоризм понятием переменных промежуточных - факторов, служащих опосредующим звеном между «S» и «R». Необихевиоризм представлен работами Э. Толмена, К.Халла и Б.Ф.Скиннера.

    Операционизм - доктрина, согласно которой физическую концепцию можно описать в точных терминах, относящихся к набору операций или процедур, ее определяющих. Операционизм - общий подход или принцип, целью которого является выработка точной и объективной научной терминологии и избавление науки, таким образом, от фактически не наблюдаемых или физически не воспроизводимых проблем (псевдопроблем).

    Третьим этапом эволюции бихевиоризма является нео-необихевиоризм, или социальный бихевиоризм (с 60-х годов ХХ века). Он характеризуется нацеленностью на когнитивные процессы. Главные представители школы нео-необихевиоризма - Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Поддерживая когнитивный подход, эти ученые называют себя бихевиористами. Они являются «методологическими» бихевиористами - предметом исследования психологии признают внутренние когнитивные процессы. Бихевиоризм, который продолжает оставаться живым и действенным в современной психологии - что особенно наглядно в прикладной психологии, где методики модификации поведения становятся все более популярными.

    Гуманистическая психология

    Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики.

    Гуманистическая психология - психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

    В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

    Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

    1) подчеркивание роли сознательного опыта;

    2) убеждение в целостном характере природы человека;

    3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

    4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

    Истоки гуманистической психологии.

    Появление гуманистической психологии отражает растущую неудовлетворенность, особенно обострившуюся с начала 60-х годов, механистическим и материалистическим характером всей западной культуры в целом.

    Природа гуманистической психологии.

    С точки зрения гуманистической психологии, бихевиоризм представляет собой узкий, искусственно созданный и предельно обедненный взгляд на природу человека. Акцент бихевиоризма на внешнем поведении, по их мнению, лишает образ человека подлинного смысла и глубины, дегуманизирует его, ставя на одну доску с животным или машиной. Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды. Мы - не лабораторные крысы и не роботы, человека нельзя полностью объективировать, просчитать и свести к совокупности элементарных актов типа «стимул-реакция». Бихевиоризм не был единственным противником гуманистической психологии. Она также подвергала критике элементы жесткого детерминизма во фрейдовском психоанализе: преувеличение роли бессознательного и, соответственно, недостаточное внимание к сознательной сфере, а также преимущественный интерес к невротикам и психотикам, а не к людям с нормальной психикой.

    Абрахама Маслоу (1908-1970) можно назвать духовным отцом гуманистической психологии. Именно он вдохнул жизнь в исходные идеи и смог придать новому движению некоторые черты академической респектабельности. Прежде всего, его интересовала проблема наивысших достижений человека. Самоактуализация - наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека. С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является, по Маслоу, наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены. Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом:

    1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

    2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;

    3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;

    4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;

    5) потребность в самоактуализации.

    Большая часть работ Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоактуализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Как он обнаружил, таким людям присущи следующие характеристики:

    объективное восприятие реальности; полное приятие своей собственной натуры; увлеченность и преданность какому-либо делу; простота и естественность поведения; потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному; интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний; доброжелательное и сочувственное отношение к людям; нонконформизм (сопротивление внешним давлениям); демократический тип личности; творческий подход к жизни; высокий уровень социального интереса.

    Личностно-ориентированная терапия - подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом. Отличается прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего. Терапия проводилась на людях с нормальным или средним уровнем психического здоровья. Основную задачу такого рода терапия видит в том, чтобы поднять уровень осознанности поведения пациента, помочь ему откорректировать отношение к самому себе и к окружающим, освободить его скрытый творческий потенциал и способность к саморазвитию. Иными словами, эти программы в большей степени нацелены на укрепление психического здоровья и самоактуализации, нежели на то, чтобы лечить неврозы и депрессию.

    Гуманистическая психология оформилась в самостоятельную школу с основанием «Журнала гуманистической психологии» в 1961 году, появлением Ассоциации гуманистической психологии в 1962 году и отделения гуманистической психологии в рамках Американской психологической ассоциации в 1971 году. Гуманистическая психология предлагала свое собственное, отличное от остальных двух доминирующих сил понимание предмета психологии, ее методов, задач и терминологии.

    Гуманистическая психология стоит у истоков движения когнитивной психологии. Основатель когнитивной психологии Ульрик Найссер отмечал, что на него «самое сильное влияние оказал дух гуманистической психологии. Собственно, когнитивный подход и есть гуманистический взгляд на организм человека».


    написать администратору сайта