Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие 1. Зарождение дипломатии в Древнем мире Брендон Нарваес . Н . - 04002032

  • Дипломатический опыт Древнеегипетских фараонов

  • Активность в сфере дипломатии древних государств Месопотамии

  • Законы Ману – дипломатический кодекс Древней Индии

  • Дипломатия Древнего Китая

  • Совершенствование дипломатических методов в Древней Греции

  • ТиИД П.З.1 Брендон Нарваес Н 04002032. Дипломатический опыт Древнеегипетских фараонов


    Скачать 59.62 Kb.
    НазваниеДипломатический опыт Древнеегипетских фараонов
    Дата01.05.2023
    Размер59.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТиИД П.З.1 Брендон Нарваес Н 04002032.docx
    ТипДиплом
    #1101493
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Теория и история международных отношений

    Практическое занятие 1.

    Зарождение дипломатии в Древнем мире

    Брендон Нарваес. Н. - 04002032

    Вопросы для обсуждения:


    1. Дипломатический опыт Древнеегипетских фараонов

    Египет – это страна, возможно в которой в первые появились дипломатический отношения. В те времена, египтяне были крайне продвинутой нацией и начинали осваивать внешние сношения с близлежащими государствами. Именно они начали заключать договоры, хотя и простые по современным меркам.
    Войны в Сирии и в Нубии ослабили живые силы египетского народа. В царствование Аменхотепа III Египет вел мирную внешнюю политику. Аменхотеп III занялся возведением грандиозных архитектурных сооружений, в частности храмов, украшенных гигантскими колоннами. Среди этих величественных построек выделяется хорошо сохранившийся храм в Фивах (современном Луксоре), входивший в обширный архитектурный комплекс. Аменхотеп III и его преемники поддерживали политический авторитет Египта в Азии уже не военной силой, а при помощи дипломатии и золота.
    Международные отношения Египта этого времени довольно хорошо известны благодаря находке в Эль-Амарне большого государственного архива фараонов конца XVIII династии. В архиве сохранились дипломатические послания царей Вавилона, Ассирии, Митанни, Хеттского государства и Кипра, а также сиро-палестинских князей и правителей к египетским фараонам. Судя по этим посланиям, Египет поддерживал торговые и дипломатические отношения с различными государствами Передней Азии, специальные послы вели переговоры, нередко завершавшиеся заключением военно-политических союзов и соглашений.
    Политические союзы, например союз между Египтом и Митанни, иногда закреплялись династическими браками. Дипломатические переговоры, которые велись письменно или устно через послов, имели своей целью уладить различные конфликты. В одном письме вавилонский царь просит наказать виновных в ограблении вавилонского каравана, в другом — Буррабуриаш, царь Вавилона, протестует против непосредственных дипломатических отношений Египта с Ассирией, которую вавилонский царь считал себе подвластной. Митаннийский царь в своем послании предлагает египетскому фараону произвести обмен пограничными городами. Все эти письма в большинстве случаев написаны клинописью на вавилоно-аккадском языке, который тогда получил международное значение.
    Дипломатические документы позволяют установить факт постепенного ослабления политического влияния Египта в Азии. Правда, некоторые из правителей сирийских и финикийских городов еще сохраняли верность Египту и в письмах выражали свою преданность фараону. Так, правитель города Кат-ны пишет фараону: «О, владыка, в этом месте я твой слуга. Я ищу путь к моему владыке и моего владыку я не покидаю. С тех пор, как мои отцы стали твоими слугами, эта страна стала твоей страной, Катна стала твоим городом, и я принадлежу моему владыке. О, господин мой! Когда приходили войны и колесницы моего господина,— пища, напитки, скот... мед и масло выносились к воинам и колесницам моего господина».
    Но если отдельные города Палестины, Сирии и Финикии, как, например, Библ, еще признают верховный авторитет фараона, то более крупные государства Передней Азии постепенно выходят из сферы влияния Египта. Поэтому фараону приходится покупать дружбу азиатских царей. Так, Аменхотеп III посылает ассирийскому царю 20 талантов золота, очевидно, обеспечивая этой ценой его поддержку. Вавилонский царь Кадашман-Бэл просит в своих письмах Аменхотепа III прислать ему золота. Та же настойчивая просьба о присылке золота звучит и в письмах других азиатских царей. Особенно характерны в этом отношении письма митаннийского царя.
    В это время в восточной части Малой Азии образуется большое и сильное Хеттское царство. Хеттские цари стремятся расширить границы своего государства за счет соседних митаннийских областей и городов Северной Сирии, находившихся ранее под властью Египта. Усиление Хеттского царства грозило государству Митанни и египетским владениям в Сирии. Поэтому египетский фараон и митаннийский царь объединяются, чтобы дать совместный отпор наступающим хеттам.
    Назревает возможность заключения египто-митаннийского союза, который закрепляется династическими браками. Египет, не имевший достаточно военных сил для защиты своих отдаленных сирийских владений, принужден опираться на поддержку Митанни. Но митаннийский царь за свою дружбу и помощь требует золота: «Больше, чем моему отцу, да даст мне и да пошлет мне мой брат». В письмах к египетскому фараону он снова и снова просит золота, так как, по его словам, «в стране моего брата золото все равно, что пыль».
    Пользуясь ослаблением Египта, хетты продвигаются к югу и захватывают в Сирии области и города, некогда завоеванные Египтом; они нападают на Катну и подвергают разграблению этот город. Акиззи, правитель Катны, тщетно просит помощи у египетского фараона. Он пишет ему: «О, мой владыка, так же, как Дамаск в стране Убе простирает свои руки к твоим ногам, так и Катна простирает руки свои к твоим ногам». Но Египет уже не может оказать достаточной помощи своим азиатским владениям, не в состоянии задержать продвижение хеттов и восстановить свое влияние в Сирии.
    В Южную Сирию и в Палестину проникают кочевые племена хабири, они захватывают области Палестины, ранее принадлежавшие Египту. Риб-Адди, правитель Библа, пишет египетскому фараону: «С тех пор, как твой отец вернулся из Си-дона, страны оказались во власти хабири».
    Упадок военного могущества Египта, обнаружившийся при Аменхотепе III, стал еще более заметным при его сыне и преемнике Аменхотепе IV. В это время Египет уже не располагает достаточными военными силами, чтобы защищать свои владения в Сирии. В связи с этим в Сирии образуется союз сирийских князей, отчасти поддерживаемый хеттами. Стоящий во главе этого союза Азиру, царь страны Амурру, ведет упорную борьбу против Египта. Города Сирии и Финикии, сохранившие верность Египту, пишут отчаянные письма фараону, прося у него помощи.
    Старейшины Тунипа в красноречивых словах обращаются к фараону, прося его помочь им отстоять свой город от Азиру. Они напоминают египетскому царю, что при Тутмосе III никто не мог напасть на Тунип, так как все боялись египетских войск. А теперь Тунип уже больше не принадлежит Египту. Если воины и колесницы фараона прибудут слишком поздно, то Азиру захватит город. «И тогда, — угрожают старейшины Тунипа, — фараону придется горевать». 20 лет пишут старейшины Тунипа письма фараону, но даже ответа от него не получают, хотя в письме звучит грозное предостережение Египту, так как в конечном счете опасность грозит не только сирийским городам, но и самому Египту.
    С такими же мольбами о помощи обращаются к Египту правители других городов, в частности Тира и Библа. Все они просят прислать вспомогательные египетские войска — «воинов и колесницы», а также жизненные припасы для них и для населения осажденных городов. Положение осложняется обострением социальной борьбы в городах.
    Так, Риб-Адди, князь Библа, просит египетского наместника в Сирии скорее прислать в Библ войска, так как он боится «крестьян»; он выражает явное опасение, как бы они его не убили. Но египетские фараоны, вынужденные из-за разорения в первую очередь трудовых масс крестьянского населения отказаться от продолжения военной политики своих предшественников, не могли внять этим мольбам.


    1. Активность в сфере дипломатии древних государств Месопотамии

    На социально-экономическое и политическое развитие Двуречья оказало большое влияние то обстоятельство, что города-государства возникли здесь как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлыми кочевым людом, инокультурными племенами. От постоянных переселений и набегов соседних племен зависело политическое значение того или иного города, но и само его существование.
    Раннединастийный период шумерской истории был эпохой ожесточенной борьбы соседних городов-государств за политическую гегемонию, а их правителей – за упрочение и расширение своей власти за счет покорения соседей.
    Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894-1595 гг. до н.э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. В течении этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.
    Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течении столетней борьбы и завершилось только при знаменитом царе Хаммурапи. Созданное таким образом древневавилонское царство было централизованной деспотией. Единство и внутренняя прочность его были достигнуты благодаря ряду новых условий.
    Рабовладельческое государство представляло собой деспотию, безграничную власть царя, который управлял страной через многочисленных чиновников и судий.
    При последних двух царях первой вавилонской династии произошло крушение древневавилонского царства. На Вавилонию один за другим обрушились четыре врага: семиты из приморских областей Южного Шумера, элалитяне с Загроса, хетты с севера и затем племена коневодов касситов, жившие севернее элалитян. Верх одержали приморские племена, захватившие южную часть царства, и касситы, осевшие в центральной и северной Вавилонии.
    Касситская эпоха делится на два периода. В течение первого периода, римерно до последней четверти XV века, страна оправлялась от жестокого разорения и хозяйственного упадка. С конца VI века начинается торой период, в течении которого интенсивно развивалась хозяйственная жизнь.
    В середине XIII века до н.э. произошло сокрушительное вторжение ассирийцев в касситское царство. Скоро после этого в Ассирии начались внутренние смуты, которые дали возможность Вавилону вернуть самостоятельность. Но в XII веке страна опять была разрушена эламским вторжением. В 1165 году власть захватил один из сановников города Ишна, свергнувший касситского царя и основавший IV вавилонскую династию. С тех пор, вплоть до падения Ассирийской державы, Вавилония переживает длительный период политического упадка.


    1. Законы Ману – дипломатический кодекс Древней Индии

    Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются индийские законы Ману. Подлинный текст законов Ману до нас не дошел. Сохранилась лишь его позднейшая (стихотворная) передача, по всей вероятности, от­носящаяся к I веку нашей эры. Законы Ману были в этой редак­ции открыты англичанами в XVIII веке. Написаны они на классическом санскрите. В XIX—XX веках они переведены были на ряд европейских языков, в том числе и на русский.
    Согласно индийскому преданию, законы Ману — божест­венного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, считавшегося родоначальником арийцев. По своему ха­рактеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, меж­дународного права, торговли и военного дела. Эти правила складывались на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры.
    С формальной стороны законы Ману являются сводом законов Древней Индии. Но содержание памятника значи­тельно шире и разнообразнее. Он богат философскими рас­суждениями; много внимания уделено в нем религиозным и нравственным правилам.
    В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рас­сматривается и дипломатия. Центр внимания переносится на личные качества дипломата, от которых зависит успех дипло­матической миссии.
    Дипломатическое искусство, согласно учению Ману, за­ключается в умении предотвращать войну и укреплять мир. «Мир и его противоположность [война] зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война».
    Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей. Тем самым он предохра­няет государство от грозящих ему опасностей. Поэтому ди­пломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей. Он дол жен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их словам или действиям, но даже по жестам и выражению лица.
    Главе государства рекомендуется назначать дипломатов с большим выбором и осторожностью. Дипломат должен быть человеком почтенного возраста, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памятью, представительным, смелым, красноречивым, «знающим место и время действия». Самые сложные вопросы международной жизни должны разре­шаться прежде всего дипломатическим путем. Сила стоит на втором месте.


    1. Дипломатия Древнего Китая

    Первые государственные образования в Восточной Азии, возникшие на среднем течении реки Хуанхэ в начале II тысячелетия до н.э., с течением времени слились в единое государство.
    Дипломатия Древнего Китая была ориентирована на покорение соседних народов, расширение внешних рынков, господство на международных торговых путях.
    В геополитическом представлении китайцев превалировала категория центра. Поднебесная представлялась центром мира, а все остальное оказывалось второстепенным.
    В отличие от других стран, Китай еще в древности снаряжал посольства на десятки лет в иноземные регионы. Послы поднебесной мастерски владели искусством стратагемного мышления, и умело расставляли ловушки для противника. Стратагемы - стратегический многоходовой план, в котором заключается определенная уловка, искусные приемы, философские хитрости. Со временем стратагемы превратились в отточенный инструмент дипломатов Китая. Китайские послы были обязаны знать религию, обычаи страны, обладать умением стойко переносить трудности.
    В I тысячелетии единое рабовладельческое государство распалось на ряд крупных и мелких государств, которые стали самостоятельными. То враждуя между собой, то вступая в дружественные переговоры и заключая союзы, они находились в тесных взаимоотношениях.
    Древнекитайские государства подвергались опустошительным набегам кочевых племен (гуннов). Для защиты от набегов они были вынуждены объединяться в союзы, а в середине 6 века до н.э., заключили соглашение, предусматривающее отказ от разрешения спорных вопросов с помощью военной силы и обязательное обращение к третейскому суду. Этот первый известный в дипломатии договор о ненападении вскоре был нарушен. Правители отдельных китайских государств вскоре вступили в напряженную борьбу. Завершилось это в середине 3 века тем, что Чжэнь, повелитель царства Цинь, разгромил военные силы противников и воссоздал единую древнекитайскую деспотию.
    Объединив всю центральную власть современной территории Китая, Чжэнь, принявший титул Цинь-ши, организовал рад экспедиций для покорения соседних племен и народов. При царях династии Хань китайская рабовладельческая деспотия превратилась в мощное централизованное государство.
    В ту эпоху в китайских царских канцеляриях тщательно записывались все важнейшие события внешнеполитической жизни. Руководители китайских посольств были обязаны давать подробные письменные отчеты о своих миссиях.
    Энергичную внешнюю политику проводил император У-ди. Узнав, что далеко на западе есть другие культурные государства, он решил установить с ними связи и отправил туда посольство. Главе посольства было поручено договориться с правителями царств Запада о союзе против кочевников. В степях он был схвачен гуннами, но, прожив в плену 10 лет, бежал и отправился дальше на запад. Попытки договориться с вождями государств потерпели неудачу. Но он собрал подробные сведения об общественном и государственном строе народов Средней Азии и Ирина, об их военных силах, городах, торговых путях. Через несколько лет китайские войска использовали его сведения и разбили гуннов, появившихся на границах Средней Азии.
    Главным объектом внешней политики Китая на юге было государство Нан-Нюэ. Китайский посол разведал наиболее удобные речные пути, по которым было бы удобно перебросить войска. Другой китайский посол сумел вызвать в этом государстве внутренние междоусобицы, тем самым заставив Нан-Нюэ обратиться за помощью к Китаю. Так, оно было занято китайцами почти без сопротивления.


    1. Совершенствование дипломатических методов в Древней Греции

    12-8 вв до н э сохранялся родовой строй, 8-4 вв до н э – тип политического образования города гос-ва «полисы», между ними разнообразные формы международных связей. Греки создали в древности сложную систему дипломатических отношений, многие слова, относящиеся к дипломатии, заимствованы из греческого языка. Греческие посольства состояли, по крайней мере, из 2х послов, т. к. каждый из них представлял свою партию. Перед направлением послов обычно посылались два вестника, обеспечивавших иммунитет послов и придававших миссии религиозную санкцию. Греческие города посылали и принимали послов специального назначения, которые снабжались верительным грамотами, выдавшимися народным собранием.
    В независимой Греции переговоры велись в условиях относительной гласности, а заключенные договоры высекались на каменных плитах и выставлялись для всеобщего обозрения (система открытых договоров). Нарушение договора считалось оскорблением Зевса. Арбитраж был обычной процедурой для разрешения споров. В качестве арбитров выступали известные люди - философы или победители Олимпийских игр. Греки создали институт проксенов, защищавших права иностранцев, живущих в том или ином городе. Проксен назначался иностранным государством, интересы которого он должен был защищать, но был гражданином того города, в котором он жил. Проксен оказывал гостеприимство и всяческое содействие гражданам и в особенности послам государства, интересы которого он защищал, был посредником между ним и собственным государством. За это он пользовался определенными правами и привилегиями в представляемом им государстве - правом приобретать там имущество, правом на непосредственное сношение с его советом, народным собранием и другими органами власти, правом на общественное гостеприимство, почетным местом на общественных празднествах и т.п. институт Амфиктионии – религиозный союз возле святилища какого-то особо чтимого божества, (живущие вокруг), верховный орган – общее собрание, представители назначались гос-вом, собирались 2 раза в год, решения были обязательны, во время празднеств прекращались войны («божий мир»).
    Число членов посольств было различным, на начальном этапе все послы были равны, позднее стали выбирать архстарейшину. Инструкция для посольств: сложенные две дощечки – дипломата. Основная цель заключение союзов и подписание дог-ов.
    К V веку до н.э. греки разработали разветвленную систему международных отношений. Были выработаны нормы, связанные с объявлением войны, заключением мира, ратификацией договоров, арбитража, нейтралитета. Действовали определенные правила обмена послами, приема в гражданство, выдачи преступников. Кроме того, имелись нормы, определявшие правила ведения войны (аналог Женевской конвенции), а также порядок мореходства.
    Одной из главных обязанностей послов в Греции было заключение союзов с другими государствами и подписание договоров. В античных полисах на договор смотрели как на нечто магическое. Нарушение договора, по убеждению людей древнего мира, влекло за собой божественную кару. Поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров в Элладе было обставлено строгими формальностями. Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели божественную силу, якобы освятившую подписанный договор. Клятвы давались обеими сторонами в присутствии магистров того города, где подписывался договор. К клятве присоединялось проклятие, падавшее на голову нарушителя договора. Договоры писались на нескольких языках — по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан текст договора, разбивалась. Тем самым договор расторгался.


    1. Древний Рим и расширение опыта реализации дипломатии.

    Организация и структура дипломатических органов античного Рима отражает особенности его политического строя. Если в Греции классического периода, с ее развитой дипломатией, зна­чительную роль во внешней политике играли Народные собра­ния, т. е. собрания граждан, стоявших вне и выше рабов, не имевших гражданских прав, то в Риме классического периода политическим руководителем внешней политики являлся орган римской рабовладельческой знати — Сенат. Посольства в Риме назывались легациями (legationes), а послы — легатами (legati), ораторами (oratores) и жезлонос­цами (caduceatores). В древнейший (царский) период римской истории право посылать посольства принадлежало царю, а послами были фециалы.
    Римская дипломатия и период республики. История римской дипломатии начинается с первых столетий римского государства. Об этом свидетельствуют договоры (федера) города Рима с другими городами, входившими в Римско-Италийскую федерацию, и торговый договор с Карфагеном — конца VI века до нашей эры. Тексты этих договоров сохранились в передаче рим­ских историков и юристов. Подлинных документов официаль­ного характера в Риме сохранилось сравнительно немного. Объясняется это следующим обстоятельством. Материалом, на котором в Риме изготовлялись государственные документы, служили полотно, деревянные, бронзовые и медные доски. Полотно и дерево легко подвергались действию времени. Ме­таллические же доски погибали при пожарах, расхищались во время захватов Рима варварами и переплавлялись в ору­жие или какие-либо иные предметы. Между тем в Греции официальные записи вырезывались на мраморных плитах, почти не поддающихся разрушительному действию времени.
    Переломный момент в истории международных отношений и дипломатии Рима представляет Вторая Пуническая война (Пунт - Карфаген, территория нынешнего Туниса, главный соперник Рима того времени) или война с Ганнибалом (218—201 гг. до нашей эры). С этого времени Рим выходит на широкую международную арену и вступает в более тесные сношения с культурными странами средиземноморского мира. Удлинение радиуса международ­ных связей являлось следствием внутреннего роста и внешнего усиления римского государства.
    Рим — городская республика, начал превращаться в миро­вое государство — Римскую империю. Соответственно расши­рялась и осложнялась внешняя политика Рима; большее зна­чение приобретала и дипломатия как инструмент внешней политики государства. Исход Пунических войн и одновременных с ними войн на греко-эллинистическом Востоке в значи­тельной мере зависел от дипломатической активности воюющих держав. В III—II веках до нашей эры римская дипломатия до­стигла высшей точки развития. Это совпало с наиболее напря­женным периодом борьбы, со Второй и Третьей Пуническими вой­нами и войнами Рима с эллинистическими царствами. Против­ником Рима был карфагенянин Ганнибал — столь же гениаль­ный дипломат, как и стратег. Впервые римская и карфагенская дипломатия резко столкнулись по вопросу о союзниках. Ввиду равенства вооруженных сил Рима и Карфагена уже с само­го начала войны было очевидно, что ее исход в значитель­ной степени зависит от отношения к воюющим державам ней­тральных стран — соседних варварских народностей и в осо­бенности греко-эллинистических государств. Поддержка, оказываемая Ганнибалу его союзниками, — князьями нумидийских, испанских и галльских племен, была недостаточна. При таком критическом положении приходилось искать вы­хода где-либо на стороне, за пределами римско-карфагенского мира. Тогда Ганнибал и устремил свои взоры на Восток, на греко-эллинистический мир.
    Замысел Ганнибала об окружении Рима. Ганнибал замышлял обширную и страшнуюдля ненавистного ему «западного варвара» - Рима тройственную коалицию — Сирии, Карфагена и Македонии. Тройственный союз составлял лишь одну часть грандиозного плана, предложенного карфагенским вождем. Ганнибал пред­полагал зажечь огонь восстания в Этрурии, Лигурии и Цизаль­пинской Галлии. Тем временем сам Ганнибал должен был неожиданно явиться под стенами Рима. В случае осуществле­ния этого плана «вы, — говорил Ганнибал, — будете иметь против римлян соединенные силы Азии и Европы. Могуще­ство Рима состоит не в его военной мощи, а в его способности разъединять противников».
    Однако замечательный по широте и смелости план Ганни­бала не был принят. Римская дипломатия достигла своих целей.
    Мирный договор был подписан в городе Апамее в Сирии (188 г. до нашей эры). Сирийское царство лишалось полити­ческой самостоятельности и сокращалось в своих размерах. Часть земель передавалась римским союзникам, а малоазиат­ские города отходили к Риму. Одним из главных условий мира была выдача Ганнибала. Предупрежденный о грозящей ему участи, Ганнибал покончил с собой, приняв яд. Ганнибал сошел с исторической арены, но его план окружения Италии сохранял свою силу в течение всей последующей истории.
    Дипломатия Юлия Цезаря (середина І в. до нашей эры). Великая историческая личность, чье родовое имяЦезарь, имя собственное, стало именем нарицательным.В разных языках в течении последующих 2 тысяч лет звучало и звучит как «царь, кайзер, цесарь и т.д.» Кстати, сам великий правитель собственно монархом никогда и не был.
    Свои дипломатические дарования Гай Юлий Цезарь обнаружил с особым блеском во время галльской кампании (58 — 51 гг. до нашей эры).

    rosbank.ru

    РЕКЛАМА

    Накопительный счет #Акционный

    Ежедневное начисление % на остаток. Пополнение и снятие без потери %

    Подробнее

    Галлия в то время переживала глубокий внутренний кри­зис. Старинный первобытно-общинный строй сменялся госу­дарственным. К древней вражде племен присоединились еще социальные противоречия между различными группами галль­ского населения. Цезарь в высшей степени искусно исполь­зовал все эти противоречия в интересах римского государства. С помощью «римских друзей» ему удалось организовать обще-галльскую конференцию. То был своего рода дипломатический конгресс представителей всех галльских племен. Цезарь до­бился того, что конференция провозгласила его вождем и за­щитником общегалльских интересов. Этот чисто дипломатиче­ский ход облегчил Цезарю задачу покорения Галлии. К нему как к третейскому судье и защитнику галлов начали обра­щаться галльские племенные князья со своими нуждами, жалобами и взаимными доносами. Это давало Цезарю полную осведомленность во внутренних делах Галлии, возможность вмешиваться в междуплеменные распри и безошибочно направ­лять свои дипломатические и военные предприятия.
    Не последнюю роль в дипломатических успехах Цезаря сы­грали и его личные качества. Юлий Цезарь отличался сильным характером и легко ориентировался в сложной обстановке. Вместе с тем он был общителен, щедр, прост и благодаря этим качествам легко располагал к себе людей, с которыми ему при­ходилось встречаться, независимо от их положения, возраста и национальности. В своей политике Цезарь руководствовался исключительно принципом целесообразности, государствен­ной и личной выгоды.
    Разделяя своих противников, приближая и объединяя своих сторонников, Цезарь к концу 52 г. привел галльские племена к полному подчинению Риму. Таким образом, благо­даря Цезарю одна из богатейших областей тогдашней Западной Европы — Галлия, которая включала в себя нынешние Фран­цию, Бельгию и часть Германии, — была присоединена к рим­ской территории.
    Политику Юлия Цезаря в Галлии, Германии, Британии и в особенности на Востоке продолжал его приемный сын Октавиан Август, первый римский император (принцепс). С Августа начинается история Римской империи, продолжавшаяся около 500 лет (I — V века нашей эры).
    Организация дипломатического аппарата в эпоху империи. Римская империя создавалась в процессе борьбы Рима с Карфагеном и эллинистическими царствами. Эта борьба содействовала централизации государственной власти. Респу­бликанские учреждения постепенно заменялись бюрократи­ческими императорскими канцеляриями. Все управление го­сударством переходило в руки императора, который управлял страной через посредство многочисленных, зависимых от него чиновников (прокураторов и легатов). Сенат продолжал существовать, но из руководящего органа государства, како­вым он был при Республике, превратился в государствен­ный совет.
    Соответствующим образом изменилось и управление делами внешней политики и дипломатии. В императорский период (I — V века нашей эры) все дела внешней политики — объявле­ние войны, заключение мира, прием и отправление посольств и пр. — подлежали ведению императора. Дипломатия превра­щалась в ведомственную функцию и утрачивала демократиче­ский характер, который она имела при Республике. Изменилась и роль посла. Послы в императорскую эпоху не выбирались, а назначались, как и все другие чиновники, самим принцепсом. Ему одному они были обязаны и отчетом о своей дея­тельности. Характерной для Республики гласности и публич­ной отчетности при Империи тоже не существовало. Со времени императора Клавдия (середина I века) посольскими делами ведала личная канцелярия императора, возглавляемая импера­торским секретарем. Вместе с тем личная канцелярия импера­тора являлась высшим административным органом всей Импе­рии.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта